Итак, поправки в отдельные главы НК РФ внесены целым рядом федеральных законов, в том числе:
- Федеральным законом от 15.02.16 г. № 32-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)» (далее — Закон № 32-ФЗ);
- Федерального закона от 23.05.16 г. № 144-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Закон № 144-ФЗ);
- Федеральным законом от 2.06.16 г. № 178-ФЗ «О внесении изменений в статью 346.32 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 5 Федерального закона «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» (далее — Закон № 178-ФЗ);
- Федеральным законом от 23.06.16 г. № 216-ФЗ «О внесении изменений в статьи 346.2 и 346.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Закон № 216-ФЗ);
- Федеральным законом от 3.07.16 г. № 242-ФЗ «О внесении изменений в статью 105.15 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее — Закон № 242-ФЗ);
- Федеральным законом от 3.07.16 г. № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее — Закон № 243-ФЗ);
- Федеральным законом от 3.07.16 г. № 251-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О независимой оценке квалификации» (далее — Закон № 251-ФЗ).
Глава 21 «Налог на добавленную стоимость»
Одним из самых значимых изменений в порядке обложения НДС по праву можно считать закрепление с 2017 г. в главе 21 НК РФ специального механизма налогообложения электронных услуг, оказываемых российским гражданам иностранными компаниями. Цель этих поправок заключается в обеспечении равных условий для российских и иностранных организаций, реализующих потребителям услуги через Интернет.
С 1 января 2017 г. в целях исчисления НДС под оказанием услуг в электронной форме будет считаться оказание услуг через информационно-телекоммуникационную сеть, в том числе через Интернет, автоматизированно с использованием информационных технологий.
Полный перечень электронных услуг, подпадающих под действие данного механизма, определен п. 1 ст. 174.2 НК РФ, в который включены следующие услуги:
- предоставление прав на использование программ для электронных вычислительных машин (включая компьютерные игры), баз данных через сеть «Интернет», в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности;
- оказание рекламных услуг в сети «Интернет», в том числе с использованием программ для электронных вычислительных машин и баз данных, функционирующих в сети «Интернет», а также предоставление рекламной площади (пространства) в сети «Интернет»;
- оказание услуг по размещению предложений о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в сети «Интернет»;
- оказание через сеть «Интернет» услуг по предоставлению технических, организационных, информационных и иных возможностей, осуществляемых с использованием информационных технологий и систем, для установления контактов и заключения сделок между продавцами и покупателями (включая предоставление торговой площадки, функционирующей в сети «Интернет» в режиме реального времени, на которой потенциальные покупатели предлагают свою цену посредством автоматизированной процедуры и стороны извещаются о продаже путем отправляемого автоматически создаваемого сообщения);
- обеспечение и (или) поддержание коммерческого или личного присутствия в сети «Интернет», поддержка электронных ресурсов пользователей (сайтов и (или) страниц сайтов в сети «Интернет»), обеспечение доступа к ним других пользователей сети, предоставление пользователям возможности их модификации;
- хранение и обработка информации при условии, что лицо, представившее эту информацию, имеет к ней доступ через сеть «Интернет»; предоставление в режиме реального времени вычислительной мощности для размещения информации в информационной системе;
- предоставление доменных имен, оказание услуг хостинга; оказание услуг по администрированию информационных систем, сайтов в сети «Интернет»;
- оказание услуг, осуществляемых автоматическим способом через сеть «Интернет» при вводе данных покупателем услуги, автоматизированных услуг по поиску данных, их отбору и сортировке по запросам, предоставлению указанных данных пользователям через информационно-телекоммуникационные сети (в частности, сводки фондовой биржи в режиме реального времени, осуществление в режиме реального времени автоматизированного перевода);
- предоставление прав на использование электронных книг (изданий) и других электронных публикаций, информационных, образовательных материалов, графических изображений, музыкальных произведений с текстом или без текста, аудиовизуальных произведений через сеть «Интернет», в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним для просмотра или прослушивания через сеть «Интернет»;
- оказание услуг по поиску и (или) представлению заказчику информации о потенциальных покупателях; предоставление доступа к поисковым системам в сети «Интернет»; ведение статистики на сайтах в сети «Интернет».
