Наряду с российскими организациями плательщиками страховых взносов являются иностранные организации и иностранные граждане, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации и производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. Рассмотрим порядок определения налоговой базы, исчисления и уплаты страховых взносов, представления отчетности в государственные внебюджетные фонды иностранными организациями и иностранными гражданами.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов, регулируются Федеральным законом от 24.07.09 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 213-ФЗ).
Иностранные организации
Плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся организации, осуществляющие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (п.п. «а» п. 1 части 1 ст. 5 Закона № 212-ФЗ). При этом в целях применения Закона № 212-ФЗ под организациями помимо юридических лиц, образованных в соответствии с законодательством Российской Федерации (российские организации), понимаются иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, которые обладают гражданской правоспособностью и созданы согласно законодательству иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации (ст. 2 Закона № 212-ФЗ).
Таким образом, плательщиками страховых взносов признаются не только российские, но и иностранные организации, осуществляющие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (далее — иностранные организации).
Для исчисления и уплаты страховых взносов необходимо определить объект обложения ими и базу для их начисления.
На основании части 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов — иностранных организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые этими организациями в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, которые начисляются организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, которые указаны в п. 2 части 1 ст. 5 Закона № 212-ФЗ).
Помимо того объектом обложения страховыми взносами для плательщиков — иностранных организаций являются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно части 3 ст. 7 Закона № 212-ФЗ не относятся к объекту обложения страховыми взносами выплаты и иные вознаграждения, производимые в рамках:
гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права); договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав), за исключением договоров авторского заказа, договоров об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательских лицензионных договоров, лицензионных договоров о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
Как установлено частью 1 ст. 8 Закона № 212-ФЗ, базой для начисления страховых взносов в отношении иностранных организаций является сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных для объекта обложения и начисленных за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением освобождаемых от уплаты страховых взносов сумм, перечень которых содержится в ст. 9 Закона № 212-ФЗ.
Напомним, что расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год (ст. 10 Закона № 212-ФЗ). Отчетными периодами являются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
База для начисления страховых взносов определяется иностранной организацией отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом (часть 3 ст. 8 Закона № 212-ФЗ). Предельная величина базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации, в отношении каждого физического лица устанавливается в сумме, не превышающей 415 000 руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода, если иное не предусмотрено Законом № 212-ФЗ. Предельная величина базы подлежит ежегодной индексации с учетом роста средней заработной платы в Российской Федерации (часть 5 ст. 8 Закона № 212-ФЗ).
В постановлении Правительства РФ от 26.11.15 г. № 1265 «О предельной величине базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации и Пенсионный фонд Российской Федерации с 1 января 2016 г." установлено, что предельная величина базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством должна индексироваться с 1.01.16 г. в 1,072 раза с учетом роста средней заработной платы в РФ и для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, составляет в отношении каждого физического лица сумму, не превышающую 718 000 руб. нарастающим итогом с 1.01.16 г.
На период 2015 — 2021 гг. предельная величина базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, относительно плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, согласно части 5.1 ст. 8 Закона № 212-ФЗ ежегодно устанавливается Правительством РФ с учетом определенного на соответствующий год размера средней заработной платы в Российской Федерации, увеличенного в 12 раз, и следующих применяемых к нему повышающих коэффициентов на соответствующий финансовый год: 2015 г. — 1,7; 2016 г.- 1,8; 2017 г. — 1,9; 2018 г.- 2,0; 2019 г.- 2,1; 2020 г.- 2,2; 2021 г. — 2,3.
Отметим, что на 2016 г. указанная предельная величина базы составляет в отношении каждого физического лица сумму, не превышающую 796 000 руб. нарастающим итогом с начала календарного года.
С 2022 г. предельная величина базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в ПФР, будет индексироваться в порядке, определенном частью 5 ст. 8 Закона № 212-ФЗ (часть 5.2 ст. 8 Закона № 212-ФЗ).
В соответствии со ст. 15 Закона № 212-ФЗ страховые взносы исчисляются и уплачиваются отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд, т. е. в ПФР, ФСС РФ и ФФОМС. При этом сумма страховых взносов, подлежащая уплате в ФСС РФ, подлежит уменьшению на сумму расходов по выплате обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В пределах расчетного периода плательщик страховых взносов вправе зачесть сумму превышения расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством над суммой начисленных страховых взносов по указанному виду обязательного социального страхования в счет предстоящих платежей по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (часть 2.1 ст. 15 Закона № 212-ФЗ).
Страховые взносы исчисляются и уплачиваются иностранными организациями в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца. Причем уплата страховых взносов производится в виде ежемесячных обязательных платежей, которые рассчитываются исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
Ежемесячные обязательные платежи осуществляются не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который этот платеж начислен. Если указанный срок приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (часть 5 ст. 15 Закона № 212-ФЗ).
Сумма страховых взносов, подлежащая перечислению в соответствующие государственные внебюджетные фонды, определяется в рублях и копейках.
