Бюджетный учет

Земельные участки образовательных учреждений

Каждое образовательное учреждение в той или иной степени является владельцем земельных участков. Они могут быть собственностью учреждений, арендованы или переданы в постоянное бессрочное пользование. В результате поправок, внесенных недавно в Инструкцию № 157н , обновился и порядок учета земельных участков. В статье рассмотрим эти изменения и некоторые другие вопросы, связанные с землей.

Источник: Журнал "Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение"

Каждое образовательное учреждение в той или иной степени является владельцем земельных участков. Они могут быть собственностью учреждений, арендованы или переданы в постоянное бессрочное пользование. В результате поправок, внесенных недавно в Инструкцию № 157н[1], обновился и порядок учета земельных участков. В статье рассмотрим эти изменения и некоторые другие вопросы, связанные с землей.

Правовые основы пользования земельными участками

Земельные правоотношения в Российской Федерации регулируются Земельным кодексом и Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Федеральный закон № 221-ФЗ).

У каждого образовательного учреждения есть земельные участки, как минимум те, что находятся под принадлежащими учреждениям зданиями и сооружениями.

Согласно п. 2 ст. 7 ЗК РФ земельные участки должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории.

Пользоваться земельными участками учреждение может в трех случаях:

  • при получении их в постоянное (бессрочное) пользование;
  • при приобретении их в собственность;
  • при взятии их аренду.

Постоянное (бессрочное) пользование земельными участками

В постоянное бессрочное пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления (п. 1 ст. 20 ЗК РФ).

Юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не могут ими распоряжаться (п. 4 ст. 20 ЗК РФ).

В соответствии со ст. 130, 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, в том числе земельные участки, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» установлено, что зарегистрированное право государственного (муниципального) учреждения на земельный участок подтверждается свидетельством о государственной регистрации прав.

Земля согласно п. 70 Инструкции № 157н относится к непроизведенным активам.

Понятие «земля» включает в себя объекты непроизведенных активов в виде земельных участков, а также неотделимые от земельных участков капитальные расходы, к которым относятся расходы неинвентарного характера (не связанные со строительством сооружений) на культурно-технические мероприятия по поверхностному улучшению земель для сельскохозяйственного пользования, производимые за счет капитальных вложений (планировка земельных участков, корчевка площадей под пашню, очистка полей от камней и валунов, срезание кочек, расчистка зарослей, очистка водоемов, мелиоративные, осушительные, ирригационные и другие работы, которые неотделимы от земли), за исключением зданий и сооружений, построенных на этой земле (например, дорог, туннелей, административных зданий и т. п.), насаждений, подземных водных или биологических ресурсов (п. 79 Инструкции № 157н).

В соответствии с изменениями, внесенными в Инструкцию № 157н, земельные участки, используемые учреждениями на праве постоянного (бессрочного) пользования (в том числе расположенные под объектами недвижимости), учитываются на счете 103 11 «Земля – недвижимое имущество учреждения» на основании документа (свидетельства), подтверждающего право пользования земельным участком, по их кадастровой стоимости (стоимости, указанной в документе на право пользования земельным участком, расположенным за пределами территории РФ) (п. 71, 78 Инструкции № 157н). До этих изменений данные объекты подлежали учету на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование».

Рыночная (кадастровая) стоимость земельных участков на дату принятия к бухгалтерскому учету признается их первоначальной стоимостью (п. 23 Инструкции № 157н).

Согласно Федеральному закону № 221-ФЗ сведения о кадастровой стоимости земельного участка и кадастровом номере земельного участка, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются субъектам учета по запросам бесплатно.

В соответствии с п. 2 ст. 66 ЗК РФ кадастровая стоимость определяется путем проведения государственной кадастровой оценки земли, порядок осуществления которой устанавливается Постановлением Правительства РФ от 07.02.2008 № 52. В данном постановлении указано, что сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.

Согласно п. 80 Инструкции № 157н земельные участки являются инвентарными объектами. Каждому из них присваивается уникальный инвентарный порядковый номер, который используется исключительно в регистрах бухгалтерского учета. Он сохраняется за ним на весь период его учета. Инвентарные номера выбывших (списанных) инвентарных объектов вновь принятым к учету объектам нефинансовых активов не присваиваются (п. 81 Инструкции № 157н).

Аналитический учет земельных участков ведется в инвентарной карточке учета основных средств (ф. 0504031) (п. 82 Инструкции № 157н).

Учет операций по выбытию и перемещению объектов непроизведенных активов (земельных участков) ведется в журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов (п. 83 Инструкции № 157н).

Операции по поступлению, выбытию земельных участков оформляются бухгалтерскими записями на основании надлежаще оформленных первичных учетных документов в порядке, предусмотренном инструкциями № 162н[2], 174н[3] и 183н[4] (п. 74 Инструкции № 157н). В эти инструкции подготовлены необходимые изменения с учетом поправок, внесенных в Инструкцию № 157н. Проекты соответствующих нормативных актов размещены на сайте Минфина. Далее будем приводить корреспонденции счетов с учетом данных проектов.