При этом прямо установлено, что в целях НДС к услугам в электронной форме, указанным выше, не относятся, в частности, следующие операции:
реализация товаров (работ, услуг), если при заказе через сеть «Интернет» поставка товаров (выполнение работ, оказание услуг) осуществляется без использования сети «Интернет»; реализация (передача прав на использование) программ для электронных вычислительных машин (включая компьютерные игры), баз данных на материальных носителях; оказание консультационных услуг по электронной почте; оказание услуг по предоставлению доступа к сети «Интернет».
Так как оказывать такие услуги могут как российские исполнители услуг, так и иностранные, то по понятным причинам внесены соответствующие поправки в ст. 148 НК РФ, в соответствии с которой налогоплательщики определяют место реализации своих услуг.
Напомним, что по ряду работ (услуг) место их реализации определяется по месту осуществления деятельности их покупателя, на что указывает п.п. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ.
В настоящее время нормы п.п. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ применяются в том числе при оказании услуг по обработке информации, из состава которых со следующего года будут исключены электронные услуги, указанные в п. 1 ст. 174.2 НК РФ.
Место реализации электронных услуг, состав которых поименован п. 1 ст. 174.2 НК РФ, будет также определяться по месту деятельности покупателя. Если покупателем электронных услуг будет являться компания или коммерсант, то по общему правилу место деятельности покупателя будет определяться на основе государственной регистрации компании или коммерсанта.
В случае если государственная регистрация отсутствует, то место нахождения покупателя определяется на основании:
- места, указанного в учредительных документах компании; места управления организацией;
- места нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации;
- места нахождения постоянного представительства (если работы (услуги) оказаны через это постоянное представительство).
Особенностью при оказании электронных услуг является определение места их реализации, если их покупателем выступает физическое лицо, не являющееся коммерсантом.
Как указано в новой редакции п.п. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, в отношении физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, приобретающего электронные услуги, местом осуществления деятельности покупателя признается территория Российской Федерации в случае, если выполняется хотя бы одно из указанных условий:
местом жительства покупателя является РФ; банк, в котором открыт счет, используемый покупателем для оплаты услуг, или оператор электронных денежных средств, через которого осуществляется оплата, находится на территории РФ; сетевой адрес покупателя, использованный при приобретении услуг, зарегистрирован в РФ; международным кодом страны телефонного номера, используемого для приобретения или оплаты услуг, является код РФ.
На основании п. 5 ст. 148 НК РФ документами, подтверждающими место оказания физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, услуг, указанных в п. 1 ст. 174.2 НК РФ, будут выступать реестры операций с указанием информации о выполнении любого из названных условий, на основании которого местом осуществления деятельности покупателя признается территория РФ, а также стоимости указанных услуг.
Исчислять налог с услуг, оказанных через Интернет, будут либо сами иностранные организации — исполнители электронных услуг или же налоговые агенты, которыми в данном случае будут признаваться иностранные организации — посредники, участвующие в расчетах за услуги между гражданами, проживающими в России, и иностранными исполнителями услуг.
В случае оказания таких услуг с участием в расчетах нескольких организаций-посредников налоговым агентом признается иностранная организация — посредник, осуществляющая предпринимательскую деятельность с участием в расчетах непосредственно с физическими лицами независимо от наличия у нее договора с иностранной организацией, оказывающей услуги.
Предполагается, что вся сумма денежных средств, полученная иностранным исполнителем электронных услуг от физических лиц, проживающих в России, будет облагаться российским НДС по ставке 15,25%. Исчислить налог иностранный исполнитель или же посредник (налоговый агент) должен будет в последний день квартала, в котором получена оплата услуг от российского покупателя. При этом стоимость услуг в иностранной валюте необходимо будет пересчитать в рубли по курсу Банка России, установленному на эту дату.
Декларировать сумму налога, подлежащую уплате, иностранные организации, оказывающие электронные услуги российским гражданам, будут через Личный кабинет налогоплательщика в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.
В периоды, когда Личный кабинет налогоплательщика не работает, декларацию по НДС иностранные исполнители услуг будут направлять в налоговые органы в эти же сроки в общем порядке — в электронном формате по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.
Если исчисление и уплата налога с оказанных российским гражданам электронных услуг производятся посредником (налоговым агентом), то и налоговая декларация представляется налоговым агентом.
Понятно, что налог платит в бюджет тот, кто его декларирует — сам иностранный исполнитель услуг или же посредник — налоговый агент. Причем уплатить налог в бюджет нужно не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Особо следует отметить, что правом применения вычета по «входному» налогу иностранные организации, вставшие на учет в РФ в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ, не обладают, на что прямо указано в п. 6 ст. 174.2 НК РФ.
