В соответствии со ст.14 закона №402-ФЗ, бухгалтерская отчетность состоит из:
- бухгалтерского баланса,
- отчета о финансовых результатах,
- приложений к ним.
(п.1 ст.14 Федерального закона от 06.12.2011г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).
В соответствии с п.4 Приказа №66н, иные приложения (пояснения) к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах:
- Оформляются в табличной и/или текстовой форме.
- Содержание пояснений, оформленных в табличной форме, определяется организациями самостоятельно с учетом приложения №3 к Приказу 66н.
Обратите внимание: Статья бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, к которой даются пояснения, должна иметь указание на такое раскрытие (п.28 ПБУ 4/99).
Согласно положениям Приказа Минфина от 02.07.2010г. №66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций», организации самостоятельно определяют детализацию показателей по статьям бухгалтерской отчетности.
При определении детализации показателей нужно учитывать положения п.11 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», в соответствии с которым показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях:
- должны приводиться в бухгалтерской отчетности обособленно в случае их существенности и если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.
- могут приводиться общей суммой с раскрытием в Пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах, если каждый из этих показателей в отдельности несущественен для оценки заинтересованными пользователями финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.
Согласно Приложению №3 к Приказу №66н, в котором содержится пример оформления пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах, Пояснения состоят из девяти разделов:
- Нематериальные активы (НМА) и расходы на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы (НИОКР).
- Основные средства.
- Финансовые вложения.
- Запасы.
- Дебиторская и кредиторская задолженность.
- Затраты на производство.
- Затраты на производство.
- Обеспечения обязательств.
- Государственная помощь.
Коды строк в Пояснениях проставляются в соответствии с Приложением №4 к Приказу №66н.
Напоминаем, что Приказом №66н предусмотрено право малых предприятий формировать свою бухгалтерскую отчетность по упрощенной системе:
- В бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах включаются показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям).
- В приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.
Формы бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах субъектов малого предпринимательства так же утверждены Приказом №66н и содержатся в Приложении №5 к данному Приказу.
Обратите внимание: Организации - субъекты малого предпринимательства вправе формировать представляемую бухгалтерскую отчетность в полном объеме (в соответствии с пунктами 1 - 4 Приказа №66н).
В статье мы рассмотрим требования действующего законодательства к порядку составления Пояснений к бухгалтерской отчетности за 2013 год.
Законодательная база
При определении содержания Пояснений к бухгалтерской отчетности организациям необходимо учитывать общие требования к составлению бухгалтерской отчетности.
Согласно требованиям действующего законодательства бухгалтерская отчетность должна давать достоверное представление:
- о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату,
- финансовом результате его деятельности,
- движении денежных средств за отчетный период,
необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.
На основании п.6 ч.3 ст.21 закона № 402-ФЗ, Федеральные стандарты независимо от вида экономической деятельности устанавливают:
- состав, содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности.
В том числе:
- образцы форм бухгалтерской отчетности,
- состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах,
- состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств.
При определении состава и содержания Пояснений организации должны руководствоваться взаимосвязанными положениями пунктов 24-27 ПБУ 4/99, норм других положений по бухгалтерскому учету в части раскрытия информации, а также подпункта «б» пункта 4 Приказа №66н.
Так, например, в Пояснениях необходимо раскрывать сведения, относящиеся к учетной политике организации.
Кроме того, Пояснения должны обеспечивать пользователей дополнительными данными, которые нецелесообразно включать в бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах, но которые необходимы пользователям бухгалтерской отчетности для реальной оценки:
- финансового положения организации,
- финансовых результатов ее деятельности,
- движении денежных средств за отчетный период.
Обычно Пояснения связаны с числовыми показателями бухгалтерского баланса или отчета о финансовых результатах.
Не относится к Пояснениям с точки зрения состава бухгалтерской отчетности и, соответственно, не входит в состав бухгалтерской отчетности информация, сопутствующая бухгалтерской отчетности, состав и содержание которой определены разделом п.39 ПБУ 4/99:
«Организация может представлять дополнительную информацию, сопутствующую бухгалтерской отчетности, если исполнительный орган считает ее полезной для заинтересованных пользователей при принятии экономических решений.
