Бухгалтерия

Безнадега: когда можно списать долги контрагентов

В кризис многие компании сталкиваются с неплатежами своих контрагентов. Основная часть долгов рано или поздно погашается, но есть такие долги, которые со временем переходят в разряд безнадежных, то есть нереальных к взысканию.
Безнадега: когда можно списать долги контрагентов
Фото Михаила Чернова, Кублог

В кризис многие компании сталкиваются с неплатежами своих контрагентов. Основная часть долгов рано или поздно погашается, но есть такие долги, которые со временем переходят в разряд безнадежных, то есть нереальных к взысканию.

Дебиторская задолженность может возникнуть по разным причинам. Например, если контрагент не рассчитался за приобретенные им товары, работы или услуги. Либо если поставщик, с которым планировалась сделка, получил аванс, но сделка по определенным причинам не состоялась, а аванс так и не был возвращен компании.

К счастью, в большинстве случаев задолженность погашается, но может случиться так, что какая-то сумма долго «висит» и в итоге взыскать ее становится нереально. В таком случае долги нужно списать. Причем как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.

Но как определить, что долг перешел в категорию долга, не реального к взысканию? Давайте разберемся.

Срок исковой давности

Основания, при которых задолженность становится безнадежной, прописаны в пункте 2 статьи 266 НК РФ. Одно из оснований: у долга истек срок исковой давности. Этот срок составляет три года (ч. 1 ст. 196 ГК РФ). На первый взгляд, нет ничего проще определить, истек срок исковой давности по долгу или нет? Однако на практике возникает масса нюансов.

Например, некоторые бухгалтеры ошибочно отсчитывают трехлетний срок с момента образования дебиторской задолженности по данным бухгалтерского учета. Попросту говоря, с момента проведения, например, записи: Дебет 62 Кредит 90 (если речь идет о задолженности по оплате отгруженной продукции). Но это не правильно.

Согласно пункту 1 статьи 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Права считаются нарушенными тогда, когда контрагент должен был, к примеру, уплатить определенную сумму денежных средств, но не сделал этого. Самый распространенный пример можно привести с договором поставки, по которому предусмотрены сроки оплаты товара, поставленного продавцом. Со дня, установленного договором для оплаты товара, и начинает исчисляться срок исковой давности.

Кроме того, в некоторых случаях срок исковой давности может прерываться. Но бухгалтер может не учесть это и преждевременно отнести задолженность в состав внереализационных расходов. А это, как известно, чревато доначислениями налога, пени и штрафами. Ведь после перерыва течение срока исковой давности начинается заново, при этом время, истекшее до перерыва, не засчитывается в новый срок. В каких случаях срок исковой давности прерывается?

В статье 203 ГК РФ сказано, что течение срока исковой давности прерывается совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга. Но что это за действия, гражданское законодательство не разъясняет. Поэтому воспользуемся иными источниками информации.

Примеры действий, которые могут свидетельствовать о признании долга контрагентом, приведены в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 № 43. К таким действиям, в частности, могут относиться:

  • признание претензии;
  • изменение договора уполномоченным лицом, если из такого изменения следует, что должник признает наличие долга, либо просьба должника о соответствующем изменении договора (например, об отсрочке или рассрочке платежа);
  • сверка взаимных расчетов согласно акту сверки, подписанному уполномоченным лицом.

Обратите внимание, что в настоящее время подача компанией иска в суд на своего должника не прерывает срок исковой давности, как это было до 01.09.2013 г. Обращение в суд теперь не прерывает, а приостанавливает течение срока для списания просроченной задолженности (ч. 1 ст. 204 ГК РФ).

Следует учесть еще один важный момент, прежде чем списывать безнадежную «дебиторку». По мнению Минфина, дебиторскую задолженность нельзя признать безнадежной при наличии встречной кредиторской задолженности перед тем же контрагентом (Письмо от 04.10.2011 № 03-03-06/1/620). Учет такого долга в составе внереализационных расходов финансовое ведомство считает неправомерным, даже если срок давности по нему истек.

Данная позиция небесспорна, ведь в НК РФ нет такого требования для списания безнадежных долгов. Да и суды говорят, что истечения срока давности вполне достаточно (Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 10.11.2008 № Ф04-6735/2008(15348-А67-37), ФАС Уральского округа от 10.06.2009 № Ф09-3863/09-С3).

Должник ликвидирован

Но долги могут превратиться в безнадежные и до истечения срока исковой давности. Например, если компания-должник обанкротилась (п. 2 ст. 266 НК РФ).

