Банки

Денис Осин, Альфа-Банк: Рынок меняется – а значит, нужно меняться нам всем

Пять лет назад Альфа-Банк обратил пристальное внимание на малый бизнес. Чтобы завоевать доверие клиентов в этой категории, решено было стать для них не только проводниками их денег, но и заботливыми помощниками. Как показывает статистика, стратегия себя оправдала. О том, чем банк удивляет своих клиентов-предпринимателей сегодня, как помогает бизнесу развиваться в непростой экономической ситуации, рассказывает директор по продажам и дистрибуции блока «Массовый бизнес» Альфа-Банка Денис Осин.
Денис Осин, Альфа-Банк: Рынок меняется  –  а значит, нужно меняться нам всем
Денис Осин, директор по продажам и дистрибуции блока «Массовый бизнес» Альфа-Банка. Фото из архива Альфа-Банка

Пять лет назад Альфа-Банк обратил пристальное внимание на малый бизнес. Чтобы завоевать доверие клиентов в этой категории, решено было стать для них не только проводниками их денег, но и заботливыми помощниками. Как показывает статистика, стратегия себя оправдала. О том, чем банк удивляет своих клиентов-предпринимателей сегодня, как помогает бизнесу развиваться в непростой экономической ситуации,  рассказывает директор по продажам и дистрибуции блока «Массовый бизнес» Альфа-Банка Денис Осин.

Массовый бизнес

- Денис, прежде всего, давайте определимся, что такое «массовый бизнес», за работу с которым вы отвечаете?

- Мы провели для себя условную границу в 350 миллионов рублей годовой выручки. Все клиенты выше этой планки – это сфера интересов корпоративно-инвестиционного банка. Все, что ниже – это и есть массовый бизнес, предмет внимания нашего подразделения. Таких юрлиц и ИП в стране около 5 миллионов. Больше 140 тысяч уже стали нашими клиентами и друзьями. Через 2 года рассчитываем эту цифру удвоить.

- За счет чего рассчитываете на такую активную динамику?

-  Дело в том, что наша стратегия осознанно предполагает предоставление бизнесу максимально возможного количества услуг. Не только банковских. Мы не ставим прямой целью тут же заработать на этом. Главное, чего мы хотим – чтобы клиентам было максимально удобно вести свой бизнес, для этого мы стремимся окружить их заботой -  нам важно, чтобы они оставались с нами надолго.

У малого бизнеса в отношениях с банком есть своя специфика. Кредиты для многих предпринимателей не главное - 80% небольших компаний ими не пользуются. Малым предприятиям нужно другое. В первую очередь, удобство в расчетах и поддержка на трудном пути ведения бизнеса, консультации, отраслевая экспертиза.

В 2009 году мы были пионерами «коробочных решений» по РКО. Альфа-Банк предложил бизнесу линейку гибких тарифных планов, платежи по которым напрямую зависят от масштабов бизнеса, его специфики и интенсивности движения средств по счету.

Так, к примеру, пакет «Бизнес-старт» - для начинающего бизнеса, у которого на первых порах буквально по несколько платежей в месяц. Не берем комиссию, если движения по счету нет вообще. Тариф «Электронный» - для тех, у кого много безналичных транзакций.

«Торговый» - для тех, у кого, наоборот, в работе  много наличных средств. Ну и так далее. Кстати, оплачивая комиссию по РКО за год вперед, можно сэкономить до 25%. Кроме того, при открытии счета каждый клиент получает массу полезных для себя бонусов, не связанных напрямую с банковским обслуживанием.

Дорого внимание

- И что же это за бонусы?

- Малому бизнесу, особенно на старте, нужна юридическая поддержка. Часто возникает ситуация, когда маленьким компаниям не платят в первую очередь. Вот тут-то и пригодится  бесплатный сертификат, который мы выдаем каждому клиенту при открытии счета. Предприниматель может обратиться за консультацией к юридическим компаниям, партнерам банка. Первая консультация на сумму 3000 рублей обойдется бесплатно. Еще один полезный бонус – это сертификат, с помощью которого можно оплатить контекстную рекламу на Яндексе с тонкой настройкой под географию бизнеса. Мы знаем, что многие предприниматели только задумываются о том, чтобы задействовать контекстную рекламу, и мы даем им такую возможность. Многие клиенты впервые опробовали этот инструмент благодаря банку. С учетом всех этих бонусов предприниматель может получить до 12 тысяч рублей выгоды и  полностью  компенсировать расходы на обслуживание счета.

