Недавно мы задавались вопросом, что курили в Госдуме, предлагая законопроект о муниципальных сборах. Глава комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров приоткрыл завесу этой тайны.
Три счастливых дня было у меня
Намерение депутатов обложить малый бизнес обильной данью в пользу местных бюджетов (в проекте фигурируют не то что десятки тысяч рублей, из-за которых ЕГРИП в 2013-м недосчитался множества ИП, а сотни тысяч и даже миллионы) упало таким камнем в омут и настолько всех взволновало, что власть не могла не объясниться. В Общественной палате прошла встреча Макарова с представителями бизнес-объединений. Сам Макаров назвал ее хорошей возможностью найти компромисс и призвал деловых людей вместе искать те цифры, которые устроят обе стороны. Вот только «дополнительное время», милостиво отведенное на поиски, правильнее исчислять не то что сутками, а часами. В начале следующей недели Госдума будет принимать «обсужденные» поправки в НК сразу во втором чтении. Макаров ясно дал понять: третье чтение и последующие этапы тоже не заставят себя ждать.
Потому что с 1 января сборы во что бы то ни стало должны обрести силу закона. Здесь нужно сразу подчеркнуть две вещи, на которые пока что обращают мало внимания.
С 1 января муниципальные сборы появятся только в Москве, Питере и Севастополе.
В законопроекте прямо написано, что с 1 января 2015 года «Сбор за отдельные виды предпринимательской деятельности» (депутаты используют именно такой описательный оборот) должен появиться только в городах федерального значения - Москве, Санкт-Петербурге и нечаянно попавшем под раздачу Севастополе. Это не случайно. Как оказалось, именно московские власти были горячими инициаторами подобной меры, и они очень рассчитывают, что уже до 1 декабря поправки в НК будут приняты и подписаны президентом - чтобы Москва, в свою очередь, успела принять соответствующий региональный закон. О мотивации чиновников расскажем ниже.
Новые сборы – не только для малого бизнеса
Хотя муниципальные сборы и успели назвать смертельным ударом по малому бизнесу, но в законопроекте не упоминаются ни обороты облагаемого предприятия, ни численность занятых в нем. Указаны только направления бизнеса. То есть, к примеру, «Торговля через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала более 50 кв. метров» - это не только частный магазинчик на первом этаже жилого дома. Это может быть и отдельно взятый супермаркет огромной сети. Чем будет отличаться эффект от нового сбора для первого и для второго магазина – тоже расскажем ниже.
Полный текст законопроекта лежит здесь. Те, у кого есть интерес и терпение, могут с ним ознакомиться. Предупреждаем – он очень обширный, и тема сборов разбросана по всему его тексту.
А мы попробуем разобраться, что же предлагает нам власть профессиональными адвокатскими устами Андрея Макарова, и что это означает. Итак, к местным налогам и сборам в НК предлагается отнести не только земельный налог и НДФЛ, как сейчас, но и «сбор за отдельные виды предпринимательской деятельности», а также отдельный гостиничный сбор в размере 50 руб. за постояльца в сутки.
Кто и как будет платить?
Платить «сбор за отдельные виды предпринимательской деятельности» (мы его для простоты все-таки будем называть муниципальным) будут как ИП, так и юрлица - вне зависимости от оборота, формы собственности и системы налогообложения. Перечень видов бизнеса ко второму чтению в Думе состоит из 26 категорий – торговля, услуги, отдельные виды мелкого производства.
По принципу исчисления сбор похож на ЕНВД. Но есть и большая, очень большая разница. Периодом обложения для сбора предполагается сделать квартал. И уплатить его полностью нужно будет не то что до конца этого квартала, не то что в течение скольких-то дней с его начала, а не позже 25 числа предшествующего месяца. Иначе говоря, если обязанность по уплате сбора в Москве появится с 1 января, уплатить его нужно будет не позже 25 декабря.
«У нас есть лица, которые не уплачивают налог, но этими видами деятельности занимаются, - бесхитростно пояснил Андрей Макаров. - Когда сборы будут введены, порядок станет иным. Субъект должен будет уплатить взнос еще до начала деятельности. Дальше убежит он или не убежит, уклонится или не уклонится, но государство (точнее, субъект федерации) этот изначальный взнос уже получило».
Ставки сбора в НК, конечно, будут примерные. Окончательное решение по их размеру примут региональные депутаты. Захотят – увеличат в несколько раз, захотят – снизят до нуля. В любых вариациях по отдельным видам бизнеса или категориям налогоплательщиков, законопроект оставляет за ними это право.
Когда новые сборы введут, ЕНВД и патентная система по отношению к видам деятельности из списка будут отменены (еще раз подчеркнем – пока что только в отдельных регионах).
Сообщайте о себе сами
Предполагается, что все плательщики сбора должны быть внесены в соответствующий отдельный реестр. Заниматься им в теории должна ФНС, но на первых порах обязанности по ведению реестра возложат на московские и питерские власти. (О Севастополе говорить не будем, что-то нам подсказывает, что тамошняя администрация воспользуется правом и обнулит ставку сбора).
