Факторинг

Новое в юридически значимом электронном документообороте

ЭДО стал одним основных трендов факторингового бизнеса в 2015 году – именно ему на прошедшей конференции АФК было уделено самое пристальное внимание. Немудрено. Для Фактора электронный документооборот - это возможность снизить операционную нагрузку (и, соответственно, расходы) и риски недействительности денежных требований.
Новое в юридически значимом электронном документообороте
Фото Бориса Мальцева, Клерк.Ру

ЭДО стал одним основных трендов факторингового бизнеса в 2015 году – именно ему на прошедшей конференции АФК было уделено самое пристальное внимание. Немудрено. Для Фактора электронный документооборот - это возможность снизить операционную нагрузку (и, соответственно, расходы) и риски недействительности денежных требований. Для производителей и поставщиков товаров переход на безбумажный документооборот исключает необходимость передавать оригиналы документов Фактору (формировать и вести бумажный архив в принципе, «гонять» курьера, тратить время на корректировки и т.д.) и в ряде случаев может ускорить процесс получения финансирования.

Так, в ноябре 2015 года ФНС России подготовила приказы об изменении форматов документов, которые можно (и нужно!) передавать с помощью систем электронного юридически значимого документооборота. Изменения коснулись отмены счетов-фактур и корректировочных счетов фактур в том виде, в котором они используются сейчас, и порядка организации документооборота с ними, изменений в ТОРГ-12 и в акте приемки-передачи. Часть из этих нововведений уже внедрены, часть обещают быть внедренными в ближайшее время. Предлагаем вашему вниманию краткий дайджест наиболее значимых изменений.

Изменение форматов счета-фактуры и корректировочного счета-фактуры 

Согласно Письму ФНС России от 30.12.2015 N ЕД-4-15/23239 с 1 апреля 2016 года меняется формат электронных счетов-фактур: они будут дополнены информацией, которая позволит использовать документ в качестве первичного. Кроме того, новую форму можно будет предъявлять для получения вычета в налоговой службе. По сути, это ни что иное как новый формат универсального передаточного документа (далее УПД) в электронном виде. 

УПД – это документ, с помощью которого можно вести бухгалтерский учет, и на основании которого можно получать вычет НДС при подаче в налоговую. По сути, УПД объединяет в одной форме счет-фактуру, товарную накладную ТОРГ-12 (ТН), накладную на отпуск материалов на сторону М-15, акт приемки-передачи основных средств ОС-1 и товарно-транспортную накладную (ТТН). 

Приказ ФНС указывает, что новый электронный формат УПД будет иметь следующие роли: 

  • Счет-фактура (СЧФ), 
  • Счет-фактура с расширенными реквизитами, позволяющими использовать этот документ для подачи заявления на налоговый вычет (ДОП), 
  • Счет-фактура + первичный документ по поставке(СЧФДОП). 

УПД по аналогии можно будет также использовать в трех вариациях: 

  • корректировочный счет-фактура (КСФ) 
  • КСФ + документ об изменении стоимости ранее отгруженных товаров и услуг 
  • документ об изменении стоимости ранее отгруженных товаров и услуг. 

Новый формат предприниматели смогут использовать уже с 1 апреля 2016 года, при этом срок переходного периода ФНС установила до 31 марта 2017 года. Предполагается, что за это время бизнес успеет настроить работу с новыми форматами документов и полноценно начать их использовать. При этом, после 21 марта 2017 года поставщики уже не смогут формировать и передавать в налоговую службу старые счета-фактуры. 

Такое нововведение призвано упростить жизнь налогоплательщиков, в том числе за счет возможности сократить количество электронных документов. Представители СКБ Контур, одного из операторов ЭДО отмечают, что согласно федеральному порталу проектов нормативных правовых актов форматы УПД и УКД до сих пор находятся на регистрации в Минюсте, поэтому точная дата вступления в силу документов пока неизвестна. Оксана Леонова, эксперт СКБ Контур, сообщила: «У себя в сервисе мы планируем реализовать форматы сразу после вступления их в силу. У нас есть ряд клиентов, которые ждут утверждения форматов и реализации их в Диадоке. Как только все будет готово – клиенты перейдут на электронный УПД». 

Похожая ситуация и у еще одного оператора электронного документооборота. Анастасия Ворожейкина, руководитель направления по развитию е-факторинга Корус Консалтинг СНГ комментирует: «В настоящее время мы дорабатываем систему СФЕРА Курьер для реализации данного требования. Более того, большинство клиентов не оказались готовы к изменению в законодательстве и также делают все необходимое для организации обмена документами по новому регламенту в кратчайшие сроки». 

Новый порядок обмена электронным счет-фактурами

Приказ Минфина № 174 от 10.11.2015 утвердил новый порядок обмена электронными счетами-фактурами. Порядок вступает в силу 1 апреля. Напомним, ранее при передаче счета-фактуры покупатель должен был формировать извещение о получении документа и направлять его поставщику. Согласно новому приказу по взаимному согласию сторон это извещение можно не формировать, что, с одной стороны, может облегчить процесс обмена документами, с другой, - извещение о получении давало возможность отслеживать статус документа (получен ли он контрагентом или нет). Еще одно изменение в работе со счетами-фактурами коснулось обязательного наличия соответствия между подписантом счета-фактуры и владельцем сертификата КЭП. При получении документа, контрагент должен в этом убедиться и принимать его только при условии соответствия. 

