Источник: Журнал "Казенные учреждения: акты и комментарии для бухгалтера"
Закон № 188‑ФЗ вступает в силу с 01.01.2015. Он вносит существенные изменения в законодательство об обязательном социальном страховании. Затронуты следующие нормативные акты:
- Федеральный закон от 01.04.1996 № 27‑ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27‑ФЗ);
- Федеральный закон от 24.07.1998 № 125‑ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее – Закон № 125‑ФЗ);
- Федеральный закон от 15.12.2001 № 167‑ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон № 167‑ФЗ);
- Федеральный закон от 29.12.2006 № 255‑ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Закон № 255‑ФЗ);
- Федеральный закон от 24.07.2009 № 212‑ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212‑ФЗ).
Рассмотрим наиболее значимые изменения.
Представление отчетности в ПФР и ФСС. В настоящее время и до 31.12.2014 организации-страхователи, у которых среднесписочная численность физических лиц, в чью пользу производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 50 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, у которых численность указанных физических лиц превышает данный предел, представляют расчеты в орган контроля за уплатой страховых взносов в форме электронных документов (п. 10 ст. 15 Закона № 212‑ФЗ и п. 2 ст. 8 Закона № 27‑ФЗ).
С 2015 года такая обязанность будет у организаций, у которых среднесписочная численность физических лиц за предшествующий расчетный период превышает 25 человек.
Электронный документооборот. Согласно п. 4 ч. 2 ст. 28 и ч. 2 ст. 37 Закона № 212‑ФЗ документы, подтверждающие правильность исчисления и полноту уплаты (перечисления) страховых взносов, можно передавать в орган контроля за уплатой страховых взносов в форме электронных документов. Кроме этого, в форме электронного документа может подаваться и жалоба в вышестоящий орган или заявление о ее отзыве (ч. 1, 4 ст. 55 Закона № 212‑ФЗ). В связи с этим с 01.01.2015 будет действовать уточнение, что указанные выше документы должны подписывать уполномоченные на подписание таких документов лица усиленной квалифицированной электронной подписью. Поэтому если организация будет передавать документы в контролирующие органы в электронном виде, рекомендуем решить вопрос с оформлением электронной подписи до вступления внесенных изменений в законную силу.
Порядок уплаты страховых взносов. В настоящее время сумма страховых взносов, подлежащая перечислению в соответствующие государственные внебюджетные фонды, определяется в полных рублях. Сумма страховых взносов менее 50 копеек отбрасывается, а сумма 50 копеек и более округляется до полного рубля.
Согласно изменениям в ч. 7 ст. 15 Закона № 212‑ФЗ с нового года сумма страховых взносов, подлежащая перечислению в соответствующие государственные внебюджетные фонды, будет определяться в рублях и копейках.
Порядок начисления пеней. Согласно поправкам в ст. 25 Закона № 212‑ФЗ пени будут начисляться за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным Законом № 212‑ФЗ сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно (ч. 3). Ранее такого указания не было.
Застрахованные лица. Согласно новым положениям п. 1 ст. 7 Закона № 167‑ФЗ застрахованными лицами, в частности, являются иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Законом № 115‑ФЗ), временно пребывающие на территории РФ. Обращаем ваше внимание, что до 01.01.2015 застрахованными лицами признавались иностранные граждане или лица без гражданства, временно пребывающие на территории РФ, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор (срочные трудовые договоры) продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года. Это значит, что застрахованными лицами будут являться иностранные граждане или лица без гражданства, временно пребывающие на территории РФ, с которыми организация заключит трудовой договор, независимо от его срока.
Кроме этого, отметим, что указанное условие также исключили из п. 2 ст. 22.1 «Тариф страхового взноса в отношении застрахованных лиц из числа иностранных граждан или лиц без гражданства» Закона № 167‑ФЗ.