Кроме исчисления и уплаты ежемесячных обязательных платежей иностранные организации обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм связанных с ними страховых взносов в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты. В рамках совершенствования и унификации ведения учета объектов обложения страховыми взносами и их начислений совместным письмом ПФР (№ АД-30-26/16030) и ФСС РФ (№ 17-03-10/08/47380) от 9.12.14 г. рекомендована для использования форма карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов.
Руководствуясь частью 9 ст. 15 Закона № 212-ФЗ, иностранные организации — плательщики страховых взносов также обязаны ежеквартально представлять в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета следующую отчетность:
1) расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — в территориальный орган ПФР:
на бумажном носителе — не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом; в форме электронного документа — не позднее 20-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом.
Постановлением Правления ПФР от 16.01.14 г. № 2п утверждена форма расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, и Порядок ее заполнения;
2) расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — в территориальный орган ФСС РФ:
на бумажном носителе — не позднее 20-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом; в форме электронного документа — не позднее 25-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом.
Приказом ФСС России от 26.02.15 г. № 59 утверждена форма расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения и Порядок ее заполнения.
Иностранные организации — плательщики страховых взносов, где среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 25 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, в которых численность указанных физических лиц превышает названную величину, представляют указанные расчеты в орган контроля за уплатой страховых взносов согласно установленным форматам в виде электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью (п. 10 ст. 15 Закона № 212-ФЗ).
Если среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период составляет 25 человек и менее, плательщики страховых взносов и вновь созданные организации (в том числе при реорганизации) вправе представлять соответствующие расчеты в форме электронных документов. В этом случае орган контроля обязан направить уведомление, подтверждающее прием указанных расчетов в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Иностранные граждане
Напомним, что работодатели являются плательщиками страховых взносов, и на них возложена обязанность по исчислению и уплате этих взносов с выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц.
В соответствии с российским законодательством, регулирующим порядок обложения страховыми взносами, физическими лицами наряду с гражданами Российской Федерации признаются иностранные граждане и лица без гражданства.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется Федеральным законом от 25.07.02 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — Закон № 115-ФЗ).
Иностранный гражданин — физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства (ст. 2 Закона № 115-ФЗ).
Согласно ст. 5, 6 и 8 Закона № 115-ФЗ всех иностранных граждан, находящихся на территории Российской Федерации, можно разделить на три категории:
временно пребывающие в Российской Федерации — это лица, прибывшие в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившие миграционную карту, но не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание; временно проживающие в Российской Федерации — лица, получившие разрешение на временное проживание; постоянно проживающие в Российской Федерации — лица, получившие вид на жительство.
Для целей применения Закона № 212-ФЗ физическими лицами, на выплаты и иные вознаграждения которых начисляются страховые взносы, признаются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.
Как было упомянуто, плательщиками страховых взносов являются страхователи, к которым, в частности, относятся организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. Причем страхователями они признаются:
по обязательному пенсионному страхованию — на основании п.п. 1 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.01 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании» (далее — Закон № 167-ФЗ); по обязательному медицинскому страхованию — согласно п.п. 1 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 29.11.10 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее — Закона № 326-ФЗ); по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — в соответствии с п. 1 ст. 2.1 Федерального закона от 29.12.06 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — Закон № 255-ФЗ).
Напомним, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков-работодателей признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в п. 2 части 1 ст. 5 Закона № 212-ФЗ). Для работодателей-организаций объектом обложения страховыми взносами также признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (часть 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ).
Вместе с тем в Законе № 212-ФЗ определены суммы, не являющиеся объектом обложения страховыми взносами, а также не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
На основании части 4 ст. 7 Закона № 212-ФЗ не признаются объектом обложения выплаты и иные вознаграждения, которые начислены в пользу физических лиц, являющихся иностранными гражданами, по трудовым договорам, заключенным с российской организацией для работы в ее обособленном подразделении, расположенном за пределами территории Российской Федерации.
Кроме того, не облагаются страховыми взносами суммы, начисляемые в пользу иностранных граждан в связи с осуществлением ими деятельности за пределами территории Российской Федерации в рамках заключенных гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (письма Минтруда России от 5.11.15 г. № 17–3/В-534, от 28.08.15 г. № 17–3/В-439, от 7.08.15 г. № 17–3/В-410).
Не начисляются страховые взносы на выплаты и иные вознаграждения по трудовым и гражданско-правовым договорам, в том числе по договорам авторского заказа, если эти выплаты осуществляются в пользу иностранных граждан, временно пребывающих на территории Российской Федерации (п. 15 части 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ). Исключением являются случаи, предусмотренные Законом № 212-ФЗ и федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Так, в частности, п. 1 ст. 7 Закона № 167-ФЗ установлено, что застрахованными лицами являются иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов), временно пребывающие на территории Российской Федерации.
Иностранные граждане, являющиеся высококвалифицированными специалистами согласно Закону № 115-ФЗ, временно пребывающие на территории Российской Федерации и работающие по трудовым договорам, не подлежат обязательному пенсионному страхованию, обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации (п. 1 ст. 7 Закона № 167-ФЗ, п. 1 ст. 2 Закона № 255-ФЗ, ст. 10 Закона № 326-ФЗ).
