Акцизы

Розничная продажа алкогольной продукции

Алкогольная продукция пользуется высоким спросом у покупателей. Наши сограждане по-прежнему верят, что «алкоголь в малых дозах безвреден в любом количестве». Чтобы сохранить их здоровье, законодатели оговаривают правила его продажи. О них читайте в статье.

Алкогольная продукция пользуется высоким спросом у покупателей. Наши сограждане по-прежнему верят, что «алкоголь в малых дозах безвреден в любом количестве». Чтобы сохранить их здоровье, законодатели оговаривают правила его продажи. О них читайте в статье.

Т.В. Демченкова, эксперт АГ «РАДА»

Значительную часть доходов многих магазинов составляют деньги, полученные от продажи алкоголя. Торговать им выгодно, но не все могут себе это позволить. Для начала продавец должен получить лицензию. Об этом сказано в Федеральном законе от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее – Закон № 171-ФЗ).

Торговец, получивший лицензию, должен маркировать алкоголь, подтверждать его качество и строго соблюдать установленные правила продажи.

Как получить лицензию

Лицензию выдают региональные лицензионные палаты. Для ее получения нужно представить следующие документы:

  • заявление о выдаче лицензии. В нем надо указать название фирмы, ее организационно-правовую форму, место нахождения, название банка и номер открытого в нем счета, а также срок, в течение которого фирма будет заниматься розничной продажей алкоголя;
  • копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации фирмы (если копии не заверены нотариусом, то вместе с ними нужно показать оригиналы);
  • справку о постановке на учет в налоговой инспекции;
  • документ об оплате сбора за выдачу лицензии;
  • справку из налоговой инспекции о том, что у фирмы нет просроченной задолженности по уплате налогов и сборов;
  • письменное согласие местных властей на осуществление торговли алкоголем;
  • копию информационного письма федеральных властей о включении фирмы в Единый государственный реестр предприятий и организаций;
  • заключение местного отделения ОВД, Государственной противопожарной службы о том, что на фирме есть охранная и охранно-пожарная сигнализации;
  • заключения о том, что складские помещения соответствуют санитарно-эпидемиологическим, противопожарным, экологическим нормам, а также требованиям техники безопасности.

Решение о выдаче лицензии принимается в течение 30 дней со дня подачи заявления. За это время чиновники проверяют все сведения, указанные в документах. Этот срок может быть продлен, если потребуется дополнительная экспертиза. Однако его нельзя увеличивать более чем на 30 дней.

В течение трех дней после принятия положительного решения вам направят письменное уведомление. Если вам откажут в выдаче лицензии, то в уведомлении будут указаны причины отказа. В частности, отказ может быть обусловлен тем, что в документах обнаружится недостоверная или искаженная информация.

Лицензия выдается на срок не менее чем три года. Однако он может быть продлен или уменьшен по просьбе фирмы.

Какую алкогольную продукцию можно продавать

Продавать можно только те спиртные напитки, которые изготовлены законным способом.

Постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 г. № 1019 (далее – постановление № 1019) утвержден Перечень документов, подтверждающих легальность производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции на территории РФ. Он включает в себя:

  • копию сертификата соответствия, заверенную печатью владельца продукции;
  • товарно-транспортную накладную;
  • справку к товарно-транспортной накладной (ее форма приведена в приложении к постановлению № 1019);
  • акт об отгрузке и приемке спирта или вина и виноматериалов.

Перечисленные документы должны сопровождать алкогольную продукцию независимо от того, закупается она у ее производителя или у оптовика.

Если алкоголь ввозится из-за рубежа, то при нем должны быть грузовая таможенная декларация и справка к ней.

Маркировка алкоголя

Спиртные напитки маркируются в соответствии с требованиями статьи 12 Закона № 171-ФЗ.

Маркировать нужно алкоголь, в котором содержится более 9 процентов спирта. Проводить маркировку обязан производитель алкогольной продукции. Для этого он закупает федеральные специальные марки в МНС.

На импортный алкоголь марки должна наклеивать фирма, которая ввозит его в страну. Она покупает у таможенников акцизные марки. Одна марка стоит у них 0,75 рубля. При этом фирма должна отчитаться обо всех купленных марках. Неиспользованные или поврежденные марки возвращаются таможенникам.

Обратите внимание: не нужно клеить марки на импортный алкоголь, который упакован в тару емкостью до 0,05 и более 25 литров. На это указано в постановлении Правительства РФ от 4 сентября 1999 г. № 1008.

