Бюджетный учет

Обязательный энергоаудит бюджетников может быть отменен

Минэкономразвития завершило подготовку законопроекта, заменяющего обязательное энергетическое обследование бюджетных учреждений добровольным. Однако отмена существующих требований не означает команду «Вольно!». Введение системы декларирования повысит ответственность потребителей энергоресурсов.

Минэкономразвития завершило подготовку законопроекта, заменяющего обязательное энергетическое обследование бюджетных учреждений добровольным. Однако отмена существующих требований не означает команду «Вольно!». Введение системы декларирования повысит ответственность потребителей энергоресурсов.

Основными целями проекта являются корректировка и продление требований по ежегодному снижению совокупного потребления энергоресурсов организациями бюджетной сферы до 2020 года с учетом их фактического потенциала энергосбережения.

Данная норма предусмотрена ст. 24 Закона об энергосбережении[1]: государственное (муниципальное) учреждение обязано в течение пяти лет обеспечивать ежегодное снижение в сопоставимых условиях потребляемых объемов воды, дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля от уровня потребления 2009 года каждого из указанных ресурсов не менее чем 3%.

Реализация этого положения стала возможной после принятия Приказа Минэкономразвития РФ № 591[2], устанавливающего порядок определения объемов снижения потребляемых учреждениями ресурсов в сопоставимых условиях и изменений, принятых в целях устранения недоработок, препятствующих объективному расчету показателей названного снижения, действующих с 28.10.2012.

Что такое декларация о потреблении энергоресурсов?

В пояснительной записке к законопроекту указано, что с момента принятия вышеперечисленных требований сохраняются высокий потенциал энергосбережения и повышения энергоэффективности учреждений и невысокая динамика его снижения (ниже показателей, запланированных ч. 1 ст. 24 Закона об энергосбережении).

Нововведение должно изменить порядок, при котором обследование делается только ради получения энергопаспорта. На этом акцентировал внимание начальник отдела энергосбережения и повышения энергоэффективности Минэнерго Р. В. Неуступкин в ходе конгресса «Энергоэффективность. XXI век»[3].

Согласно действующему законодательству учреждения бюджетной сферы обязаны провести энергообследование и получить энергопаспорт. Однако они не обязаны проводить мероприятия, которые разработал энергоаудитор. Предполагается, что добровольный формат энергетического обследования повысит степень ответственности в данной области.

Государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергоэффективности будет осуществляться не путем введения обязательного энергетического обследования, а путем установления обязанности представления декларации о потреблении энергетических ресурсов.

Декларация о потреблении энергетических ресурсов – это документ, содержащий информацию об объеме и эффективности потребления энергоресурсов органом государственной власти, органом местного самоуправления, наделенных правами юридических лиц, государственными или муниципальными учреждениями.

Согласно действующему закону энергетическое обследование проводится в добровольном порядке, за исключением случаев, когда в соответствии с Законом об энергосбережении оно должно быть проведено в обязательном порядке. Статья 16 названного закона как раз и устанавливает обязательность подобного обследование для бюджетных учреждений. Законопроект отменяет указанную оговорку: любое энергетическое обследование будет проводиться в добровольном порядке.

А вот составление деклараций и их предоставление в федеральный орган исполнительной власти будет обязательным для государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений.

Сможет ли бюджетное учреждение самостоятельно составить декларацию о потреблении энергетических ресурсов? Ответ зависит от формы декларации, которая будет утверждена после принятия законопроекта. Если форма будет включать в себя сложные расчеты, то, скорее всего, энергетическое обследования все же потребуется.

Здесь можно провести аналогию с декларированием пожарной безопасности[4]. Представляя такую декларацию, учреждение как бы заявляет о том, что оно знает правила и обязуется их соблюдать. На сайте МЧС существует подробная инструкция по самостоятельному составлению данной декларации. Если документ составлен неверно, его возвращают на доработку с указанием ошибок. Однако многие учреждения при составлении пожарной декларации все же предпочитают тратить деньги на услуги специалистов.

Федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на создание и обеспечение функционирования государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, будет поручено утверждение формы декларации и установление порядка ее подачи.

Законопроект предусматривает возможность представления декларации в виде электронного документа.

