Порядок отражения в расходах платы в систему «Платон» в течение 2016 года менялся, в связи с чем налогоплательщики были вынуждены осуществлять перерасчет и корректировать базу по налогу на прибыль. Предлагаем в конце года проверить, правильно ли были сделаны корректировки.
Отчетный период – I квартал 2016 года
Статья 31.1 Закона об автомобильных дорогах[1], согласно которой движение большегрузных транспортных средств (свыше 12 т) по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения допускается при условии внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автодорогам такими транспортными средствами (плата в систему «Платон»), вступила в силу 15.11.2015. Размер и порядок взимания данной платы устанавливаются Правительством РФ.
В соответствии с п. 6 Правил взимания платы[2] оператор в отношении каждого зарегистрированного транспортного средства ведет персонифицированную запись владельца транспортного средства, содержащую определенную информацию, в частности, маршрут, пройденный транспортным средством, с привязкой ко времени (дате) начала и окончания движения транспортного средства, операции по перечислению оператором в доход федерального бюджета денежных средств.
У плательщиков налога на прибыль сразу возник вопрос о возможности учета в налоговых расходах указанной платы.
Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ при определении базы по налогу на прибыль налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму экономически обоснованных и документально подтвержденных расходов (за исключением тех, что поименованы в ст. 270), произведенных в деятельности, направленной на извлечение дохода.
Поскольку плата в счет возмещения вреда большегрузами федеральным автодорогам носит компенсационный характер, а ее внесение в бюджет в силу положений Закона об автомобильных дорогах – условие использования владельцами ТС названных дорог (то есть осуществления деятельности), расходы в виде указанной платы являются экономически обоснованными. Следовательно, при наличии подтверждающих документов эти расходы учитываются при исчислении налога на прибыль в составе прочих производственных затрат на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Такой вывод Минфин сделал, в частности, в письмах от 06.10.2015 № 03‑11‑11/57133, от 27.11.2015 № 19‑02‑05/7/69769, сославшись при этом на примеры из арбитражной практики. Так, в последнем письме были упомянуты постановления АС ВВО от 11.03.2015 № Ф01-437/2015 по делу № А29-767/2014, ФАС МО от 20.06.2014 № Ф05-5822/2014 по делу № А40-110708/13, в которых арбитры пришли к выводу, что плата должна учитываться в составе налоговых расходов, поскольку налогоплательщик вносит ее в бюджет добровольно в целях ведения хозяйственной деятельности и выполнения договорных обязательств.
Подтверждающими документами в отношении таких расходов будут служить отчет оператора, в котором указан маршрут транспортного средства с привязкой ко времени (дате) начала и окончания движения транспортного средства, и первичные учетные документы, составленные самим налогоплательщиком, подтверждающие использование данного ТС на конкретном маршруте (см. письма Минфина России от 11.01.2016 № 03-03-РЗ/64, от 28.12.2015 № 03‑03‑06/1/76740). То есть авансовые платежи, не подтвержденные отчетом оператора за соответствующий период, не являются расходами.
При этом организации исчисляли и уплачивали авансовые платежи по транспортному налогу (в том числе в отношении большегрузных ТС) за I квартал 2016 года. Суммы этих платежей организации включали в состав прочих расходов на основании пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Таким образом, в I квартале организации учитывали в расходах и сумму платы в систему «Платон», и сумму авансовых платежей по транспортному налогу.
Отчетный период – полугодие
03.07.2016 вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 № 249-ФЗ, которым были внесены изменения в отдельные главы ч. II НК РФ, в том числе в гл. 25 (п. 48.21 ст. 270) и 28 (ст. 362, 363).
Благодаря корректировкам в п. 2 ст. 363 НК РФ, организации в отношении транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 т, зарегистрированного в реестре, исчисленные авансовые платежи по налогу не уплачивают.
