Источник: Журнал "Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение"
В некоторых регионах уже начали собирать взносы на капремонт МКД, а в некоторых этот срок неумолимо приближается. Однако население в большинстве своем не приветствует такие сборы. Какие механизмы защиты новой системы финансирования капремонта предусмотрел законодатель на случай саботажа со стороны граждан?
Как известно, есть два способа формирования фонда капремонта – на счете регионального оператора (по сути, это «котловой метод») и специальном счете (его владельцем может быть региональный оператор или ТСЖ, а с 01.01.2015 – еще и УК). У граждан возникают вопросы: можно ли не принимать никаких решений о фонде капремонта, можно ли принять решение о формировании фонда на специальном счете ТСЖ, но не исполнять его, чтобы избежать уплаты взносов? Рассмотрим процедуру по порядку.
Способ формирования фонда
Согласно ч. 5 ст. 170 ЖК РФ решение об определении способа формирования фонда капремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в течение срока, устанавливаемого субъектом РФ, но не более шести месяцев с даты опубликования региональной программы капремонта. Тенденция такова, что власти субъектов РФ принимают поправки к законам о капремонте, сдвигая указанные сроки как можно дальше. Например, в Свердловской области изначально давалось два месяца после опубликования программы капремонта, теперь – четыре , в Нижегородской области сейчас установлен максимальный срок – шесть месяцев , хотя вначале ожидания властей были более оптимистичны (предполагалось, что граждане проведут собрания в течение двух месяцев после опубликования региональной программы капремонта).
В той же ч. 5 ст. 170 ЖК РФ отмечено: в целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение. Получив такое решение, оператор откроет специальный счет и начнет выставлять платежные документы.
Если принято решение о формировании фонда капремонта на специальном счете, владелец этого счета (как ТСЖ, так и региональный оператор) в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета обязан представить в орган государственного жилищного надзора уведомление о выбранном способе с приложением копии протокола общего собрания, справки банка об открытии специального счета (ч. 1 ст. 172 ЖК РФ). Представляется, что под реализацией решения о формировании фонда капитального ремонта следует понимать в первую очередь открытие специального счета. Если орган госжилнадзора не получил соответствующее уведомление от ТСЖ или регионального оператора, считается, что способ формирования фонда не был выбран и (или) реализован. В свою очередь, орган госжилнадзора ведет реестр уведомлений об открытии специальных счетов, реестр специальных счетов и информирует орган местного самоуправления и регионального оператора об МКД, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фондов капремонта и (или) не реализовали его (ч. 4 ст. 172 ЖК РФ). Опираясь на эту информацию и видя, что в некоторых домах решение о выборе способа формирования фонда капремонта не было принято заранее, не позднее чем за месяц до окончания срока принятия таких решений орган местного самоуправления созывает общее собрание собственников помещений в МКД для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта (ч. 6 ст. 170 ЖК РФ).
Если собственники помещений в установленный для этого срок (который, повторим, не может превышать шести месяцев с момента опубликования региональной программы капремонта) не выбрали способ формирования фонда или выбранный ими способ не был реализован в тот же срок, орган местного самоуправления единолично принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора (ч. 7 ст. 170 ЖК РФ). Таким образом, если в орган госжилнадзора вовремя не поступило уведомление от владельца специального счета об открытии такого счета с приложением протокола соответствующего собрания собственников помещений в МКД, автоматически фонд будет формироваться «котловым методом» на счете регионального оператора. Никакой другой ответственности за непринятие собственниками решения самостоятельно не предусмотрено – решение просто будет принято за них. Региональный оператор в течение 10 дней после принятия органом местного самоуправления такого решения должен направить собственникам помещений в МКД и (или) управляющему домом проект договора о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта общего имущества в этом доме (ч. 3 ст. 181 ЖК РФ).
Фактическая уплата взносов
В силу ч. 1 ст. 169 ЖК РФ собственники помещений в МКД обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капремонт общего имущества, за редким исключением (к примеру, если дом признан аварийным или необходимый ремонт уже был проведен либо минимальный размер фонда уже был собран). Обязанность по уплате взносов возникает у собственников помещений по истечении восьми месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем опубликования региональной программы капремонта, если более ранний срок не установлен законом субъекта РФ (ч. 3 ст. 169 ЖК РФ). К примеру, в Нижегородской области первоначально был установлен такой срок: по истечении четырех месяцев после опубликования программы капремонта, теперь же он увеличен до максимальных восьми месяцев.
Взносы перечисляются на счет регионального оператора на основании платежных документов, представленных оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не определено законом субъекта РФ (ч. 1 ст. 171 ЖК РФ). Согласно ч. 2 ст. 171 ЖК РФ в случае формирования фонда на специальном счете регионального оператора взносы перечисляются на такой счет в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. О порядке уплаты взносов при выборе иного владельца специального счета в ЖК РФ не сказано, но вполне очевидно, что ТСЖ (а в перспективе – и УК), будучи выбранным в качестве владельца специального счета, выставляет платежные документы и получает взносы также в срок, установленный для внесения иных частей платы.
Одновременно ч. 3 ст. 172 ЖК РФ обязывает владельца специального счета представлять в орган госжилнадзора в порядке и сроки, которые установлены законом субъекта РФ, сведения о поступлении взносов на капремонт от собственников помещений в МКД, размере остатка средств на специальном счете. Например, в Свердловской области согласно действующей редакции закона эти сведения представляются два раза в год нарастающим итогом по состоянию на 30 июня и 31 декабря соответственно в срок до 10-го числа месяца, следующего за отчетным полугодием. А в Нижегородской области владелец специального счета обязан представлять в орган государственного жилищного надзора:
- сведения о поступлении взносов на капитальный ремонт от собственников помещений в МКД – ежемесячно в срок до 25-го числа месяца, следующего за расчетным периодом;
- сведения о размере остатка средств на специальном счете – ежегодно в срок не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным.
