Страховые взносы

Начисление страховых взносов на суммы компенсации морального вреда за работу с вредными и опасными условиями труда

В комментируемом Постановлении АС УО от 01.09.2016 № Ф09-8731/16 рассмотрен спор о начислении страховых взносов на суммы компенсации морального вреда за работу с вредными и опасными условиями труда. Отметим, что арбитры встали на сторону контролирующего органа.
Начисление страховых взносов на суммы компенсации морального вреда за работу с вредными и опасными условиями труда
Фото Бориса Мальцева, ИА «Клерк.Ру»

В комментируемом Постановлении АС УО от 01.09.2016 № Ф09-8731/16 рассмотрен спор о начислении страховых взносов на суммы компенсации морального вреда за работу с вредными и опасными условиями труда. Отметим, что арбитры встали на сторону контролирующего органа.

Прежде чем рассмотреть аргументы арбитров и сотрудников контролирующих органов, напомним положения законодательства о работе с вредными и опасными условиями труда.

В статье 219 ТК РФ сказано: если сотрудник занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, то ему положены определенные гарантии и компенсации, установленные в соответствии с Трудовым кодексом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором. При этом размеры, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливаются в порядке, предусмотренном статьями:

92 ТК РФ: для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам проведения специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3‑й или 4‑й степени или опасным условиям труда, – не более 36 часов в неделю;

117 ТК РФ: ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам проведения специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2‑й, 3‑й или 4‑й степени либо опасным условиям труда.

К сведению: минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам составляет семь календарных дней. Продолжительность данного отпуска для конкретного сотрудника может быть установлена трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда;

147 ТК РФ: оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками (окладами), определенными для различных видов работ с нормальными условиями труда. При этом минимальные размеры повышения оплаты труда работникам, занятым на упомянутых работах, и условия указанного повышения предусматриваются в порядке, определяемом Правительством РФ, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

К сведению: в настоящее время Правительством РФ утверждено Постановление от 20.11.2008 № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда», согласно которому работникам, занятым на таких работах, наряду с сокращенной продолжительностью рабочего времени и правом на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск установлено минимальное повышение оплаты труда – не менее 4% тарифной ставки (оклада), определенной для работ с нормальными условиями труда;

129 ТК РФ: повышенные или дополнительные гарантии и компенсации за работу на работах с вредными и (или) опасными условиями труда могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя.

В комментируемом постановлении организация выплачивала суммы, которые называла компенсацией морального вреда работникам организации, занятым на работах с вредными условиями труда, не устранимыми при современном техническом уровне производства, и на эти суммы не начисляла страховые взносы. При проведении проверки сотрудники контролирующего органа доначислили страховые взносы на суммы, а также пени.

Итак, почему такие выплаты нельзя отнести к выплатам, не подлежащим обложению страховыми взносами?

1. Согласно пп. «и» п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 212‑ФЗ[1] не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, определенных в соответствии с законодательством РФ), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, за исключением выплат в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов.

Таким образом, суммы повышения оплаты труда предусмотрены законодательством РФ работникам за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда и, значит, подлежат обложению страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды в общеустановленном порядке. Об этом сказано в Письме Минтруда РФ от 22.01.2014 № 17-3/В-19.

2. Согласно пп. «а» п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 212‑ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, определенных в соответствии с законодательством РФ), связанных с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья.

Для того чтобы спорные выплаты не подлежали обложению страховыми взносами на основании пп. «а» п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 212‑ФЗ, необходимо выполнение следующих условий:

  • подтверждение факта наступления вреда в результате причинения увечья или иного повреждения здоровья работника вследствие неправомерных действий или бездействия работодателя, выявленных в ходе расследования несчастного случая, произошедшего с работником, а также профессионального заболевания или иного повреждения здоровья;
  • причинение работнику физических и (или) нравственных страданий действиями (бездействием) работодателя, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие работнику другие нематериальные блага;
  • противоправность действия или бездействия работодателя;
  • причинная связь противоправного действия или бездействия работодателя с наступившим ущербом;
  • вина причинителя ущерба.

Таким образом, если выполняется совокупность вышеназванных условий, то выплаты не подлежат обложению страховыми взносами. Подобные выводы основаны на положениях трудового и гражданского законодательства, а также Постановления Пленума ВС РФ от 20.12.1994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда». Такие же выводы представлены в Письме ПФ РФ № НП-30-26/9660, ФСС РФ № 17‑03‑10/08-2786П от 29.07.2014.

К сведению

Любое причинение вреда работнику, в том числе при исполнении им трудовых обязанностей, расследуется и подтверждается в порядке, установленном трудовым и гражданским законодательством РФ.

Таким образом, в комментируемом постановлении арбитры указали на отсутствие необходимой совокупности условий, нужных для квалификации спорных выплат в качестве компенсации морального вреда. Спорные выплаты они квалифицировали как компенсации в денежной форме за работу с вредными или опасными условиями труда, которые являются частью зарплаты и подлежат обложению взносами в общеустановленном порядке.

Аналогичные выводы представлены в Постановлении Президиума ВАС РФ от 04.12.2012 № 10151/12, определениях ВАС РФ от 09.04.2014 № ВАС-4238/14, от 05.02.2014 № ВАС-359/14.


[1] Федеральный закон от 24.07.2009 № 212‑ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Начать дискуссию