Компания купила дополнительные складские и (или) производственные здания (помещения) для развития своего бизнеса в другом районе города, в котором она уже ведет свою деятельность. Там образованы новые рабочие места. Необходимо ли зарегистрировать в ИФНС новое обособленное подразделение этой организации, если и новое территориально обособленное подразделение организации и сама компания находятся на территории, подведомственной одной и той же ИФНС? Ответ на эти вопросы даст генеральный директор ООО «Аудиторская фирма «БЭНЦ» Николай Некрасов.
В первую очередь хотелось бы отметить, что исходя из совокупности п.4 ст.83 НК РФ и п.2 ст. 23 НК РФ обязаны в течение одного месяца сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения обо всех обособленных подразделениях организации созданных на территории РФ (за исключением филиалов и представительств). А согласно положений ст.11 НК РФ обособленным подразделением организации является любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы рабочие места.
Ранее позиция судебных органов по данному вопросу сводилась к тому, что на налогоплательщика, ранее вставшего на налоговый учет в конкретном налоговом органе по одному из предусмотренных статьей 83 НК РФ оснований, не может быть возложена ответственность за неподачу заявления о повторной постановке на налоговый учет в том же самом налоговом органе по иному упомянутому в этой статье основанию (см. п. 39 Постановление Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. № 5 «О некоторых вопросах применения части первой НК РФ»). Т.е. ВАС РФ отмечал, что если юридическое лицо уже состоит на налоговом учете в конкретном налоговом органе, то повторно ему вставать в этом же налоговом органе на учет по тому или иному основанию, в том числе в связи с открытием обособленных подразделений, уже не требуется. Однако, указанное Постановление Пленума ВАС РФ в настоящее время утратило силу в связи с изданием Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой НК РФ». При этом, во вновь изданном постановлении ВАС РФ данный вопрос вообще не освещает. В связи с этим, в настоящее время единой судебной позиции по данному вопросу нет.
Однако, например позиция Минфина России по этому вопросу сводится к следующему: если подразделение открывается по другому адресу, пусть даже рядом с головной организацией, уведомление в налоговый орган о создании нового подразделения организации необходимо отправить, даже в том случае, если новое обособленное подразделение располагается на территории той же налоговой инспекции, что и головная организация. По мнению Минфина РФ это обусловлено тем, что одним из признаков обособленного подразделения является его территориальная обособленность от головной организации. Минфин РФ считает, что если адрес подразделения, ведущего деятельность от имени организации, не совпадает с юридическим адресом (местом нахождения) головной организации, то подразделение является территориально обособленным. Т.е. юридическое значение имеет не то, какая инспекция осуществляет контроль за деятельностью организации, а различие между адресами самого юридического лица и его нового подразделения (письма от 02 сентября 2011 г. № 03-02-07/1-314, от 12 января 2010 г. № 03-02-07/1-6, от 21 декабря 2009 г. № 03-02-07/1-550).
При этом, ранее (до опубликования разъяснений Минфина России) некоторые арбитражные суды приходили к противоположному выводу, что под территориальной обособленностью подразумевается расположение структурного подразделения организации географически отдельно от головной организации и за пределами административно-территориальной единицы её регистрации, подконтрольной тому или иному налоговому органу (см., например, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 20 июня 2007 г. № Ф08-3590/2007-1449А по делу А63-9693/2006-С4, ФАС Северо-Западного округа от 02 ноября 2007 г. по делу № А26-11293/2005). Иными словами, мнение судов по этому вопросу сводилось к тому, что подразделение является территориально обособленным, если только оно располагается на территории, где налоговый учет и налоговый контроль ведет иной орган, нежели тот, в котором организация уже состоит на учете в качестве налогоплательщика.
Следует отметить, что даже после выхода в свет вышеуказанных разъяснений Минфина России арбитражные суды все еще иногда придерживаются своей прежней позиции (см., например, постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14 февраля 2013 г. по делу № А56-37487/2012, от 06 октября 2011 г. по делу № А56-13261/2011 и т.д.).
Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что на сегодня единый подход к данному вопросу отсутствует, поэтому из соображений налоговой безопасности и уменьшения налоговых рисков имеет смысл придерживаться более осторожной позиции, то есть позиции, высказанной Минфином РФ. На наш взгляд, в приведенном нами примере производственной компании наиболее целесообразно исходить из того, что её новое подразделение, созданное в другой части города, в котором компания уже зарегистрирована и стоит на учете в ИФНС, все-таки считается территориально обособленным от самой компании уже тогда, когда его адрес не совпадает с юридическим адресом компании. Такой подход в максимальной степени обезопасит компанию от любых претензий со стороны налоговых органов, поскольку фактически это уже будет означать, что ВЫ столь осторожны и осмотрительны, что … «дуете даже на холодную воду». Ведь нельзя же будет оштрафовать компанию за то, что она «излишне» зарегистрировала свое территориально обособленное подразделение. Но при этом Вас гарантированно не оштрафуют за не представление извещения о постановке на учет Вашего нового подразделения (цеха или склада).
Начать дискуссию