В Письме от 07.04.2015 № 02-07-07/19450 Минфин для государственных (муниципальных) учреждений разъясняет порядок применения счета 0 502 07 000 «Принимаемые обязательства» и 0 502 09 000 «Отложенные обязательства». В приложениях к письму приведены бухгалтерские записи для отражения в учете операций по этим счетам для получателей бюджетных средств, бюджетных и автономных учреждений. Поскольку получатели бюджетных средств не являются читателями этого журнала, корреспонденцию счетов, предназначенную для этого типа учреждений, мы убрали. Данные разъяснения обусловлены отсутствием в инструкциях № 162н[1], 174н[2], 183н[3] бухгалтерских записей по этим счетам.
Поскольку в приложениях к письму приведена подробная корреспонденция счетов, предлагаем в комментарии рассмотреть на примерах ее применение.
Принятие обязательств по договору без проведения конкурсных процедур (у единственного поставщика)
Пример 1
Автономное учреждение заключило договор на поставку расходных материалов для стоматологических услуг. Предмет договора – поставка бора алмазного для турбинного наконечника в количестве 400 шт. по цене 83 руб. за 1 шт. Стоимость договора – 33 200 руб. Операции совершаются по коду вида деятельности 7. Договор заключен без проведения конкурсных процедур. Размер аванса – 30% от стоимости договора (9 960 руб.)
В бухгалтерском учете учреждения принятие и исполнение обязательств по договору поставки расходных материалов отражается следующим образом:
Содержание операций |
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Первичный документ |
Приняты обязательства по договору поставки (дата заключения договора) |
7 506 10 340 |
7 502 11 340 |
33 200 |
Договор поставки |
Приняты денежные обязательства по договору в размере аванса |
7 502 11 340 |
7 502 12 340 |
33 200 |
Счет |
Перечислена предварительная оплата поставщику |
7 206 31 000 |
7 201 11 000 |
9 960 |
Выписка с отдельного лицевого счета |
Приняты к учету поставленные материалы |
7 105 31 000 |
7 302 34 000 |
33 200 |
Отгрузочные документы поставщика |
Приняты денежные обязательства на сумму окончательной оплаты по договору (33 200 руб. - 9 960 руб.) |
7 502 11 340 |
7 502 12 340 |
23 240 |
Счет-фактура, накладная |
Произведен зачет аванса |
7 302 34 000 |
7 206 34 000 |
23 240 |
Справка (ф. 0504833) |
Перечислен окончательный расчет поставщику |
7 302 34 000 |
7 201 11 000 |
23 240 |
Выписка с отдельного лицевого счета |
Таким образом, корреспонденция счетов по принятию обязательств, денежных обязательств и их исполнению по договорам, заключенным без проведения конкурсных процедур, не претерпела изменения.
Принятие обязательств по договору с проведением конкурентных процедур
Для начала предлагаем вспомнить, какие способы размещения заказа являются конкурентными. Согласно нормам п. 2 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ) конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также – электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» не содержит разъяснения о том, какие способы размещения заказа являются конкурентными, а какие нет. Полагаем, что в данном случае можно прибегнуть к положениям Федерального закона № 44-ФЗ. В перечисленных в нем случаях, относимых к конкурентным, предполагается, что несколько участников будут «бороться» за право заключения договора (контракта) с ними.
Пример 2
Автономное учреждение на официальном сайте публикует извещение о проведение открытого аукциона на поставку расходных стоматологических материалов по перечню, представленному в документации об аукционе. Начальная (максимальная) цена договора – 680 000 руб. В ходе проведения аукциона цена была снижена, в итоге договор был заключен на сумму 650 000 руб. Договор предусматривает уплату аванса в размере 30% от стоимости договора (195 000 руб.), который был перечислен учреждением. Операции совершаются в рамках приносящей доход деятельности.