Обратите внимание! Забегая вперед, отметим, что оказание иностранной организацией услуг, указанных в п. 1 ст. 174.2 НК РФ, местом реализации которых признается территория РФ, не приводит к образованию постоянного представительства этой организации в Российской Федерации для целей налогообложения прибыли, на что указывает обновленная редакция ст. 306 НК РФ.
Глава 23 «Налог на доходы физических лиц»
Напомним, что с 1 октября 2016 г. налоговое право, в том числе и глава 23 НК РФ, перестало использовать такой термин, как «финансовый инструмент срочной сделки», заменив его «производным финансовым инструментом». В связи с этим с 1 января 2017 г. текст главы 23 НК РФ (равно как и других глав НК РФ) будет приведен в соответствие с терминологией Федерального закона от 22.04.96 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее — Закон № 39-ФЗ).
Для справки. С 1 января 2017 г. в целях НДФЛ производным финансовым инструментом будет признаваться договор, отвечающий требованиям Закона № 39-ФЗ. При этом прямо отмечено, что:
- перечень видов производных финансовых инструментов (в том числе форвардные, фьючерсные, опционные контракты, своп-контракты) устанавливается Банком России в соответствии с Законом № 39-ФЗ;
- отнесение производных финансовых инструментов к обращающимся на организованном рынке осуществляется в соответствии с требованиями, установленными п. 3 ст. 301 НК РФ.
Причем в целях НДФЛ к производным финансовым инструментам, не обращающимся на организованном рынке, относятся опционные контракты, не обращающиеся на организованном рынке.
Между тем это, по сути, техническая правка, которая не влечет за собой каких-либо изменений в части порядка обложения доходов налогоплательщика, связанных с производными финансовыми инструментами, — он останется прежним.
Интерес представляют изменения, которые вносятся с 1 января 2017 г. в ст. 217 НК РФ, определяющую состав доходов физического лица, освобождаемых от налогообложения.
С января 2017 г. состав таких доходов будет расширен. В первую очередь в него войдут суммы платы за прохождение независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, осуществляемой в соответствии с законодательством РФ. На это указывает п. 21.1, введенный в ст. 217 НК РФ Законом № 251-ФЗ.
Напомним, что с 1 января 2017 г. работодатели смогут направлять своих сотрудников на независимую оценку их квалификации. Расходы на указанные услуги работодатели смогут учитывать в целях налогообложения; при этом у самого сотрудника НДФЛ возникать не будет.
Впрочем, пройти данную процедуру налогоплательщик (физическое лицо) может и сам, если он намерен искать работу, требующую высокой квалификации. Оплачивая услуги оценки за свой счет, налогоплательщик сможет воспользоваться новым видом социального вычета, предусмотренного п.п. 6 п. 1 ст. 219 НК РФ (далее — вычет по профпригодности).
Согласно указанной норме вычет по профпригодности будет предоставляться в размере фактически произведенных налогоплательщиком расходов на прохождение независимой оценки квалификации на соответствие требованиям к квалификации с учетом ограничения размера, установленного абзацем 7 п. 2 ст. 219 НК РФ.
Иными словами, вычет по профпригодности в совокупности с вычетами на лечение, обучение и т. д. не должен превышать у налогоплательщика 120 000 руб. в год.
По общему правилу п. 2 ст. 219 НК РФ воспользоваться данным вычетом налогоплательщик сможет по окончании года, предоставив в налоговую инспекцию налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ.
Кроме того, в соответствии с Законом № 242-ФЗ с 1 января 2017 г. на основании п.п. 68 п. 1 ст. 217 НК РФ от обложения НДФЛ освобождаются доходы в денежной или натуральной форме в виде перечисляемых на банковский счет налогоплательщика денежных средств и (или) полной или частичной оплаты за налогоплательщика товаров и (или) услуг российскими и иностранными организациями, полученные в результате участия налогоплательщика в программах указанных российских и иностранных организаций с использованием банковских (платежных) и (или) дисконтных (накопительных) карт, направленных на увеличение активности клиентов в приобретении товаров и услуг указанных организаций и предусматривающих начисление бонусов (баллов, иных единиц, характеризующих активность клиента в приобретении товаров (работ, услуг) указанных организаций) по основаниям, установленным в соответствующей программе, а также выплату в зависимости от количества начисленных бонусов (баллов, иных единиц, характеризующих активность клиента в приобретении товаров (работ, услуг) указанных организаций) дохода в денежной или натуральной форме.