Применение пониженных тарифов страховых взносов. Изменения, вносимые в п. 4 ст. 33 Закона № 167‑ФЗ и п. 10 ч. 1 ст. 58 Закона № 212‑ФЗ, уточняют, на кого распространяется применение пониженных тарифов страховых взносов: на страхователей, уплачивающих ЕНВД для отдельных видов деятельности, – аптечные организации и индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность, – в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам, которые в соответствии с Законом № 323‑ФЗ имеют право на занятие фармацевтической деятельностью или допущены к ее осуществлению.
Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. Изменения Закона № 188‑ФЗ затронули ст. 9 Закона № 212‑ФЗ и ст. 20.2 Закона № 125‑ФЗ.
С 01.01.2015 будут действовать следующие изменения:
1) подпункт «д» п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона № 212‑ФЗ и пп. 2 п. 1 ст. 20.2 Закона № 125‑ФЗ – не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, определенных в соответствии с законодательством РФ), в частности связанные с увольнением работников, за исключением:
- компенсации за неиспользованный отпуск;
- суммы выплат в виде выходного пособия и среднего месячного заработка на период трудоустройства в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
- компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей трехкратный размер среднего месячного заработка;
2) пункт 7 ч. 1 ст. 9 Закона № 212‑ФЗ и пп. 8 п. 1 ст. 20.2 Закона № 125‑ФЗ – не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов стоимость проезда работников к месту проведения отпуска и обратно и стоимость провоза багажа весом до 30 кг, выплачиваемые плательщиком страховых взносов лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с законодательством РФ, трудовыми договорами и (или) коллективными договорами. В случае проведения отпуска указанными работниками за пределами территории РФ не подлежит обложению страховыми взносами стоимость проезда или перелета (включая стоимость провоза багажа весом до 30 кг), рассчитанная от места отправления до пункта пропуска через государственную границу РФ, в том числе международного аэропорта, в котором работники проходят пограничный контроль в пункте пропуска через государственную границу РФ. Ранее данная норма распространялась на членов семьи работника.
В настоящее время ч. 2 ст. 9 Закона № 212‑ФЗ предусмотрено, что при непредставлении документов, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения, суммы таких расходов освобождаются от обложения страховыми взносами в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ. В этой части речь идет о сотрудниках, направленных в командировку. С 01.01.2015 указанное положение исключили. Это значит, что если командированный сотрудник не представит документы, подтверждающие оплату расходов по найму жилого помещения, то такие суммы будут облагаться страховыми взносами в общеустановленном порядке.
Объект обложения взносами на страхование по травматизму.Законом № 188‑ФЗ вносятся изменения в п. 1 ст. 20.1 Закона № 125‑ФЗ, согласно которым объектом обложения страховыми взносами будут признаваться выплаты и иные вознаграждения, начисляемые (в настоящее время – выплачиваемые) страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
Зачет переплаты по страховым взносам.В настоящее время не допускается зачет излишне уплаченных страховых взносов в бюджет одного государственного внебюджетного фонда в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов, погашения недоимки по страховым взносам, задолженности по пеням и штрафам в бюджет другого государственного внебюджетного фонда (ч. 21 ст. 26 Закона № 212‑ФЗ).
С 01.01.2015 такое ограничение снято. Теперь переплату страховых взносов по одному виду страхования можно будет направить на предстоящие платежи, погашение недоимки и задолженности по пеням и штрафам по другому виду страхования, но при условии, что данные страховые взносы администрируются одним и тем же органом контроля за уплатой страховых взносов. Указанный зачет производится по заявлению плательщика страховых взносов, поданному в письменной форме или в форме электронного документа.
Предоставление отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов. В настоящее время согласно п. 11 ч. 1 ст. 29 Закона № 212‑ФЗ установлено, что органы контроля за уплатой страховых взносов имеют право предоставлять плательщикам страховых взносов отсрочки (рассрочки) погашения сумм задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам в порядке и случаях, которые предусмотрены федеральным законом. Однако порядок и случаи предоставления отсрочки (рассрочки) уплаты страховых взносов в настоящее время не установлен.
