Подотчет, командировки

Комментарий к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2014 № 1595

В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, в том числе касающиеся направления работника в командировку.

Источник: Журнал "Оплата труда: акты и комментарии для бухгалтера"

В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, в том числе касающиеся направления работника в командировку.

Согласно ст. 166 ТК РФ служебная командировка – это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.

Положение об особенностях направления работников в служебные командировки утверждено Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 № 749 (далее – Положение № 749). Комментируемым Постановлением Правительства РФ от 29.12.2014 № 1595 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» в него внесены изменения, которые вступили в силу с 08.01.2015.

Отметим, что при направлении работника в служебную командировку до 08.01.2015 нужно было:

  • выписать служебное задание (п. 6 Положения № 749);
  • оформить приказ о направлении в командировку;
  • выдать работнику командировочное удостоверение, если он отправляется в командировку по РФ или в страны СНГ, с которыми есть межправительственные соглашения о том, что отметки в паспорте о пересечении границы не делаются. При этом при направлении работников в другие страны не надо было оформлять командировочное удостоверение. В этом случае дни пребывания работника в командировке определялись по отметкам пограничных органов в паспорте (п. 7, 15, 18 и 19 Положения № 749);
  • сделать запись в журнале учета работников, выбывающих в командировку (п. 8 Положения № 749 и п. 1, 2 Порядка учета работников, выбывающих в служебные командировки из командирующей организации и прибывших в организацию, в которую они командированы, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 11.09.2009 № 739н).

Итак, рассмотрим нововведения в порядке направления работников в командировки, вступившие в силу 08.01.2015:

1. Признан недействующим п. 6, согласно которому ранее цель командировки работника определялась руководителем командирующей организации и указывалась в служебном задании.

Отметим, что служебное задание являлось основанием для издания приказа о направлении работника в командировку и оформления командировочного удостоверения.

2. Пункт 7 изложен в новой редакции. Теперь командировочное удостоверение, которым подтверждался фактический срок пребывания работника в командировке, выдавать не надо, поскольку такой срок определяется по проездным документам, представляемым работником по возвращении из служебной командировки.

Кроме того, хотим обратить внимание: поскольку трудовое законодательство не регламентирует, каким именно транспортом работник должен добираться до места командировки и обратно, данный выбор осуществляется работодателем путем соотношения стоимости и сроков проезда, а также необходимости обеспечения комфорта и безопасности командированного работника. То есть именно работодателю предоставлен выбор, каким транспортом и на какое время будет командирован работник. Аналогичное мнение представлено в Постановлении ФАС ПО от 23.06.2014 № А65-8051/2012 (Определением ВС РФ от 04.09.2014 № 306‑ЭС14-650 отказано в передаче дела для пересмотра в порядке кассационного производства).

Видимо, поэтому была закреплена возможность использования личного транспорта работника для проезда при направлении его в командировку, а также утверждены документы, которые служат подтверждением использования указанного транспорта для проезда к месту командирования и обратно.

3. Пункт 15 признан недействующим (уточним: в связи с тем, что отменены командировочные удостоверения).

4. Абзац 1 п. 19 изложен по‑новому. По аналогии с п. 7 дата пересечения государственной границы РФ при направлении работника в командировку на территории государств – участников СНГ, с которыми заключены межправительственные соглашения, на основании которых в документах для въезда и выезда пограничными органами не делаются отметки о пересечении государственной границы, также определяется по проездным документам (билетам).

Следует отметить, что, несмотря на внесенные изменения, работодатели могут закрепить локальными актами оформление командировочного удостоверения по форме, самостоятельно разработанной организацией.

Кроме того, согласно п. 8 ст. 3 Федерального закона от 06.12.2011 № 402‑ФЗ «О бухгалтерском учете» факт хозяйственной жизни – сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств. Командировка (расходы на нее) относится именно к факту хозяйственной жизни организации, поэтому разработанное командировочное удостоверение будет основанием для самой организации в целях недопущения мнимого объекта бухгалтерского учета, под которым понимается несуществующий объект, отраженный в бухгалтерском учете лишь для вида (в том числе неосуществленные расходы, несуществующие обязательства, не имевшие места факты хозяйственной жизни). 

Начать дискуссию