Налог на имущество

Налог на имущество и кадастровая стоимость

С 2014 года действует норма (ст. 378.2 НК РФ) о том, что в отношении отдельных объектов недвижимости налоговая база по налогу на имущество определяется организациями как кадастровая стоимость таких объектов, а не их среднегодовая стоимость. Это среди прочего касается нежилых помещений, предназначенных или используемых для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Налог на имущество и кадастровая стоимость
Фото Василия Смирного, Кублог

С 2014 года действует норма (ст. 378.2 НК РФ) о том, что в отношении отдельных объектов недвижимости налоговая база по налогу на имущество определяется организациями как кадастровая стоимость таких объектов, а не их среднегодовая стоимость. Это среди прочего касается нежилых помещений, предназначенных или используемых для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Возникновение обязанности по исчислению налога на имущество исходя из кадастровой стоимости объектов напрямую зависит от действий региональных властей и того, кто является владельцем такого имущества.

Действия региональных властей

Последовательность действий, которые должны быть совершены на уровне субъекта РФ для того, чтобы у налогоплательщиков появилась обязанность по исчислению налоговой базы по налогу на имущество исходя из кадастровой стоимости соответствующих объектов недвижимости, такова.

Утверждение субъектом РФ результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости

Принятие субъектом РФ закона, устанавливающего особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества

Формирование уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость

Направление перечня в электронной форме в налоговый орган по субъекту РФ

Размещение уполномоченным органом перечня в Интернете на своем официальном сайте или официальном сайте субъекта РФ

Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ должен выполнить возложенные на него обязанности не позднее 1‑го числа очередного налогового периода по налогу на имущество (календарного года). При этом п. 7 ст. 378.2 НК РФ не предусмотрено опубликование перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, в общем порядке – когда от момента опубликования зависит срок вступления в силу акта законодательства о налогах (п. 1 ст. 5 НК РФ[1]). Налоговый кодекс лишь требует от уполномоченного органа разместить перечень на соответствующем сайте в Интернете в определенный срок. Поэтому, допустим, размещение перечня в Интернете 26.12.2013 означает, что налоговая база по имуществу, включенному в него, за 2014 год должна рассчитываться исходя из кадастровой стоимости (постановления АС ЗСО от 16.10.2015 № Ф04-24701/2015 по делу № А27-5717/2015, от 15.10.2015 № Ф04-24678/2015 по делу № А27-5716/2015).

Кто является плательщиком налога на имущество?

В качестве плательщика налога на имущество, исчисляемого исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости по состоянию на 1 января года налогового периода, выступает собственник этого имущества или организация, владеющая имуществом на праве хозяйственного ведения. Положения ст. 378.2 НК РФ распространены на организации, у которых имущество находится на праве хозяйственного ведения, с 01.01.2016 (пп. 3 п. 12 указанной статьи в редакции Федерального закона от 29.11.2014 № 382‑ФЗ).

Поэтому в случае отсутствия у покупателя права собственности на объект недвижимого имущества, включенного в соответствующий перечень, плательщиком налога на имущество признается продавец – собственник этого объекта (даже в том случае, когда объект уже принят покупателем к бухгалтерскому учету в качестве основного средства) (письма Минфина РФ от 02.02.2016 № 03‑05‑04‑01/4770, от 25.11.2015 № 03‑05‑04‑01/68419, Апелляционное определение ВС РФ от 04.02.2016 № 4-АПГ15-45). Возложение обязанности по исчислению и уплате налога на имущество на покупателя зависит от даты возникновения у него права собственности на приобретенный объект недвижимости. В свою очередь, юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество является государственная регистрация таких прав, то есть день внесения соответствующих записей о правах в ЕГРП[2]. Если право собственности возникает в течение налогового (отчетного) периода, исчисление суммы налога (авансовых) платежей осуществляется с учетом специального коэффициента владения (п. 5 ст. 382 НК РФ).

К сведению

При исчислении налога на имущество исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости отчетными периодами признаются I, II и III кварталы календарного года (абз. 2 п. 2 ст. 379 НК РФ, введенный Федеральным законом от 28.11.2015 № 327-ФЗ).

Коэффициент владения

=

Количество полных месяцев, в течение которых объекты недвижимости находились в собственности налогоплательщика

Количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде

Над тем, каким образом определяется количество полных месяцев владения объектом недвижимости в ситуации, когда право собственности возникает не с 1‑го числа месяца, поработал Федеральный закон от 29.12.2015 № 396‑ФЗ. В связи с этим с 01.01.2016 в целях определения коэффициента владения учитывается, произошло ли возникновение права собственности до или после 15‑го числа соответствующего месяца. Ранее за полный месяц принималось любое количество дней владения в месяце, в связи с чем за один и тот же месяц налог на имущество мог уплатить и продавец, и покупатель.

