В настоящее время все чаще учредителями российских организаций становятся иностранные граждане, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. В данной ситуации российские организации выплачивают суммы дивидендов, причитающихся учредителям — иностранным гражданам. Рассмотрим порядок обложения этих дивидендов налогом на доходы физических лиц.
Основные положения
В соответствии с п. 1 ст. 207 НК РФ плательщиками НДФЛ признаются физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами РФ, получающие доходы от источников в РФ.
Согласно п. 2 ст. 209 НК РФ объектом налогообложения указанных физических лиц, признается доход, полученный ими от источников в РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло.
При этом п.п.1 п. 1 ст. 208 НК РФ предусматривает, что к доходам от источников в РФ относятся, в частности, дивиденды, полученные от российской организации.
Согласно п. 3 ст. 224 НК РФ налоговая ставка устанавливается в размере 30% в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, за исключением доходов, получаемых в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 15%.
Вместе с тем если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то в соответствии с п. 1 ст. 7 НК РФ применяются правила и нормы международных договоров.
Порядок удержания и уплаты в бюджет НДФЛ
С 1 января 2016 г. в ст. 232 «Устранение двойного налогообложения» главы 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ были внесены изменения, которые четко определили порядок удержания и уплаты в бюджет НДФЛ с доходов физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ при применении международных договоров.
Так, согласно п. 5 ст. 232 НК РФ в случае, если международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения предусмотрено полное или частичное освобождение от налогообложения в РФ каких-либо видов доходов физических лиц, являющихся налоговыми резидентами иностранного государства, с которым заключен такой договор, освобождение от уплаты (удержания) налога у источника выплаты дохода в РФ либо возврат ранее удержанного налога в РФ производится в порядке, установленном пп. 6–9 данной статьи.
Российская организация, являющаяся налоговым агентом и выплачивающая доходы (в рассматриваемом случае — дивиденды) физическому лицу, при их выплате не удерживает НДФЛ (или удерживает его в ином размере, чем предусмотрено положениями НК РФ) в случае, если это физическое лицо является налоговым резидентом иностранного государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор по вопросам налогообложения, предусматривающий полное или частичное освобождение от налогообложения в РФ соответствующего вида дохода.
При этом до даты выплаты дохода для подтверждения статуса налогового резидента такого иностранного государства физическое лицо вправе представить налоговому агенту — источнику дохода паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.
Если представленные документы не позволяют подтвердить наличие у иностранного гражданина статуса налогового резидента иностранного государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор по вопросам налогообложения, на основании которого производится освобождение дохода от налогообложения в РФ, налоговый агент запрашивает у этого физического лица официальное подтверждение его статуса налогового резидента.
Указанное подтверждение должно быть выдано компетентным органом соответствующего иностранного государства, уполномоченным на выдачу таких подтверждений на основании международного договора. Если такое подтверждение составлено на иностранном языке, иностранным гражданином представляется его нотариально заверенный перевод на русский язык.
В случае, если подтверждение статуса налогового резидента иностранного государства представлено физическим лицом налоговому агенту — источнику выплаты дохода после даты выплаты дохода, подлежащего освобождению от налогообложения на основании международного договора, и удержания налога с такого дохода, такой налоговый агент осуществляет возврат удержанного налога в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 231 НК РФ для возврата сумм излишне уплаченного налога.
При этом излишне удержанная налоговым агентом сумма налога подлежит возврату на основании письменного заявления налогоплательщика — иностранного гражданина.
Возврат налогоплательщику излишне удержанной суммы налога производится налоговым агентом за счет сумм этого налога, подлежащих перечислению в бюджетную систему РФ, в счет предстоящих платежей как по указанному налогоплательщику, так и по иным налогоплательщикам, с доходов которых налоговый агент производит удержание такого налога в течение трех месяцев со дня получения налоговым агентом соответствующего заявления.
Возврат излишне удержанных сумм налога производится в безналичной форме путем перечисления денежных средств на счет иностранного гражданина в банке, указанный в его заявлении.
В случае, если возврат излишне удержанной суммы налога осуществляется налоговым агентом с нарушением указанного срока, на сумму излишне удержанного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате иностранному гражданину, за каждый календарный день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка РФ, действовавшей в дни нарушения срока возврата.
Если суммы налога, подлежащей перечислению налоговым агентом в бюджетную систему РФ, недостаточно для осуществления возврата в установленный срок, налоговый агент в течение 10 дней со дня подачи ему налогоплательщиком соответствующего заявления направляет в налоговый орган по месту своего учета заявление на возврат налоговому агенту излишне удержанной суммы налога. Вместе с заявлением налоговый агент представляет в налоговый орган выписку из регистра налогового учета за соответствующий налоговый период и документы, подтверждающие излишнее удержание и перечисление суммы налога.
До осуществления возврата из бюджетной системы РФ налоговому агенту излишне удержанной суммы налога налоговый агент вправе осуществить возврат за счет собственных средств.
При отсутствии налогового агента на дату получения иностранным гражданином подтверждения статуса налогового резидента иностранного государства, дающего право на освобождение от уплаты налога, такое физическое лицо вправе представить подтверждение и его нотариально заверенный перевод на русский язык вместе с заявлением на возврат налога в налоговый орган по своему месту жительства (месту пребывания) в РФ, а в случае отсутствия места жительства (места пребывания) в РФ — в налоговый орган по месту учета налогового агента. Вместе с подтверждением в налоговый орган представляются налоговая декларация и документы, подтверждающие удержание налога и основания для его возврата.
В данном случае возврат сумм налога производится налоговым органом в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ. Аналогичное мнение изложено в письме Минфина России от 15.08.16 г. № 03-04-06/47795.
Специальная отчетность
С 2016 г. в случае применения налоговым агентом положений международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения им должна представляться в налоговый орган специальная отчетность.
В соответствии с п. 8 ст. 232 НК РФ сведения об иностранных физических лицах и о выплаченных им доходах, с которых на основании международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения не был удержан налог, а также о суммах налога, возвращенных налоговым агентом — источником выплаты дохода, таким налоговым агентом представляются в налоговый орган по месту своего учета в тридцатидневный срок с даты выплаты дохода. Указанные сведения должны позволять идентифицировать налогоплательщика, вид выплаченных доходов, суммы выплаченных доходов и даты их выплаты. К сведениям, позволяющим идентифицировать налогоплательщика, относятся в том числе паспортные данные, указание на гражданство.
ФНС России в письме от 13.04.16 г. № БС-4-11/6417 разъяснила, что НК РФ не предусматривает утверждение формы и способа представления указанных сведений. В связи с этим сведения могут быть представлены в произвольной форме, а отражение таких доходов, не подлежащих налогообложению, в форме 6-НДФЛ не требуется.
Начать дискуссию