В материале для Bloomberg Businessweek, американского бизнес-издания, Борис Нуралиев рассказал о планах компании. Издание приводит данные аналитиков, из которого ясно, какая доля ПО для бизнеса у 1С. Вот основные тезисы обзора, которые мы перевели для вас.
Прошлое 1С
Борис Нуралиев больше похож на работника из органа статистики советских времен, каким он в свое время и был. Очки в тонкой оправе, пышные усы, противоударные часы и винтажный ноутбук с допотопным ПО. Но сейчас мало что осталось от советского прошлого в 1С, компании, которую Нуралиев основал 26 лет назад. Сейчас 1С второй по масштабу продавец бухгалтерских программ в России. Что и сделало Нуралиева миллиардером. Сегодня миллионы россиян используют 1С расчета зарплат, финансового планирования и управления предприятиями. "Мы, по сути, создали целую отрасль", - говорит Нуралиев.
Нуралиев, которому сейчас 58, начинал как компьютерный инженер в Государственном комитете по статистике. В 1991 году он основал 1С, чтобы продавать бизнес-программы, такие, как Lotus 1-2-3. Скоро он разработал собственные бухгалтерские программы. Приходилось нешуточно бороться за их продажи. "Большим компаниям было стыдно использовать 1С", - говорит Нуралиев. Но его программы были гибкими и недорогими. А это привлекало тысячи небольших и средних компаний.
Доли ПО для бизнеса на российском рынке
Борьба 1С и SAP
Экономический кризис 2014 года и призыв Владимира Путина к импортозамещению запустил продажи среди крупных клиентов. В последние годы клиентами 1С стала ФГУП "Почта России", подразделения Газрома, Daimler, Ford Motor и Siemens. 1C стал на один уровень по конкуренции с SAP AG и Oracle Corp. "Теперь, когда надо отчитываться за импортозамещение, стало модно говорить: ‘Да, мы используем 1С’", - сказал Нуралиев.
Существенным преимуществом 1С стало то, что она успевает подстраивать свои программы под постоянно изменяющееся российское бухгалтерское законодательство, говорит Ольга Ускова, президент компании Cognitive Technologies. Она считает, что Нуралиев хорошо понимает нужды бухгалтеров и заслужил их доверие семинарами, на которых рассказывают, как использовать 1С с учетом изменений. "Бухгалтеры умоляли директоров установить 1С", - рассказывает Ускова.
Годовая выручка 1C увеличилась на 6 процентов до 37 миллиардов рублей ($650 миллионов) в прошлом году, что обеспечило компании треть российского рынка программного обеспечения для бизнеса. Тут она уступает только SAP, доля которой составляет 49 процентов, свидетельствуют данные аналитиков IDC.
По числу установленных копий 1C занимает первое место - у ее продуктов около 5 миллионов пользователей. В основном, за счет небольших и средних компаний. Их, правда, полностью проанализировать IDC не имеет возможности.
По мере роста своей компании, 1С не успевала за потребностями тысяч клиентов из 11 часовых поясов России. Поэтому Нуралиев внедрил франчайзинговую систему. Сейчас у него работает 1200 инженеров, которые разрабатывают десятки видов программ 1С. А также 7000 франчайзи - от программиста-фрилансера до компаний с сотнями консультантов. Франчайзи получают чуть более половины от цены продажи ПО и основную часть гонорара за установку программ и консалтинг.
Будущее 1С
В мае Нуралиев создал отдел, нацеленный на международный бизнес. Хотя он и обеспокоен ситуацией с запретом на Украине и российскими хакерами. Аналитик IDC Елена Семеновская считает, что 1С будет сложно построить за границей такую же партнерскую сеть, как в России.
Нуралиев соглашается, что будет непросто победить мировых лидеров. Но он считает, что опыт работы 1С с небольшими компаниями может сделать его победителем в развивающихся странах. Нуралиев подчеркивает, что уже заключил контракты во Вьетнаме. “На развивающихся рынках, таких как Россия, у нас есть преимущество, - говорит он. - Компании должны быстро адаптироваться к изменениям рынка”.
Комментарии
27:)))