Ключевой момент

Плательщиком налога на имущество по объектам недвижимости, налоговая база в отношении которых рассчитывается исходя из их кадастровой стоимости, является собственник такого имущества. Причем если организация владеет объектом неполный налоговый период, то исчисление налога на имущество производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение количества полных месяцев владения к количеству месяцев в налоговом периоде.

Соответствующий объект не включен в перечень

Как мы уже выяснили, непременным условием для расчета налоговой базы в зависимости от кадастровой стоимости является включение уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ конкретного объекта в перечень объектов, в отношении которых налоговая база считается как кадастровая стоимость[3]. Причем порой налогоплательщики заинтересованы во включении имущества в такой перечень (если кадастровая стоимость объекта меньше его остаточной стоимости по данным бухгалтерского учета), а уполномоченный орган этого не делает. Может ли налогоплательщик настоять на включении соответствующего объекта в перечень?

На основании п. 10 ст. 378.2 НК РФ выявленные в течение налогового периода объекты недвижимого имущества, не попавшие в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, подлежат включению в перечень, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ на очередной налоговый период, если иное не установлено указанным пунктом. Иное предусмотрено для ситуации образования объекта недвижимости в результате раздела имущества, поименованного в перечне. Таким образом, объекты недвижимости, обнаруженные после 1 января налогового периода, региональные власти должны включить в перечень по состоянию на 1 января уже следующего налогового периода. В связи с этим ФНС уже не раз подчеркивала, что ст. 378.2 НК РФ не предусмотрено внесение изменений в течение налогового периода в перечень, определенный на соответствующий налоговый период, в части добавления в него новых объектов (см. Письмо от 28.04.2015 № БС-4-11/7315). У судей же на этот счет другое мнение. Одним из примеров является Постановление АС МО от 10.03.2016 № Ф05-756/2016 по делу № А41-17527/2015.

Как указали арбитры, документ, в котором уполномоченный орган формирует перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, не может быть отнесен к нормативным правовым актам. А согласно разъяснениям, представленным в Постановлении Пленума ВС РФ № 6, Пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.1996, для признания оспариваемого ненормативного правового акта органа местного самоуправления недействительным необходимо наличие одновременно двух обязательных условий:

  • несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту. В свою очередь, норма п. 7 ст. 378.2 НК РФ не предусматривает какой-либо альтернативы для уполномоченного органа при определении перечня объектов недвижимого имущества: таковой должен быть составлен в установленный срок и в него подлежат включению те объекты, которые указаны в пп. 1, 2 п. 1 названной статьи;
  • нарушение оспариваемым актом прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также незаконное возложение им на заявителя обязанности, создающей иные препятствия для осуществления заявителем обозначенной деятельности. Данное нарушение возникает в том случае, если невключение объектов в перечень влечет завышение налоговой базы для организации при исчислении налога на имущество.

При этом арбитры подчеркнули, что законодательно не запрещено внесение изменений в ненормативные правовые акты.

В указанном деле судьи установили, что спорные объекты недвижимого имущества подлежали включению в перечень, утвержденный Распоряжением Минмособлимущества от 19.12.2014 № 12ВР-1559, так как уполномоченный орган обладал соответствующей информацией. Еще 01.07.2014 Министерством был получен реестр объектов недвижимого имущества, подлежащих включению в перечень, в нем среди прочих объектов были отражены сведения о спорных зданиях общества. Следовательно, уполномоченный орган обязан с целью восстановления нарушенного права общества включить объекты в «старый» перечень и совершить действия, предусмотренные в связи с этим п. 7 ст. 378.2 НК РФ (направить информацию в налоговые органы по месту нахождения объектов и разместить ее на соответствующем сайте в Интернете).

Ключевой момент

Если уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ обладал информацией об объекте недвижимости, в отношении которого налоговая база по налогу на имущество должна определяться исходя из его кадастровой стоимости, но в соответствующий перечень его не включил, налогоплательщик вправе обратиться в суд за защитой своих прав и интересов. При наличии доказательств арбитры обяжут уполномоченный орган внести изменения в имеющийся перечень и осуществить другие необходимые действия по восстановлению прав заявителя.