Алкоголь, который изготовлен в России для розничной продажи, маркируется региональными специальными марками того субъекта РФ, где он будет продаваться. Такие марки у местных властей покупают фирмы, учредившие акцизные склады.

Обратите внимание: маркировать можно только ту продукцию, которая прошла контроль качества. На это указано в статье 12 Закона № 171-ФЗ.

Цена одной марки любого вида (федеральные и региональные специальные марки, а также акцизные марки) не может быть больше 1,14 рубля.

Если фирма будет продавать немаркированные спиртные напитки, то ее руководство могут оштрафовать на сумму от 4000 до 5000 рублей. Кроме того, сама фирма заплатит штраф в размере от 40 до 50 тысяч рублей. Немаркированную продукцию при этом конфискуют. Такая ответственность установлена статьей 15.12 КоАП.

Когда нельзя продавать алкоголь

Запрещено продавать спиртные напитки:

  • без подтверждения легальности их производства и оборота (речь идет об отсутствии марок или документов из Перечня, утвержденного постановлением № 1019);
  • без информации о сертификации;
  • некачественные и опасные для здоровья людей. Имеется в виду алкоголь, не соответствующий ГОСТам, санитарным правилам и гигиеническим нормам, с признаками недоброкачественности. Кроме того, запрещено продавать напитки с неустановленным или истекшим сроком годности;
  • в упаковке из полистирола, жести или в упаковке типа «тетрапак» при содержании спирта в напитках более 18 процентов;
  • иностранного производства, маркированные товарными знаками российских изготовителей, без наличия у импортера лицензии на использование этих товарных знаков.

Кроме того, запрещена продажа алкогольной продукции:

  • лицам младше 18 лет;
  • в детских, учебных, лечебно-профилактических учреждениях и на прилегающих к ним территориях;
  • в местах скопления граждан, вблизи источников повышенной опасности, а также на прилегающих к ним территориях. Речь идет о вокзалах, аэропортах, станциях метро и объектах военного назначения (этот запрет касается только напитков, содержащих более 13 процентов спирта).

Фирма, которая продает алкоголь с содержанием спирта более 13 процентов, должна иметь стационарные торговые и складские помещения общей площадью не менее 50 кв. метров, охранную сигнализацию, сейфы для хранения документов и денег, кассовые аппараты. В противном случае она не имеет права торговать крепкими спиртными напитками.

Как продавать алкоголь

Реализация спиртных напитков регулируется Правилами продажи алкогольной продукции, утвержденными постановлением Правительства РФ от 19 августа 1996 г. № 987 «О мерах по ужесточению порядка торговли алкогольной продукцией» (далее – Правила продажи).

Продавец алкогольной продукции обязан дать покупателю полную информацию о ней. В частности, он должен сообщить сведения:

  • наименование и цену алкогольной продукции;
  • подтверждение сертификации алкоголя;
  • наименование и адрес производителя продукции;
  • ГОСТы, которым должен соответствовать алкоголь;
  • объем товара в таре;
  • перечень ингредиентов, которые влияют на вкус и аромат алкоголя;
  • содержание вредных веществ (по сравнению с требованиями ГОСТов);
  • противопоказания к применению алкоголя;
  • дату изготовления алкоголя и срок его годности.

На образец каждого спиртного напитка нужно прикрепить ценник с его названием и стоимостью. При продаже напитков в розлив в ценнике пишется цена 1 литра и 0,1 литра.

Пример

ООО «Актив» учитывает товары по продажным ценам. Организация закупила алкогольную продукцию на сумму 360 000 руб. (в том числе НДС – 60 000 руб.). Торговая наценка на товар составляет 30 процентов (без НДС и налога с продаж).

Сумма наценки равна:

(360 000 руб. – 60 000 руб.) х 30% = 90 000 руб.

Сумма НДС, включаемая в продажную цену товара, составит:

(360 000 руб. – 60 000 руб. + 90 000 руб.) х 20% = 78 000 руб.

Сумма налога с продаж, учитываемая в продажной цене, составит:

(360 000 руб. – 60 000 руб. + 90 000 руб. + 78 000 руб.) х 5% = 23 400 руб.

Общая сумма торговой наценки равна 191 400 руб. (90 000 + 78 000 + 23 400).

Продажная цена алкогольной продукции составит:

360 000 руб. – 60 000 руб. + 191 400 руб. = 491 400 руб.

В отчетном периоде «Актив» продал всю алкогольную продукцию.

