НК РФ

Комментарий к Федеральный закон от 01.05.2016 № 130 ФЗ

Комментируемый Федеральный закон от 01.05.2016 № 130 ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 130 ФЗ) разработан в целях реализации мероприятий, предусмотренных планом («дорожной картой») «Совершенствование налогового администрирования», утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 10.02.2014 № 162 р.
Комментарий к Федеральный закон от 01.05.2016 № 130 ФЗ
Фото Дениса Яковлева, Кублог

Комментируемый Федеральный закон от 01.05.2016 № 130‑ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 130‑ФЗ) разработан в целях реализации мероприятий, предусмотренных планом («дорожной картой») «Совершенствование налогового администрирования», утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 10.02.2014 № 162‑р.

Целями принятия Федерального закона № 130‑ФЗ являются развитие электронного документооборота в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, создание условий для сокращения времени и материальных затрат на подготовку и представление налоговой отчетности в налоговые органы, совершенствование порядка проведения налогового контроля и рассмотрения материалов по его результатам, обеспечение большей открытости и объективности принятия решений по результатам налогового контроля, обеспечение реализации права налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов на использование льгот по налогам и сборам.

Федеральным законом № 130‑ФЗ предусматривается:

1. Распространение положений ст. 5 НК РФ о действии актов налогового законодательства во времени на соответствующие нормативные правовые акты Правительства РФ.

Напомним, что в силу указанной статьи акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1‑го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, указанных ниже. В свою очередь, акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении месяца со дня их официального опубликования, за исключением отдельных случаев.

Федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов РФ и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее чем через месяц со дня их официального опубликования.

Акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу. Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это. Причем указанные акты могут вступать в силу в сроки, прямо предусмотренные ими, но не ранее даты их официального опубликования.

2. Уточнено правило о вступлении в силу нормативных правовых актов об утверждении новых форм (форматов) налоговых деклараций (расчетов). Согласно внесенным изменениям нормативно-правовые акты об утверждении новых форм (форматов) налоговых деклараций (расчетов, документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость, например, счетов-фактур) или о внесении изменений в действующие указанные формы (форматы), а также о порядке заполнения указанных форм будут вступать в силу не ранее чем по истечении 2 месяцев со дня официального опубликования.

3. Уточнены положения о личном кабинете налогоплательщика. Напомним, что 01.07.2015 вступила в силу ст. 11.2 «Личный кабинет налогоплательщика» НК РФ, введенная Федеральным законом от 04.11.2014 № 347‑ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации». Исходя из ст. 11.2 НК РФ под личным кабинетом налогоплательщика понимается информационный ресурс, который размещен на официальном сайте ФНС в Интернете и ведение которого осуществляется ведомством в установленном им порядке.

Согласно внесенным уточнениям личный кабинет налогоплательщика используется налогоплательщиками – физическими лицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений в электронной форме. Порядок получения налогоплательщиком – физическим лицом доступа к его личному кабинету определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Налогоплательщики – физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Такие документы налогоплательщикам – физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Для получения документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на бумажном носителе налогоплательщики – физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, направляют в любой налоговый орган по своему выбору уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе.

При передаче налогоплательщиками – физическими лицами в налоговый орган через личный кабинет налогоплательщика документов в электронной форме документы, подписанные усиленной неквалифицированной электронной подписью, сформированной в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 № 63‑ФЗ «Об электронной подписи», признаются электронными документами, равнозначными документам на бумажном носителе, подписанным собственноручной подписью налогоплательщика.

Федеральным законом № 130‑ФЗ уточнено, что указанные положения распространяются и на плательщиков сборов – физических лиц.

4. Совершенствование порядка представления истребуемых документов или документов, направляемых самостоятельно, в налоговые органы в электронной форме. Федеральным законом № 130‑ФЗ установлен срок (10 дней), в течение которого лицам, обязанным представлять декларации (расчеты) в электронной форме, необходимо обеспечить получение от налоговых органов документов, используемых ими при реализации своих полномочий.

Напомним, что налоговые декларации (расчеты) представляются в налоговый орган в электронной форме:

  • налогоплательщиками, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек;
  • вновь созданными (в том числе при реорганизации) организациями, численность работников которых превышает 100 человек;
  • налогоплательщиками, для которых такая обязанность пре­дусмотрена применительно к конкретному налогу (например, плательщики НДС (п. 5 ст. 174 НК РФ)).