Еще один аналогичный пример – Постановление АС СЗО от 27.01.2016 № Ф07-3828/2015 по делу № А56-7156/2015. Государственный учет реконструированного здания произведен 16.09.2014, а с письмом о включении спорного здания в перечень общество обратилось 04.12.2014. Следовательно, спорный объект должен был быть включен в перечень.

Кадастровая стоимость объекта недвижимости больше рыночной

Другая ситуация, с которой могут столкнуться организации, – указание в государственном кадастре недвижимости (ГКН) кадастровой стоимости объекта недвижимости, превышающей рыночную стоимость этого объекта. Что можно сделать в такой ситуации?

Ничего, если кадастровая стоимость завышена по объекту недвижимости, в отношении которого налоговая база по налогу на имущество рассчитывается исходя из его среднегодовой стоимости[4]. В этом случае требование о внесении в реестр изменений судьями удовлетворено не будет. Примеров тому в арбитражной практике более чем достаточно.

Арбитражный суд

Судебный акт

АС ВВО

Постановление от 22.05.2015 № Ф01-1363/2015 по делу № А43-11536/2014

АС ВВО

Постановление от 20.05.2015 № Ф01-1347/2015 по делу № А43-11543/2014

АС ПО

Постановление от 22.07.2015 № Ф06-25871/2015 по делу № А55-15912/2014

АС УО

Постановление от 19.02.2016 № Ф09-1933/15 по делу № А60-30653/2014

Объясняется это тем, что до тех пор, пока кадастровая стоимость спорного объекта не является базой для исчисления налогов и иных обязательных платежей, внесение в ГКН кадастровой стоимости объекта в завышенном размере не влечет нарушения прав и законных интересов организации. А в силу ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135‑ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами только в том случае, если эти результаты затрагивают их права и обязанности.

Совсем по-другому складывается ситуация, если организация исчисляет налоговую базу по объекту недвижимости исходя из его кадастровой стоимости. В этом случае суд пересмотрит кадастровую стоимость – установит ее, к примеру, равной рыночной.

Арбитражный суд

Судебный акт

АС МО

Постановление от 14.12.2015 № Ф05-17413/2015 по делу № А40-92043/14

АС МО

Постановление от 02.07.2015 № Ф05-5478/2015 по делу № А40-115433/14

АС МО

Постановление от 25.03.2015 № Ф05-2325/2015 по делу № А40-54208/14‑28‑456

АС МО

Постановление от 02.03.2016 № Ф05-203/2016 по делу № А40-114576/14

АС МО

Постановление от 01.02.2016 № Ф05-19000/2015 по делу № А40-123717/14

Тогда у организации появится возможность пересчитать обязательства по налогу на имущество в сторону уменьшения, если таковые были определены с учетом завышенной кадастровой стоимости, но только начиная с того налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости. Причем пересчет можно осуществить не ранее даты внесения в ГКН кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (п. 15 ст. 378.2 НК РФ, введенный Федеральным законом от 04.10.2014 № 284‑ФЗ). Если же кадастровая стоимость в установленном порядке не оспорена, исчислять налог на имущество с учетом иной стоимости нельзя (Постановление АС МО от 26.02.2016 № Ф05-849/2016 по делу № А40-72764/2015).

Ключевой момент

Обращаться в суд с требованием о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости, указанной в ГКН, в связи с ее завышением следует только в том случае, если эта стоимость выступает в качестве налоговой базы по налогу на имущество. С учетом измененной кадастровой стоимости налог на имущество исчисляется с начала налогового периода, в котором подано заявление о пересмотре. Это прямо предусмотрено Налоговым кодексом.

Исключение объекта из перечня

Как указала ФНС в письмах от 22.12.2015 № БС-4-11/22488@, от 21.12.2015 № БС-4-11/22349, от 16.10.2015 № БС-4-11/18050@, из перечня, определенного на соответствующий налоговый период, должны быть исключены объекты недвижимого имущества:

  • которые ошибочно включены в него уполномоченным органом власти субъекта РФ;
  • в отношении которых судом принято решение о неправомерности их включения в перечень (например, по причине несоответствия критериям отнесения объекта недвижимости к объектам, в отношении которых региональным законодательством установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости).

Информация об этом должна быть размещена в Интернете на сайте, на котором первоначально был приведен перечень.

Что касается порядка расчета налога на имущество, в описанной ситуации, по мнению налоговиков, нужно исходить из следующего. Если принято решение об исключении из перечня неправомерно включенного в него объекта недвижимого имущества, налоговая база в отношении указанного объекта в соответствующем налоговом периоде определяется как среднегодовая стоимость. Аналогичный порядок исчисления налоговой базы действует и в случае наличия судебного решения, признающего недействующим соответствующий пункт перечня (в отсутствие постановления уполномоченного органа власти субъекта РФ об исключении объекта из перечня).

