Источник: Журнал "Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение"
В настоящее время существуют две диаметрально противоположные точки зрения по поводу порядка обложения НДС субсидий, выплачиваемых торговым предприятиям на возмещение выпадающих доходов от реализации автомобилей со скидкой. Осенью 2014 года появились первые судебные решения по данному вопросу. И все они – в пользу организаций.
Суть проблемы
В 2010 году был дан старт эксперименту под названием «О стимулировании приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию, а также по созданию в Российской Федерации системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств». С тех пор срок действия данной программы неоднократно продлевался. Ее суть заключалась в следующем: владельцы старых автомобилей, изъявившие желание участвовать в программе, сдавали старое авто на утилизацию, взамен этого получали скидку при покупке автомобиля российской сборки (действовал перечень автомобилей, участвующих в программе). Впоследствии торговым организациям компенсировались выпадающие доходы путем перечисления на их расчетный счет субсидии.
В связи с этим у налогоплательщиков возник вопрос: должны ли названные субсидии включаться в налоговую базу по НДС? Минфин отвечал на него утвердительно (письма от 18.03.2011 № 03‑07‑11/63, от 04.06.2010 № 03‑07‑11/240): получаемые торговыми организациями суммы субсидий, выделяемые из федерального бюджета на возмещение потерь в доходах торговых организаций при реализации в рамках указанного эксперимента новых автотранспортных средств российского производства со скидкой, следует рассматривать как суммы, связанные с оплатой реализованных автотранспортных средств. Поэтому указанные суммы субсидий в силу пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ должны включаться в налоговую базу по НДС.
По понятным причинам налоговики солидарны с данной трактовкой и в ходе процедур налогового контроля привлекают к ответственности налогоплательщиков, имеющих иную точку зрения.
Мнение налоговиков
Суммы субсидий, полученные торговыми организациями, участвующими в программе утилизации автомобилей, должны включаться в налоговую базу по НДС на основании пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ.
Ищем поддержку в суде
Однако не все предприятия молча соглашаются с претензиями налоговиков. Осенью 2014 года появилось сразу несколько судебных решений Арбитражного суда Уральского округа – в каждом из них суд встал на сторону налогоплательщиков (см., например, постановления от 18.11.2014 по делу № А76-18233/2013, от 12.11.2014 по делу № А76-18227/2013, от 05.11.2014 по делу № А76-18228/2013). Не будем описывать каждое из названных дел, поскольку претензии налоговиков и выводы судей в них аналогичны, подробно рассмотрим лишь первое из названных постановлений.
Денежные средства, полученные из федерального бюджета на возмещение потерь в доходах от продажи новых автотранспортных средств, организацией-дилером не включались в облагаемую базу по НДС. Последняя определялась ей исходя из цен фактической реализации автомобилей без учета представленных субсидий.
По мнению налогового органа, суммы, полученные организацией, напротив, подлежали включению в облагаемую базу по НДС в порядке, предусмотренном пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ, как связанные с оплатой реализованных автомобилей. Инспекция также отмечала, что целью вышеуказанного эксперимента являлась поддержка автомобильной отрасли (помощь в реализации автомобилей
отечественного производства), а не предоставление льгот отдельным покупателям. Значит, основания для применения положений п. 2 ст. 154 НК РФ отсутствовали. Иными словами, спор между сторонами возник по поводу правовой природы денежных средств, выделяемых из федерального бюджета торговой организации в рамках данного эксперимента.
Чтобы лучше понять суть спора, процитируем названные налоговые нормы. Согласно пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ налоговая база по НДС увеличивается на суммы полученных за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Исходя из абз. 2 п. 2 ст. 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы РФ в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Арбитражный суд так определил правовую природу получаемых торговыми организациями сумм субсидий: спорные субсидии направлялись налогоплательщику (торговой организации) на возмещение потерь в его доходах при продаже новых автотранспортных средств российского производства со скидкой физическим лицам, сдавшим вышедший из эксплуатации автомобиль на утилизацию. Иными словами, рассматриваемые денежные средства направлялись федеральным бюджетом на покрытие убытков, фактически полученных торговой организацией в связи с проведением государством вышеуказанного эксперимента. На этом основании суд пришел к выводу, что спорные суммы предоставлялись налогоплательщику федеральным бюджетом в целях возмещения потерь от реализации товаров по льготной цене. Соответственно, к настоящему спору подлежит применению положение п. 2 ст. 154 НК РФ.
Довод налогового органа о том, что целью упомянутого эксперимента являлась поддержка российской автомобильной промышленности, а не предоставление льгот отдельным категориям покупателей, судом был отклонен.
Кстати, суд отметил: тот факт, что спорные суммы отнесены налогоплательщиком в доходы при исчислении налога на прибыль, не имеет правового значения для рассмотрения настоящего спора в силу различного правового регулирования налога на прибыль и НДС.
Мнение судей
Суммы субсидий, полученные торговыми организациями, участвующими в программе утилизации автомобилей, не включаются в налоговую базу по НДС в силу положений п. 2 ст. 154 НК РФ.
* * *
Вопрос о том, подлежат ли включению в налоговую базу по НДС суммы субсидий, полученные торговой организацией, участвующей в государственной программе по утилизации автомобилей, является спорным. По мнению налоговиков и Минфина, указанные суммы должны увеличить налоговую базу по НДС.
В то же время банк судебных решений пополнился постановлениями арбитражных судов (пока только Уральского округа), в которых судьи поддерживают налогоплательщиков и признают полученные субсидии как субсидии, предоставленные налогоплательщикам федеральным бюджетом в целях возмещения потерь от реализации товаров по льготной цене, к которым должны применяться положения п. 2 ст. 154 НК РФ. Иными словами, по мнению арбитров, названные субсидии в налоговую базу по НДС не включаются.
Начать дискуссию