- Помощь юриста и бонусы на рекламу  действительно пригодятся любому бизнесу. Какие еще полезные сервисы  есть в арсенале Альфа-Банка? 

- Мы хотим помочь предпринимателям сэкономить время и трудозатраты, продукты и сервисы, которые мы создаем, – воплощение этой идеи. Мы стремимся поближе узнать наших клиентов и понять, что им необходимо. Так возник Альфа-Консьерж,  сервис хорошо знакомый держателям банковских карт премиум-класса. Мы сделали услугу доступной и для владельцев малого бизнеса.  Обслуживание клиентов ведет наш партнер – одна из ведущих международных консьерж-служб. Операторы, которым клиент может позвонить в любое время суток, могут выполнить практически любые его поручения: доставить цветы нужному адресату, заказать билет, встретить на такси в аэропорту, забронировать гостиницу, арендовать зал для праздника – что угодно. Бизнес-составляющая сервиса – ведь он заточен под предпринимателей – предполагает возможность, например,  перепроверить работу  бухгалтера у стороннего специалиста или проконсультироваться по налоговым вопросам. Каждой отдельной тематикой занимается профильный специалист, так что профессионализм во всех вопросах гарантируется. Сервисом можно пользоваться без ограничений за фиксированную плату в месяц. В большинстве регионов мы предлагаем этот сервис в первый месяц бесплатно.

Банк должен быть удобным и понятным, поэтому каждый наш клиент имеет персонального менеджера. Мы были первыми, кто начал предоставлять персональных менеджеров клиентам - предпринимателям, независимо от его оборотов. Персональный менеджер – это не сотрудник колл-центра, находящийся за тысячи километров от клиента, это  реальный человек, к которому можно обратиться с любыми финансовыми вопросами – по телефону или лично. Персональный менеджер не только прояснит детали обслуживания счета. Он поможет бухгалтеру справиться с возможными трудностями при освоении интернет-банка, подскажет собственнику, где тот сможет на лучших условиях получить коммерческую ипотеку (даже не обязательно в нашем банке). В общем, не оставит без внимания ни одну финансовую потребность клиента. Обычно после открытия счета наш менеджер приезжает в компанию, знакомится со всеми участниками бизнес-процесса: собственником, коммерческими финансовым директорами, таким образом, у специалиста банка есть возможность  больше узнать о специфике бизнеса клиента,  и тогда он может посоветовать продукты и сервисы, которые могли бы быть полезны именно этой компании, именно этому бизнесу. Например, банковскую гарантию, депозит или факторинг.

- Предполагаю, что для банка это достаточно затратный проект. Как вы оцениваете его эффективность?

- Результат внедрения сервиса «Персональный менеджер» мы сразу же почувствовали на динамике клиентской базы - она стала стабильнее. Клиенты,  которых мы привлекаем на обслуживание, постепенно увеличивают свои обороты в банке и находят для себя новые возможности в использовании большего количества сервисов и услуг.  Растет количество клиентов, готовых рекомендовать нас своим друзьям и партнерам. С этой точки зрения, мы полностью удовлетворены результатом.

Кстати, недавно мы решили углубиться в отраслевую экспертизу, для того, чтобы консультативная поддержка с нашей стороны не ограничивалась вопросами управления финансами. Так появился проект «Сравни себя».  Дело в том, что у  владельца бизнеса  не всегда есть возможность оценить свое предприятие с точки зрения его эффективности, сравнить с конкурентами и понять, правильно ли выстроена работа команды. Цель проекта  - помочь компании определить себя в отраслевой системе координат, подсказать, что можно улучшить уже сейчас. Каждая брошюра серии «Сравни себя» посвящена отдельной отрасли, в которой чаще всего работает малый бизнес. В первой брошюре серии мы собрали рекомендации и прикладные советы для владельцев кафе и ресторанов, в результате получилось емкое и практичное руководство к действию. При подготовке проекта о ресторанах нас консультировали лучшие эксперты рынка. Сейчас готовим следующую часть проекта – «Магазин у дома».  Конечно же, брошюру «Сравни себя» мы распространяем совершенно бесплатно.