Пункт 2 ст. 362 НК РФ был дополнен положениями, согласно которым сумма транспортного налога (ТНисчисл.), исчисленная по итогам налогового периода налогоплательщиками-организациями в отношении каждого транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 т, зарегистрированного в реестре, уменьшается на сумму платы (ПП), внесенную в отношении такого транспортного средства в данном налоговом периоде. В случае если при применении указанного налогового вычета сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (ТНк уплате), принимает отрицательное значение, сумма налога считается равной нулю.
То есть если ПП ≥ ТНисчисл., то ТН не уплачивается.
Если ПП < ТНисчисл., то ТНк уплате = ТНисчисл. - ПП.
Например, если в 2016 году сумма исчисленного транспортного налога равна 30 000 руб., а плата в систему «Платон» – 24 000 руб., то уплате в бюджет подлежит сумма налога, равная 6 000 руб. (30 000 - 24 000). Если же плата в систему «Платон» будет выше транспортного налога (например, составит 39 000 руб.), то транспортный налог в бюджет не уплачивается.
Поименованные изменения, внесенные в ст. 362 и 363 НК РФ, распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2016 по 31.12.2018 включительно.
Отметим, что сведения из реестра системы «Платон» представляются в налоговые органы ежегодно до 15 февраля.
Вычет по транспортному налогу предоставляется плательщику транспортного налога в связи с внесением им платы в счет возмещения вреда в отношении каждого зарегистрированного на этого плательщика транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн (Письмо Минфина России от 11.08.2016 № 03‑05‑05‑04/47021).
В соответствии с вышеупомянутым законом ст. 270 НК РФ была дополнена п. 48.21, по которому не учитываются для целей налогообложения расходы в виде суммы платы в систему «Платон» в размере, на который согласно п. 2 ст. 362 НК РФ была уменьшена сумма транспортного налога, исчисленного за налоговый (отчетный) период в отношении названных транспортных средств. Определение суммы указанной платы, не учитываемой при определении налоговой базы по итогам отчетных периодов, производится исходя из суммы авансовых платежей по транспортному налогу, исчисленной в отношении ТС, зарегистрированных в реестре ТС обозначенной системы.
Такой порядок действует с 01.01.2016 по 31.12.2018 включительно.
Данную норму следует понимать так. Расходы в виде суммы платы в систему «Платон» в течение налогового периода учитываются в расходах для целей налогообложения в размере превышения этой платы над суммой транспортного налога, исчисленной за налоговый период в отношении указанных ТС.
Что касается отчетных периодов, в налоговых расходах учитывается сумма платы за данный период, уменьшенная на сумму исчисленных авансовых платежей за этот же период по транспортному налогу в отношении названных ТС. (То есть за большегрузные транспортные средства авансовые платежи по транспортному налогу организация не уплачивает, но исчисляет для сравнения с платежами в систему «Платон»).
Например, если в 2016 году сумма исчисленного транспортного налога равна 30 000 руб., а плата в систему «Платон» – 39 000 руб., транспортный налог в бюджет не уплачивается, а сумма превышения – 9 000 руб. (39 000 - 30 000) – учитывается в расходах для целей налогообложения прибыли.
С 01.01.2019 транспортный налог будет уплачиваться в полном размере, а в расходах будет учитываться полная сумма платы за возмещение вреда.
Итак, Федеральный закон № 249-ФЗ вступил в силу 03.07.2016, но его положения распространились на правоотношения, возникшие с 01.01.2016.
Получается, что в I квартале 2016 года организации признавали в расходах и сумму платы в систему «Платон», и сумму авансовых платежей по транспортному налогу. А в соответствии с указанным законом с начала года следует отражать в расходах сумму авансового платежа по транспортному налогу плюс превышение платы в систему «Платон» над суммой этого авансового платежа. Возникает вопрос о пересчете базы по налогу на прибыль и представлении уточненной декларации.