В силу ч. 1 ст. 80 НК РФ налоговая декларация в электронной форме должна быть подписана усиленной квалифицированной подписью.

Согласно новой редакции ч. 5.1 ст. 23 НК РФ бюджетное учреждение, относящееся к одной из названных категорий налогоплательщиков, должно в течение 10 дней со дня возникновения любого из оснований отнесения к указанной категории обеспечить получение документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, от налогового органа по месту учета в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота. Учреждение обязано передать налоговому органу аналогичным образом квитанцию о приеме таких документов в течение 6 дней со дня их отправки налоговым органом.

Эта обязанность считается исполненной при наличии у учреждения договора с оператором электронного документооборота об оказании услуг по обеспечению последнего (о передаче прав на использование программного обеспечения, предназначенного для обеспечения электронного документооборота) с указанным налоговым органом по месту учета этого лица и квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи или при наличии такого договора и квалифицированного сертификата у уполномоченного представителя учреждения, которому предоставлены полномочия на получение документов от указанного налогового органа.

Если получение от налогового органа документов осуществляется через уполномоченного представителя учреждения, названная обязанность считается исполненной при наличии в указанном налоговом органе также документов, подтверждающих полномочия уполномоченного представителя учреждения – владельца соответствующего сертификата на получение документов от налогового органа. При этом, если уполномоченным представителем учреждения является юридическое лицо, названная обязанность считается исполненной при наличии в указанном налоговом органе также документов, подтверждающих полномочия физического лица – владельца сертификата на получение документов от налогового органа (за исключением случаев, когда физическое лицо является законным представителем такого юридического лица).

Документы, подтверждающие полномочия представителей, должны быть переданы в налоговый орган юрлицом лично или через представителя либо направлены в налоговый орган в электронной форме в виде электронных образов (документов на бумажном носителе, преобразованных в электронную форму путем сканирования с сохранением их реквизитов) через оператора электронного документооборота не позднее 3 дней со дня предоставления уполномоченному представителю его полномочий.

С целью обеспечения исполнения указанных требований ст. 76 НК РФ теперь предусматривает возможность приостановления операций налогоплательщика на счетах в банке в случае неисполнения налогоплательщиком установленной п. 5.1 ст. 23 НК РФ обязанности по получению от налогового органа по месту нахождения учреждения (месту учета организации в качестве крупнейшего налогоплательщика) документов в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота. При этом решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств может быть принято руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней со дня установления последним факта неисполнения налогоплательщиком-организацией такой обязанности.

Указанное решение налогового органа о приостановлении операций по счетам в банке и переводов денежных средств отменяется решением этого налогового органа не позднее 1 дня, следующего за днем исполнения налогоплательщиком-организацией обязанности, установленной п. 5.1 ст. 23.

Положения, рассмотренные в данном разделе нашей статьи, вступают в силу с 01.07.2016 (п. 2 ст. 2 Федерального закона № 130‑ФЗ).

5. Усовершенствован порядок проведения мероприятий налогового контроля. В соответствии с п. 3 ст. 88 НК РФ, если при камеральной проверке выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо несоответствие сведений, представленных учреждением, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается учреждению с требованием представить в течение 5 дней необходимые пояснения или внести исправления в установленный срок.

Согласно внесенным изменениям с 01.01.2017 бюджетные учреждения, на которых возложена обязанность представлять декларацию по НДС в электронной форме, при проведении камеральной налоговой проверки такой налоговой декларации будут обязаны предоставлять пояснения в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота. При предоставлении указанных пояснений на бумажном носителе они не будут считаться предоставленными.

Напомним, что в силу п. 5 ст. 174 НК РФ бюджетные учреждения обязаны представлять в налоговые органы по месту своего учета налоговую декларацию в установленном формате в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота. При этом необходимо учитывать, что для организаций, имеющих небольшую численность и невысокий уровень доходов от операций по реализации товаров (работ, услуг), действующее законодательство РФ о налогах и сборах предусматривает значительные преференции. В частности, учреждения на основании п. 1 ст. 145 НК РФ имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, если за 3 предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих учреждений без учета налога не превысила в совокупности 2 000 000 руб.