«Клуб клиентов»

- Я слышал, что вы клиентов не просто консультируете, а и обеспечиваете им возможность сэкономить конкретные деньги.

- Да, еще один проект, который можно назвать нашим безусловным преимуществом – это программа  привилегий для бизнеса. «Клуб клиентов» Альфа-Банка подтверждает, что иметь расчетный счет у нас не только удобно, но  еще и элементарно выгодно.

- И как же этот клуб действует?

- Мы определили отрасли, интересные малому бизнесу как потребителю: канцтовары, офисная мебель, грузоперевозки, поставки воды, обслуживание компьютеров, хостинг и так далее. В каждом городе присутствия отобрали в этих отраслях компании-лидеры, и предложили им стать нашими партнерами.

В итоге все, кто открывает расчетный счет в Альфа-Банке, автоматически становятся членами его клуба и могут рассчитывать на скидки от  партнеров банка. Мы следим за величиной этой скидки: для клиентов клуба она в любом случае больше, чем для людей «с улицы». А партнеры взамен получают значительный рост товарооборота: как показала практика, он увеличивается очень быстро. Как по числу покупок, так и по их размеру.

Мы как-то подсчитали, что на организации работы офиса — а это покупка мебели, телефонов, компьютеров, канцелярских принадлежностей, заключение договоров на уборку, доставку воды, курьерские услуги — предприниматель с помощью «Клуба клиентов» может сэкономить несколько десятков тысяч рублей, что с лихвой покрывает, например, стоимость годового обслуживания в банке.

Отличным форматом для  общения и обмена опытом для  предпринимателей  стали конференции «Клуба клиентов». В прошлом году мы провели в крупных городах 10 таких встреч. На каждую из них мы приглашали по 350-400 наших клиентов – как действующих, так и потенциальных. Так что «Клуб» существует не только  в форме контрактов и транзакций, но и как живой диалог между предпринимателями и банком.  Конференции «Клуба клиентов» -  это еще и просветительские встречи, в рамках которых  проходят семинары и мастер-классы.  Например, в прошлом году к нашим клиентам в регионах приезжали глава Центра макроэкономического анализа Альфа-Банка Наталия Орлова и известный бизнес-тренер, гуру маркетинга Игорь Манн.  10 февраля в Самаре состоится первая в этом году встреча Клуба, всего их будет десять в разных городах.

Новая ситуация, новые вызовы

- Резкое  повышение  ключевой  ставки  Центрального  банка  в конце прошлого года и  значительные колебания рубля негативно сказываются на экономике в целом и на ваших клиентах – компаниях малого бизнеса  в том числе. Как,  на ваш взгляд,  нужно действовать в этих условиях предпринимателям, что будет с их  бизнесом в 2015 году?

- Рынок меняется  –  а значит нужно, меняться нам всем. Это может вызвать трудности, а может открыть новые возможности, главное – их увидеть. Сейчас складываются благоприятные условия для экспорта и производства на внутренний рынок, импортные товары сильно подорожали,  рынок будет искать им замену. Клиенты  будут  покупать  меньше, спрос в целом снизится, это означает, что   потребуется  быть  к  ним особенно  внимательными  и  делать максимум для повышения качества продукции или услуг.  Важно помнить, что  сервиса  никогда  не  бывает  много,  а благодарный клиент вернется к вам еще много раз. Чтобы  успешно конкурировать,  конечно же, придется  снижать  издержки, сокращать расходы.   Например,  нужно обязательно обсудить с арендодателями снижение ставки. К сожалению, кредитование становится малодоступным, поэтому бизнесу необходимо рассчитывать  лишь на собственные ресурсы. В создании  «подушки безопасности» помогут  депозиты  для  бизнеса:  ставки  по  ним  достигают в среднем 11-12%, а вложить деньги можно даже на 1 месяц. В нестабильной экономической ситуации начинаются  задержки  платежей со стороны контрагентов.  Поэтому    сроки  оплаты  нужно контролировать очень внимательно. А если потребуется помощь юриста, предприниматель всегда может воспользоваться бесплатной правовой поддержкой от наших партнеров.