В них предлагается получение земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования, в том числе расположенных под объектами недвижимости, оформлять следующими бухгалтерскими записями:

Казенное учреждение

(Инструкция № 162н)

Бюджетное учреждение

(Инструкция № 174н)

Автономное учреждение

(Инструкция № 183н)

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

1 103 11 330

1 401 10 180

4 103 11 330

4 401 10 180

4 103 11 000

4 401 10 180

В бухгалтерском учете выбытие объектов непроизведенных активов, в том числе земельных участков, осуществляется (п. 75 Инструкции № 157н):

– в случаях прекращения имущественных прав по основаниям, предусмотренным законодательством РФ, в том числе в результате продажи, безвозмездной передачи (дарения);

– в случаях прекращения использования объекта учета вследствие порчи, изменения качественных характеристик объекта, по иным основаниям невозможности использования объекта по установленному при принятии объекта к учету назначению;

– в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Как мы уже сказали выше, земельные участки, находящиеся в постоянном (бессрочном) пользовании учреждений, до внесения изменений в Инструкцию № 157н учитывались на забалансовом счете 01. В связи с этим требуется их перевод с забаланса на балансовый счет 103 11. Рекомендации по данному переводу финансовым ведомством еще не представлены.

Аренда и приобретение земельных участков в собственность

Юридические лица, в том числе государственные (муниципальные) учреждения, имеют право арендовать земельные участки или приобретать их в собственность.

Согласно п. 1.1 ст. 36 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты разрабатывается:

  • в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, – уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти;
  • в отношении земельных участков, которые находятся в собственности субъектов РФ или государственная собственность на которые не разграничена, – органами государственной власти субъектов РФ;
  • в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, – органами местного самоуправления.

Цена этих участков не может превышать их кадастровую стоимость. До установления уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления порядка определения цены земельного участка эта цена устанавливается в размере его кадастровой стоимости (п. 1.2 ст. 36 ЗК РФ).

Другие особенности купли-продажи земельных участков определены ст. 37 ЗК РФ. Согласно положениям данной статьи объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет. Продавец при заключении договора купли-продажи обязан предоставить покупателю имеющуюся у него информацию об обременениях земельного участка и ограничениях его использования.

Недействительными являются следующие условия договора купли-продажи земельного участка (п. 2 ст. 37 ЗК РФ):

  • устанавливающие право продавца выкупить земельный участок обратно по собственному желанию;
  • ограничивающие дальнейшее распоряжение земельным участком, в том числе ограничивающие ипотеку, передачу земельного участка в аренду, совершение иных сделок с землей;
  • ограничивающие ответственность продавца в случае предъявления прав на земельные участки третьими лицами.

Приобретение земельного участка в собственность осуществляется по договору купли-продажи недвижимости в соответствии с п. 1 ст. 549 ГК РФ. Переход права собственности происходит после государственной регистрации (п. 1 ст. 551 ГК РФ).

Для регистрации права собственности учреждение должно оплатить государственную пошлину (пп. 22 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

Приобретение земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора аренды такого земельного участка осуществляется путем проведения торгов (конкурсов, аукционов) (ст. 38 ЗК РФ).

В качестве продавца земельного участка или арендодателя выступает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления (п. 2 ст. 38 ЗК РФ).

В качестве организатора торгов (конкурсов, аукционов) выступает собственник или действующая на основании договора с ним специализированная организация.

Собственник земельного участка определяет форму проведения торгов (конкурсов, аукционов), начальную цену предмета торгов (конкурсов, аукционов) и сумму задатка (п. 3 ст. 38 ЗК РФ).

Порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков определяется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти в соответствии с ГК РФ и ЗК РФ.

Правила организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 № 808, с 1 марта 2015 года утрачивают силу. Новый нормативный документ пока не принят.

Приобретение земельного участка в соответствии с Указаниями № 65н[5] осуществляется по статье 330 «Увеличение стоимости непроизведенных активов» КОСГУ.

В бухгалтерском учете приобретение земельных участков и постановка на учет будут отражаться следующим образом:

Казенное учреждение

(Инструкция № 162н)

Бюджетное учреждение

(Инструкция № 174н)

Автономное учреждение

(Инструкция № 183н)

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Приобретение земельного участка

1 106 13 330

1 302 33 730

2 106 13 330

2 302 33 730

2 106 13 000

2 302 33 000

Принятие к учету земельного участка

1 103 11 330

1 106 13 330

2 101 11 330

2 106 13 330

2 101 11 000

2 106 13 000

Арендованные земельные участки (полученные на праве временного пользования) на балансовых счетах учета непроизведенных активов не отражаются, а подлежат учету на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» (п. 77 Инструкции № 157н).

У арендатора (учреждения) согласно договору аренды возникает обязанность по уплате арендных платежей. Расходы по арендной плате согласно Указаниям № 65н относятся на подстатью 224 «Арендная плата за пользование имуществом» КОСГУ.

Бухгалтерские операции, связанные с арендой, будут осуществляться следующим образом:

Казенное учреждение

(Инструкция № 162н)

Бюджетное учреждение

(Инструкция № 174н)

Автономное учреждение

(Инструкция № 183н)

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Принятие к учету арендованного земельного участка

01

 

01

 

01

 

Начисление задолженности по арендной плате

1 401 20 224

1 109 хх 224

1 302 24 730

0 401 20 224

0 109 хх 224

0 302 24 730

0 401 20 224

0 109 хх 224

0 302 24 000

Перечисление арендной платы с лицевого (расчетного) счета

1 302 24 830

1 304 05 224

0 302 24 830

0 201 11 610

0 302 24 000

0 201 11 000

0 201 21 000

* * *

Вопросов, связанных с земельными отношениями, на практике возникает достаточно много. В статье мы рассмотрели некоторые общие положения, которые касаются приобретения, аренды земельных участков и постоянного (бессрочного) пользования ими. Земельные участки принимаются к учету по кадастровой стоимости. Их покупная стоимость не может быть ниже кадастровой. Право на земельный участок подлежит обязательной государственной регистрации.

[1] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

[2] Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.

[3] Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

[4] Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.

[5] Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н. 

Начать дискуссию