Показатели тоже изменятся

Принимая во внимание разную достижимость запланированных темпов снижения потребления каждого вида ресурсов, а также возможные структурные изменения в потреблении энергетических ресурсов путем замещения одного вида топлива другим, проект предлагает выделить в качестве показателя, характеризующего снижение объема потребленных топливных ресурсов, сумму значений показателя снижения объема для топливного эквивалента каждого потребленного энергетического ресурса.

Согласно изменениям, предлагаемым для внесения в Закон об энергосбережении, начиная с определенного года бюджетное учреждение будет обязано снизить в сопоставимых условиях суммарный потребленный объем топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электроэнергии, угля в течение пяти лет не менее чем на 10% от суммарного объема ресурсов, фактически потребленных в предыдущем году (по действующему закону – 15%), с ежегодным снижением такого объема не менее чем на 2% (сейчас – 3%). Следует обратить внимание, что будет учитываться именно суммарный объем потребления указанных ресурсов.

Отметим, что предусмотрен расчет отдельного показателя для воды.

Начиная с определенного периода бюджетников обяжут снизить в сопоставимых условиях объем потребленной воды в течение пяти лет не менее чем на 5% от объема воды, фактически потребленной в предыдущем году, с ежегодным снижением такого объема не менее чем на 1%.

Как будут распределяться субсидии?

Данные деклараций будут использоваться при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) и для определения объема субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания бюджетным или автономным учреждением.

Сбор, обработку, систематизацию, анализ, использование деклараций и сведений энергетических паспортов, составленных по результатам соответствующих обследований, будет осуществлять федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на создание и обеспечение функционирования государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергоэффективности.

Информация, собранная при обработке, систематизации и анализе деклараций и энергетических паспортов, будет анализироваться для получения данных об уровне использования бюджетными учреждениями энергетических ресурсов, о потенциале их энергосбережения и энергоэффективности, о лицах, имеющих наилучшие показатели в этой области.

ГРБС будут предоставлять субсидии бюджетным и автономным учреждениям на основании сведений:

  • о суммарном объеме фактически потребленных учреждениями в первом году отчетного периода дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, уменьшенном в сопоставимых условиях на 10% в течение пяти лет с ежегодным снижением такого объема на 2%;
  • об объеме фактически потребленной учреждениями в первом году отчетного периода воды, уменьшенном в сопоставимых условиях на 5% в течение пяти лет с ежегодным снижением названного объема на 1%.

Важно, что при планировании указанных бюджетных ассигнований не будет учитываться сокращение расходов учреждения, достигнутое в результате уменьшения суммарных объемов фактически потребленных ресурсов и воды сверх установленных.

А в отношении учреждений, заключавших энергосервисные контракты на срок не менее пяти лет и выполняющих требования Закона об энергосбережении по обязательному фактическому сокращению расхода ресурсов в сопоставимых условиях, при планировании бюджетных ассигнований не будет применяться условие о ежегодном снижении соответствующих объемов на оплату фактически потребленных энергетических ресурсов и воды.

Условие о ежегодном обязательном фактическом сокращении расходов потребленных ресурсов в сопоставимых условиях не будет применяться к учреждениям, выполняющим общее требование обязательного снижения потребления энергетических ресурсов и воды в срок менее чем за пять лет.

К сведению

Если в первый же год случится экономия в размере 60% от базы расчетного года? Надо ли все оставшиеся четыре года снижать объем потребления не менее чем 1% ежегодно, как требует закон? Законопроект предусматривает случаи, когда учреждение выполняет общее условие обязательного снижения потребления энергетических ресурсов и воды в срок менее чем за пять лет, – тогда к учреждению не применяется условие о ежегодном обязательном фактическом сокращении расходов потребленных им ресурсов в сопоставимых условиях.

Из каких средств можно будет оплачивать заключенный и строго выполняемый энергосервисный контракт, если сегодня ГРБС последовательно и ежегодно снижает ассигнования на оплату ресурсов в конкретном учреждении на установленные в законе 3%? Законопроект учитывает случаи, когда учреждения заключили энергосервисные контракты на срок не менее пяти лет и выполняются требования законодательства об энергоэффективности по обязательному фактическому сокращению расходов потребленных им ресурсов в сопоставимых условиях. Для таких учреждений главные распорядители бюджетных средств при планировании бюджетных ассигнований не применяют условие о ежегодном снижении соответствующих объемов на оплату фактически потребленных энергетических ресурсов и воды.

