Срок подачи декларации по НДС по новой форме неумолимо приближается, а у налогоплательщиков все еще остается масса вопросов. Как правильно представить данные? Кто и какие сведения должен подать? Как застраховаться от ошибок? Иными словами, как сделать так, чтобы декларация по НДС была представлена вовремя, а у налоговых органов не возникло вопросов и нареканий.
Формирование декларации и подача сведений
Теперь вместе с декларацией по НДС налогоплательщики будут подавать сведения из книг покупок, книг продаж и журналов учета счетов-фактур (ст. 12 Федерального закона № 134-ФЗ, дополнившая ст. 169 НК РФ пунктом 5.1). Для этого форма декларации дополнена разделами с 8 по 12: 8 – данные из книги покупок, 9 – данные из книги продаж, 10 – сведения из журнала выставленных счетов-фактур, 11 – сведения из журнала полученных счетов-фактур, 12 – сведения о выставленных счетах-фактурах. Основная часть декларации (с 1 по 7 разделы), а также каждый из последующих разделов представляют собой отдельный xml-файл.
Основную часть (1-7 разделы) заполняют абсолютно все плательщики НДС. Наличие остальных разделов (с 8 по 12) вовсе не означает, что каждой компании нужно заполнить каждый из них. Приложение, которое формирует компания, зависит от сферы ее деятельности и документов, которые она ведет:
- плательщики НДС представляют сведения из книг покупок и книг продаж, то есть формируют разделы 8 и 9;
- лица, которые действуют в интересах другого лица на основании договоров комиссии или агентских договоров, представляют сведения из журналов учета счетов-фактур, то есть формируют разделы 10 и 11;
- лица, которые не являются налогоплательщиками или освобождены от уплаты налога, но выставляющие СФ контрагентам, представляют сведения из выставленных счетов-фактур с выделением суммы налога и формируют 12 раздел.
Лица, которые не являются налогоплательщиками или освобождены от исполнения данных обязанностей, а также не признаваемые налоговыми агентами, в случае выставления и (или) получения ими счетов-фактур при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров обязаны вести журналы учета счетов-фактур. Они не подают декларацию по НДС, но при этом они должны представить свой журнал учета счетов-фактур.
Форматный контроль и технологические документы
После того как организация отправила декларацию, она получает подтверждение даты отправки, которое формирует оператор ЭДО. Затем документ проходит несколько стадий контроля. О прохождении каждой из них свидетельствует определенный документ, который направляет по ТКС налоговый орган: извещение о получении или сообщение об ошибке, квитанция о приеме или уведомление об отказе, извещение о вводе или уведомление об уточнении.
Датой представления декларации считается дата, указанное в подтверждении даты отправки, сформированном оператором ЭДО, вне зависимости от того, потребуются или нет в дальнейшем от налогоплательщика пояснения, представление документов, уточнения и т. д.
Сверка
После того как декларация принята налоговым органом и это подтверждено квитанцией, данные, представленные компанией, попадают на сервер ФНС, где они автоматически сверяются с данными, которые подали контрагенты организации.
Многих волнует, как будет сверяться информация, если покупатель включит счет-фактуру в декларацию более позднего налогового периода (а не тогда, когда фактически был получен товар или услуга). Дело в том, что сверка осуществляются по всем периодам, по которым были представлены сведения и начинается с покупателей и сведений их книг покупок, так как именно эти компании претендуют на получение возмещения по НДС. Берется счет-фактура из книги покупок потребителя, по ИНН ищется контрагент, а по номеру, дате и сумме – соответствующий счет-фактура из книги продаж данного контрагента за предыдущие периоды. Поэтому если потребитель включит счет-фактуру в декларацию более позднего налогового периода, ничего страшного не случится: сверка информации по данной сделке все равно пройдет успешно.
Требования
Если в данных контрагентов обнаружатся расхождения, то компании-покупателю направят электронное требование о представлении пояснений, на которое ей необходимо ответить. Получить данный документ можно только через систему интернет-отчетности. Крайне важно своевременно его обнаружить и подтвердить этот факт квитанцией о приеме (п. 5.1 ст. 23 НК РФ), которую необходимо направить в налоговые органы в течение 6 дней. Иначе по истечении 10 дней - после крайнего срока - налоговые органы вправе заблокировать счета компании (ст. 10 Федерального закона № 134-ФЗ, вносящая изменения в пп.2 п. 3 ст. 76 НК РФ).
На подготовку и отправку ответа налогоплательщику дается 5 дней. Компания может направить его как по ТКС через оператора ЭДО, так и на бумаге.
Как застраховаться от расхождений
Большинство расхождений связано с техническими ошибками, которые возникают при переносе информации в учетную систему. Эту проблему решает переход на электронный документооборот и интеграция системы ЭДО с учетной системой компании. Этот шаг максимально автоматизирует документооборот компании. Контрагенты при ЭДО работают с одним и тем же электронным документом, который автоматически выгружается из учетной системы продавца и автоматически же загружается в учетную систему покупателя, минуя этап ручного ввода информации.
Другой путь решения проблемы расхождений – сверить свои данные с данными контрагента перед формированием отчета. Такой сервис также есть на рынке. Он сопоставляет данные контрагентов по нескольким реквизитам, например: ИНН, номеру, дате, стоимости покупок, ставке и сумме налога. Устранив все расхождения, компания отправит в налоговый орган «чистые» данные и избавит себя от необходимости отвечать на массовые требования ФНС и риска доначислений НДС. Если же по какой-либо причине контрагентам по результатам сверки не удастся оперативно привести сведения в соответствие, то они хотя бы будут заранее готовы к соответствующим требования о пояснениях из налоговых органов и оперативно подготовят ответ на них.
Сделки с физическими лицами
Реализация товаров и услуг физическим лицам оформляется по другим правилам, нежели между компаниями. Самый очевидный пример: сбыт электроэнергии, при котором компания-поставщик не выставляет счета-фактуры таким пользователям, а выписывают квитанции.
Продавцу в этом случае необходимо составить бухгалтерскую справку-расчет - первичный документ, который в свою очередь можно зарегистрировать в книге продаж с кодом операции 26 (составление первичных учетных документов при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав лицам, не являющимся налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, и налогоплательщикам, освобожденным от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанной с исчислением и уплатой налог)).
Что касается продаж по кассовому аппарату, то обязанность розничного продавца по выставлению счета-фактуры считается выполненной, если при продаже за наличный расчет он выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленный формы (п. 7 ст. 168 НК РФ). Соответственно в книге продаж компания регистрирует реквизиты контрольной ленты кассового аппарата за день либо иного документа, выписываемого взамен чека, с кодом операции 23 (приобретение услуг, оформленных бланками строгой отчетности в случаях, предусмотренных п. 7 ст. 171 НК РФ).
В обеих названных ситуациях поле ИНН-КПП контрагента остается пустым, и в сверке данные документы не участвуют.
Желаем благополучной и безпроблемной отчетности!
Начать дискуссию