Последнее полугодие подарило нам несколько важных изменений законодательства. Во многом эти изменения были долгожданными, а некоторые оказались внезапными и породили, скорее, вопросы, чем ответы.
В этой статье я коротко рассмотрю основные нововведения в нормативно-правовой базе об обмене электронными документами. Не буду вдаваться в детали, но постараюсь вынести основные выводы для операторов ЭДО СФ и их клиентов.
Порядок выставления и получения счетов-фактур в электронной форме
Новый или вносящий изменения НПА |
Старый или измененный НПА |
Основные изменения |
Вступил в силу 1 апреля 2016 года. |
Утратил силу с 1 апреля 2016 года. |
Подвижки к роумингу: оператор ЭДО СФ обязан обеспечить взаимодействие продавца и покупателя при выставлении и получении счетов-фактур в электронной форме (при необходимости через Оператора ЭДО, заключившего договор с другой стороной сделки). Теперь для обеспечения роуминга предусмотрено указание в заявлении сведений о согласии либо о несогласии на предоставление сведений другому оператору документооборота для целей оказания услуг в рамках электронного документооборота счетов-фактур между продавцом и покупателем. Извещение о получении стало необязательным и будет формироваться по согласию сторон. |
Последствия и выводы для работы Операторов ЭДО и их клиентов. Теперь Операторы ЭДО СФ должны будут поддерживать технологию роуминга. Во всяком случае, если организация захочет обмениваться со своим контрагентом через роуминг, а Оператор ЭДО СФ не пожелает его настраивать, то клиент может сослаться на новый Приказ. Операторам стоит предусмотреть необходимость внесения в заявление об участии в ЭДО счетов-фактур сведений о согласии заявителя на передачу данных другому оператору. Также Операторы ЭДО СФ теперь должны будут либо сделать извещение о получении (далее – ИОП) необязательным и доработать в своих системах возможность указать создание ИОП по соглашению сторон, либо оставить его обязательных и прописать это в своих регламентах и правилах.
Новый формат товарной накладной
Новый или вносящий изменения НПА |
Старый или измененный НПА |
Основные изменения |
Вступил в силу 09.01.2016. |
Действует параллельно. |
Введен новый формат товарной накладной, который действует параллельно со старым форматом. В новом формате также присутствует два .XML-файла – файл обмена информации продавца и файл обмена информации покупателя, как и титул продавца и титул покупателя в стaрых форматах ТОРГ-12. Однако во многом структура и состав полей все-таки отличаются. Например, указание идентификатора Оператора ЭДО СФ теперь является необязательным, в то время как в формате ТОРГ-12 он является обязательным. Появилась возможность указывать исправления к товарной накладной и другие изменения. |
Последствия и выводы для работы Операторов ЭДО и их клиентов. Новые форматы также являются рекомендованными, их применение необязательно. Однако есть устная информация о том, что с 2017 года старые форматы ТОРГ-12 и актов выполненных работ могут быть отменены, поэтому Операторам лучше реализовать поддержку новых форматов до конца 2016 года.
Новый формат документа о передаче результатов работ (об оказании услуг)
Новый или вносящий изменения НПА |
Старый или измененный НПА |
Основные изменения |
Вступил в силу 10.01.2016. |
Действует параллельно. |
Аналогичный предыдущему Приказ, но уже о передаче результатов работ (документа об оказании услуг). |
Последствия и выводы для работы Операторов ЭДО и их клиентов. Вывод аналогичен предыдущему.
Статус доверенного Оператора ЭДО СФ
Новый или вносящий изменения НПА |
Старый или измененный НПА |
Основные изменения |
Вступит в силу 01.07.2016. |
Новый НПА вносит изменения в Приказ ФНС России от 20.04.2012 N ММВ-7-6/253@ "Об утверждении Временного положения о Сети доверенных операторов электронного документооборота и Временного положения о порядке присоединения к Сети доверенных операторов электронного документооборота". Изменения начнут действовать 01.07.2016. |
Есть изменения, касающиеся состава лицензий ФСБ для получения статуса доверенного Оператора ЭДО СФ. Появилось требование о том, что программное средство должно находиться в собственности у соискателя на получение статуса Оператора ЭДО СФ. Это может быть, например, свидетельство о государственной регистрации ПО. Также Оператор ЭДО СФ должен будет заключить договор с роуминговым Оператором, реализующим межоператорское взаимодействие для обеспечения юридически значимого документооборота, или двусторонние договора со всеми ОЭД, входящими в Сеть доверенных ОЭД. Вероятно, под роуминговым Оператором можно понимать НП РОСЭУ, которая разработала технологию роуминга. Кроме этого есть и общие изменения, касающиеся применения актуальных понятий и нормативно-правовых актов. После вступления изменений в силу у Операторов ЭДО СФ будет три месяца для получения нового паспорта. |
Последствия и выводы для работы Операторов ЭДО и их клиентов. Операторам ЭДО СФ нужно проверить свои лицензии и документы на право владения ПО. Кроме этого, логично предположить, что под роуминговым оператором подразумевается НП РОСЭУ как организация, которая разрабатывает технологию роуминга. Это значит, что сейчас нужно заключать с ней соглашения. Во всяком случае это будет проще, чем заключать соглашения с каждым доверенным Оператором ЭДО СФ. Крайний срок для передачи комплекта документов для получения нового паспорта – 1 сентября 2016 года, поскольку рассматривать их ФНС России может максимум 30 дней.