Реестр составляется на основе уведомлений самих плательщиков. Подавать их нужно не позднее 20 дней до даты начала осуществления соответствующей предпринимательской деятельности. То бишь, опять же, в чистой теории - не позже 10 декабря 2014 года, если московская мэрия так горит желанием ввести сборы уже с 1 января. В дальнейшем – не позже 10 марта, июня и сентября соответственно. За не подачу уведомления предполагается налагать штраф – в размере квартального сбора. За повторную не подачу – в удвоенном размере сбора.
Теперь о пряничках
Исчисленный и уплаченный авансом сбор пойдет в счет уплаты налогоплательщиком либо НДФЛ, либо той части налога на прибыль, которая идет в региональный бюджет (18 из 20%). Действует простой принцип: если сбор меньше итоговых сумм налогов по этим статьям, он вычитается из них, если больше – то сбор уплачивается в полной мере, но НДФЛ и часть налога на прибыль платить уже не надо.
Описанный принцип предполагается ввести в том числе и для организаций, имеющих обособленные подразделения, а также для консолидированных групп налогоплательщиков.
И вот тут мы переходим к обещанному объяснению отличия влияния сбора на малый и крупный бизнес. Макаров неоднократно повторял: предлагаемые меры – это не повышение налоговой нагрузки, это просто изменение порядка уплаты того, что ты должен государству. И это справедливо, но лишь отчасти. Будет определенная планка: обороты выше нее позволяют уменьшить налог на прибыль на сумму сбора, и все неприятности сведутся лишь к тому, что деньги эти тебя теперь заставят платить авансом. Но организации и ИП с оборотами ниже планки новые сборы либо придавят, либо вовсе раздавят насмерть. Короче, выживет сильнейший. Точнее, крупнейший.
Не время для щедрости
Интересно, что автор законопроекта Андрей Макаров (по крайней мере, именно в таком качестве он значится в базе документов Госдумы) заявляет, что не согласен с отдельными его положениями. Мол, не надо давать регионам право увеличивать ставку в 10 раз, можно ограничиться и двукратным повышением. Не надо включать в список отдельные виды бизнеса, которые там сейчас стоят. Ну вроде не надо бы, так не надо, но честное слово, непонятно – если это ты внес документ, и это твой комитет уже успел его одобрить, что тебе мешало самому убрать из него «неправильные» вещи?
Но это так, к слову. Штрихи к картине российского законотворчества. А вот мнение того, кто, похоже, участвовал в разработке проекта более хладнокровно. «Муниципалитетам для оказания общественных услуг нужны не трансферты, не нормативы отчислений от федеральных налогов, а собственная налоговая база, - говорит директор департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Илья Трунин. - Крупный бизнес такой базой для них быть не может. Налоги с нефтянки, каких-то крупных корпораций должны уплачиваться на федеральный уровень.
У нас структура экономики вообще такова, что большая часть налогов платится крупными налогоплательщиками. Налоговые органы зачастую просто не уделяют внимания более мелким налогоплательщикам. По крайней мере об этом всегда говорит правительство Москвы. Есть исследования, которые показывают параметры их потенциальной доходности. Но налогов по факту они платят меньше, чем должны были бы».
Зампред комитета Госдумы по экономической политике Виктор Климов напомнил, что в докладе уполномоченного по правам предпринимателей Бориса Титова президенту Путину предлагалось стимулировать региональные бюджеты иным образом - оставляя там до 75% разницы от превышения собираемости налогов по сравнению с прошлым годом. Иначе говоря, регионы для того, чтобы оставлять себе больше налогов, должны были «взращивать» у себя больше бизнеса. «Однако такой законопроект не появился, - заметил Климов, - а появилось то, что мы обсуждаем сейчас». И Москва, подозревает Климов, станет лишь стартовой площадкой эксперимента, который распространится на всю страну.
«Местным властям, конечно, дадут право не вводить местные сборы, - призналруководитель Корпорации по развитию предпринимательства Ульяновской области Руслан Гайнетдинов. - Точнее, право снижать их ставку до нуля. Наш губернатор и сегодня говорит, что никаких таких сборов у нас не будет. Но что будет потом, когда он, к примеру, приедет в Москву, в Минфин просить денег на какой-нибудь физкультурно-оздоровительный комплекс? Его спросят - а ты у себя сборы ввел? А налог с имущества по кадастровой оценке? Нет? Ну так если вы такие щедрые, то у себя денег и поищите».
***
Через несколько дней в законопроекте могут появиться изменения. Может, какие-то виды бизнеса исключат из списка, может, подправят несуразные ставки. А еще через несколько дней московский бизнес узнает все конкрентно и недвусмысленно. И вот тогда отсчет снова пойдет на часы.
P.S. Мы выложили единственно доступный общественности текст законопроекта, в который вошли все планируемые поправки в НК. Но жизнь так быстра, что опережает даже ход мысли депутатов: налоговый маневр в нефтянке, которому изначально посвящался законопроект, на днях приняли во втором чтении, а все, что касается муниципальных сборов, отложили на следующую неделю. Просьба не предъявлять нам формальных претензий. Наша задача – отразить политико-экономические тенденции, а они несомненны, каким бы шрифтом ни писались скандальные предложения, и к какому бы законопроекту они не пристегивались.
Комментарии
25я единственное что могу допустить реальное - так это то что чьи то мысли запустили в массы чтоб знать реакцию
к этой технологии часто сейчас прибегают