НДС по рекламным материалам

В ходе проведения промо-акций на выставках и иных мероприятиях в рекламных целях неопределенному кругу лиц (потенциальным покупателям) бесплатно раздаются материалы, которые имеют признаки товара и раздаются изготовленные организацией каталоги, брошюры, буклеты, не отвечающие признакам товара. Какой порядок начисления НДС при раздаче рекламной продукции, которая не отвечает признакам товара?
НДС по рекламным материалам
Фото Анатолия Обелянц, ИА «Клерк.Ру»

В ходе проведения промо-акций на выставках и иных мероприятиях в рекламных целях неопределенному кругу лиц (потенциальным покупателям) бесплатно раздаются материалы, которые имеют признаки товара и раздаются изготовленные организацией каталоги, брошюры, буклеты, не отвечающие признакам товара. Какой порядок начисления НДС при раздаче рекламной продукции, которая не отвечает признакам товара?

Согласно подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе на безвозмездной основе.

При этом в силу подп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) на территории РФ передача в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 рублей.

Следует отметить, что указанная норма НК РФ всегда представлялась нам несколько «экономически не обоснованной», поскольку она предусматривает самостоятельное налогообложение операции, которая в качестве расходов на рекламу формирует стоимость (себестоимость) готового продукта и в составе этой стоимости при реализации данного продукта снова облагается НДС.

С нашей точки зрения, такая модель налогообложения не соответствует п. 3 ст. 3 НК РФ, согласно которому налоги должны иметь экономическое основание.

Вместе с тем, норма существует, и применять ее так или иначе приходится всем налогоплательщикам, осуществляющим рекламные расходы в виде распространения материалов, содержащих информацию о предмете рекламирования.

Однако в 2014 году Пленум ВАС РФ затронул проблему применения подп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ в п. 12 своего Постановления от 30.05.2014 № 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость» (далее – Постановление Пленума № 33), указав, что не является объектом налогообложения по НДС распространение рекламных материалов, являющееся частью деятельности налогоплательщика по продвижению на рынке производимых и (или) реализуемых им товаров (работ, услуг) в целях увеличения объема продаж, если эти рекламные материалы не отвечают признакам товара, то есть имущества, предназначенного для реализации в собственном качестве (напомним, что согласно п. 3 ст. 38 НК РФ товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации).

По нашему мнению, ВАС РФ своим выводом попытался сформулировать идею о том, что если то или иное имущество приобретается, или заказывается, или изготавливается организацией не для целей реализации как таковой, а исключительно для целей рекламного распространения (хотя, строго говоря, «распространение», будучи безвозмездной передачей, тоже относится к реализации), то к такому распространению вообще не применяются нормы подп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ, то есть передача рекламных материалов не относится ни к облагаемым, ни к необлагаемым операциям. Такая передача вообще не является объектом налогообложения, поскольку по сути своей это не реализация и не безвозмездная передача, а операция, осуществляемая налогоплательщиком «для собственных нужд», в своих интересах – «являющаяся частью деятельности налогоплательщика по продвижению на рынке производимых и (или) реализуемых им товаров (работ, услуг) в целях увеличения объема продаж» (п. 12 Постановления Пленума ВАС РФ № 33).

И, если квалифицировать распространение рекламных материалов именно как «передачу для собственных нужд» (хоть и третьим лицам), то здесь было бы уместно применять норму подп. 2 п. 1 ст. 146 НК РФ, согласно которой передача для собственных нужд не облагается НДС, если расходы на такую передачу принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль.

Исходя из такой логики операции по распространению среди неограниченного круга лиц рекламных материалов следует учитывать так же, как и любые другие «производственные» расходы, которые сами по себе не облагаются и не могут облагаться НДС (но не потому, что это необлагаемая операция, а потому, что это вообще не реализация).

Аналогичная точка зрения в отношении рекламных материалов «нетоварного» характера была высказана Минфином РФ в письмах от 19.09.2014 № 03-07-11/46938, от 23.10.2014 № 03-07-11/53626:

«Таким образом, передача каталогов и брошюр, бесплатно раздаваемых потенциальным покупателям, объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость не является независимо от величины расходов на приобретение (создание) этих каталогов и брошюр».

Однако вопрос применения вычетов сумм НДС, предъявленных поставщиками и подрядчиками в связи с покупкой или изготовлением такой продукции, является спорным. По нашему мнению, расходы на покупку или изготовление подобной рекламной продукции дают организации право на применение налоговых вычетов «входящих» сумм НДС, как и по всем другим затратам, понесенным в целях деятельности по производству товаров, работ, услуг, реализация которых в конечном итоге облагается НДС.