С 01.01.2015 Закон № 212‑ФЗ будет дополнен нормами, устанавливающими общие условия и порядок предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, а именно ст. 18.1 – 18.5. Основаниями, дающими право на получение отсрочки (отсрочки), являются:
- причинение плательщику страховых взносов ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
- непредоставление (несвоевременное предоставление) бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств плательщику страховых взносов и (или) недоведение (несвоевременное доведение) предельных объемов финансирования расходов до плательщика страховых взносов – получателя бюджетных средств в объеме, достаточном для своевременного исполнения плательщиком страховых взносов обязанности по уплате страховых взносов, а также неперечисление (несвоевременное перечисление) плательщику страховых взносов из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения плательщиком страховых взносов обязанности по уплате страховых взносов, денежных средств, в том числе в счет оплаты оказанных плательщиком страховых взносов услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд;
- сезонный характер производства и (или) реализации плательщиком страховых взносов товаров, работ или услуг.
Для получения отсрочки (рассрочки) плательщик страховых взносов должен написать заявление в орган, в компетенцию которых входит принятие такого решения:
- по страховым взносам, уплачиваемым в бюджет ПФР и бюджет ФФОМС, – в территориальный орган ПФР по месту учета плательщика страховых взносов;
- по страховым взносам, уплачиваемым в бюджет ФСС, – в территориальный орган ФСС по месту учета плательщика страховых взносов.
К заявлению необходимо приложить документы, перечень которых определен ст. 18.4 Закона № 212‑ФЗ.
Выездная проверка.Изменения также затронули ст. 35 «Выездная проверка» Закона № 212‑ФЗ. В настоящее время ч. 11 ст. 35 указанного закона установлено, что выездная проверка не может продолжаться более двух месяцев. С 01.01.2015 срок может быть продлен до четырех или шести месяцев при наличии оснований, предусмотренных ч. 11.1 этой статьи.
Итак, основаниями продления срока проведения выездной (повторной выездной) проверки являются:
1) получение в ходе выездной (повторной выездной) проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у плательщика страховых взносов нарушений законодательства РФ о страховых взносах и требующей дополнительной проверки;
2) наличие обстоятельств непреодолимой силы на территории, где проводится выездная (повторная выездная) проверка;
3) проведение выездной (повторной выездной) проверки организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений:
- четыре и более обособленных подразделений – до четырех месяцев;
- десять и более обособленных подразделений – до шести месяцев;
4) непредставление плательщиком страховых взносов в установленный в соответствии с ч. 5 ст. 37 Закона № 212‑ФЗ срок документов, необходимых для проведения выездной (повторной выездной) проверки.
Кроме этого, теперь допускается проведение повторной выездной проверки. Согласно новой норме – ч. 26 ст. 35 Закона № 212‑ФЗ – она может проводиться:
- вышестоящим органом контроля за уплатой страховых взносов – в порядке контроля за деятельностью органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку;
- органом контроля за уплатой страховых взносов, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) – в случае представления плательщиком страховых взносов уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам, в котором указана сумма страховых взносов в размере, меньшем ранее заявленного. В рамках повторной выездной проверки проверяется период, за который представлен уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам.
В рамках повторной выездной проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной выездной проверки (ч. 25 ст. 35 Закона № 212‑ФЗ). Кроме этого, она проводится независимо от времени проведения предыдущей проверки по страховым взносам за тот же период (ч. 24 ст. 35 Закона № 212‑ФЗ).
В заключение отметим, что, согласно введенной ч. 27 ст. 35 Закона № 212‑ФЗ, если при проведении повторной выездной проверки выявлен факт совершения плательщиком страховых взносов нарушения законодательства РФ о страховых взносах, которое не было выявлено при проведении первоначальной выездной проверки, к плательщику страховых взносов не применяются штрафные санкции, за исключением случая, когда невыявление факта правонарушения при проведении первоначальной проверки явилось результатом сговора между плательщиком страховых взносов и должностным лицом органа контроля за уплатой страховых взносов.
Начать дискуссию