Покупку алкогольной продукции бухгалтер «Актива» отразил в учете записями:

Дебет 41 Кредит 60

– 300 000 руб. (360 000 – 60 000) – оприходована алкогольная продукция, полученная от поставщика;

Дебет 19 Кредит 60

– 60 000 руб. – учтена сумма НДС по оприходованной продукции;

Дебет 60 Кредит 51

– 360 000 руб. – оплачена поставщику алкогольная продукция;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19

– 60 000 руб. – принят к вычету НДС по оприходованной и оплаченной продукции;

Дебет 41 Кредит 42

– 191 400 руб. – начислена торговая наценка на оприходованную алкогольную продукцию.

При продаже продукции бухгалтер сделал записи:

Дебет 50 Кредит 90-1

– 491 400 руб. – поступила выручка от продажи алкогольной продукции в кассу магазина;

Дебет 90-2 Кредит 41

– 491 400 руб. – списана стоимость проданной продукции;

Дебет 90-2 Кредит 42

– 191 400 руб. – сторнирована реализованная торговая наценка;

Дебет 90 субсчет «Налог с продаж» Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу с продаж»

– 23 400 руб. – начислен налог с продаж, подлежащий уплате в бюджет;

Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»

– 78 000 руб. – начислен НДС, подлежащий уплате в бюджет;

Дебет 90-9 Кредит 99

– 90 000 руб. (191 400 – 23 400 – 78 000) – определен финансовый результат от продажи алкогольной продукции.

–конец примера–

Покупатель возвращает алкогольную продукцию

Порядок возврата алкогольной продукции определен в Правилах продажи.

Если фирма продала алкоголь ненадлежащего качества, покупатель вправе потребовать:

  • замены напитка ненадлежащего качества на качественный;
  • соразмерного уменьшения цены на некачественный напиток;
  • возврата уплаченных денег. Однако в этом случае по требованию продавца он обязан вернуть некачественный напиток.

Если покупатель захотел получить деньги, продавец обязан вернуть их в полном размере. Он не вправе уменьшать первоначальную стоимость напитка из-за его полного или частичного использования, потери товарного вида и т. п. То есть, следуя логике Правил продажи, фирма обязана выплатить деньги, даже если покупатель вернет пустую тару из-под спиртного напитка. В данном случае непонятно, как можно определить, что напиток был некачественным. По нашему мнению, покупатель должен представить дополнительные доказательства того, что ему продали некачественный товар, хотя это не предусмотрено Правилами продажи.

Кроме того, покупатель не обязан предъявлять кассовый или товарный чек либо другой документ, подтверждающий покупку алкогольной продукции. Он может сослаться на свидетельские показания. Законодателям следовало бы более строго подойти к вопросу возврата денег за некачественный алкоголь и оградить продавцов от недобросовестных граждан.

Ещё раз: как продвигать свои посты на «Клерке»

Если вы видите это сообщение, значит продвижение работает.

Ещё раз: как продвигать свои посты на «Клерке»
9

Начать дискуссию

Участники финансового рынка ждут, что ЦБ повысит ключевую ставку до 17%

Больше половины экономистов уверены, что Центробанк продолжит жесткую денежно-кредитную политику и 7 июня поднимет ключевую ставку.

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
НДФЛ

Мнение: повышенные ставки НДФЛ должны начинаться не от 2,4 млн, а 50 млн рублей годового дохода

Известный юрист считает, что доход до 5 млн рублей в год, который Минфин предлагает облагать повышенной ставкой НДФЛ 15%, начиная с 2,4 млн, это еще не средний класс. Поэтому ставка должна быть общая 13%.

Мнение: повышенные ставки НДФЛ должны начинаться не от 2,4 млн, а 50 млн рублей годового дохода

Маркировка пива в потребительской упаковке с 1 июня 2024

Общепит и розничные продавцы с 1 июня 2024 года начнут передавать в систему маркировки «Честный знак» информацию о выводе из оборота пива и других слабоалкогольных напитков в потребительской упаковке. Рассказываем, как подготовиться к передаче данных.

Маркировка пива в потребительской упаковке с 1 июня 2024
Лучшие спикеры, новый каждый день

При импорте товаров из ЕАЭС в счете-фактуре можно не указывать страну происхождения

В счете-фактуре есть графы 10 и 10а, где указывают страну происхождения и ее цифровой код. Эти данные берут из декларации на товары, а также счета-фактуры или товаросопроводительного документа, полученного от поставщика.

В реестре отечественного программного обеспечения уже больше 21 тысячи продуктов

Зарегистрированный в реестре софт позволяет правообладателям освободить эти программы от НДС.