В этом случае просроченная «дебиторка» списывается на расходы в периоде, когда закончена ликвидация должника и соответствующая запись произведена в ЕГРЮЛ (Письма Минфина РФ от 11.12.2015 № 03-03-06/1/72494, от 05.10.2015 № 03-03-06/2/56751).

А если в качестве должника выступает индивидуальный предприниматель? Можно ли списать его долги после того, как физлицо прекратит свою деятельность в качестве ИП и соответствующая запись будет внесена в ЕГРИП? На этот вопрос ответил Минфин РФ в Письме от 16.09.2015 № 03-03-06/53157. Чиновники пояснили так: выписка из единого государственного реестра, подтверждающая прекращение гражданином деятельности в качестве ИП, не является достаточным основанием для признания его дебиторской задолженности безнадежной ко взысканию.

Свой вывод «финансисты» обосновали тем, что даже если гражданин перестал числиться индивидуальным предпринимателем, он продолжает нести перед кредиторами имущественную ответственность по своим обязательствам. Это следует из статьи 24 ГК РФ.

Должник исключен из ЕГРЮЛ без процедуры ликвидации

А если контрагент, задолжавший компании, исключен из ЕГРЮЛ без проведения соответствующих процедур ликвидации? Такое возможно, благодаря статье 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ. Данная статья  предусматривает упрощенную процедуру ликвидации недействующих юридических лиц, в случае если организация в течение последних 12 месяцев не представляла налоговую отчетность и не осуществляла операций ни по одному банковскому счету. Такая организация исключается из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа.

Можно ли задолженность «исключенного» юрлица признать безнадежной и отнести всвязи с этим на расходы?

Раньше чиновники считали, что нельзя (Письма Минфина России от 27.02.13 № 03-03-06/1/5556, от 07.07.08 № 03-03-06/1/309, УФНС по г. Москве от 06.12.07 № 20-12/116512).

Но данную позицию компаниям удавалось через суд признать незаконной (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.09.2012 по делу № А19-8821/2011). Судьи аргументировали свое решение тем, что правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц. Следовательно, с данного момента организация не имеет правоспособности, то есть утрачивается возможность предъявления к ней каких-либо требований. Кроме того, суды отмечают, что в статье 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ законодатель исключению юридического лица из ЕГРЮЛ придает такой же смысл и последствия, как и при ликвидации организации.

Позже Минфин РФ поменял свою позицию на противоположную, о чем свидетельствует Письмо от 23.01.2015 № 03-01-10/1982. Чиновники в своем письме ссылаются на  статью 64.2 ГК, согласно которой исключение недействующего юрлица из ЕГРЮЛ влечет правовые последствия, предусмотренные ГК и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам. Эта статья вступила в силу с 01.09.2014 г. Видимо, появление именно этой нормы повлияло на изменение позиции «финансистов» по рассматриваемому вопросу.

Должник «обеднел» или скрывается

Есть и иные основания для признания долга безнадежным. Например, если  компания обратилась в суд, по решению которого был выдан исполнительный лист о взыскании долга, но по окончании исполнительного производства компания получила «постановление об окончании исполнительного производства».

В этом случае на основании последнего документа фирма сможет отнести на расходы сумму безнадежного долга. Такое право прямо прописано в пункте 2 статьи 266 НК РФ. Правда, там уточнено, что завершение исполнительного производства должно быть вызвано:

  • невозможностью установить место нахождения должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях;
  • отсутствием у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.

При этом датой признания задолженности безнадежной будет являться дата постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства (Письмо Минфина РФ от 05.10.2015 № 03-03-06/2/56751).

Как быть с НДС?

Вся сумма безнадежной дебиторской задолженности с учетом НДС уменьшает налогооблагаемую прибыль. Такую точку зрения содержат Письма Минфина РФ от 24.07.13 № 03-03-06/1/29315 и от 11.06.13 № 03-03-06/1/21726. При этом компания не сможет принять к вычету НДС, исчисленный ранее с отгрузки, по которой возникла задолженность, ставшая впоследствии безнадежной. Ведь налоговое законодательство не предусматривает такую возможность.

Если задолженность возникла в результате перечисления аванса (по которому сделка не состоялась, а деньги не были возвращены), то компания, по мнению чиновников, должна будет восстановить НДС. Такая позиция содержится в Письме Минфина РФ от 17.08.2015 № 03-07-11/47347. Чиновники объясняют свою позицию тем, что одним из обязательных условий для вычета является факт использования товаров (работ, услуг) в операциях, облагаемых НДС. В данном случае и вовсе отсутствует факт приобретения товаров, а значит, нельзя говорить о выполнении условия. Авторы письма считают, что восстанавливать НДС нужно в момент списания дебиторской задолженности.

Начать дискуссию