Вопрос о начислении страховых взносов на выплаты гражданам стран ЕАЭС — высококвалифицированным специалистам, временно пребывающим в Российской Федерации, рассмотрен в письме Минтруда России от 18.11.15 г. № 17–3/В-560, в котором напомнили, что 1.01.15 г. вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.14 г. (далее — Договор). Участниками данного договора являются Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Армения (со 2.01.15 г.) и Кыргызская Республика (с 12.08.15 г.).
На основании положений п. 3 ст. 98 Договора социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) трудящихся государств-участников и членов семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства. При этом согласно п. 5 ст. 96 Договора к социальному обеспечению (социальному страхованию), в частности, относятся обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и обязательное медицинское страхование.
В Договоре не предусмотрены какие-либо исключения в отношении обязательного социального страхования, в том числе обязательного медицинского страхования, для лиц, являющихся высококвалифицированными специалистами согласно Закону № 115-ФЗ.
Таким образом, в настоящее время граждане Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Армения, Кыргызской Республики, работающие по трудовым договорам на территории Российской Федерации, независимо от своего статуса, в том числе высококвалифицированные специалисты, имеют право на получение всех видов пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, социальное пособие на погребение), право на медицинскую помощь и, соответственно, работодатели должны уплачивать с выплат в их пользу страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в тех же размерах, что и с выплат гражданам Российской Федерации.
В отношении уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование Минтруд России обратил внимание на то, что в соответствии с п. 3 ст. 98 Договора пенсионное обеспечение трудящихся государств — членов Евразийского экономического союза и членов семьи регулируется законодательством государства постоянного проживания, а также в соответствии с отдельным международным договором между государствами-членами.
Принимая во внимание, что в Договоре не содержатся специальные положения, определяющие условия обязательного пенсионного страхования трудящихся государств-членов, а также учитывая то, что отдельный договор по пенсионному страхованию и обеспечению не принят, в отношении пенсионного страхования применяется законодательство страны трудоустройства.
Следовательно, поскольку в соответствии с положениями ст. 7 Закона № 167-ФЗ временно пребывающие на территории Российской Федерации иностранные граждане, являющиеся высококвалифицированными специалистами согласно Закону № 115-ФЗ, не являются застрахованными лицами в системе обязательного пенсионного страхования, то с выплат в пользу таких лиц, в том числе граждан Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Армения и Кыргызской Республики, временно пребывающих и работающих по трудовым договорам на территории Российской Федерации, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на основании положений Закона № 212-ФЗ не уплачиваются.
База для начисления страховых взносов в отношении плательщиков страховых взносов — работодателей определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ, начисленных за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 9 Закона № 212-ФЗ.
Тарифы страховых взносов, которые должны применяться плательщиками, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определены в ст. 58.2 Закона № 212-ФЗ.
Так, в 2016 — 2018 гг. для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, за исключением тех плательщиков, для которых ст. 58, 58.1, 58.4 — 58.6 Закона № 212-ФЗ установлены пониженные тарифы страховых взносов, применяются следующие тарифы страховых взносов:
1) ПФР: 22% — в границах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование; 10% — свыше указанной величины.
Для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, предельная величина базы для начисления уплачиваемых в ПФР страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с учетом размера средней заработной платы в Российской Федерации на 2016 г., увеличенного в 12 раз, и применяемого к нему повышающего коэффициента, который установлен частью 5.1 ст. 8 Закона № 212-ФЗ на 2016 г. в размере 1,8, составляет в отношении каждого физического лица сумму, не превышающую 796 000 руб. нарастающим итогом с 1.01.16 г. (постановление Правительства Российской Федерации от 26.11.15 г. № 1265 «О предельной величине базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации и Пенсионный фонд Российской Федерации с 1 января 2016 г.«);
2) ФСС РФ — 2,9% в границах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Указанная предельная величина базы, предусмотренная частью 4 ст. 8 Закона № 212-ФЗ, подлежит индексации с 1.01.16 г. в 1,072 раза с учетом роста средней заработной платы в Российской Федерации и для плательщиков, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, составляет в отношении каждого из них сумму, не превышающую 718 000 руб. нарастающим итогом с 1.01.16 г.;
3) ФФОМС — 5,1%.
В отношении лиц из числа иностранных граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, страхователи исчисляют страховые взносы по тарифу, установленному Законом № 167-ФЗ для граждан Российской Федерации на финансирование страховой и накопительной пенсии, в зависимости от года рождения указанных лиц (п. 1 ст. 22.1 Закона № 167-ФЗ).
Относительно застрахованных лиц из числа иностранных граждан или лиц без гражданства, временно проживающих на территории Российской Федерации, а также иностранных граждан или лиц без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов), временно пребывающих на территории Российской Федерации, страхователи уплачивают страховые взносы по тарифу, установленному Законом № 167-ФЗ для граждан Российской Федерации на финансирование страховой и накопительной пенсии, независимо от года рождения указанных застрахованных лиц (п. 2 ст. 22.1 Закона № 167-ФЗ).
Начать дискуссию