Налоговые споры

Как бороться с налоговиками в нестандартных ситуациях

Налогоплательщик нанимал автомашины (большегрузные самосвалы) для перевозки большой партии щебня (несколько тысяч тонн) с охраняемой площадки хранения на железной дороге к своему покупателю. Но налоговики посчитали, что все эти перевозки были фиктивными.
Как бороться с налоговиками в нестандартных ситуациях

Налогоплательщик нанимал автомашины (большегрузные самосвалы) для перевозки большой партии щебня (несколько тысяч тонн) с охраняемой площадки хранения на железной дороге к своему покупателю. Но налоговики посчитали, что все эти перевозки были фиктивными.

Ключевым аспектом данного налогового спора стало мелкое (на первый взгляд) обстоятельство. Дело в том, что несмотря на то, что на все автомашины, задействованные в этих перевозках перевозчиком (условно фирма «АБВ») оформлялись путевые листы с отрывными талонами, подтверждающими перевозку, но …. в этих талонах номера автомашин были указаны без указания на регион, в котором были зарегистрированы эти автомашины. В свое время налогоплательщик даже не обратил внимания на эту «мелочь».

А ИФНС заявила, что таких автомашин не существует и сослалась при этом на официальную справку ГИБДД по Плесецкому району Архангельской области, в которой говорилось, что на основании автоматизированной базы данных указанные транспортные средства (подчеркнем с номерами, в которых не был указан регион их регистрации) не зарегистрированы в ГИБДД.

При этом и соответствующий запрос из ИФНС в ГИБДД содержал  номера всех автомашин с указанием на их регистрацию в Архангельской области, что не соответствует фактическим обстоятельствам дела. Непонятно на каком основании налоговый инспектор запрашивала информацию об автомобилях, которые зарегистрированы в Архангельской области, поскольку у налогового органа нет никаких оснований утверждать, что все эти автомобили были зарегистрированы именно в Архангельской области. Вполне реальна ситуация, что те автомобили могли быть зарегистрированы и в других регионах России (например в Вологде или в Республике КОМИ), поскольку в районе г. Архангельска полным полно автомобилей, зарегистрированных в иных регионах России.

Соответственно справка из ГИБДД, которая содержала ответ на этот запрос из ИФНС, содержала официальные сведения об отсутствии в базе данных ГИБДД таких автомобилей, зарегистрированных именно в Архангельской области.

Кроме того, обращаем внимание, что и на пропускном пункте охраняемой территории контроль пропуска автомобилей осуществляется по пропускам с государственными регистрационным знакам, в которых регион тоже не был указан. То есть, контроль на вахте реально пропускал автомобили, номера которых были указаны в заявке (заметим тоже без указания региона регистрации). В суд были представлены надлежащим образом заверенные копии писем, направленных от налогоплательщика на РЖД с просьбой о разрешении проезда через КПП на территорию грузового района автомобилей с регистрационными номерами без указания региона их регистрации (например, КАМАЗ – 65115 гос. № С590СВ, КАМАЗ – 65115 гос. № С708ТН).  При этом, обращаем внимание, что в данных письмах имеется отметка о разрешении проезда данных автомобилей на территорию РЖД.

На наш взгляд, все вышеизложенное как раз и называется простым и емким словосочетанием – «обычаи делового оборота». И заметьте, не налогоплательщик эти «обычаи» придумал и установил. Это общепринято. Так принято всеми участниками делового оборота, что незначительные идентификационные детали (в нашем случае в виде региона регистрации автомобиля) вполне допускается опустить (не указывать) в документах. Даже статья 252 НК РФ говорит о том, что допускается принимать к налоговому учету документы, оформленные в соответствии с обычаями делового оборота.

В то же время, все документы показывают, что автомобили с такими номерами (без указания на регион их регистрации) в спорных хозяйственных операциях реально участвовали. И нет никаких оснований сомневаться в этом.

Следовательно, представители налогового органа решили таким образом завести ситуацию с идентификацией этих автомобилей буквально в «тупик» и тем самым  извлечь для себя выгоду, обвинив налогоплательщика, который в свое время не обратил внимания на эту «мелочь» в оформлении своих документов в том, что этих автомобилей якобы вовсе не существует, а значит и таких перевозок тоже не осуществлялось.

Отсюда вывод – внимательнее надо быть с оформлением документов и не упускать из виду даже «мелкие» детали их оформления, которые потом вполне могут обернуться «крупными» неприятностями.

Начать дискуссию