Социальные пособия

Разъяснения о порядке исчисления пособия по беременности и родам при замене календарных лет

В нашу редакцию поступило множество писем по вопросу порядка исчисления пособия по беременности и родам в ситуации, когда сотрудница воспользовалась правом замены календарного года в расчетном периоде. В связи с этим предлагаем вашему вниманию разъяснения по данному вопросу с учетом официальных позиций Минтруда и ФСС.

Источник: Журнал "Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение".

В нашу редакцию поступило множество писем по вопросу порядка исчисления пособия по беременности и родам в ситуации, когда сотрудница воспользовалась правом замены календарного года в расчетном периоде. В связи с этим предлагаем вашему вниманию разъяснения по данному вопросу с учетом официальных позиций Минтруда и ФСС.

Основными документами, регулирующими порядок начисления и выплаты пособия по беременности и родам, являются Федеральный закон от 29.12.2006 № 255‑ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»(далее – Закон № 255‑ФЗ) и Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 № 375(далее – Положение № 375).

По общему правилу пособие по беременности и родам исчисляется исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) (ч. 1 ст. 14 Закона №255‑ФЗ). При этом в средний заработок, исходя из которого исчисляется пособие по беременности и родам, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в ФСС в соответствии с Законом №212‑ФЗ[1](ч. 2 ст. 14 Закона №255‑ФЗ).

Однако в отношении пособия по беременности и родам законодательством предусмотрены некоторые особенности. В части 1 ст. 14 Закона №255‑ФЗи п. 11 Положения №375 установлено следующее: в случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.

Кроме того, обращаем ваше внимание на то, что согласно ч. 3.1 ст. 14 Закона №255‑ФЗ средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам определяется путем деления суммы начисленного заработка за период, указанный в ч. 1 этой статьи, на число календарных дней в данном периоде, за исключением календарных дней, приходящихся на следующие периоды:

  1. на периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком;
  2. на период освобождения сотрудника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством РФ, если на сохраняемую заработную плату за этот период страховые взносы в ФСС в соответствии с Законом №212‑ФЗ не начислялись.

Средний заработок, исходя из которого исчисляется пособие по беременности и родам, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей установленную согласно Закону №212‑ФЗ на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов в ФСС. Если назначение и выплата застрахованному лицу пособия по беременности и родам осуществляются несколькими страхователями в соответствии с ч. 2 ст. 13 Закона №255‑ФЗ, средний заработок, исходя из которого исчисляется указанное пособие, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей данную предельную величину, при исчислении такого пособия каждым из этих страхователей (ч. 3.2 ст. 14 Закона №255‑ФЗ).

Согласно ч. 3.3 ст. 14 Закона №255‑ФЗ средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам, определенный в соответствии с ч. 3.1 указанной статьи, не может превышать величину, определяемую путем деления на 730 суммы предельных величин базы для начисления страховых взносов в ФСС, установленных в соответствии с Законом №212‑ФЗ на два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам.

Из совокупности положений ст. 14 Закона №255‑ФЗ не совсем ясно, какую предельную величину базы для начисления страховых взносов в ФСС необходимо брать для определения максимального размера пособия в случае, когда женщина воспользовалась правом на замену календарных дней при расчете пособия по беременности и родам. В настоящее время есть разъяснения сотрудников ФСС и Минтруда, которые являются противоположными. Рассмотрим их мнения на примере.

Пример.

Сотрудница организации ушла в отпуск по беременности и родам с 14.02.2014. В течение двух предыдущих лет у нее был отпуск по уходу за ребенком в возрасте до трех лет. Она написала заявление о замене календарных лет, то есть для расчета пособия по беременности и родам нужно взять не 2013 и 2012, а 2013 и 2011 годы. Какой в таком случае будет максимальный среднедневной заработок:

  1. 1 479,45 руб. ((512 000 руб. + 568 000 руб.) / 730 дн.);
  2. 1 412,33 руб. ((463 000 руб. + 568 000 руб.) / 730 дн.)?

Позиция сотрудников ФСС[2]Из положений ч. 1 ст. 14 Закона №255‑ФЗ следует, что работница может рассчитывать на замену календарных лет для расчета пособия по беременности и родам, если это приведет к увеличению размера пособия, то есть можно взять для расчета 2011 и 2013 годы. При этом согласно ч. 3.2 ст. 14 Закона №255‑ФЗсредний заработок, исходя из которого исчисляется пособие по беременности и родам, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей установленную согласно Закону №212‑ФЗ на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов в ФСС, а именно:

  • в 2011 году – 463 000 руб. (Постановление Правительства РФ от 27.11.2010 №933);
  • в 2012 году – 512 000 руб. (Постановление Правительства РФ от 24.11.2011 №974);
  • в 2013 году – 568 000 руб. (Постановление Правительства РФ от 10.12.2012 №1276);
  • в 2014 году – 624 000 руб. (Постановление Правительства РФ от 30.11.2013 №1101).

При этом средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам не может превышать величину, определяемую путем деления на 730 суммы предельных величин базы для начисления страховых взносов в ФСС, установленных в соответствии с Законом №212‑ФЗ на два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком (ч. 3.3 ст. 14 Закона №255‑ФЗ).

Таким образом, в рассматриваемом случае максимальный среднедневной заработок, исходя из которого будет исчислено пособие по беременности и родам, составит 1 412,33 руб. ((463 000 руб. + 568 000 руб.) / 730 дн.).

Позиция сотрудников Минтруда.Она изложена в Письме от 23.09.2013 №17-1/1560, которое является ответом на частный запрос. В этом письме чиновники, сославшись на те же положения Закона №255‑ФЗ, сделали вывод, что средний дневной заработок, рассчитанный за 2011 и 2013 годы, не должен превышать величину, равную 1 479,45 руб. ((512 000 руб. + 568 000 руб.) / 730 дн.), рассчитанную исходя из суммы предельных величин базы для начисления страховых взносов, установленных на 2012 и 2013 годы.

В заключение отметим, что согласно ч. 2 ст. 3 Закона №212‑ФЗ ФСС и его территориальные органы осуществляют контроль за правильностью выплаты обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с Законом №255‑ФЗ. Что касается Минтруда, то согласно п. 1 и2 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 №610, Минтруд является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в частности, социального страхования (за исключением обязательного медицинского страхования), а также осуществляет координацию и контроль деятельности ФСС. В связи с тем, что позиции указанных органов по вопросу определения максимального размера пособия в случае, когда женщина воспользовалась правом на замену календарных дней при расчете пособия по беременности и родам, противоположные, рекомендуем вам обращаться в территориальный орган ФСС, так как именно он осуществляет контроль за правильностью выплаты страхового обеспечения в соответствии с Законом №255‑ФЗ.

[1] Федеральный закон от 24.07.2009 № 212‑ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

[2] Данная позиция была изложена в № 5, 2014.

Начать дискуссию