Налог на убыток и другие важнейшие новации 2017 года

Осень 2016 года завершилась подписанием широкомасштабного пакета документов, вносящих изменения в налоговое законодательство. Отметим наиболее знаковые, стратегически важные для бизнеса изменения налогового законодательства.
Налог на убыток и другие важнейшие новации 2017 года
Фото Бориса Мальцева, ИА «Клерк.Ру»

Осень 2016 года завершилась подписанием широкомасштабного пакета документов, вносящих изменения в налоговое законодательство. Отметим наиболее знаковые, стратегически важные для бизнеса изменения налогового законодательства.

Налог на прибыль организаций

Резервы в налоговом учете формируются добровольно. Не только как подушка безопасности, но и для легального уменьшения обязательств по налогу на прибыль (путем увеличения расходов на отчисления в резервы).

Лидирует по популярности резерв по сомнительным долгам. Он позволяет обезопасить компанию от несвоевременных расчетов за поставленные товары (работы, услуги). Любой резерв, и резерв по сомнительным долгам не исключение, предполагает равномерный учет в расходах тех или иных затрат. Если дебиторская задолженность не погашена вовремя и есть сомнения в том, что платежи вообще поступят, налогоплательщик вправе минимизировать свои риски за счет созданной «заначки» — резерва.

В кризис тенденция к увеличению дебиторской и кредиторской задолженности очевидна. Зачастую контрагенты, находясь в сговоре, искусственно «раздувают» взаимную задолженность. Тогда налоговики делают выводы о наличии необоснованной налоговой выгоды. Однако долгое время спорным оставался вопрос, включать ли в резерв сумму дебиторской задолженности или разницу между дебиторской и кредиторской задолженностью при наличии встречных обязательств. Контролеры настаивали на разнице, суды однозначной позиции не имели, но нередко принимали сторону налогоплательщика.

С 2017 года сомнительным долгом при наличии встречных обязательств будет признаваться «задолженность перед налогоплательщиком в той части, которая превышает указанную кредиторскую задолженность налогоплательщика перед этим контрагентом (абз. 1 п. 1 ст. 266 НК РФ). Если встречных обязательств нет, то резерв формируется по-прежнему (за исключением права выбора лимита).

Понятно, что поправка направлена на увеличение налоговых поступлений в бюджет. Однако, в Кодексе сказано «перед этим контрагентом». Понятие «контрагент» в Кодексе не раскрыто. Можно предположить, что головная организация — это один контрагент, «дочка» или филиал — другой контрагент. Если так, то в целом методика формирования резерва по сомнительным долгам не изменилась, и заинтересованность организаций в расширении пула контрагентов очевидна.

До введения поправки в пункт 1 статьи 266 НК РФ у судов не было веских оснований для решения спора не в пользу налогоплательщика (то есть признания только разницы при наличии встречных обязательств). После 1 января 2017 года организации достаточно обзавестись разветвленной сетью контрагентов, чтобы снизить риски претензий по поводу необоснованной налоговой выгоды.

Перенос убытков

Риск получить убыток по итогам налогового периода в кризис резко возрастает. Последствия для бюджета очевидны — далеко не все организации принимают участие в пополнении копилки, не уплачивая налог на прибыль. Причина проста — перенос убытков прошлых лет позволял уменьшить налоговую базу текущего периода иной раз до нуля. Убыточные комиссии уже давно не пугают налогоплательщиков. Отстаивать свои убытки научились многие. Выход из ситуации законодатели нашли в опыте прохождения прошлых кризисов.

Подход простой: налоги должны платить все, включая убыточные компании. Но не вводить же прямо «налог на убытки», как это было на первых этапах становления налоговой системы РФ? Все проще: добавили пункт 2.1 в статью 283 НК РФ. В чем суть? Убытки прошлых лет по действующему законодательству можно переносить на последующие налоговые периоды, но не более, чем на 10 лет. С 2017 года снимается временное ограничение по срокам переноса, а вводится ограничение на уменьшение налоговой базы — не более 50%.