Освобождение доходов от участия в бонусных программах с использованием банковских или дисконтных карт не применяется в следующих случаях:
- при участии налогоплательщика в программах названных российских и иностранных организаций, присоединение к которым осуществляется не на условиях публичной оферты;
- при присоединении налогоплательщика к программам названных российских и иностранных организаций, условиями публичной оферты в которых предусмотрен срок для акцепта менее 30 дней и (или) которыми предусмотрена возможность досрочного отзыва оферты;
- при выплате названных доходов в качестве вознаграждения лицам, состоящим с организацией в трудовых отношениях, за выполнение должностных обязанностей, а также в качестве оплаты (вознаграждения) за поставленные налогоплательщиком товары (выполненные работы, оказанные услуги) или материальной помощи.
Глава 25 «Налог на прибыль организаций»
Напомним, что в целях главы 25 НК РФ плательщиками налога на прибыль признаются российские организации, к числу которых на основании п. 5 ст. 246 НК РФ приравниваются иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами РФ в порядке, установленном ст. 246.2 НК РФ.
В соответствии с Законом № 32-ФЗ с 1 января 2017 г. уточнены условия, при которых иностранные организации, участвующие в соглашениях о разделе продукции, концессионных, лицензионных и иных подобных соглашениях, а также иностранные компании — эмитенты обращающихся облигаций не признаются налоговыми резидентами РФ.
С 1 января 2017 г. изменится формулировка п.п. 18 п. 2 ст. 251 НК РФ, который в настоящее время рассматривает взносы в компенсационный фонд, предназначенный для финансирования, предусмотренных Федеральным законом от 24.11.96 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон № 132-ФЗ), расходов на оказание экстренной помощи туристам, полученные объединением туроператоров в качестве целевых поступлений последнего, что позволяет не учитывать данные взносы для целей налогообложения прибыли.
Так как с 1 января 2017 г. вместо компенсационного фонда туроператоры будут формировать резервный фонд, а также фонд персональной ответственности, то формулировка п.п. 18 п. 2 ст. 251 НК РФ будет приведена в соответствие с нормами Закона № 132-ФЗ.
Согласно новой редакции п.п. 18 п. 2 ст. 251 НК РФ в качестве целевых поступлений на содержание некоммерческих организаций будут рассматриваться средства, которые получены объединением туроператоров в сфере выездного туризма, созданным в соответствии с Законом № 132-ФЗ, в виде взносов, перечисленных в резервный фонд объединения туроператоров в сфере выездного туризма и фонды персональной ответственности туроператоров в сфере выездного туризма, предназначенные для финансирования предусмотренных указанным Законом расходов на оказание экстренной помощи туристам и на возмещение реального ущерба туристам, возникшего в результате неисполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта в сфере выездного туризма.
Соответствующие поправки будут внесены и в п. 48.15 ст. 270 НК РФ в части расходов объединений операторов в сфере выездного туризма, понесенных за счет названных фондов.
Согласно Закону № 144-ФЗ с 1 января 2017 г. плательщики налога на прибыль — участники специальных инвестиционных контрактов (далее — СИК) смогут применять специальный коэффициент ускоренной амортизации (не выше 3) в отношении амортизируемых основных средств, включенных в I–VII амортизационные группы и произведенных в соответствии с условиями СИК. Порядок отнесения амортизируемых основных средств к произведенным в соответствии с условиями такого контракта будет определять Правительство РФ, как указывает обновленный п. 1 ст. 259.1 НК РФ.
Кроме того, согласно Закону № 251-ФЗ организации на основании п.п. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ смогут учитывать при расчете налога расходы на прохождение независимой оценки квалификации на соответствие требованиям к квалификации своих работников в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 264 НК РФ.
При этом в течение 4-летнего срока организация будет обязана хранить документы, подтверждающие расходы на прохождение работником независимой оценки квалификации в течение всего срока действия договора оказания услуг по проведению независимой оценки квалификации и одного года работы физического лица, подтверждение профпригодности которого было оплачено компанией в соответствии с заключенным с сотрудником трудовым договором.