Клиентам операторов также нужно взять информацию на заметку – чтобы все операции были в рамках закона, у уже действующего Оператора ЭДО СФ должен быть новый паспорт.
Формат универсального передаточного документа
Новый или вносящий изменения НПА |
Старый или измененный НПА |
Основные изменения |
Начнет действовать 07.05.2016. |
Абзац 2 п. 1 и Приложение № 1 (Формат счета-фактуры) прекратят действие с 01.07.2017. |
Формат универсального передаточного документа, который может быть использован в трех вариантах: только как счет-фактура, при этом создается лишь файл счет-фактуры; только как первичный учетный документ, в этом случае создаются два файла – файл обмена информации продавца со стороны отправителя и файл обмена информации покупателя со стороны получателя; как счет-фактура и первичный учетный документ, при этом также создаются два файла – файл обмена счета-фактуры с информацией продавца со стороны отправителя и файл обмена информации покупателя со стороны получателя. С 7 мая 2016 года формат УПД вступит в силу и будет действовать с форматом электронного счета-фактуры параллельно. С 1 июня 2017 года формат УПД заменит действующий формат электронных счетов-фактур. Принимать счета-фактуры по старым форматам налоговые органы будут до конца 2020 года. |
Последствия и выводы для работы Операторов ЭДО и их клиентов. Операторы должны реализовать поддержку УПД к 1 июля 2017 года, когда будут отменены форматы счетов-фактур. На данный момент нет изменений, касающихся корректировочных счетов-фактур. Вероятно, с появлением универсального корректировочного документа подобные изменения ждут и корректировочные счета-фактуры.
У компаний же появится возможность использовать один УПД для разных случаев вместо нескольких документов.
Требования к аккредитованному УЦ
Новый или вносящий изменения НПА |
Старый или измененный НПА |
Основные изменения |
Начал действие 30.01.2016. Часть пунктов начнет действие с 08.07.2016 и 31.12.2017. |
Новый ФЗ вносит изменения в Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи". |
Введены новые понятия, такие как «вручение сертификата ключа проверки электронной подписи» и «подтверждение владения ключом электронной подписи». Появилось указание на то, что квалифицированная ЭП может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством РФ, за исключением случаев, когда напрямую сказано, что документ должен быть составлен на бумаге. В п. 6.1 ст. 14 теперь указано, в каких случаях удостоверяющий центр может аннулировать сертификат ключа проверки ЭП. Также теперь аккредитованный УЦ не может использовать квалифицированную ЭП, основанную на квалифицированном сертификате, выданном ему головным УЦ, для создания неквалифицированных или простых ЭП. Создание же квалифицированных ЭП должно лежать на плечах непосредственно аккредитованного УЦ, наделять полномочиями по созданию третьих лиц он не может. Разделены требования к обязательному составу полей квалифицированной ЭП для физических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также российских и иностранных организаций (см. пп. 2 п. 2 ст. 17). Уточнен перечень сведений и копий документов, которые заявитель должен предоставить в аккредитованный УЦ для получения квалифицированного сертификата (см. п. 2 ст. 18). С 8 июля 2016 года ужесточатся требования к аккредитованным УЦ, касающиеся финансового обеспечения и порядка осуществления функций УЦ. Операторы информационных систем, использование услуг которых предусмотрено НПА (к ним относятся и Операторы ЭДО, и Операторы ЭДО СФ), а также государственных и муниципальных, будут не вправе требовать наличия в квалифицированном сертификате информации, ограничивающей его применение в других информационных системах. Кроме этого, аккредитованные УЦ будут проверять информацию, предоставленную заявителем, самостоятельно с помощью государственных информационных ресурсов (ЕГРЮЛ, ЕГРИП, ЕГРН). |
Ряд изменений ужесточает требования к аккредитованному УЦ и квалифицированным сертификатам, что должно сделать работу ещё безопаснее. Если в системе Оператора ЭДО СФ есть проверка квалифицированных сертификатов, то нужно будет учесть новые требования.
Кроме этого, теперь Операторы ЭДО СФ, которые ранее требовали использования квалифицированных сертификатов, выданных только определенными УЦ, не вправе это делать, что делает работу с УКЭП еще более универсальной. Это подтверждается и тем, что квалифицированная ЭП теперь может применяться в любых правоотношениях.
Комментарии
2lubezniy, спасибо за комментарий! Вы писали:
Дело в том, что в самих Приказах от 30 ноября 2015 г. N ММВ-7-10/551@ и от 30.11.2015 N ММВ-7-10/552@ подобной информации нет, на момент написания статьи была информация только об отмене форматов электронных счетов-фактур.
Буквально недавно действительно вышел ещё один Приказ ФНС от 20.05.2016 N ММВ-7-15/329@, в соответствии с которым утрачивают силу старые форматы товарных накладных и актов выполненных работ (оказанных услуг).