Бухгалтерия

Замена по гарантии ОС, введенного в эксплуатацию: как отразить в учете

Если имуществом, требующим замены по гарантии, оказалось основное средство, которое было введено в эксплуатацию, как правильно отразить в налоговом учете эту операцию?
Замена по гарантии ОС, введенного в эксплуатацию: как отразить в учете

По гражданскому законодательству в случае обнаружения покупателем неустранимых недостатков в приобретенном имуществе, он вправе в течение гарантийного срока обратиться к продавцу с требованием заменить это имущество.

Предположим, таким имуществом, требующим замены по гарантии, оказалось основное средство, которое было введено в эксплуатацию. Как правильно отразить в налоговом учете эту операцию?

Замена по гарантии не признается отдельной сделкой

Согласно п. 2 ст. 470 ГК РФ в случае, когда договором купли-продажи предусмотрено предоставление продавцом гарантии качества товара, продавец обязан передать покупателю товар, который должен соответствовать требованиям ст. 469 ГК РФ в течение определенного времени, установленного договором (гарантийного срока). Гарантия качества товара распространяется и на все составляющие его части (комплектующие изделия), если иное не предусмотрено договором купли-продажи.

В соответствии с п. 2 ст. 475 ГК РФ в случае существенного нарушения требований к качеству товара[1] покупатель вправе по своему выбору:

– отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы;

– потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.

Таким образом, считает Минфин (письма от 14.06.2016 №03‑03‑06/3/34278, от 03.06.2015 №03‑07‑11/31971), если производится замена по гарантии бракованного основного средства на исправное, эта операция не признается отдельной сделкой, а осуществляется в рамках первоначального договора поставки, поэтому в учете организации не происходит ошибок (искажений), не возникает доходов и расходов.

Итак, организация-покупатель приходует ОС, принимает к вычету НДС, вводит в эксплуатацию, учитывает в расходах сумму амортизационной премии, начинает начислять амортизацию в бухгалтерском и налоговом учете. Если до окончания гарантийного срока она обнаруживает существенные недостатки ОС, то согласно условиям договора купли-продажи имущество возвращается продавцу, а он взамен предоставляет такое же или аналогичное имущество.

Как организации-покупателю отразить указанные операции в налоговом учете? Специальных норм в НК РФ для этого не предусмотрено, а подробных разъяснений контролирующие органы на эту тему не давали. В одном из вышеупомянутых писем (03‑07‑11/31971) говорится только, что у организации не возникает необходимости восстанавливать в составе доходов начисленную ранее по бракованному основному средству амортизацию и амортизационную премию.

Однако остается открытым вопрос, как покупателю, вернувшему продавцу бракованное ОС и получившему взамен исправное ОС (такое же или аналогичное), начислять амортизацию в дальнейшем. Попробуем разобраться в этом вопросе.

Далее в примерах для удобства будем называть основное средство, которое изначально было приобретено и впоследствии выбыло по причине брака, как ОС № 1, а основное средство, пришедшее ему на смену – ОС № 2.

Амортизация после замены: пример 1

В январе 2017 года организация приобрела, оплатила и ввела в эксплуатацию основное средство (ОС № 1) стоимостью 236 000 руб. (в том числе НДС – 36 000 руб.). ОС относится к третьей амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше трех лет до пяти лет включительно).

Продавец основного средства установил гарантийный срок – один год с момента реализации ОС, в течение которого он обязуется в случае обнаружения неустранимых недостатков произвести замену или вернуть деньги.

В июле 2017 года был обнаружен брак и основное средство было возвращено продавцу, который заменил его на новое (ОС № 2) по той же стоимости – 236 000 руб. (в том числе НДС – 36 000 руб.). В этом же месяце новое ОС было введено в эксплуатацию.

ОС № 1. Первоначальная стоимость основного средства равна 200 000 руб. (236 000 - 36 000). Амортизационная премия для третьей амортизационной группы применяется в размере 30%. Она составила 60 000 руб. (200 000 x 30%), то есть стоимость, с которой начисляется амортизация, равна 140 000 руб. (200 000 - 60 000).

Установлен СПИ – 40 месяцев, норма амортизации – 2,5% (1 / 40 мес.).

Сумма амортизации в месяц – 3 500 руб. (140 000 руб. x 2,5%).