Цитируем: «В отчетные (налоговые) периоды с 1 января 2017 года по 31 декабря 2020 года налоговая база по налогу за текущий отчетный (налоговый) период, …, не может быть уменьшена на сумму убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах, более чем на 50 процентов».

Фактически норма начнет действовать с 2018 года, но можно попробовать наращивать базу поквартально, начать переносить убытки по отчетным периодам 2017 года. Правда, риск пересчета по итогам за год не исключен. Важнее другое. Если не успеть учесть убытки за 2006 и 2007 год в уменьшение налоговой базы 2016 года (это последний, десятый год для переноса убытков), то начиная с 2018 года по 2021 вероятность заплатить налог на прибыль при наличии убытков очень велика.
Чего ожидать после 2020 года? Далеко не факт, что новая серия поправок в НК РФ появится. Тем самым законодатели не сняли ограничения для убыточных компаний, а напротив, ввели еще более жесткую норму. Не упустите существенный момент: за весь период переноса убытков и период, когда эти убытки получены, нужно хранить все документы налогового учета по налогу на прибыль.

Пояснения по НДС-декларациям

Изменились правила представления пояснений налоговым органам при камеральных проверках. Поправки в статью 88 НК РФ совсем запутали налогоплательщиков, что может привести к необоснованным штрафам, а там и до блокировки счета не далеко.

Начнем со штрафов. Вы получили требование пояснить противоречия между сведениями в представленных документах. Или о несоответствии сведений, представленных вами, данным налогового органа. Если несвоевременно представить пояснения, можно поплатиться штрафом по ст. 129.1 НК РФ, а именно:
  • 5 000 руб. за первое нарушение;
  • 20 000 руб. за каждое последующее нарушение.

Каким образом представлять пояснения — на бумаге или в электронном виде, по какому поводу, кому из налогоплательщиков этого можно не делать, для кого это, напротив, обязанность?

Если у организации есть льготы по НДС, то со 2 июня 2016 года налоговики вправе требовать пояснения (а не документы по льготам, как было до указанной даты) по льготируемым операциям (п. 6 ст. 88 НК РФ).

Понятие «льгота» в главе 21 «НДС» НК РФ нет. Вернее, нет отдельной статьи, которая бы оговаривала, какие операции являются льготными, а какие — освобождены от налогообложения. Общее определение льгот представлено в ст. 56 НК РФ. А применительно к НДС разъяснение о льготах имеется в постановлении Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33 (п. 14).

Так, ВАС РФ упоминает льготы столовым образовательных и медицинских организаций (подп. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ), религиозным организациям (подп. 1 п. 3 ст. 149 НК РФ), общественным организациям инвалидов (подп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ), в отношении коллегий адвокатов, адвокатских бюро и адвокатских палат (подп. 14 п. 3 ст. 149 НК РФ). Судьи сочли недопустимым истребование документов (пояснений — в редакции НК РФ с 02.06.2016) по операциям, не облагаемым налогом или освобожденным от налогообложения по статье 149 НК РФ. Освобождение от налога предоставлено не для того, чтобы дать преимущества отдельной категории плательщиков перед другими, совершающими такие же операции, а представляет собой специальные правила налогообложения соответствующих операций. Если так, то и требовать пояснения налоговая не вправе, даже если компания отразит такую операцию в разделе 7 декларации.

С 1 января 2017 года компании, которые отчитываются по ТКС, представляют пояснения в электронном виде, по форме и формату, утвержденным ФНС России (на момент публикации формат не утвержден). Такая норма содержится в новом абзаце 4 п. 3 ст. 88 НК РФ. Пояснения приводятся в случаях, перечисленных в закрытом перечне в статье 88 НК РФ (пункт 3):
  • выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями в представленных документах;
  • выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, имеющимся у налогового органа;
  • в уточненной декларации уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом);
  • заявлена сумма убытка, полученного в соответствующем отчетном (налоговом) периоде.

Повторимся, пояснения по операциям, освобожденным от налога по ст. 149 НК РФ, не являющихся льготными, организация вправе вообще не давать — ни в письменном виде, ни в электронном.

Начать дискуссию