Если учреждение в период применения данного освобождения не выставляет покупателям счета-фактуры с выделенной суммой налога на добавленную стоимость, а также не исполняют обязанности налогового агента по НДС, обязанность по представлению декларации по НДС у него отсутствует. Кроме того, не должны предоставлять декларации по НДС организации, перешедшие на УСНО и ЕНВД, в отношении операций, осуществляемых в рамках данной деятельности.

Кроме того, если налогоплательщик не осуществляет операции, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банке, а также не имеет объектов обложения НДС, то на основании п. 2 ст. 80 НК РФ по истечении отчетного периода он представляет единую (упрощенную) налоговую декларацию, на которую требования п. 5 ст. 174 НК РФ не распространяются.

Также Федеральным законом № 130‑ФЗ уточнено, что при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика-организации или у налогоплательщика – индивидуального предпринимателя предоставить в течение 5 дней необходимые пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы, и (или) истребовать в установленном порядке у этих налогоплательщиков документы, подтверждающие их право на такие льготы. Напомним, что до внесения изменений предоставление в данной ситуации пояснений не предусматривалось. Это положение вступает в силу в общем порядке 02.06.2016.

Внесены изменения и в ст. 129.1 НК РФ. В новой редакции она будет предусматривать ответственность также за непредставление (несвоевременное представление) лицом в налоговый орган предусмотренных п. 3 ст. 88 НК РФ пояснений в случае непредставления в установленный срок уточненной налоговой декларации. Отметим, что данное деяние влечет за собой взыскание штрафа в размере 5 000 руб., а совершенное повторно в течение календарного года – 20 000 руб.

Отдельные изменения коснулись порядка истребования документов при налоговой проверке. Согласно новой редакции п. 2 ст. 93 НК РФ истребуемые документы могут быть переданы в налоговый орган проверяемым лицом лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом либо переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Представление документов, составленных в электронной форме, осуществляется по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Представлять документы на бумажном носителе нужно в виде заверенных проверяемым лицом копий. Не допускается требование нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган (должностному лицу), если иное не предусмотрено законодательством РФ. Листы документов, представляемых на бумажном носителе, должны быть пронумерованы и прошиты в соответствии с требованиями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Напомним, что копия – это экземпляр документа, полностью воспроизводящий информацию подлинника. Заверенной является копия документа, в которой в соответствии с установленным порядком проставляются необходимые реквизиты, обеспечивающие ее юридическую значимость (пп. 23 и 25 п. 3.1 ГОСТ Р 7.0.8-2013 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения», утвержденного Приказом Росстандарта от 17.10.2013 № 1185‑ст).

Согласно п. 3.26 ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов», утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 03.03.2003 № 65‑ст, при заверении соответствия копии документа подлиннику ниже реквизита «Подпись» проставляются:

  • заверительная надпись «Верно», должность лица, заверившего копию;
  • личная подпись;
  • расшифровка подписи (инициалы, фамилия);
  • дата заверения.

В случае предоставления копий многостраничных документов их заверение может осуществляться двумя способами:

  • заверение каждого отдельного листа копии документа;
  • прошивка многостраничного документа и заверение его в целом.

При прошивке многостраничного документа необходимо:

  • обеспечить возможность свободного чтения текста каждого документа в подшивке, всех дат, виз, резолюций и т. д.;
  • исключить возможность механического разрушения (расшития) подшивки (пачки) при изучении копии документа;
  • обеспечить возможность свободного копирования каждого отдельного листа документа в пачке современной копировальной техникой (в случае необходимости представления копии документа в суд);
  • осуществить последовательную нумерацию всех листов в подшивке (пачке) и при заверении указать общее количество листов в подшивке (пачке) (кроме отдельного листа, содержащего заверительную надпись).

При формировании сшивов документов (копий документов) на бумажном носителе, представляемых в налоговые органы, рекомендуется учитывать следующее:

  • сшив формируется объемом не более 150 листов с указанием арабскими цифрами сплошной нумерации листов начиная с единицы;
  • все листы в сшиве прошиваются на 2 – 4 прокола прочной нитью, концы которой выводятся на оборотную сторону последнего листа и связываются. На оборотной стороне последнего листа в месте скрепления наклеивается бумажная наклейка (в виде прямоугольника размером примерно 40 – 60 мм на 40 – 50 мм). Наклейка должна закрывать место скрепления прошивки полностью, за пределы наклейки могут выходить только концы прошивных нитей, но не более чем на 2 – 2,5 см;
  • на бумажной наклейке проставляется заверительная надпись, в которой отражается количество (арабскими цифрами и прописью) пронумерованных листов. Заверительная надпись подписывается руководителем или иным представителем организации с указанием его фамилии и инициалов, должности, даты подписания;
  • заверительная надпись опечатывается печатью организации (при наличии). Печать ставится таким образом, чтобы она частично захватывала бумажную наклейку, заклеивающую концы нити, личную подпись, фамилию, инициалы лица, заверившего документы (копии документов), дату их заверения.