- Как Альфа-Банк ощущает себя в текущей ситуации, какие изменения ожидают клиентов банка  в связи с происходящим на рынке?

- Мы все оказались в новой экономической реальности: падение мировых цен на нефть и последовавшие за этим ослабление рубля вкупе с продолжающимися экономическими санкциями и войной на юго-востоке Украины  - все эти события отражаются на каждом из нас. Не нужно питать иллюзий, говоря о кризисе с горизонтом полгода – год, к прежней ситуации 2013 - начала 2014 года возврата в ближайшие годы не будет. Прошлый год был успешным для банка в целом, и в частности, для направления по работе с малым бизнесом. Мы увеличили количество клиентов на 56% – до 140 тысяч компаний, доля рынка выросла до 3% в сегменте малого бизнеса. Наши финансовые показатели демонстрируют  хорошую динамику:  комиссионный доход вырос на 123%, среднемесячные остатки на счетах клиентов  - на 53%.  У банка есть успешный опыт прохождения кризисов, и мы готовы к новым  вызовам. Для того, чтобы оперативно корректировать цели и принимать решения,  исходя из текущей ситуации, мы снизили горизонт планирования до 1 квартала. Думаю, для клиентов будет важно то, что   неизменным остается  курс на повышение эффективности и качества  наших продуктов, сервисов, процессов, клиентских отношений. Возможности быстрого  роста для эффективных организаций  в самые сложные времена всегда увеличиваются, и мы постараемся эту возможность не упустить.

Ещё раз: как продвигать свои посты на «Клерке»

Если вы видите это сообщение, значит продвижение работает.

Ещё раз: как продвигать свои посты на «Клерке»
10

Комментарии

2
  • Alina
    Отличная статья! Идти в ногу со временем, быть креативным - залог успеха! Альфа-Банк вам респект!
  • Maksim

    Честно говоря, непонятно, в чём ориентирован "Альфа-Банк" на малый бизнес: в тарифе "Бизнес-старт" с 990 руб./мес. обслуживанием (за пять платёжек по обычному тарифу, а далее - 250 за каждый платёж); или в том, что предпринимателю за вывод дохода на личную карту "Альфа-Банка" нужно платить банку 0,5% от суммы перевода (min 100. max - 5000 руб.)? Причём банк когда хочет, снимает эти комиссии, а когда-то и забывает о них: перевод был, а комиссия не снята. В моей практике "Альфа-Банк" - единственный банк, взимающий комиссию за внутренние платежи, причём бОльшую, чем за внешние. В чём его забота о малом бизнесе тогда? Наверное только в улыбках, поскольку в остальном он, к сожалению, как правильно было сказано в его рекламе 90-х годов "Альфа-Банк - банк для солидных клиентов". Определитесь,господа, что для вас солидность, ведь солидными становятся далеко не сразу. Пока что с малого бизнеса банк исправно получает только поборы, которых более нигде я не видел

Микробизнес стал активно пользоваться «зонтичными» поручительствами

За год объем кредитования с помощью «зонтичных» поручительств вырос в 2,6 раза.

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Мой портфель акций на 2 июня 2024

Посмотрел, как идут успехи с приведением портфеля акций к целевым значениям. Пока ещё портфель находится на стадии формирования и приведения к целевым значениям. Его размер составляет 999 тысяч рублей.

Мой портфель акций на 2 июня 2024

Какие риски переводов на карту

Что если вам переведет деньги на карту друг, коллега или кто-то еще? Начислят ли вам за это налоги? Много ходит слухов об этом, часть правдивых, часть нет.

Какие риски переводов на карту
Лучшие спикеры, новый каждый день
НДФЛ

НДФЛ иностранца можно уменьшить на его аванс по патенту. Но есть ограничения

При расчете зарплаты патентных иностранцев учитывают фиксированный авансовый платеж по НДФЛ, который они оплатили. Для этого нужны документы.

