Источник: Журнал "Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение"
С 01.01.2014 вступил в силу Федеральный закон от 23.07.2013 № 214-ФЗ, которым внесены изменения в ст. 362 НК РФ в части порядка исчисления транспортного налога по дорогостоящим легковым автомобилям (средней стоимостью более 3 млн руб.). В связи с этим торговые организации в отношении зарегистрированных на них легковых автомобилей, в том числе используемых на тест-драйве, могут столкнуться с необходимостью исчисления транспортного налога с применением повышающего коэффициента. Увеличиваются ли в связи с этим обязательства по уплате авансовых платежей по транспортному налогу? От чего зависит размер повышающего коэффициента?
Надо ли в повышенном размере уплачивать авансовые платежи?
Согласно п. 2 ст. 363 НК РФ плательщики транспортного налога, являющиеся организациями, в течение налогового периода (по истечении каждого отчетного периода) уплачивают авансовые платежи по указанному налогу, если законами субъектов РФ не предусмотрено иное. Уплата налога производится по истечении налогового периода. (Напомним: налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год, отчетными периодами являются I, II и III кварталы.)
На основании п. 2.1 ст. 362 НК РФ размер авансового платежа по истечении каждого отчетного периода составляет 1/4 произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки. В отношении легковых автомобилей налоговая база определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах. Налоговая ставка устанавливается в рублях.
Что касается суммы транспортного налога, подлежащей уплате в бюджет по итогам налогового периода, она рассчитывается как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода. Помимо этого, в п. 2 ст. 362 НК РФ (которым установлен порядок исчисления суммы налога) перечислены случаи, когда исчисление суммы транспортного налога необходимо производить с учетом повышающего коэффициента. Таким образом, применение повышающего коэффициента предусмотрено только при исчислении транспортного налога, подлежащего уплате по итогам налогового периода (календарного года), исчисление авансовых платежей производится без учета повышающих коэффициентов. На этом важном моменте чиновники уже заострили внимание (Письмо Минфина РФ от 11.04.2014 № 03-05-04-01/16508, доведенное до сведения УФНС по субъектам РФ Письмом ФНС РФ от 23.04.2014 № БС-4-11/7781, Письмо ФНС РФ от 24.03.2014 № БС-4-11/5316, Информация ФНС РФ «О разъяснении порядка исчисления авансовых платежей по транспортному налогу для дорогостоящих автомобилей»).
В то же время финансисты обращают внимание: в рамках внесения изменений в законодательство о налогах и сборах будут подготовлены соответствующие поправки в п. 2.1 ст. 362 НК РФ во взаимосвязи с положениями п. 2 ст. 362 НК РФ.
Ключевой момент
В отношении соответствующих легковых автомобилей транспортный налог по итогам налогового периода исчисляется с учетом повышающих коэффициентов. А вот обязательства по уплате авансовых платежей устанавливаются без применения таких коэффициентов.
Каков размер повышающего коэффициента?
Размер коэффициента зависит от средней стоимости легкового автомобиля и периода, прошедшего с года его выпуска.
Средняя стоимость, млн руб. |
Размер повышающего коэффициента в зависимости от количества лет с года выпуска легкового автомобиля |
|||||
Не более 1 года |
От 1 года до 2 лет |
От 2 до 3 лет |
Не более 5 лет |
Не более 10 лет |
Не более 20 лет |
|
От 3 до 5 |
1,5 |
1,3 |
1,1 |
|
|
|
От 5 до 10 |
|
|
|
2 |
|
|
От 10 до 15 |
|
|
|
|
3 |
|
От 15 |
|
|
|
|
|
3 |
Откуда берется средняя стоимость легкового автомобиля?
Это не та стоимость, за которую торговая организация приобрела автомобиль. Средняя стоимость рассчитывается Департаментом транспортного и специального машиностроения (является структурным подразделением Минпромторга) в соответствии с порядком, утвержденным Приказом Минпромторга РФ от 28.02.2014 № 316. Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн руб. должен ежегодно не позднее 1 марта размещаться на официальном сайте Минпромторга в Интернете (www.minpromtorg.gov.ru/). Такой перечень уже есть. В нем приведены 187 моделей (версий) легковых автомобилей разных марок, но без указания средний стоимости по каждому автомобилю в зависимости от года выпуска, поскольку названные данные пока рассчитать не представляется возможным. Убедиться в этом можно, ознакомившись с процедурой расчета средней стоимости легковых автомобилей.
Формула № 1
Для расчета средней стоимости легкового автомобиля используется одна из двух формул. Формула № 1 применяется в том случае, если производитель (его уполномоченное лицо) представлен на территории РФ и им по запросу Минпромторга не позднее
1 июля и 1 декабря текущего налогового периода представлены данные о рекомендованных розничных ценах автомобиля. Данная формула выглядит так:
Спр |
= |
Р1 + Р2 |
, где: |
2 |
Спр – средняя стоимость автомобиля по формуле № 1;
Р1 – рекомендованная розничная цена автомобиля данной марки, модели, базовой версии автомобиля и года выпуска, полученная по состоянию на 1 июля соответствующего налогового периода по уплате транспортного налога;
Р2 – рекомендованная розничная цена, полученная по состоянию на 1 декабря.
