Если расходы на служебный транспорт имеют непосредственное отношение к производственной деятельности хозяйства и подтверждены документами, то их можно отнести в затраты. Рассмотрим, как правильно это сделать.
Для признания расходов есть основания
Затраты на содержание служебного транспорта могут быть учтены при расчете налога на прибыль. В случае общей системы налогообложения они относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (подп. 11 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ).
Сельхозпроизводители, находящиеся на упрощенной системе налогообложения с объектом «доходы минус расходы», затраты на содержание служебного транспорта учитывают на основании подпункта 12 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ.
При уплате ЕСХН их также можно учесть (подп. 12 п. 2 ст. 346.5 Налогового кодекса РФ).
При этом важно, чтобы расходы были обоснованными и документально подтвержденными (п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ). Напомним, относится это не только к фирмам, применяющим общую систему налогообложения, но и к тем, которые находятся на упрощенной системе налогообложения или применяют спецрежим в виде уплаты единого сельхозналога (п. 3 ст. 346.5, п. 2 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ).
Также обратим внимание: при применении кассового метода расходы признаются только после их фактической оплаты. Такой метод их признания хозяйство может применять, например, на «упрощенке» (п. 2 ст. 346.17 Налогового кодекса РФ), а также в случае уплаты единого сельскохозяйственного налога (подп. 2 п. 5 ст. 346.5 Налогового кодекса РФ).
Применяем нормы по ГСМ
Налоговое законодательство не предусматривает нормирования расходов на горюче-смазочные материалы. Но финансисты настаивали: при определении обоснованности затрат на топливо должны учитываться нормы его расхода (письмо от 3 сентября 2010 г. № 03-03-06/2/57). Однако такая позиция не находила поддержки у судей (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 5 апреля 2012 г. № А27-8757/2011).
Впоследствии чиновники заключили, что использование норм - право, а не обязанность компании (письма Минфина России от 3 июня 2013 г. № 03-03-06/1/20097, от 30 января 2013 г. № 03-03-06/2/12).
Напомним, в настоящее время хозяйство вправе применять Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», утвержденные распоряжением Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р (далее - Методические рекомендации).
Следуя им, в ряде случаев, указанных в пункте 5 раздела II Методических рекомендаций, можно проводить расчет нормы с учетом повышающего коэффициента. Так, при эксплуатации автомобиля в зимних условиях надбавка к норме определяется в зависимости от климатических районов. При этом срок ее действия и предельная величина зависят от того, в каком регионе эксплуатируется транспорт. Также учитываются и другие факторы. Например, численность населения города, использование машин в горной местности, обкатка новых автомобилей и после капитального ремонта, а также срок эксплуатации транспортного средства и его пробег.
Отметим, возможно и снижение нормы, например, при работе на дорогах общего пользования за пределами пригородной зоны на равнинной местности (п. 6 раздела II Методических рекомендаций).
В случае применения нескольких надбавок норма устанавливается по их сумме или разности к базовой норме.
Пример. Хозяйство эксплуатирует в Москве зимой автомобиль ВАЗ-11183. Приказом руководителя утверждены те нормативные показатели расхода ГСМ, которые определены Методическими рекомендациями. Базовая норма расхода составляет 8 л на 100 км (п. 7.1 раздела II Методических рекомендаций). При этом надбавка к норме для города с населением свыше 3 млн человек составляет 25 процентов (п. 5 раздела II Методических рекомендаций), а зимняя - 10 процентов (приложение № 2 к Методическим рекомендациям). В результате нормативный расход топлива на 100 км равен 10,8 л (8 л + 8 л х 25% + 8 л х 10%). В один из дней пробег по путевому листу составил 60 км. Поэтому по нормативу расход горючего в этот день должен быть не более 6,48 л (10,8 л х 60 км : 100 км).
Нормативы расхода смазочных материалов установлены в приложении № 1 к Методическим рекомендациям с учетом замены и текущих дозаправок на 100 л общего расхода топлива, рассчитанного по нормам.
Для масел нормативные величины установлены в литрах, а для смазок - в килограммах.
При этом показатели увеличиваются до 20 процентов для автомобилей, эксплуатируемых более пяти лет, а также после капитального ремонта.
Отметим: если типовые нормы не утверждены, то можно использовать те, которые разработаны по индивидуальным заявкам научными организациями, а затем утверждены приказом руководителя компании. А до этого момента нужно руководствоваться технической документацией на автомобили и информацией завода-изготовителя (письмо Минфина России от 10 июня 2011 г. № 03-03-06/4/67).
В случае если расход топлива превышает норму, назначается комиссия и оформляется акт замера фактического расхода горючего на 100 км пробега.
Нужно оформлять путевые листы
Для налогового учета затраты на покупку топлива не признаются расходом, так как заправка бензина подтверждает только факт его приобретения. Для признания расходов требуется их документальное подтверждение. При этом в качестве первички используется путевой лист. Его унифицированная форма утверждена постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78. Однако обязательна она только для специализированных и автотранспортных компаний (письмо Минфина России от 20 февраля 2006 г. № 03-03-04/1/129). Остальные фирмы могут применять ту форму, которую разработают самостоятельно. При условии, что в ней будут присутствовать обязательные реквизиты, предусмотренные Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Кроме того, в пункте 3 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных приказом Минтранса России от 18 сентября 2008 г. № 152, перечислены данные, которые должен содержать этот документ. К ним относятся: наименование, номер и срок действия документа, сведения о транспортном средстве, его собственнике и водителе.
Также в путевом листе обязательно должна содержаться информация о маршруте следования машины (письмо № 03-03-04/1/129). Документ можно составлять раз в месяц или квартал. При условии, что на основании его можно судить об обоснованности расходов на ГСМ. Такой вывод можно сделать из писем Минфина России от 16 марта 2006 г. № 03-03-04/2/77 и от 3 февраля 2006 г. № 03-03-04/2/23.
Учитываем другие виды затрат
В состав расходов на содержание служебного транспорта на основании подпункта 11 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ могут включаться разные расходы. Например, на мойку машины. Против этого Минфин России не возражает (письмо от 20 июня 2006 г. № 03-03-04/1/530). При безналичной оплате с фирмой, проводящей мойку, подписывают акт об оказании услуг. При наличной оплате должен быть выдан кассовый или товарный чек. При этом налоговики считают, что в нем должна быть указана информация о марке и государственном номере того автомобиля, который обслуживался. Об этом говорится в письме УФНС России по г. Москве от 12 апреля 2006 г. № 20-12/29007.
Учитываются и затраты на парковку автомобилей. Подтвердить их можно с помощью кассового чека или квитанции (письмо Минфина России от 27 апреля 2006 г. № 03-03-04/1/404).
Также автомобили должны проходить государственный технический осмотр. Без этого их эксплуатация запрещена. Об этом сказано в пункте 11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090. Оплата процедуры техосмотра документально подтверждается с помощью кассовых чеков и платежных поручений.
Важно запомнить
Для подтверждения обоснованности понесенных расходов на горючее сельхозпроизводитель вправе применять нормы, разработанные Минтрансом России, а также утвердить собственную форму путевого листа.
Опубликовано в журнале «Учет в сельском хозяйстве» № 2, февраль 2014 г.
Начать дискуссию