Информационная система

Информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности осуществляется в том числе посредством государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергоэффективности (gisee.ru).

 В Закон об энергосбережении будет внесено дополнение, согласно которому информация, содержащаяся в указанной системе, в обязательном порядке должна включать в себя сведения об объемах снижения потребляемых учреждениями ресурсов и о сопоставимых условиях, влияющих на определение названных объемов снижения. Система, кроме всего прочего, должна будет содержать данные и о потреблении энергетических ресурсов органами государственной власти, органами местного самоуправления, наделенных правами юридических лиц, государственными или муниципальными учреждениями.

* * *

Текст документа прошел общественное обсуждение, был доработан и направлен на рассмотрение в Минюст – возможно, в него внесут изменения. Однако базовые принципы должны остаться неизменными. Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» разработан во исполнение п. 11 Протокола заседания Президиума Совета при Президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию России от 22.11.2013 № 4.


[1] Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

[2] Приказ Минэкономразвития РФ от 24.10.2011 № 591 «О порядке определения объемов снижения потребляемых государственными (муниципальными) учреждениями ресурсов в сопоставимых условиях».

[3] 11.03.2014 года в Москве в ЦВК «Экспоцентр» в рамках выставки «Мир климата – 2014» проходила весенняя сессия VI Международного конгресса «Энергоэффективность. XXI век. Инженерные методы снижения энергопотребления зданий».

[4] О составлении пожарной декларации см. статью С. П. Фролова «Все очень просто, или Составляем пожарную декларацию», № 8, 2014.

Источник: Журнал "Строительство: акты и комментарии для бухгалтера "

Управленческий учет и финансы в 1С: УНФ

Только сегодня! Скидка 50%!

  • Автоматизируйте учет и финансы в 1С: УНФ
  • Настройте CRM, бюджетирование и платежный календарь
  • Управляйте денежными потоками и повышайте прибыль
7 900 ₽ (или 4 платежа по 1 975 ₽)
Записаться сейчас

Начать дискуссию


Похожие материалы

⚡️ Итоги дня: карту метро перевели на арабский, Минстрой хочет единую платежку ЖКУ, а мошенники разводят клиентов Wildberries

Подготовили обзор главных событий дня — 19 февраля 2025 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Как отражать операции в 1С селлерам с пониженными ставками НДС

С 2025 года упрощенцы с доходом от 60 млн руб. в год обязаны уплачивать НДС. При этом компании на УСН могут выбрать специальные ставки 5% и 7% или применять общеустановленную ставку 20%. Для тех, кто применят пониженные ставки, есть свои нюансы заполнения декларации и учета в 1С. Рассказываем, как работать с такими селлерами на обновленном онлайн-курсе.

Как отражать операции в 1С селлерам с пониженными ставками НДС

🔦 ФНС начнет автоматически получать информацию о резидентстве и загранпаспортах. Мнение налогового юриста об эффективности будущей системы

Налоговики будут собирать сведения о пересечениях границ физлицами, чтобы эффективнее определять их налоговое резидентство.

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
НДФЛ

Необлагаемую матпомощь можно выплачивать сотрудникам несколько раз в год

В ряде случае материальная помощь сотрудникам не облагается НДФЛ. И условия о том, что она должна быть только один раз в год, в НК нет.

Сопутствующие услуги войдут в базу по туристическому налогу, но только при одном условии

Если гостиница включила в цену номера стоимость дополнительных услуг, то они будут считаться в базе по турналогу.

⚡️В поисках ответов: самое важное о VII Всероссийской бухгалтерской конференции «БухВесна-2025»

Нам начали приходить организационные вопросы от пользователей по VII Всероссийской бухгалтерской конференции «БухВесна-2025», которая пройдет 13 марта в Москве. Собрали все важное в одной статье: кто, что, как, куда, когда, во сколько, каким образом — все здесь! Забирайте в закладки, чтобы не потерять!