О том, как будет проходить проверка, рассказывает Оксана Леонова: «Конечно мы постараемся максимально упростить работу наших клиентов. Если продавец будет формировать документ на нашем сервере, то требование порядка будет соблюдено, и атрибут «подписант» сформируется согласно данным сертификата КЭП. Если продавец загрузит счет-фактуру извне, то Диадок проверит соответствие ФИО подписанта в файле и ФИО владельца сертификата КЭП. При расхождении данных продавец увидит предупреждающее сообщение в системе. Если продавец не исправит ошибку и все равно отправит документ, то при получении документа покупатель тоже увидит сообщение о несоответствии ФИО». 

Новые форматы ТОРГ-12 и акта приемки-передачи 

9 января вступили в силу Приказы ФНС России от 30.11.2015 - № ММВ-7-10/551 и № ММВ-7-10/552, согласно которым обновляется форма ТОРГ-12 и акта приемки-передачи товаров (услуг). ТОРГ-12, который теперь называется документом о передаче товаров при торговых операциях (УПД), состоит из двух файлов: один содержит сведения о предмете сделки и ЭП поставщика, второй – идентификационные сведения о первом файле, информацию о сделке со стороны продавца и ЭП принимающего объекта, т.е. покупателя. 

Срок внедрения изменений в бизнес-процессы такой же, как и в случае с новым форматов счета-фактуры – до 31 марта 2017 года включительно. Сложности могут возникнуть на этапе передачи документа нового формата поставщиком покупателю. Если у покупателя еще не внедрен новый формат, то принять такой документ он не сможет. Т.о. помимо внедрения изменений у себя в компании нужно будет отслеживать и сопоставлять эти изменения с тем, что происходит у ваших покупателей. 

Кроме того, не совсем понятна цель внедрения новых форм первички, если параллельно стартует проект обновленных форм счетов-фактур, которые также могут использоваться как первичный документ. За разъяснениями мы обратились к операторам ЮЗЭДО. 

Оксана Леонова комментирует: «Формат ТОРГ-12, утвержденный Приказом ФНС РФ от 21.03.2012 N ММВ-7-6/172@удовлетворял не всем потребностям бизнеса и требовал значительных изменений. Поэтому был разработан и предложен новый вариант формата. Формат УПД начали разрабатывать позднее, чем обновленные форматы первички. Действительно, после утверждения формат УПД тоже можно будет использовать как первичный документ». 

Планы на унификацию ТОРГ-2

Форма ТОРГ-2 используется для отражения расхождений в фактических сведениях о товаре и сведениях, указанных в документах поставщика. потребность в ней возникает при ненадлежащем качестве товара, несовпадении количества позиций отгруженной продукции или некорректно указанной суммы. Этот документ служит основной для возврата товара поставщику или его замены. 

Оксана Леонова рассказывает: «Согласно 402-ФЗ о бухгалтерском учете организации вправе использовать самостоятельно разработанные формы первичных учетных документов. Главное, чтобы первичный документ содержал все необходимые реквизиты, перечисленные в ст. 9 того же 402-ФЗ. Но, как показывает практика, для оформления расхождений при приемке организации по-старинке используют унифицированную форму ТОРГ-2. В электронном виде документ тоже формируют в основном по этой форме. С точки зрения электронного документооборота такой документ является неформализованным: его невозможно автоматически учитывать и сложно представлять в ответ на требование налоговой. Конечно, организации могут самостоятельно разработать xml формат акта. Но это решит проблему лишь частично – появится возможность автоматического учета, но останется проблема с представлением. Поэтому бизнес очень нуждается в унификации формата ТОРГ-2. Это, пожалуй, один из наиболее ожидаемых документов». 

О сложностях оформления возвратов в электронном виде рассказывает Анастасия Ворожейкина: «На практике используется акт расхождений (ТОРГ-2) в бумажном виде. Использовать электронный ТОРГ-2 в ближайшее время не представляется возможным, т.к. он должен быть заверен электронной подписью материально-ответственного лица, которым в данном случае выступает водитель/экспедитор.. Ответить на вопрос «Как обеспечить водителей возможностью подписывать документы электронной подписью?» на последней встрече 31.03.2016 рабочей группы «Электронные бухгалтерские документы» транспортных компаний не смогли. 

На встрече присутствовали представители ФНС, их предложение использовать форму ТОРГ-2 в полном виде с обязательным заполнением цен и сумм не было поддержано представителями крупных торговых сетей по той причине, что они желают скрыть цены, считая это коммерческой тайной. 

Некоторые компании действительно направляют данный документ в электронном виде, но зачастую это документ произвольной формата, вплоть до pdf». 

Кроме этого, в случае работы поставщика и покупателя с разными операторами, могут возникнут расхождения в чтении документа. На сегодняшний день два оператора электронного документооборота заключили договор о использовании одинаковой формы электронной ТОРГ», Корус Консалтинг СНГ(Сфера) и СКБ Контур(Диадок). При работе с другими операторами проблема сохранится. 

Информации о сроках внедрения унифицированной формы ФНС не предоставляет, но ожидается, что в течение этого года такая форма появится.

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию