Чтобы оценить эффективность и результативность работы любого подразделения компании, нужно, прежде всего, определить цели и критерии такой оценки. Их мы и рассмотрим в этой статье. Важно также с самого начала учитывать, что между эффективностью и оперативностью есть принципиальная разница, обусловленная тем, что работа бухгалтерии существенно отличается от работы других подразделений - например, отдела продаж.
Такой показатель как «эффективность» предполагает оценку рабочего процесса с точки зрения экономичного расходования ресурсов. Для этого необходимо сравнить достигнутые результаты с затратами на выполнение процесса. Эффективный процесс – это тот, что при наименьших затратах (времени, усилий, средств) приносит наибольший результат.
Основными процессами, которыми управляет бухгалтерия, являются подготовка отчетности, ведение бухгалтерского и налогового учета и сбор и обработка первичной документации.
Основные процессы, которыми управляет бухгалтерия, это подготовка отчетности, ведение бухгалтерского и налогового учета, а также сбор и обработка первичной документации. Таким образом, можно выделить следующие критерии эффективности работы сотрудников бухгалтерии:
- Исполнение бюджета
- Сумма штрафов за нарушения норм бухгалтерского или налогового законодательства
- Сумма убытков, возникших из-за наличия кассового разрыва
- Просроченная дебиторская задолженность из-за недостающих счетов-фактур
- Пени и штрафы по просроченной кредиторской задолженности
- Взаимозаменяемость сотрудников
Затраты рабочего времени также относятся к оценке эффективности процессов, ведь в любом бизнесе время – это деньги. Такие затраты можно разделить на две категории:
- по отношению к сотруднику: какова занятость исполнителя отдельно взятой функции (нормируемого процесса) и сколько времени у него занимает выполнение поставленных перед ним задач;
- по отношению к рабочему процессу: каковы его содержание и значимость и сколько времени требуется, чтобы его выполнить.
Пожалуй, самым распространенным методом оценки временных ресурсов является фотография использования рабочего времени или «хронометраж». Наблюдения проводятся, как правило, одним из двух способов: либо путем непосредственного измерения длительности каждого элемента работы и перерывов; либо путем фиксирования количества повторений тех или иных элементов в заранее установленном интервале или методом выборочных наблюдений.
Такой показатель, как «результативность», предполагает оценку степени достижения поставленных целей безотносительно стоимости. В этом контексте эффективная работа – это умение правильно поставить цели и задачи, которые являются точкой отсчета, и качественно достичь запланированного результата.
Чтобы оценить результативность работы сотрудников бухгалтерии, можно использовать следующие показатели:
- Претензии налоговых органов и аудиторов;
- Нарушение сроков сдачи отчетов;
- Количество ошибок, выявленных в процессе аудита;
- Количество корректировочных проводок;
- Количество ошибок в системе учета;
- Нарушение срока закрытия отчетного периода;
- Своевременное выставление счетов и отражение оплаты в системе учета;
- Количество ошибок при осуществлении платежей;
- Количество счетов, которые несвоевременно были оплачены;
- Задержка зарплаты или ошибки начисления;
- Количество жалоб клиентов на ошибки в документах.
Наконец, важным аспектом оценки работы бухгалтерии является наличие и зрелость информационной системы компании. Автоматизация бухгалтерского учета не только повышает эффективность управления процессами, но и улучшает их качество, уменьшая число ошибок и сокращая время на создание отчетности и анализ хозяйственной деятельности.
Комментарии
Комментарии под этим материалом были скрыты
В связи с нарушением норм общения и правил сайта, мы скрыли все оставленные комментарии. Если у вас есть вопросы или замечания, отправляйте их на почту support@klerk.ru