Считаем: если наличие объекта недвижимости в перечне нарушало права организации (когда кадастровая стоимость превышает среднегодовую стоимость имущества по данным бухгалтерского учета), налоговую базу по налогу на имущество следует определить исходя из среднегодовой стоимости. Такой подход применен судьями при рассмотрении обстоятельств дел № А40-45999/15 (см. Постановление АС МО от 18.11.2015 № Ф05-15564/2015) и № А40-21372/15 (см. Постановление АС МО от 08.12.2015 № Ф05-17356/2015). Причем если акт уполномоченного органа признан недействительным в соответствующей части по иску организации, то это уже свидетельствует о нарушении ее прав.

А как должны разворачиваться события в ситуации, когда кадастровая стоимость объекта недвижимости, исключенного уполномоченным органом из перечня, не превышает его среднегодовую стоимость? Понятно, что ФНС будет требовать исчислить налог на имущество исходя из среднегодовой стоимости за весь налоговый период. Организация может попробовать настоять на применении кадастровой стоимости (до момента принятия решения об исключения объекта из перечня), но такой риск может оказаться неоправданным, поскольку судьи, скорее всего, подобный подход не поддержат. Аргумент может быть таким: применение правильной налоговой базы не является нарушением прав организации.

Ключевой момент

В случае исключения объекта недвижимости уполномоченным органом из перечня или принятия судом решения о неправомерности включения объекта в перечень налоговую базу по налогу на имущество следует исчислить исходя из среднегодовой стоимости такого имущества.

* * 

Налоговая база по налогу на имущество в отношении отдельных объектов недвижимости рассчитывается собственниками как их кадастровая стоимость в случае принятия законодательным (представительным) органом субъекта РФ соответствующего нормативного правового акта и включения конкретного объекта в перечень, определенный уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ. Если при наличии на то оснований уполномоченный орган не включит объект недвижимости в перечень, налогоплательщик может через суд добиться восстановления своего нарушенного права. То же самое касается ситуации, когда в ГКН кадастровая стоимость объекта завешена (но только если налоговая база по налогу на имущество исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта). В этом случае обязательства по налогу на имущество ставятся в зависимость от исправленной кадастровой стоимости начиная с того налогового периода, когда подано заявление о ее пересмотре. А вот если объект недвижимости исключен из перечня, налоговую базу придется определить уже исходя из среднегодовой стоимости имущества.


[1] Акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1‑го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных ст. 5 НК РФ.

[2] Пункты 1, 3 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122‑ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Письмо ФНС РФ от 01.02.2016 № БС-4-11/1375@.

[3] Если объект, включенный уполномоченным органом в перечень, не соответствует определенным критериям, перечисленным в ст. 378.2 НК РФ, налогоплательщик вправе исчислять налог на имущество исходя из среднегодовой стоимости имущества. Это связано с тем, что при указанных обстоятельствах само по себе включение объекта в перечень не имеет правового значения (Постановление АС МО от 07.12.2015 № Ф05-15869/2015 по делу № А40-219381/14).

[4] Допустим, по причине того, что закон, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, субъектом РФ не принят.

Ещё раз: как продвигать свои посты на «Клерке»

Если вы видите это сообщение, значит продвижение работает.

Ещё раз: как продвигать свои посты на «Клерке»
10

Начать дискуссию

Алименты

Должники по алиментам станут известны всем

В реестр попадут должники по алиментам, которые были привлечены к административной или уголовной ответственности за неуплату денег на содержание детей, родителей.

1

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Не всегда на авто, стоящее на учете, надо платить транспортный налог

Регистрация авто в ГИБДД после 15 числа одного месяца и снятие с учета до 15 числа другого месяца дает право не платить транспортный налог.

Создадут единую цифровую платформу туризма: что она дает

На единой цифровой платформе туризма соберут все сведения о гостиницах, кафе, гидах и транспорте. Это позволит сформировать комплексные предложения для туристов с учетом их потребностей.

1
Лучшие спикеры, новый каждый день

Вклады 18%, обвал рынка, рост налогов, дешёвый доллар, новые облигации, дивиденды и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Есть что по жести? Ещё как есть! Разве что расчленёнки не хватает, так-то рынок акций и облигаций нормально приуныл. Но это пока был не обвал, а коррекция. Обвал точно ожидает нас всех впереди, но это не точно. Зато доллар всё ещё дешёвый, IPO проводятся, появляются новые облигации и дивиденды.

