С 1 июля 2016 года компании обязаны применять профессиональные стандарты, если ТК РФ, другие федеральные законы, иные нормативные акты устанавливают требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции. Законодательство не устанавливает требования к главбуху или обычному бухгалтеру в обществах с ограниченной ответственностью. В то же время ООО может взять стандарт (утв. Приказом Минтруда от 22.12.2014 № 1061н) за основу, чтобы определить требования к квалификации работников. В профстандарте бухгалтера также названы трудовые функции. Они не предусматривают обязанности по ведению кассы, приему и выдаче наличных. Хотя на практике эти функции часто выполняет бухгалтер. В данной ситуации возникают вопросы:
- вправе ли компания в должностной инструкции бухгалтера записать обязанности кассира?
- обязана ли компания отдельно доплачивать бухгалтеру за совмещение, если он ведет кассу, но в штатном расписании нет должности кассира?
Минтруд считает, что в данной ситуации работодатель обязан доплачивать бухгалтеру. Объясним почему.
Статьей 60.2 ТК установлено, что с письменного согласия работника ему можно поручить выполнение дополнительной работы наряду с основной в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) за доплату (ст. 151 ТК РФ).
Срок, в течение которого работник будет выполнять допработу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия сотрудника.
Работник имеет право досрочно отказаться от допработы, а работодатель — досрочно отменить поручение о ее выполнении, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.
Согласно ст. 151 ТК РФ при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от основной работы производится доплата.
Размер прибавки устанавливается по соглашению сторон с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (ст. 60.2 ТК РФ).
Следовательно, чтобы в обязанности бухгалтера входило ведение кассы, работодатель должен:
1) заключить с ним соглашение о совмещении должностей и ознакомить его под роспись с должностной инструкцией кассира. В соглашении нужно установить:
- размер доплаты за совмещение:
- срок совмещения — например, на период отпуска кассира или до приема работника на должность кассира;
2) издать приказ о возложении на работника обязанностей кассира в порядке совмещения должностей;
3) оформить прием-передачу кассы.
ПИСЬМО Минтруда РФ от 20.07.2016 № 14-2/В-688
законодательством не предусмотрен порядок определения размера доплаты за допработу. При этом следует помнить, что положениями абз. 6 ч. 2 ст. 22 ТК РФ установлено, что работодатель должна обеспечивать своим сотрудникам равную оплату за труд равной ценности. .
Оплата может быть установлена:
— в виде конкретной суммы;
— в процентах к окладу по должности (профессии), по которой выполняется работа.
Отметим, что ранее Роструд разъяснял, что если в трудовом договоре или должностной инструкции работника прописана обязанность совмещать свою должность с должностью временно отсутствующего работника со схожей трудовой функцией, то работодатель вправе не оплачивать дополнительную работу. Дело в том, что в данном случае такое совмещение признается выполнением работы по трудовому договору, и доплата сотруднику не положена (письмо Роструда от 24.05.2011 № 1412-6-1).
Комментарии
10Ну тогда можно на себя возложить эти обязанности и делать их бесплатно ;-)
ToT, Вы писали:
Ну так и делайте все сами, в том числе и за бухгалтерию работайте. И некому будет слушать Ваше нытье, что денег нет.
И так в маленьких фирмах на бухгалтера спихивают все, что можно: и за юриста работай, и за отдел кадров,и за секретаря, и за офис-менеджера, и рекламой займись.
В соседней фирме бухгалтер еще и полы в офисе мыла.