В ней раскрываются:
- динамика важнейших экономических и финансовых показателей деятельности организации за ряд лет;
- планируемое развитие организации;
- предполагаемые капитальные и долгосрочные финансовые вложения;
- политика в отношении заемных средств, управления рисками;
- деятельность организации в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
- природоохранные мероприятия;
- иная информация.
Дополнительная информация при необходимости может быть представлена в виде аналитических таблиц, графиков и диаграмм.»
При проведении аудиторской проверки, на основании вышеизложенного и в соответствии с частью 3 ст.1 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» аудиторские процедуры, составляющие аудит, проводятся в отношении Пояснений, как части бухгалтерской отчетности, в полном объеме.
Раздел 1. НМА и расходы на НИОКР
Раздел 1 Пояснений к бухгалтерскому балансу раскрывает информацию о показателях строк 1110 «Нематериальные активы», 1120 «Результаты исследований и разработок», 1190 «Прочие внеоборотные активы» баланса и, соответственно, содержит информацию:
- Об объектах НМА, включая незаконченные операции по приобретению.
- О расходах организации на НИОКР, включая незаконченные.
При заполнении Раздела 1 Пояснений необходимо руководствоваться требованиями действующего законодательства.
Так, в соответствии с п.41 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов», в бухгалтерской отчетности организации подлежит раскрытию, как минимум, следующая информация по отдельным видам НМА:
- фактическая (первоначальная) стоимость или текущая рыночная стоимость с учетом сумм начисленной амортизации и убытков от обесценения на начало и конец отчетного года;
- стоимость списания и поступления НМА, иные случаи движения НМА;
- сумма начисленной амортизации по НМА с определенным сроком полезного использования;
- фактическая (первоначальная) стоимость или текущая рыночная стоимость НМА с неопределенным сроком полезного использования, а также факторы, свидетельствующие о невозможности надежно определить срок полезного использования таких НМА, с выделением существенных факторов;
- стоимость переоцененных НМА, а также фактическая (первоначальная) стоимость, суммы дооценки и уценки таких НМА;
- оставшиеся сроки полезного использования НМА в деятельности, направленной на достижение целей создания некоммерческих организаций;
- стоимость НМА, подверженных обесценению в отчетном году, а также признанный убыток от обесценения;
- наименование НМА с полностью погашенной стоимостью, но не списанных с бухгалтерского учета и используемых для получения экономической выгоды;
- наименование, фактическая (первоначальная) стоимость или текущая рыночная стоимость, срок полезного использования и иная информация в отношении НМА, без знания о которой заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.
При раскрытии в бухгалтерской отчетности информации о НМА отдельно раскрывается:
- информация о НМА, созданных самой организацией.
Обратите внимание: В случае, если в отчетном периоде изменяется учетная политика организации в части учета НМА, то сравнительные показатели за предыдущие периоды должны быть сформированы таким образом, как если бы новая учетная политика применялась и ранее.
Раздел 1 состоит из 5 таблиц:
- Таблица 1.1. Наличие и движение НМА (указываются данные за 2013, 2012 годы).
Таблица 1.1. расшифровывает показатель строки 1110 «Нематериальные активы» бухгалтерского баланса.
В ней указывается (в разрезе видов НМА):
- первоначальная стоимость* НМА,
- суммы накопленной амортизации на начало и конец периодов,
а так же данные:
- о поступлении и выбытии НМА,
- о переоценке и обесценении НМА.
*Если НМА переоценивались, то в столбцах «Первоначальная стоимость» указывается текущая рыночная стоимость объектов.
- Таблица 1.2. Первоначальная стоимость НМА, созданных самой организацией (указываются данные на 31 декабря 2013, 31 декабря 2012, 31 декабря 2011 г.).
Таблица так же расшифровывает показатель строки 1110 «Нематериальные активы» бухгалтерского баланса.
В ней указываются (по видам) НМА, созданные самой организацией, отраженные по дебету счета 04 «Нематериальные активы».
- Таблица 1.3. НМА с полностью погашенной стоимостью (указываются данные на 31 декабря 2013, 31 декабря 2012 г.).
При заполнении таблицы необходимо использовать данные об объектах НМА, балансовая стоимость которых на конец отчетного периода равна нулю, но при этом объекты продолжают использоваться в деятельности компании.
Начать дискуссию