До того момента, как был обнаружен брак, амортизация по ОС начислялась на протяжении шести месяцев (февраль – июль) и сумма начисленной амортизации составила 21 000 руб. Остаточная стоимость на момент возврата ОС равнялась 119 000 руб. (200 000 - 60 000 - 21 000).

ОС № 2. Применять амортизационную премию по новому ОС оснований нет, ведь эта премия не что иное, как 30% расходов на капвложения (п. 9 ст. 258 НК РФ), а в данном случае (при замене бракованного ОС) они не осуществлялись.

Если применять минфиновский подход (замена бракованного ОС не признается отдельной сделкой, а осуществляется в рамках первоначального договора поставки), то полагаем, что СПИ должен остаться прежним (ведь он изменяется только в случаях реконструкции, модернизации и аналогичных случаях). Таким образом остается прежней и норма амортизации (2,5%).

Остается выяснить, к какой первоначальной стоимости эта норма должна применяться:

– вариант 1 – к стоимости старого ОС № 1 за вычетом амортизационной премии (140 000 руб.);

– вариант 2 – к стоимости нового ОС № 2 (200 000 руб.).

В любом случае организация должна учесть в расходах для целей налогообложения ту сумму, которую она фактически потратила (а на приобретение ОС она потратила без учета НДС 200 000 руб.). До замены ОС в расходах было учтено 81 000 руб. (60 000 + 3 500 руб. х 6 мес.), значит, после замены в расходы должно быть включено 119 000 руб. (200 000 - 81 000).

В первом варианте ежемесячная сумма амортизации составит ту же величину, как и до замены брака, – 3 500 руб. Амортизация будет начисляться в течение 34 мес. (40 - 6).

Во втором варианте ежемесячная сумма амортизации составит 5 000 руб. (200 000 руб. х 2,5%) и будет начисляться начиная с августа 2017 года до тех пор, пока не спишется остаточная стоимость – 119 000 руб. (23 месяца по 5 000 руб. и 1 месяц – 4 000 руб.).

Какой вариант выбрать? Полагаем, что правильнее применять второй вариант, кроме того, он более выгоден для налогоплательщика. Однако здесь возможны разногласия с налоговыми инспекторами, которые могут посчитать, что расходы за 24 месяца его применения завышены по сравнению с первым вариантом.

В данном примере стоимость ОС № 2 равнялась стоимости первоначально полученного ОС № 1. Однако возможна и иная ситуация: продавец в документах на ОС № 2 указывает более высокую, по сравнению с ОС № 1, цену, при этом (в качестве моральной компенсации) отказывается от требования с покупателя возмещения разницы в ценах? Полагаем, что в этом случае для целей исчисления налога на прибыль разницу следует учитывать как безвозмездное получение и отражать во внереализационных доходах.

Амортизация после замены: пример 2

Воспользуемся данными примера 1, изменив только одно условие: стоимость ОС № 2 составила 259 600 руб. (в том числе НДС – 39 600 руб.). В двустороннем соглашении закреплено, что продавец отказывается требовать от покупателя возмещения разницы в ценах.

Первоначальная стоимость ОС № 2 составит 220 000 руб. (259 600 - 39 600).

В июле 2017 года организация должна учесть во внереализационных доходах разницу в ценах в размере 20 000 руб. (220 000 - 200 000).

Применять амортизационную премию по этому ОС у налогоплательщика нет оснований (см. пример 1). Значит, амортизация будет начисляться по норме амортизации 2,5%. Норма будет применяться к первоначальной стоимости ОС № 2 (220 000 руб.), ежемесячная сумма амортизации составит 5 500 руб. (220 000 руб. х 2,5%).

Организация в общей сложности должна учесть в расходах для целей налогообложения ту сумму, которую она фактически потратила, плюс разницу в ценах, учтенную во внереализационных доходах (220 000 руб.). Амортизируя ОС № 1, организация уже отразила в расходах 81 000 руб. (60 000 + 3 500 х 6). Осталось учесть 139 000 руб. (220 000 - 81 000).

Амортизация будет начисляться до тех пор, пока не спишется 139 000 руб. (25 месяцев по 5 500 руб. и 1 месяц – 1 500 руб.).

Обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени или выявляются неоднократно либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков.

Начать дискуссию