При формировании сшивов необходимо обеспечить сохранение целостности документов (копий документов) в сшивах, а также возможность их свободного чтения и копирования.

Сшивы документов (копий документов) представляются в налоговые органы с сопроводительными письмами, в которых указываются основание их представления (включая реквизиты требования о представлении документов), количество сшивов и количество листов, содержащихся в каждом сшиве.

Истребуемые документы, составленные на бумажном носителе, могут быть представлены в налоговый орган в электронной форме в виде электронных образов документов (документов на бумажном носителе, преобразованных в электронную форму путем сканирования с сохранением их реквизитов) по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

В случае представления истребуемых документов в налоговый орган в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи такие документы должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью проверяемого лица или его представителя.

Порядок направления требования о представлении документов и порядок представления документов по требованию налогового органа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика утверждаются ФНС. При необходимости должностное лицо налогового органа вправе ознакомиться с подлинниками документов.

Не остались без внимания вопросы принятия решений о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Согласно новой редакции п. 1 ст. 101 НК РФ акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также письменные возражения проверяемого лица (его представителя) по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку.

По результатам их рассмотрения руководитель (заместитель руководителя) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока для подачи возражений на акт налоговой проверки (месяца со дня получения налогоплательщиком акта проверки) принимает одно из решений, предусмотренных п. 7 ст. 101 НК РФ, или решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Срок рассмотрения материалов проверки и вынесения соответствующего решения может быть продлен, но не более чем на месяц.

В случае принятия решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения должны быть также рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку. По результатам их рассмотрения руководитель (заместитель руководителя) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в п. 6.1 ст. 101 НК РФ, принимает одно из решений, пре­дусмотренных п. 7 ст. 101.

Также отметим, что Федеральный закон № 130‑ФЗ дополнил порядок проведения дополнительных мероприятий налогового контроля процедурой ознакомления с материалами налоговой проверки и составления протокола ознакомления. Добавим, что появилось право представления письменных возражений по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений.

6. Уточнен порядок проведения налогового мониторинга (в том числе определены требования к запросу о представлении мотивированного мнения и порядку исполнения мотивированного мнения налогового органа).

7. Уточнены положения, касающиеся обжалования решения налогового органа. В силу пп. 12 п. 1 ст. 21, ст. 137 НК РФ бюджетные учреждения, как и другие налогоплательщики, вправе обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц.

Статьей 138 НК РФ установлено, что акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящем налоговом органе и (или) в суде в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом и соответствующим процессуальным законодательством РФ.

При этом акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящем налоговом органе (п. 2 ст. 138 НК РФ).

Обжаловать решение налогового органа о привлечении учреждения к ответственности можно как до вступления его в силу, так и после. Жалоба подается в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются. Налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются, обязан в течение 3 дней со дня поступления такой жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.

Статья 139 НК РФ дополнена новой ч. 1.1, согласно которой при получении жалобы налоговый орган, акт ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются, обязан принять меры по устранению нарушения прав лица, подавшего жалобу. В случае устранения нарушения прав лица, подавшего жалобу, налоговый орган сообщает об этом в вышестоящий налоговый орган в течение 3 дней со дня устранения с приложением подтверждающих документов (при их наличии).

Согласно новой редакции п. 5 ст. 138 НК РФ подача жалобы в вышестоящий налоговый орган не приостанавливает исполнение обжалуемого акта налогового органа или совершение обжалуемого действия его должностным лицом, за исключением следующего случая. При обжаловании вступившего в силу решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к такой ответственности до принятия решения по жалобе исполнение обжалуемого решения может быть приостановлено по заявлению лица, подавшего эту жалобу, при предоставлении им банковской гарантии, по которой банк обязуется уплатить денежную сумму в размере налога, сбора, пеней, штрафа, не уплаченных по обжалуемому решению.

