В 2015 году о своих контролируемых сделках отчитались более 11,5 тыс. предприятий, что в 1,8 раза больше, чем годом раньше. В свою очередь в 2014 г уведомлений также было подано примерно на 20% больше, чем в 2013 г.
В условиях нехватки денег в бюджете интерес со стороны налоговых органов к сделкам, совершаемым с оффшорами, к операциям между взаимозависимыми лицами, растет.
За 9 месяцев 2015 года в результате контрольно-аналитических мероприятий прямые поступления налогов по направлению трансфертного ценообразования составили 2,5 млрд рублей. Как пояснили в ФНС, речь идет и о поступлении налогов в результате проверок цен, и о самостоятельных уточнениях налогоплательщиков.
Прогнозировать, сколько уведомлений будет в этом году, не будем. Но почти наверняка это число вновь вырастет.
Как показывает опыт предыдущих лет, подготовка уведомления – процесс достаточно кропотливый, особенно если поток контролируемых сделок велик. Налогоплательщику нужно собрать о контролируемых сделках большой объем детальной информации, структурировать ее, заполнить большое количество различных полей, причем строго определенным образом, в соответствии с абсолютно четкими формальными требованиями, предъявляемыми ФНС России к электронному документу.
Как показал опрос посетителей специализированного сайта tp.interfax.ru, в компаниях, имеющих средние обороты, над подготовкой уведомления о контролируемых сделках, как правило, работают два человека. Этот процесс занимает две-три недели, причем проблема возникает также с выгрузкой исходной информации из внутренних систем бухгалтерского учета предприятий.
Со стороны налогоплательщиков были попытки оспорить форму уведомления о контролируемых сделках в суде. В частности, в 2013 году ОАО «Автофрамос», ЗАО «Вольво Восток», ООО «Орифлейм Косметикс» подали заявление в ВАС РФ о признании частично недействующим приказ ФНС от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524 как не соответствующий Налоговому кодексу Российской Федерации.
Позиция заявителей состояла в том, что форма уведомления о сделках между взаимозависимыми лицами содержит пункты, выходящие за пределы перечня п.3 ст.105.16 НК РФ.
Тем не менее, в ходе разбирательств суд принял доводы ФНС России. Суд постановил, что «Уведомление должно содержать достаточно информации для проведения налоговой проверки цен контролируемой сделки и последующего вывода должностных лиц, осуществляющих эту проверку, о соответствии (не соответствии) цен проверяемой сделки рыночным ценам без использования дополнительных мероприятий налогового контроля, поименованных в главе 14.5 Кодекса. Иное толкование названных норм Кодекса означало бы неоправданное истребование у проверяемого лица документации по всем контролируемым сделкам».
Таким образом, форма уведомления не подверглась сокращению и осталась без изменений.
Поскольку 2016 год – это уже четвертый год, когда предприятия доказывают рыночность цен в сделках, заключенных со своими дочерними структурами, у бизнеса появился опыт создания подобного рода документов. Кроме того, появились специальные программные продукты-конвекторы, которые позволяют в полуавтоматическом режиме подготовить запрашиваемую отчетность.
В настоящее время на рынке существует несколько сервисов, помогающих налогоплательщику правильно заполнить Уведомление о контролируемых сделках. Один из них размещен непосредственно на официальном сайте налоговой службы. Реализован этот функционал и в 1-С. Есть специализированный сервис АСТРА.
Тут надо заметить, что Уведомление содержит ряд полей, но при этом часть из них – необязательные. Так, необязательными для заполнения являются:
- поле, где указывается код метода ценообразования, который использовал налогоплательщик;
- поля, в которых указываются коды источников информации, используемой налогоплательщиком при сопоставлении условий сделок между взаимозависимыми лицами с условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми.
Хотя эти пункты и необязательные, если они остались незаполненными, у налоговой службы могут возникнуть небезосновательные подозрения, что анализа данной контролируемой сделки проведено не было, а это - повод для дополнительной проверки.
Соответственно, для того, чтобы подобных вопросов не возникало, и компания-налогоплательщик могла дать объяснение, почему был применен тот или иной метод и выбран именно этот источник информации, требуется провести определенную аналитическую работу. Результатом такой работы является «Документация в целях налогового контроля» – документ, содержащий обоснование рыночности заключенной сделки.
Таким образом, уведомление и документация - взаимодополняющие документы, грамотная подготовка которых существенно минимизирует налоговые риски, связанные с трансфертным ценообразованием.
И подготовить уведомление, и провести на основании пошагового интерфейса аналитическую работу по обоснованию трансфертных цен для подготовки документации позволяет АСТРА ("Автоматизированная система трансфертного анализа"). Цепочка шагов в ней такая: описание контролируемых сделок в соответствии с законодательством; функциональный анализ, выявление слабой стороны сделки; выбор метода обоснования цены сделки; экономический анализ; подготовка документации для ФНС России; заполнение уведомления о контролируемых сделках.
По словам заместителя генерального директора «Интерфакса» Сергея Яковлева, курирующего проект АСТРА, в условиях очевидного интереса ФНС к контролируемым сделкам важно минимизировать риски налоговой проверки. Поэтому столь актуально еще при подготовке уведомления провести минимально необходимый экономический анализ, убедиться, что «вы в рынке», и - заполнить факультативные поля уведомления.
Таким образом, правильно подготовленное уведомление поможет свести налоговые риски в части трансфертного ценообразования к минимуму.
В январе 2016 года Арбитражный суд Московского округа (МО) рассмотрел спор, имеющий важное значение для формирования практики применения ст. 129.4 НК РФ, которая введена сравнительно недавно, а потому вызывает немало вопросов. Напомним, данная статья предусматривает ответственность в виде штрафа (5 000 руб.) за два вида деяний: непредставление в установленный срок уведомления о контролируемых сделках и представление уведомления, содержащего недостоверные сведения. Учитывая, что 20 мая 2016 года (дата, до которой налогоплательщикам предписано уведомить налоговые органы о совершенных в 2015 году контролируемых сделках) не за горами, полагаем, выводы, сделанные арбитрами МО касательно применения упомянутой нормы, будут интересны многим читателям.
Читайте подробнее в статье: Уведомление о контролируемых сделках: полномочия территориальных налоговиков
Комментарии
1