Вклады 18%, обвал рынка, рост налогов, дешёвый доллар, новые облигации, дивиденды и другие новости. Воскресный инвестдайджест

С 01 июля новая форма отчета о движении денег по зарубежным счетам

С 01 июля 2024 года изменится форма отчета о движении денег и иных финансовых активов по зарубежным счетам, которые готовят и подают юридические лица и ИП

В чем проблема прогрессивной налоговой системы в России?

Сама по себе прогрессивная налоговая система по своей сути не плохая, это нормально, когда люди, которые зарабатывают больше и платят больше налогов. Но есть 2 Но.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки! Ведем запись на первый летний поток

Набираем первый летний поток-2024 на профкурсы. Успейте записаться до 3 июня, чтобы за лето повысить квалификацию и выйти на новый уровень знаний!

Календарь вебинаров для бухгалтера в июне 2024. Выбирайте и смотрите!

Будьте в курсе последних изменений в законодательстве! Выбирайте из 9 вебинаров интересные именно вам и записывайтесь. Забирайте в закладки календарь вебинаров для бухгалтера, которые пройдут в июне 2024. Подписчикам «Клерк.Премиум» — бесплатный доступ.

Календарь вебинаров для бухгалтера в июне 2024. Выбирайте и смотрите!
7
Инвестиции

Инвестиции в космические объекты пропишут в законе

Госдума приняла в первом чтении законопроект о государственно-частном партнерстве в сфере космической деятельности.

Трудовое право

Чем грозит неявка сотрудника на медосмотр

Работник обязан проходить обязательные предварительные и периодические медосмотры, другие обязательные медосмотры и обязательные психиатрические освидетельствования, а также внеочередные медосмотры по направлению работодателя.

Налог на прибыль

Все гранты на инновационное развитие освободили от налога

Компании, которые получают гранты на инновационное развитие, смогут не учитывать эти доходы при определении базы по налогу на прибыль.

Предприятия за каждого сотрудника из другого региона получат 300 тысяч рублей

Государство выделит субсидии бизнесу, который работает над крупным проектом и привлекает сотрудников из других регионов. Размер поддержки составит 12 МРОТ.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

За что заблокируют ваш счет? Что не нужно делать, чтобы «влететь» на блок

Сейчас в мире бизнеса идет война за темную и светлую сторону.

За что заблокируют ваш счет? Что не нужно делать, чтобы «влететь» на блок

Налоговые перспективы на 2025 год. Прогрессивная шкала НДФЛ

Какими будут налоговые ставки НДФЛ в 2025 году и можно ли этот налог оптимизировать.

🚚 Грузоперевозка в страну ЕАЭС может облагаться разным НДС

При сделках с контрагентами из стран ЕАЭС взимание косвенных налогов при работах, услугах идет в стране, территория которой признается местом реализации. При грузоперевозках место реализации – страна исполнителя.

МСФО

Внедрение азиатских МСФО на российский рынок

В данном докладе мы рассмотрим перспективы внедрения азиатских Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) на российский рынок.

Внедрение азиатских МСФО на российский рынок
1
Маркетплейсы

Цены на наушники на маркетплейсах оказались завышенными по сговору

ФАС выявила картель продавцов наушников на маркетплейсах. Продавцы общались в чате мессенджера, писали негативные комментарии конкурентам и заказывали наушники «в никуда».

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки! Ведем запись на первый летний поток обучения

Набираем первый летний поток-2024 на курсы повышения квалификации и переподготовки с максимальными скидками, чтобы вы не ограничивали траты на отпуск и получили полезные знания. Начало обучения 1 июня, присоединяйтесь!

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки! Ведем запись на первый летний поток обучения
2
Инвестиции

Итоги 35 месяцев инвестиций. 3,83 млн рублей

1 июня, значит пора защищать детей и подводить итоги мая! Ежемесячно я пишу отчёт о том, что произошло с моими инвестициями. Напоминаю: я начал копить на квартиру в Сочи в июле 2021. 35 месяцев позади. Погнали!

Итоги 35 месяцев инвестиций. 3,83 млн рублей

Интересные материалы

Горящие глаза, «ген предпринимательства» и Борис Мальцев 

Студенты из акселератора «БизнесКуб» КубГУ, мечтая о собственных стартапах и предпринимательских прорывах, направились на встречу с успешными бизнесменами.

Горящие глаза, 
«ген предпринимательства» и 
Борис Мальцев 
1