Заявление о приостановлении исполнения обжалуемого решения подается одновременно с жалобой на вступившее в силу решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в этом. К заявлению о приостановлении исполнения обжалуемого решения прилагается банковская гарантия.

Вышестоящий налоговый орган, рассматривающий жалобу, в течение 5 дней со дня получения заявления о приостановлении исполнения обжалуемого решения принимает одно из следующих решений:

  • о приостановлении исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в этом;
  • об отказе в приостановлении исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в этом. Основанием для принятия решения об отказе в приостановлении исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к такой ответственности является несоответствие банковской гарантии, предоставленной лицом, подавшим жалобу, требованиям, установленным п. 5 ст. 74.1 и (или) ст. 138 НК РФ.

О принятом решении в течение 3 дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.

Решение о приостановлении исполнения решения действует до дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога, сбора, пеней, штрафа в установленный в требовании налогового органа срок лицом, подавшим жалобу, исполнение обязанности которого по уплате налога, сбора, пеней, штрафа обеспечено банковской гарантией, налоговый орган не позднее 5 дней со дня истечения срока исполнения указанного требования и не ранее дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе направляет банку-гаранту требование об уплате денежной суммы по банковской гарантии в части подлежащей уплате после принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе неуплаченной суммы налога, сбора, пеней, штрафа.

Согласно ст. 139.2 НК РФ жалоба должна быть подана в письменной форме и подписана лицом, ее подавшим, или его представителем. Федеральным законом № 130‑ФЗ уточнено, что жалоба может быть направлена в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. Форматы и порядок представления жалобы в электронной форме утверждаются ФНС.

В жалобе указываются:

  1. фамилия, имя, отчество и место жительства физического лица, подающего жалобу, или наименование и адрес организации, подающей жалобу;
  2. обжалуемые акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц;
  3. наименование налогового органа, акт ненормативного характера которого, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются;
  4. основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены;
  5. требования лица, подающего жалобу;
  6. способ получения решения по жалобе – на бумажном носителе, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Уточнены случаи, когда направленная жалоба останется без рассмотрения:

  • жалоба подана с нарушением порядка, установленного п. 1 ст. 139.2 НК РФ, или в ней не указаны акты налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц, которые привели к нарушению прав лица, подавшего жалобу;
  • жалоба подана после истечения срока ее подачи и не содержит ходатайства о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано;
  • до принятия решения по жалобе от лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы полностью или в части;
  • ранее подана жалоба по тем же основаниям.
  • до принятия решения по жалобе налоговый орган сообщил об устранении нарушения прав лица, подавшего жалобу, в порядке, установленном пп. 1.1 ст. 139 НК РФ.

Налоговый орган, рассматривающий жалобу, принимает решение об оставлении ее без рассмотрения полностью или в части в течение 5 дней со дня получения жалобы или заявления об отзыве жалобы полностью или в части, за исключением случая, когда до принятия решения по жалобе налоговый орган сообщил об устранении нарушения прав лица, подавшего жалобу, в порядке, установленном пп. 1.1 ст. 139. В такой ситуации налоговый орган, рассматривающий жалобу, принимает решение об оставлении ее без рассмотрения полностью или в части в течение 5 дней со дня получения информации или документов об устранении нарушения прав лица, подавшего жалобу. Решение об оставлении жалобы без рассмотрения вручается или направляется лицу, подавшему жалобу, в течение 3 дней со дня принятия.

Также уточнен порядок рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом. Согласно новой редакции п. 2 ст. 140 НК РФ вышестоящий налоговый орган рассматривает жалобу (апелляционную жалобу), документы, подтверждающие доводы лица, подавшего эту жалобу, дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения жалобы, а также материалы, представленные нижестоящим налоговым органом, без участия лица, подавшего жалобу, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

В случае выявления в ходе рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или на решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения противоречий между сведениями, содержащимися в представленных нижестоящим налоговым органом материалах, либо несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в материалах нижестоящего налогового органа, вышестоящий налоговый орган рассматривает жалобу (апелляционную жалобу), документы, подтверждающие доводы лица, подавшего эту жалобу, дополнительные документы, представленные в ходе ее рассмотрения, а также материалы, представленные нижестоящим налоговым органом, с участием лица, подавшего жалобу.

Руководитель (заместитель руководителя) вышестоящего налогового органа извещает лицо, подавшее жалобу (апелляционную жалобу), о времени и месте ее рассмотрения.

Начать дискуссию