Расчет средней стоимости автомобилей по формуле № 1 основан на информации о рекомендованных производителями розничных ценах на автомобили по состоянию на 1 июля и 1 декабря соответствующего налогового периода. Эта формула используется в том случае, если производитель или его уполномоченное лицо представлены на территории РФ и от них поступила соответствующая информация.
Формула № 2
Если необходимая информация от производителя (его уполномоченного лица), представленного на территории РФ, не поступила, а также в ситуации, когда производитель (его уполномоченное лицо) на территории РФ не представлен, расчет средней стоимости производится с использованием формулы № 2. У этой формулы есть два варианта, выбираемых в зависимости от возраста автомобиля.
Средняя стоимость нового легкового автомобиля (не старше пяти лет) определяется таким образом:
Ск |
= |
Рcrmax + Рcrmin |
, где: |
2 |
Ск – средняя стоимость автомобиля по формуле № 2;
Рcrmax – максимальная цена продажи автомобиля на территории РФ по состоянию на 31 декабря соответствующего налогового периода по данным российских каталогов (например, ФГУП «НАМИ», «Прайс-Н»);
Рcrmin – минимальная цена продажи автомобиля по состоянию на 31 декабря.
Если же автомобиль старше пяти лет, формула расчета выглядит так:
Ск |
= |
Рcrmax + Рcrmin |
х |
Кс + Кt. |
2 |
В этом случае максимальная и минимальная цены продажи автомобиля по состоянию на 31 декабря берутся из каталогов иностранных издательств (к примеру, Audatex, DAT, Kelley Blue Book, Mitchel, Motor, Canadien Black Book, Schwacke). С целью перевода каталожной цены автомобиля в цены в рублевом эквиваленте согласно валютному курсу года выпуска автомобиля используется коэффициент Кс, значение которого устанавливается следующим образом:
Кс |
= |
Q1 + Q2 |
, где: |
2 |
Q1 – курс иностранной валюты к валюте РФ, установленный ЦБ РФ на 1 января года выпуска автомобиля;
Q2 – курс иностранной валюты по состоянию на 31 декабря года выпуска автомобиля.
Полученная средняя цена автомобиля увеличивается на коэффициент Кt, равный сумме утилизационного сбора и ввозной таможенной пошлины, уплачиваемых за подобный автомобиль.
Ключевой момент
В формуле № 2 за основу берутся данные российских каталогов или каталогов иностранных государств о максимальной и минимальной ценах продажи автомобиля по состоянию на 31 декабря года выпуска автомобиля.
Сколько лет прошло с года выпуска автомобиля?
Помимо применения повышающего коэффициента для определения средней стоимости легкового автомобиля необходимость его применения зависит от того, какой период прошел с года выпуска автомобиля. В пункте 2 ст. 362 НК РФ указано только, что исчисление данного срока начинается с года выпуска соответствующего легкового автомобиля. Надо ли при расчете учитывать непосредственно год выпуска, из этой фразы непонятно. ФНС подсказала: количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах с года, следующего за годом выпуска транспортного средства (Письмо ФНС РФ от 24.03.2014 № БС-4-11/5316). Другими словами, период, прошедший с года выпуска легкового автомобиля, следует определять в том же порядке, который используется при установлении дифференцированных налоговых ставок с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств (п. 3 ст. 361 НК РФ).
Пример
Торговая организация использует на тест-драйве зарегистрированный на нее легковой автомобиль Mercedes-Benz CL 500, выпущенный в мае 2012 года.
При расчете транспортного налога по итогам 2014 года срок, прошедший с года выпуска легкового автомобиля Mercedes-Benz CL 500, составит два года. Тогда транспортный налог исчисляется с применением повышающего коэффициента 2 в том случае, если средняя стоимость автомобиля попадет в диапазон от 3 млн до 10 млн руб.
* * *
Если на торговую организацию зарегистрированы дорогостоящие легковые автомобили, в том числе используемые на тест-драйве, при исчислении транспортного налога по итогам 2014 года необходимо проверить, не увеличивается ли налоговая нагрузка в связи с необходимостью применения повышающих коэффициентов. Авансовые платежи рассчитываются пока без применения таких коэффициентов.
Размер повышающего коэффициента зависит от средней стоимости автомобиля, информацию о которой следует искать на официальном сайте Минпромторга, и количества лет, прошедших с года выпуска легкового автомобиля. Для понимания того, каким образом рассчитывается средняя стоимость легкового автомобиля, в статье приведены формулы, используемые для этих целей.
Начать дискуссию