Алименты

Должники по алиментам станут известны всем

В реестр попадут должники по алиментам, которые были привлечены к административной или уголовной ответственности за неуплату денег на содержание детей, родителей.

1

Не всегда на авто, стоящее на учете, надо платить транспортный налог

Регистрация авто в ГИБДД после 15 числа одного месяца и снятие с учета до 15 числа другого месяца дает право не платить транспортный налог.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Создадут единую цифровую платформу туризма: что она дает

На единой цифровой платформе туризма соберут все сведения о гостиницах, кафе, гидах и транспорте. Это позволит сформировать комплексные предложения для туристов с учетом их потребностей.

1

Вклады 18%, обвал рынка, рост налогов, дешёвый доллар, новые облигации, дивиденды и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Есть что по жести? Ещё как есть! Разве что расчленёнки не хватает, так-то рынок акций и облигаций нормально приуныл. Но это пока был не обвал, а коррекция. Обвал точно ожидает нас всех впереди, но это не точно. Зато доллар всё ещё дешёвый, IPO проводятся, появляются новые облигации и дивиденды.

Вклады 18%, обвал рынка, рост налогов, дешёвый доллар, новые облигации, дивиденды и другие новости. Воскресный инвестдайджест

С 01 июля новая форма отчета о движении денег по зарубежным счетам

С 01 июля 2024 года изменится форма отчета о движении денег и иных финансовых активов по зарубежным счетам, которые готовят и подают юридические лица и ИП

В чем проблема прогрессивной налоговой системы в России?

Сама по себе прогрессивная налоговая система по своей сути не плохая, это нормально, когда люди, которые зарабатывают больше и платят больше налогов. Но есть 2 Но.

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки! Ведем запись на первый летний поток

Набираем первый летний поток-2024 на профкурсы. Успейте записаться до 3 июня, чтобы за лето повысить квалификацию и выйти на новый уровень знаний!

Календарь вебинаров для бухгалтера в июне 2024. Выбирайте и смотрите!

Будьте в курсе последних изменений в законодательстве! Выбирайте из 9 вебинаров интересные именно вам и записывайтесь. Забирайте в закладки календарь вебинаров для бухгалтера, которые пройдут в июне 2024. Подписчикам «Клерк.Премиум» — бесплатный доступ.

Календарь вебинаров для бухгалтера в июне 2024. Выбирайте и смотрите!
7
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Инвестиции

Инвестиции в космические объекты пропишут в законе

Госдума приняла в первом чтении законопроект о государственно-частном партнерстве в сфере космической деятельности.

Трудовое право

Чем грозит неявка сотрудника на медосмотр

Работник обязан проходить обязательные предварительные и периодические медосмотры, другие обязательные медосмотры и обязательные психиатрические освидетельствования, а также внеочередные медосмотры по направлению работодателя.

Налог на прибыль

Все гранты на инновационное развитие освободили от налога

Компании, которые получают гранты на инновационное развитие, смогут не учитывать эти доходы при определении базы по налогу на прибыль.

Предприятия за каждого сотрудника из другого региона получат 300 тысяч рублей

Государство выделит субсидии бизнесу, который работает над крупным проектом и привлекает сотрудников из других регионов. Размер поддержки составит 12 МРОТ.

За что заблокируют ваш счет? Что не нужно делать, чтобы «влететь» на блок

Сейчас в мире бизнеса идет война за темную и светлую сторону.

За что заблокируют ваш счет? Что не нужно делать, чтобы «влететь» на блок

Налоговые перспективы на 2025 год. Прогрессивная шкала НДФЛ

Какими будут налоговые ставки НДФЛ в 2025 году и можно ли этот налог оптимизировать.

🚚 Грузоперевозка в страну ЕАЭС может облагаться разным НДС

При сделках с контрагентами из стран ЕАЭС взимание косвенных налогов при работах, услугах идет в стране, территория которой признается местом реализации. При грузоперевозках место реализации – страна исполнителя.

Интересные материалы

МСФО

Внедрение азиатских МСФО на российский рынок

В данном докладе мы рассмотрим перспективы внедрения азиатских Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) на российский рынок.

Внедрение азиатских МСФО на российский рынок
1