Таким образом, рано или поздно контролирующим органам станет известно о невнесении собственниками помещений взносов на капремонт. Конкретные негативные последствия неперечисления взносов на специальный счет в законе не описаны, однако системный анализ норм ЖК РФ позволяет оценить некоторые перспективы. Во-первых, факт отсутствия денежных средств на специальном счете можно расценивать как то, что способ формирования фонда ремонта не был реализован, хотя специальный счет и был открыт. Здесь наступают уже изложенные выше события: орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда на счете регионального оператора (ч. 7 ст. 170 ЖК РФ). Во-вторых, если какие-то денежные средства все-таки поступают на специальный счет, контролируемый, в частности, ТСЖ, формально нет оснований для отъема этих средств или привлечения кого-либо к какой-либо ответственности. Вообще, в силу ч. 14.1 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта проценты в размере, установленном в порядке, предусмотренном ч. 14 настоящей статьи. Это мера гражданско-правовой ответственности для неплательщиков, которую кредитор обычно применяет по своему усмотрению. Четкого предписания в любом случае взыскивать с должников пени ЖК РФ не содержит. Но есть одно но, которое касается ситуации, когда собранных на специальном счете денег не хватает для оплаты ремонта.
Так, если фонд капремонта формируется на специальном счете и капитальный ремонт не проведен в срок, предусмотренный программой, при этом выполнение какого-либо вида работ необходимо , орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и направляет такое решение владельцу специального счета. Последний в течение месяца обязан перечислить деньги на счет регионального оператора, в противном случае их взыщут через суд по заявлению органа местного самоуправления или любого собственника помещения в МКД (ч. 7 ст. 189 ЖК РФ). Выходит, если следствием неуплаты взносов жильцами становится невозможность проведения запланированного капитального ремонта, фонд будет передан региональному оператору «в котел».
Одновременно ТСЖ как владельцу специального счета (а в перспективе – и УК, которая также может стать владельцем такого счета) нельзя забывать о том, что наполнение фонда капремонта находится и в его интересах. Управляющий обязан обеспечивать надлежащее содержание общего имущества, даже если конкретные работы не были предусмотрены и учтены при расчете платы (то есть не имеют источника финансирования). Фонд капремонта в этом смысле является хорошим подспорьем для добросовестного управляющего домом.
Взыскание взносов
Допустим, фонд принудительно перешел в руки регионального оператора. В этом случае, что называется, в полный рост встает проблема взыскания задолженности по взносам на капитальный ремонт, особенно если лояльный к жильцам владелец специального счета не вел работу с «дебиторкой». Информация к размышлению на этот счет есть в Письме Минстроя РФ от 07.07.2014 № 12315-АЧ/04. Региональный оператор обязан провести ремонт в соответствии с плановыми параметрами даже при недостаточности средств фонда.
Если фонд капитального ремонта формируется на счете регионального оператора, то последний полностью отвечает за учет фонда капитального ремонта с момента передачи ему этой функции. Вместе с тем, в отличие от других жилищно-коммунальных услуг, долг по взносам на капитальный ремонт следует за помещением , а не за поставщиком услуги. Поэтому задолженность должно взыскивать лицо, которое ведет учет фонда капитального ремонта в текущий момент, то есть в данном случае – региональный оператор. По общему правилу в отношении обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт действует трехгодичный срок исковой давности. Выходит, после передачи фонда региональному оператору с собственников помещений будут взысканы долги по взносам в пределах трех лет.
* * *
Если граждане будут игнорировать требования действующей редакции ЖК РФ и подзаконных актов в части финансирования капитального ремонта, фонд капремонта будет формироваться на счете регионального оператора, то есть «котловым методом». Если же в качестве владельца специального счета будет выбрано ТСЖ (в перспективе – УК), неплатежи по взносам могут также обернуться впоследствии передачей фонда региональному оператору, который и взыщет взносы в пределах срока исковой давности. Вместе с тем в общем случае низкая платежная дисциплина собственников помещений не на руку владельцу специального счета – управляющему домом.
- Закон Свердловской области от 19.12.2013 № 127-ОЗ «Об обеспечении проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области» в редакции Закона Свердловской области от 03.04.2014 № 23-ОЗ.
- Закон Нижегородской области от 28.11.2013 № 159-З «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области» в редакции Закона Нижегородской области от 30.04.2014 № 61-З.
- Это обстоятельство выявлено в соответствии с порядком установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в МКД.
- При переходе права собственности на помещение в МКД к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт (п. 3 ст. 158 ЖК РФ).
Комментарии
2Цитата:
"В той же ч. 5 ст. 170 ЖК РФ отмечено: в целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение. Получив такое решение, оператор откроет специальный счет и начнет выставлять платежные документы. "
В нашем доме не то, что протоколов, но и самих собраний не было, а платить уже заставляют...Беспредел...
Аноним, Вы писали:
"Кто знает? Как этот "закон" действует в отношении если дом не относится к ТСЖ а третей формы "Самоуправление" собст. жиля? "
У нас такое. Было непоср.управление (т.к. в доме 29 квартир). Собрались, выбрали спецсчёт у регионального оператора (других вариантов не было), получили уведомление об открытии счёта в банке = и тишина. Потому что с тех пор мы ну никак не можем решить, кто же нам квитанции печатать будет!