Эти правила также подвергнутся изменениям, например, для исчисления размера контролируемой задолженности придется учитывать все соответствующие долговые обязательства компании в совокупности. Напомним, что в настоящее время коэффициент капитализации определяется отдельно применительно к:
непогашенной задолженности перед каждым независимым лицом, в отношении которого имеется контролируемая задолженность; каждому независимому аффилированному лицу либо иностранной организации, являющейся поручителем, гарантом или иным образом обязывающейся обеспечить исполнение обязательства.
В то же время сама формула расчета предельных процентов по контролируемой задолженности останется прежней — предельный размер процентов будет определяться на последнее число каждого отчетного (налогового) периода путем деления суммы процентов, начисленных налогоплательщиком в каждом отчетном (налоговом) периоде по контролируемой задолженности, на коэффициент капитализации, рассчитанный на последнюю отчетную дату соответствующего отчетного (налогового) периода.
При этом уточняется, что в случае изменения коэффициента капитализации в последующем отчетном периоде или по итогам налогового периода по сравнению с предыдущими отчетными периодами предельный размер процентов, подлежащих включению в состав расходов, по контролируемой задолженности за предыдущий отчетный период изменению не подлежит.
С 1 января 2017 г. уточняется порядок определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами.
В частности, Законом № 242-ФЗ в ст. 280 НК РФ вводится п. 30, в силу которого по облигациям российских организаций, условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение дохода в виде процентов, подлежащих налогообложению по налоговой ставке, предусмотренной п.п. 1 п. 4 ст. 284 НК РФ (15%), при обращении которых в цену сделки включается часть накопленного купонного дохода, при исчислении общей налоговой базы не будет учитываться начисленный купонный доход, по которому применяется указанная налоговая ставка.
Организации — участники региональных инвестиционных проектов смогут применять пониженную ставку по налогу на прибыль, на что указывает обновленная ст. 284 НК РФ. Однако для этого им придется выполнить ряд условий, поименованных в ст. 284.3, 284.3.1, 288.2 и 288.3 НК РФ.
Глава 26.2 «Упрощенная система налогообложения»
С 1 января 2017 г. в главе 26.2 НК РФ будет увеличен предельный размер дохода для перехода на УСН с 45 млн руб. он вырастет до 90 млн руб., на что указывает обновленная Законом № 243-ФЗ редакция п. 2 ст. 346.12 НК РФ.
Причем на основании п. 4 ст. 5 Закона № 243-ФЗ до 2020 г. эта величина не будет индексироваться на коэффициент-дефлятор.
Изменится с указанной даты и лимит остаточной стоимости основных средств, превышение которого не даст организации возможность перейти на УСН, на что указывает п.п. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ. Со следующего года эта величина составит уже 150 млн руб. (сегодня такой лимит составляет 100 млн руб.).
На основании ст. 346.13 НК РФ вырастет и предельный размер дохода, при котором сохраняется право применения УСН, — он составит 120 млн руб., причем как и в случае предельного размера дохода для перехода на УСН эта величина не будет индексироваться на коэффициент-дефлятор до 2020 г.
На основании п.п. 33 п. 1 ст. 346.16 НК РФ «упрощенцы» в расходной части смогут учитывать расходы на проведение независимой оценки квалификации своих работников в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 264 НК РФ.
Действующая редакция п. 4 ст. 346.20 НК РФ не позволяет однозначно сказать, имеют ли право на двухлетние налоговые каникулы предприниматели, зарегистрированные впервые с объектом налогообложения «доходы». Более того, упоминание о минимальном налоге позволяет думать, что такая возможность сегодня имеется лишь у коммерсантов, уплачивающих налог с разницы.
Минфин России в письме от 5.05.16 г. № 03-11-11/26185 попытался разъяснить ситуацию, указав, что п. 4 ст. 346.20 НК РФ ограничений на применение налоговой ставки в размере 0 процентов для налогоплательщиков — индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных после вступления в силу соответствующих законов субъектов РФ и перешедших на упрощенную систему налогообложения, в зависимости от выбранного налогоплательщиком объекта налогообложения не предусмотрено. Поскольку это лишь разъяснения Минфина России, а не нормы закона, то, чтобы исключить возможное двоякое толкование п. 2 ст. 346.20 НК РФ, с 1 января 2017 г. в него и были внесены соответствующие поправки.