Бухгалтерские записи по получению и расходованию сумм субсидии будут следующими:
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Приняты обязательства текущего финансового года, определенные планом финансово-хозяйственной деятельности, при размещении информации о закупке на официальном сайте (на дату размещения извещения на официальном сайте) |
2 506 10 340 |
2 502 17 340 |
680 000 |
Принято обязательство по оплате договора (на дату подписания договора) |
2 502 17 340 |
2 502 11 340 |
650 000 |
Скорректирован размер принимаемых обязательств после заключения договора |
2 502 17 340 |
2 506 10 340 |
30 000 |
Приняты денежные обязательства по оплате аванса |
2 502 11 340 |
2 502 12 340 |
195 000 |
Перечислен аванс по договору |
2 206 31 000 |
2 201 11 000 |
195 000 |
Приняты к учету поставленные материалы |
2 105 31 000 |
2 302 34 000 |
195 200 |
Приняты денежные обязательства на сумму окончательной оплаты по договору (650 000 руб. - 195 000 руб.) |
2 502 11 340 |
2 502 12 340 |
455 000 |
Произведен зачет аванса |
2 302 34 000 |
2 206 34 000 |
195 000 |
Погашены обязательства перед поставщиком |
2 302 34 000 |
2 201 11 000 |
455 000 |
Обращаем ваше внимание на то, что принимаемые обязательства (кредит счета 0 502 07 000 в корреспонденции с дебетом счета 0 506 10 000) корректируется по-разному. Если корректировка осуществляется по причине снижения начальной (максимальной) цены контракта по сравнению с первоначально заявленной в извещении о проведении закупки, то корректировка принимаемых обязательств совершается путем обратной записи: дебет счета 0 502 17 ххх в корреспонденции с кредитом счета 0 506 00 ххх. Если же размер принимаемых обязательств корректируется по причине признания закупки не состоявшейся, то применяется метод «красное сторно» и ранее сделанная операция сторнируется.
Принятие отложенных обязательств
Отложенные обязательства учитываются на счете 0 502 09 000 и возникают в случае формирования у учреждения резерва предстоящих расходов. Поскольку автономные учреждения формируют такие резервы в основном для оплаты отпусков, мы на примере рассмотрим предложенную Минфином в Письме от 07.04.2015 № 02-07-07/19450 корреспонденцию счетов по применению счета 0 502 09 000
Пример 3
Размер ежемесячных отчислений в резерв предстоящих расходов по отпускам – 260 000 руб., из которых:
- 200 000 руб. в части сумм отпускных;
- 60 000 руб. в части страховых взносов, подлежащих начислению с отпускных.
В феврале 2015 года работник уходит в отпуск. Ему начисляется сумма отпускных в размере 50 000 руб., с которой начисляются страховые взносы в размере 15 000 руб.
Цифры в примере условные. Страховые взносы на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний для упрощения примера в расчет не взяты.
В бухгалтерском учете будут сделаны следующие записи:
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Отражены расходы по отчислениям в резерв |
2 109 60 211 2 109 60 213 |
2 401 60 211 2 401 60 213 |
200 000 60 000 |
Приняты обязательства на сумму отчислений в резерв |
2 506 90 211 2 506 90 213 |
2 502 99 211 2 502 99 213 |
200 000 60 000 |
Приняты обязательства текущего года по оплате отпускных работнику |
2 506 10 211 2 506 10 213 |
2 502 11 211 2 502 11 213 |
50 000 15 000 |
Уменьшено отложенное обязательство по оплате отпуска за фактически отработанное время методом «красное сторно» |
2 506 90 211 2 506 90 213 |
2 502 99 211 2 502 99 213 |
(50 000) (15 000) |
Начислены работнику отпускные и суммы страховых взносов с них |
2 401 60 211 2 401 60 213 |
2 302 11 730 2 303 хх 730 |
50 000 15 000 |
[1] Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.
[2] Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.
[3] Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв.Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.
Источник: Журнал "Автономные учреждения: акты и комментарии для бухгалтера"
Начать дискуссию