Что такое единый налоговый платеж и зачем он нужен

Сегодня в бухгалтерском ликбезе объясняю, что означают аббревиатуры ЕНП/ЕНС. И выясняю, кому из вас звонил Д.В. Егоров, чтобы получить обратную связь по хиту продаж прошлого года.

Что такое единый налоговый платеж и зачем он нужен
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Минфин: у регионов будет право устанавливать высокие ставки налога на имущество

Муниципалитетам разрешат самостоятельно увеличивать налоги на имущество стоимостью больше 300 млн рублей. Предельная ставка вырастет с 2 до 2,5%.

Что делать, если в команде конфликт? Как закончить противостояние в офисе

Пожалуй, худшее для продуктивности компании — ссоры и конфликты с коллегами. Психологи сколько угодно могут утверждать, что если в команде нет конфликтов, это признак отсутствия движения и развития. Но если, в офисе начались скандалы, то вряд ли такое развитие принесет пользу компании и сотрудникам.

Что делать, если в команде конфликт? Как закончить противостояние в офисе
21

Как подключить электронный документооборот (ЭДО)

Электронный документооборот — важный элемент современного бизнеса и государственной сферы. В статье рассказываем, почему ЭДО необходим и как его подключить в своей компании.

Как подключить электронный документооборот (ЭДО)

👪 Социальный вычет будут выдавать без справок. Документальное подтверждение должно остаться, иначе это не вычет — считает эксперт

Чтобы родители больше времени проводили с детьми, а не собирали справки о расходах для получения налоговых вычетов, депутаты хотят предоставлять льготы в упрощенном режиме.

Что ест бухгалтер. Окрошечка многоликая

Ассоциации к слову — лето. Жара, отпуск, море… окрошка. Несколько отличных рецептов окрошки и пятничный опрос.

Что ест бухгалтер. Окрошечка многоликая

Мобилизованный сотрудник может уволиться с работы по собственному желанию

Работодатель обязан приостановить трудовой договор с мобилизованным работником. При этом по норме ТК расторжение трудового договора в период его приостановления по инициативе работодателя не допускается.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

ИП на УСН не платит налог за бизнес-имущество

Ветераны боевых действий освобождены от налога на имущество физлиц, если оно не используется в бизнесе.

НДФЛ

Сдавать свою квартиру можно как физлицо, самозанятый или ИП

Доходы от сдачи в аренду квартиры – это доходы, облагаемые НДФЛ. Если общий доход такого арендодателя за год не превышает 5 млн рублей, ставка НДФЛ будет 13%.

Внутренние переводы: что это такое, как оформить в КЭДО и какая электронная подпись нужна

В развивающихся компаниях происходит постоянное движение персонала: кого-то принимают на работу, кто-то увольняется, некоторых сотрудников переводят на другие должности или в подразделения. Подробнее разберем, что такое внутренний перевод, как его регулирует Трудовой кодекс и как оформить его в КЭДО.

Внутренние переводы: что это такое, как оформить в КЭДО и какая электронная подпись нужна

Что влияет на срок рассмотрения дела в суде? Что делать если дело сильно затянулось?

Сколько судьи могут тянуть рассмотрение дел? От чего это зависит?

Руководители брошенных компаний будут отвечать за бездействие

Директорам придется доказывать в суде, что их действия или бездействие не привели к тому, что компания оказалась не в состоянии рассчитаться с долгами. Раньше бремя доказывания лежало на кредиторах.

💥Обзор новостей: правительство одобрило налоговую реформу, планку НДФЛ подняли «с запасом», Siri обновят

Рассказываем о самых главных событиях, о которых писали и которые обсуждали в мире.

💥Обзор новостей: правительство одобрило налоговую реформу, планку НДФЛ подняли «с запасом», Siri обновят
IT-компании

Только один вид реорганизации не мешает IT-компании применять налоговые льготы

IT-компании, которые были реорганизованы после 01.07.2022, не могут применять льготную ставку налога на прибыль 0% и тариф взносов 7,6%. Но есть исключение – реорганизация в форме преобразования.

Интересные материалы

Пополнил брокерский счёт на 200 000 в мае. Что купил? Часть 2

Заканчивается май, а вместе с ним и бюджет, который был выделен на инвестиции в этом месяце. В первой половине месяца я покупал больше акций, чем облигаций, во второй половине покупал больше облигаций, чем акций. Дополнительных пополнений не было, но к 200 000 добавились купоны и дивиденды от Лукойла.

Пополнил брокерский счёт на 200 000 в мае. Что купил? Часть 2