⚡️В поисках ответов: самое важное о VII Всероссийской бухгалтерской конференции «БухВесна-2025»
6
agafosha
НДС

Совмещение налоговых режимов

Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, ИП работает на ОСНО (услуги грузоперевозки), но есть некоторые грузоперевозки этими же транспортными средствами без НДС, как...

Читать полностью

Эксперт:

Надежда Камышева

Надежда Камышева
Эксперт

Добрый день.

Никак не получится работать без НДС при ОСНО. Можно было бы купить патент (если ИП соответствует условию применения ПСН), но тогда...

Читать полностью
НДС на УСН

В каких случаях возможен вычет НДС при ставке 5%

Плательщики УСН с доходами свыше 60 млн рублей могут выбрать пониженные ставки НДС 5% и 7%, при которых нет права на вычет по покупкам.

В НК РФ могут внести нормы о глобальном минимальном налоге — «GloBE Rules»

22.01.2025 глава Минфина Антон Силуанов подписал обновленный План деятельности Федеральной налоговой службы на 2025 год и плановый период 2026-2030 годов.

Клиенты Райффайзенбанка не смогут покупать ценные бумаги на бирже

Банк меняет условия брокерского обслуживания для своих клиентов. Инвесторы не смогут покупать ценные бумаги на бирже.

НДС

При переходе с ОСНО на УСН восстановленный НДС по основным средствам можно учесть в расходах

Если организация с 01.01.2025 перешла с ОСНО на УСН с НДС 5%, она должна в 1 квартале 2025 года восстановить НДС по товарам и основным средствам.

👼 Декретные предложили платить с первых недель беременности. Эксперт по трудовым отношениям оценила шансы на принятие

Сейчас женщина уходит в отпуск по беременности и родам с 30-й недели беременности на 140 дней. Предложили этот срок сдвинуть и предоставлять отпуск по БиР со дня постановки на учет в женской консультации.

4

💲 Курс доллара упал до 89 рублей

На межбанковском рынке доллар торгуется ниже 90 рублей. Впервые с 14 февраля 2025 года.

Госкомпании нарастили закупки у самозанятых бухгалтеров и юристов

Если в 2019 году только 16 госкомпаний были готовы подписывать контракты с самозанятыми, то в 2024 году — уже 2 тысячи организаций.

Самозапрет на кредиты с 1 марта 2025 года: как защитить себя от мошенников и случайных долгов

С 1 марта 2025 года у всех россиян появится возможность полностью заблокировать возможность оформления на себя кредитов и займов. Это новый инструмент защиты, который поможет бороться с кредитным мошенничеством и защитит тех, кто не хочет рисковать. Разбираем, как работает самозапрет на кредиты, какие есть нюансы и как его установить.

Самозапрет на кредиты с 1 марта 2025 года: как защитить себя от мошенников и случайных долгов

Можно будет отслеживать ход рассмотрения жалоб на ИФНС

К декабрю 2025 года ФНС запланировала доработать свой интернет-сервиса «Узнать о жалобе».

УСН

Минфин рассказал, когда на УСН включать в расходы зарплатный НДФЛ

Сам НДФЛ, который работодатель удерживает с зарплаты сотрудников, не является расходом при УСН, но зарплата сотрудников, которая включает в себя НДФЛ – это расход.

АУСН

АУСН стала популярной у продавцов и специалистов по бухучету

6 тысяч компаний из сферы розничной торговли работают на АУСН. Этот налоговый режим также выбирают специалисты по праву и бухгалтерскому учету, разработчики ПО, риелторы и консультанты.

Самозанятые

Про объективную необходимость в привлечении самозанятого

«Мне бухгалтер сказал, что в договоре с самозанятым запрещено указывать фиксированную сумму выплаты! Как быть теперь?».

Премии

Госдума одобрила законопроект о прозрачности премиальных выплат

18 февраля 2025 года Госдума приняла в первом чтении законопроект, направленный на защиту прав работников при назначении премий.

Интересные материалы

Как организации на ОСНО отражать оформление КАСКО и ОСАГО

Если у организации на ОСНО есть лизинговое транспортное средство, то по нему не только нужно уплатить налог, но еще и оформить страховку. Рассказываем, как отразить оформление КАСКО и ОСАГО в учете.

Как организации на ОСНО отражать оформление КАСКО и ОСАГО