Кроме того, в ст. 346.20 НК РФ уточнено, что виды предпринимательской деятельности в сфере бытовых услуг населению, в отношении которых устанавливается налоговая ставка в размере 0 процентов, устанавливаются субъектами РФ на основании кодов видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности и (или) кодов услуг в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам, определяемых Правительством РФ.
Глава 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности»
Следует отметить, что в соответствии с Федеральным законом от 29.06.12 г. № 97-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» планировалось, что 2017 г. станет последним годом применения «вмененки». Однако Законом № 178-ФЗ действие данного специального налогового режима было продлено до 31 декабря 2020 г.
Глобальных изменений в главе 26.3 НК РФ с 2017 г. не произойдет, будет уточнено понятие бытовых услуг, используемое для ЕНВД. Согласно редакции ст. 346.27 НК РФ, обновленной Федеральным законом от 3.07.16 г. № 248-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», под бытовыми услугами в целях ЕНВД будут пониматься платные услуги, которые оказываются физическим лицам, коды которых в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности и Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности определит Правительство РФ.
Самым значительным изменением в главе 26.3 НК РФ можно считать небольшую поправку, внесенную Законом № 178-ФЗ в ст. 346.32 НК РФ, устанавливающую порядок и сроки уплаты единого налога.
В частности, названный Закон из п.п. 1 п. 2 действующей редакции ст. 346.32 НК РФ исключил слова «при выплате налогоплательщиком вознаграждений работникам», что, по сути, в 2017 г. позволит предпринимателям, уплачивающим ЕНВД и имеющим наемных работников, уменьшать сумму «вмененного» налога (в пределах 50%), исчисленную за налоговый период, на сумму своих собственных страховых взносов. В настоящее время коммерсанты-работодатели такой возможности лишены.
Глава 26.5 «Патентная система налогообложения»
Положения главы 26.5 НК РФ с 1 января 2017 г. также не претерпят значительных изменений. Между тем некоторые изменения в указанной главе все же имеются.
Так, со следующего года расширится сфера применения понятий, приведенных в п. 3 ст. 346.43 НК РФ, — ими дополнительно будут руководствоваться и коммерсанты, предоставляющая услуги общественного питания, оказываемые через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей.
Региональные власти по-прежнему смогут устанавливать дополнительный перечень видов предпринимательской деятельности, относящихся к бытовым услугам и не указанных в п. 2 ст. 346.43 НК РФ, в отношении которых применяется ПСН. Коды видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности и коды услуг в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам, будет определять Правительство РФ.
Напомним, что с 1 января 2015 г. законами субъектов РФ может быть введена ставка в размере 0 процентов для плательщиков ПСН, впервые зарегистрированных после вступления в силу указанных законов и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению. Сейчас виды предпринимательской деятельности в этих сферах определяются субъектами РФ на основании Общероссийского классификатора услуг населению и (или) Общероссийского классификатора видов экономической деятельности. Со следующего года будут действовать новые правила.
Виды предпринимательской деятельности в производственной, социальной и научной сферах, в отношении которых устанавливается налоговая ставка в размере 0 процентов, будут устанавливаться субъектами РФ в соответствии с п. 2 и п.п. 2 п. 8 ст. 346.43 НК РФ на основании Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, а виды предпринимательской деятельности в сфере бытовых услуг населению — на основании кодов видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности и (или) кодов услуг в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам, определяемых Правительством РФ.
Глава 30 «Налог на имущество организаций»
Обновленные нормы с 1 января 2017 г. появятся и в главе 30 НК РФ. В первую очередь расширится состав имущества, не облагаемого «имущественным» налогом.
С указанной даты в его составе дополнительно будет учитываться имущество, принадлежащее на праве оперативного управления федеральным государственным органам, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации. На это указывает п.п. 2 п. 4 ст. 374 НК РФ, обновленный Законом № 145-ФЗ.
Напомним, что в части некоторых объектов недвижимости организации исчисляют налог исходя из их кадастровой стоимости. Согласно действующей редакции главы 30 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с порядком определения вида фактического использования нежилых зданий и помещений, устанавливаемым Минэкономразвития России по согласованию с Минфином России.
В силу ст. 4 Федерального закона от 2.11.13 г. № 307-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» до установления названного порядка определение вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений осуществляется в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта РФ.
Со следующего года такой порядок будет формироваться высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, на что указывает обновленный п. 9 ст. 378.2 НК РФ.
Сам порядок исчисления и уплаты налога на имущество не изменится.
Начать дискуссию