Вместе с тем Минфин РФ придерживается противоположной позиции. В частности, в упомянутых письмах он указывает следующее:

«При этом следует иметь в виду, что согласно пункту 2 статьи 171 Кодекса суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), подлежат вычетам в случае использования этих товаров (работ, услуг) для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость. В этой связи оснований для принятия налогоплательщиком к вычету сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных продавцами (изготовителями) указанных рекламных материалов, оснований не имеется».

С учетом изложенного считаем, что распространение рекламной продукции, не отвечающей признакам товара, не должно включаться в налоговую базу по НДС независимо от стоимости единицы такой продукции. Соответственно, в момент передачи такой рекламной продукции бухгалтерские записи, отражающие начисление НДС, не составляются.

При этом, по нашему мнению, организация имеет право применить налоговые вычеты сумм НДС, предъявленных при приобретении такой продукции. Однако данная позиция о правомерности налоговых вычетов может потребовать своей защиты, в том числе в судебном порядке.

В отношении рисков организации при включении предъявленных поставщиками сумм НДС в стоимость рекламной печатной продукции отметим следующее.

Как было отмечено выше, по нашему мнению, распространение рекламной продукции «нетоварного» характера (брошюры, каталоги и т.п.) является обычной хозяйственной операцией для собственных производственных нужд организации, поэтому не является для целей НДС ни облагаемой, ни необлагаемой операцией – вообще не является реализацией. Соответственно, предъявленные контрагентами суммы НДС по таким расходам подлежат вычету в общеустановленном порядке, без применения правил ст. 170 НК РФ о включении их в стоимость приобретенных товаров.

Минфин же придерживается другого мнения, возражая против вычетов по таким расходам и, как мы понимаем, подразумевая включение «входного» НДС именно в стоимость приобретаемой рекламно-печатной продукции.

Однако нельзя полагать с полной уверенностью, что налоговый инспектор, проводящий проверку, будет руководствоваться именно этой позицией финансового ведомства, а не той, которую мы изложили выше и считаем правильной.

Соответственно, приходится констатировать, что риск налогового спора имеется при любых действиях организации: и при применении налоговых вычетов (спор по НДС), и при включении «входного» НДС в стоимость рекламных материалов (спор по налогу на прибыль).

Арбитражная практика по данному вопросу к настоящему моменту не сложилась. Вместе с тем полагаем, что с большими налоговыми рисками сопряжено именно применение вычетов по рекламной «печатной» продукции, а не учет «входного» НДС в их стоимости, поскольку в суммовом выражении налоговые поступления в бюджет при применении вычетов меньше, чем при учете такого НДС в составе расходов по налогу на прибыль.

Самозанятые

Как работать с самозанятыми в 2024 году без рисков. Гайд в новом курсе «Клерка»

Привлекать самозанятых к сотрудничеству для бизнеса выгодно, но может быть и рискованным. Например, есть риск доначисления НДФЛ, взносов, а также штрафа, если Минтруд заподозрит подмену трудовых отношений договорами с самозанятыми. Как работать с самозанятыми и не нарушить закон, научим на курсе «Работа бизнеса с самозанятыми-2024: мониторинг Минтруда».

Как работать с самозанятыми в 2024 году без рисков. Гайд в новом курсе «Клерка»

Начать дискуссию

🔥 Открываем продажу билетов на V Всероссийскую конференцию «Клерка»

Эксперты в области бухгалтерии, кадров и налогов поделятся ценной аналитикой и расскажут, как бухгалтерам работать с изменениями в законодательстве. Билеты разлетаются, как горячие пирожки, успейте занять свободное место!

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Бухгалтеры

Новые онлайн-курсы, разборы законов и вебинары: что нового в подписке Клерк.Премиум за неделю

В подписке Клерк.Премиум постоянно появляются новые материалы: онлайн-курсы, разборы законов. А решать практические вопросы бухгалтерам помогают наши эксперты. Рассказываем, какой контент добавился в подписке за последнюю неделю.

Законопроект о майнинге могут принять в конце года

Сейчас депутаты спорят по поводу продажи добытой криптовалюты и механизме ее использования во внешней торговле.

Лучшие спикеры, новый каждый день

В России начнут регулировать деятельность инвестблогеров

Блогеры могут манипулировать информацией и рынком ценных бумаг, если они аффилированы с какой-либо инвестиционной компанией.

Центробанк не будет публиковать курс рубля

Прогноз по курсу рубля не будет представлять точные переменные, поэтому в июле ЦБ не станет публиковать эту информацию.