Полагаем, что за I квартал 2016 года уточненную декларацию подавать не было необходимости. Пересчет надо было осуществить за полугодие, так как декларация по налогу на прибыль сдается не позднее 28 июля, то есть после вступления закона в силу.
А вот если организация осуществила перерасчет только по итогам девяти месяцев, то, скорее всего, налоговая инспекция начислит ей пени.
Налоговый период – год
Рассмотрим порядок отражения в расходах для целей исчисления налога на прибыль сумм транспортного налога и платежей в систему «Платон» на конкретном примере.
Организация имеет на балансе большегрузное транспортное средство (свыше 12 т). Ежеквартальные авансовые платежи по транспортному налогу равны 7 500 руб.
Согласно отчету оператора системы «Платон» плата в счет возмещения вреда, причиняемого автодорогам, в 2016 году составила:
– в I квартале – 9 800 руб.;
– в II квартале – 7 200 руб.;
– в III квартале – 4 400 руб.;
– в IV квартале – 10 900 руб.
В расходах для целей налогообложения прибыли будут учтены следующие суммы.
За I квартал (до вступления в силу Федерального закона № 249-ФЗ) организация примет в расходы и сумму платы в систему «Платон», и сумму авансовых платежей по транспортному налогу – 17 300 руб. (9 800 + 7 500).
За полугодие сумма авансовых платежей по транспортному налогу составила 15 000 руб. (7 500 + 7 500), а плата в систему «Платон» – 17 000 руб. (9 800 + 7 200). В расходах для целей налогообложения признается сумма авансовых платежей по транспортному налогу – 15 000 руб. плюс сумма превышения платы над этими авансовыми платежами – 2 000 руб. (17 000 - 15 000).
За девять месяцев сумма авансовых платежей по транспортному налогу равна 22 500 руб. (7 500 + 7 500 + 7 500), а плата в систему «Платон» – 21 400 руб. (9 800 + 7 200 + 4 400). В расходах для целей налогообложения будет учтена только сумма авансовых платежей по транспортному налогу – 22 500 руб., так как она превышает платежи в систему «Платон».
За год сумма транспортного налога составила 30 000 руб. (7 500 + 7 500 + 7 500 + 7 500), а плата в систему «Платон» – 32 300 руб. (9 800 + 7 200 + 4 400 + 10 900). В расходы для целей налогообложения будет включена сумма транспортного налога – 30 000 руб. плюс сумма превышения платы в систему «Платон» над суммой транспортного налога – 2 300 руб. (32 300 - 30 000).
Результаты представим в таблице.
Период |
ПП |
ТНисчисл. |
Расходы для целей налогообложения |
Расчет |
I квартал |
9 800 |
7 500 |
17 300 |
(9 800 + 7 500) |
II квартал |
7 200 |
7 500 |
|
|
Полугодие |
17 000 |
15 000 |
17 000 |
(17 000 - 15 000) + 15 000 |
III квартал |
4 400 |
7 500 |
|
|
Девять месяцев |
21 400 |
22 500 |
22 500 |
22 500 |
IV квартал |
10 900 |
7 500 |
|
|
Год |
32 300 |
30 000 |
32 300 |
(32 300 - 30 000) + 30 000 |
В данном примере сумма платежей в систему «Платон» по итогам года превысила сумму начисленного транспортного налога, следовательно, транспортный налог за 2016 год (по конкретному ТС) организация не уплачивает.
В связи с тем, что авансовый платеж по транспортному налогу за I квартал 2016 года (до вступления в силу Федерального закона № 249-ФЗ) организация уплатила, сумма этого авансового платежа будет считаться излишне уплаченной суммой налога, подлежащей зачету (возврату) в соответствии со ст. 78 НК РФ. Такие разъяснения даны в Письме Минфина России от 25.08.2016 № 03‑05‑06‑04/49670.
[1] Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
[2] Установлены Постановлением Правительства РФ от 14.06.2013 № 504.
Комментарии
1