В 2016 году Росстат проводит сплошное федеральное статистическое наблюдение за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства. Что это такое и чем грозит игнорирование требований статистики?
Почему надо сдавать статистическую отчетность в 2016 году?
Сплошное статистическое наблюдение за малым и средним бизнесом проводится раз в 5 лет, согласно Федеральному закону от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Обязанность представлять первичные статистические данные безвозмездно установлена Федеральным законом от 29.11.2007 N 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации». При этом в законе оговорено, что респонденты обязаны представлять данные даже являющиеся коммерческой или государственной тайной. Индивидуальные предприниматели представляют данные только по предпринимательской деятельности. Отчетность обязаны предоставить даже организации и ИП, временно не ведущие деятельность и не имевшие доходов в 2015 году.
Целью сплошного наблюдения является формирование официальной статистической информации, содержащей комплексную и детализированную характеристику экономической деятельности хозяйствующих субъектов малого и среднего предпринимательства, для улучшения качества социально-экономического прогнозирования и выработки мер по повышению эффективности функционирования российской экономики в целом и ее отдельных секторов в географическом распределении[1].
Какие формы сдавать малому бизнесу и где их взять?
Формы сплошного федерального статистического наблюдения утверждены приказом Росстата от 09.06.2015 N 263. Для организаций предусмотрена форма МП-сп «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия за 2015 год», для индивидуальных предпринимателей 1-предприниматель «Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя за 2015 год». Срок сдачи отчетов – до 1 апреля 2016 года.
Заполненные формы представляется в отделы статистики по месту регистрации организации или индивидуального предпринимателя. Отчетность можно представить так же по почте или в электронном виде через ТКС. Но, например, Петростат (территориальное отделение Росстата по Санкт-Петербургу и Ленинградской области) готов получить отчетность даже по е-мейлу просто в отсканированном виде[2].
Формы отчетности многие организации и ИП уже получили от Росстата по почте или непосредственно по месту ведения деятельности, поскольку некоторыми отделениями статистики был организован обход торговых и бизнес-центров, мест массовой регистрации юридических лиц, рынков и т.д. Если вы не получили формы, то можно их скачать с сайта Росстата. Так же в некоторых бухгалтерских программах реализовано заполнение этих статистических форм.
Формы отчетности сами по себе небольшие и порядок заполнения форм написан весьма подробно и понятно, переписывать их в статью не имеет смысла. Но хотелось бы обратить внимание на то, что все суммовые показатели заполняются в тысячах рублей с одним десятичным знаком, а не в рублях.
Проблемы при заполнении формы 1-предприниматель могут возникнуть у предпринимателей на ЕНВД. В Порядке заполнения написано, что ИП, применяющие ЕНВД, учитывают выручку на основании первичной учетной документации, отражающей все хозяйственные операции. Однако многие предприниматели никакой подобной документации не ведут, потому что у них нет такой обязанности. Таким предпринимателям можно посоветовать указать вменный доход за год (сумма строк 100 деклараций за 1-4 квартал 2015 года).
Некоторое удивление в форме 1-предприниматель вызывают строки про основные фонды (основные средства) предпринимателей. Учет основных средств как таковой есть только у ИП на ОСНО, ну и частично у ИП на УСН. Каким образом указывать стоимость используемого в предпринимательской деятельности личного имущества другим предпринимателям, непонятно. Поэтому можно заранее предположить, что достоверность статистических данных именно по основным средствам ИП будет стремиться к нулю.
Что будет, если не сдать статистическую отчетность?
В конце прошлого года был принят федеральный закон, вносящий изменения в статью 13.19 КоАП и штрафы за непредставление статистической отчетности резко выросли. Если раньше можно было отделаться штрафом от 3 000 до 5 000 рублей на должностных лиц, то теперь минимальный штраф на организацию 20 000 рублей, максимальный 70 000 рублей. А при повторном нарушении организацию могут оштрафовать до 150 000 рублей[3]. Индивидуальных предпринимателей штрафуют как должностных лиц – при первом нарушении от 10 000 до 20 000 рублей, при повторном нарушении от 30 000 до 50 000 рублей.
Как показывала практика прошлых лет, органы статистики не ставили своей целью собрать как можно больше административных штрафов и по большей части обходились выпиской счетов проштрафившимся организациям и ИП якобы за услуги статистики. Однако в связи с резко выросшими штрафами и нехваткой денег в бюджете, ситуация наверняка изменится и пренебрегать административными санкциями Росстат не будет. Поэтому стоит подумать, надо ли рисковать крупной суммой денег или все-таки проще сдать три листика статистической отчетности. Тем более, что проверить данные, который в ней указаны, органы статистики не смогут.
[1] Приказ Росстата от 05.06.2015 N 259 «Об утверждении Основных методологических и организационных положений по сплошному федеральному статистическому наблюдению за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства»
[2] Информация для предпринимателей на сайте Петростата http://petrostat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/petrostat/ru/census_and_researching/researching/statistic_researching/
[3] Повторным считается нарушение, совершенное в течение года со дня вступления в силу постановления о назначении административного наказания (ст.4.3. КоАП)
Комментарии
23Не люблю статистику, только потому, что вынужден при заполнении их форм включать фантазию. Ну откуда я возьму точные данные по объему вывезенного снега или количеству икры в садках с семгой?
Аноним, Вы писали:
Отправляете письмо с описью вложения. Почта подтверждает Ваше отправление, выдавая Вам Ваш экземпляр описи..