Криптовалюта

Где купить или продать Криптовалюту в Сочи

С учетом введения новых ограничений на операции с валютой, обмен криптовалюты в Сочи стал еще более актуальным. Теперь это — один из немногих способов сохранения долларовых активов по их «старой» цене — путем покупки Тизера (USDT) и его дальнейшего обмена на любые другие активы: включая фиат и токены. Какие способы обмена крипты в Сочи доступны сегодня, и какие из них особенно удобны и безопасны?

Где купить или продать Криптовалюту в Сочи
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Общество

Сельскохозяйственные участки разрешат использовать для садоводства

Собственники, которые получили участки до 4 июля 2016 года, смогут зарегистрировать дачи, даже если они находятся на земле сельхозназначения.

Налог на прибыль

Практические вопросы, связанные с изменениями положений ст. 309, 310, 284 НК при выполнении договоров с иностранными компаниями

К нам обратилась компания с вопросом, какие могут возникнуть последствия при условии, что в первом квартале 2024 года при выплате дохода иностранному контрагенту компания исчислила и уплатила в бюджет налог на прибыль с дохода от оказания услуг по ставке 15% сверх стоимости услуг.

Иллюстрация: Вера Ревина/«Клерк»

Как уведомить ФНС о зарубежных счетах

С 1 июля 2024 года изменились формы уведомлений об открытии, закрытии зарубежного счета, изменении реквизитов, и отчет о движении денежных средств. Рассказываем обо всех изменениях и о том, кто и в каких случаях подает уведомления, и какие штрафы грозят за ошибки в них. 

Как уведомить ФНС о зарубежных счетах

Wildberries и Russ учредили совместную компанию

65% новой компании принадлежит маркетплейсу, а 35% — основному владельцу ООО «Русс аутдор».

Электронные подписи

Новая функция сервиса «1С-Отчетность» позволяет удаленно перевыпустить подпись руководителя без посещения ФНС и дополнительной настройки

Благодаря возможности сервиса «1С-Отчетность», «Перевыпуск сертификата КЭП руководителя», руководители ООО или ИП могут удаленно выпустить новый сертификат электронной подписи, не обращаясь в удостоверяющий центр ФНС или к доверенным лицам УЦ ФНС.

Новая функция сервиса «1С-Отчетность» позволяет удаленно перевыпустить подпись руководителя без посещения ФНС и дополнительной настройки

Глава комитета Госдумы по труду: Россия придет к 4-дневной рабочей неделе

Ярослав Нилов рассказал, могут ли в России ввести сокращенную — четырехдневную рабочую неделю.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

У организаторов нелегальной миграции будут конфисковывать имущество

Чтобы предотвратить преступления, связанные с организаций нелегальных миграционных потоков, депутаты предлагают конфисковывать имущество нарушителей.

Товарный знак

Регистрация товарных знаков — какие бонусы это дает в защите бизнеса

Товарный знак представляет собой обозначение, служащее для индивидуализации товаров (ст. 1477 ГК). Данная индивидуализация повышает узнаваемость, выделяет среди конкурентов и защищает продукцию от контрафакта. Для того чтобы обозначение стало охраняемым законом товарным знаком, его необходимо зарегистрировать в Роспатенте.

Регистрация товарных знаков — какие бонусы это дает в защите бизнеса

Совместитель не может работать на полную ставку

Даже если на основном месте работы сотрудник по факту не работает, на вторую работу он может утроиться только на полставки.

Интервью

Елизавета Маркова: У меня нет цели захватить мир, хочу работать и наслаждаться жизнью

Продолжаем «ТоТ еще разговор». На этот раз пообщались с Елизаветой Марковой, основателем компании «Молочное утро». Елизавета рассказал как начала бизнес с лепки пельменей, а сейчас состоит в бизнес-сообществе «Эквиум». Членство в котором стоит 370 тысяч в год.

4
Банки

В Сбере искусственный интеллект принимает решения по оборотным кредитам компаний

AI-модель рассматривает 88% заявок от юридических лиц по сделкам оборотного кредитования.

Общество

Праздник дня. День трудоголиков

Сегодня свой праздник отмечают люди, с головой поглощенные работой и готовые жертвовать многим ради своей профессии.

Праздник дня. День трудоголиков

Вакансии

Новые вакансии для бухгалтеров и финансистов Добавить вакансию

ФНС выпустила новый справочник для налогового мониторинга

Компании, которые перешли на налоговый мониторинг, смогут предотвратить риски при исчислении налогов на своей стороне.

Интересные материалы

Регламентированный учет в 1С:ERP: как настроить бухгалтерский учет

Регламентированный учет — это часть программы, которая помогает правильно вести бухучет и составлять отчеты так, как требует закон Российской Федерации. Разберем, как настроить учет в системе у1C:ERP.

Регламентированный учет в 1С:ERP: как настроить бухгалтерский учет