Налоги, взносы, пошлины

Как обжаловать повторное начисление взносов в ПФР. Рабочая инструкция с образцами жалоб

Полный алгоритм действий, которые нужно осуществить, чтобы добиться справедливости.
Как обжаловать повторное начисление взносов в ПФР. Рабочая инструкция с образцами жалоб

Бухгалтеры и юристы настолько устали от нарисованных долгов по взносам, что создают специальные сайты, где делятся опытом обжалования незаконных начислений. Смотрите, какую рабочую инструкцию разместили на одном из таких ресурсов.

Как мы все уже знаем, налогоплательщики, как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели, столкнулись с проблемой незаконного повторного начисления страховых взносов в ПФР за периоды до 01.01.2017 г., и, как следствие, списанием денежных средств с расчетных счетов (ст. 46 Налогового кодекса РФ), либо передачей документов судебным приставам для взыскания в случае недостаточности денежных средств на расчетном счете или отсутствия информации у контролирующих органов о расчетном счете (п. 7 ст. 46, ст. 47 НК РФ).

Изначально перевод надзорной функции за уплатой страховых взносов из ПФР в ФНС не предвещал никаких проблем.

Однако, как мы убедились, работники ПФР, видимо, решили не утруждать себя ненужными сверками, проверками достоверности остатков, и перекачали все сальдо по принципу «как есть» в ФНС.

То, что здесь вина ПФР, очевидно: у ряда налогоплательщиков просто не разнесены платежи в ПФР, у некоторых происходила смена юридического адреса, и предыдущее управление ПФР не сочло нужным передать в новое управление сведения о платежах и начислениях, кто-то просто в платежке не дописал какую-то цифру, и платеж завис в не выясненных платежах, и т.д, и т.п.

Далее неожиданно для ПФР, как снег зимой, стали возникать претензии у налогоплательщиков, которые вдруг обнаружили в своих лицевых счетах по страховым взносам уже в ФНС недоимки за прошлые периоды. В середине года ПФР попытался повторно выгрузить данные, и тут стало еще интереснее: оказалось, что повторные выгрузки некорректно отражаются в ФНС, причиной тому недоработанное программное обеспечение, которое не предусматривало «обнуление» предыдущих выгрузок, и загрузки новых данных.

При этом никакого конструктивного общения между ПФР и ФНС не происходило, и не происходит. В результате ФНС, которой предоставлено право требования уплаты недоимок за прошлые периоды, но не вменено в обязанности разбираться в их достоверности, развернула масштабные действия по наполнению бюджета.

Безусловно, работники ФНС прекрасно понимают, что взыскивают повторно уже уплаченные ранее в ПФР платежи, однако они также понимают, что пока суд да дело, казна наполнится, а они получат премии за выполнение плана к концу года.

Конечно, здесь имеет значение и то, что большая часть налогоплательщиков не пойдет оспаривать их действия, тем более что они действуют исключительно исходя из предоставленных им прав, и осознают свою безнаказанность.

Теперь по существу. Здесь я изложу полный алгоритм действий, которые нужно осуществить для того, чтобы добиться справедливости.

Сразу оговорюсь, что вопросы типа «а почему мы должны бегать», и «что если не сделать тот или иной шаг», мною не здесь не обсуждаются по причине их бесполезности. В данный момент мы как лягушки из басни, которые попали в кувшин со сметаной: одна барахталась и сбила масло, и спаслась. А вторая не стала ничего делать, и утонула. Так что выбор свой у каждого. Хотя, безусловно, в этот кувшин нас посадило государство.

Шаг первый

В своем управление ПФР по месту учета необходимо провести сверку до 01.01.2017 г. и получить справку о состоянии расчетов на 01.01.2017 г.

Конечно, внизу в этой справке мелким шрифтом указано, что она не является документом, подтверждающим исполнение обязанности по уплате страховых взносов, но это единственный документ, который на сегодняшний день можно получить в ПФР.

Шаг второй

Внимательно изучаем требование из ФНС в отношении того, какие именно взносы и за какой период, по мнению ФНС, не уплачены. В идеале следует подобрать под каждую сумму требования платежки, причем документы об оплате нужно иметь в бумажном виде — не распечатки из электронных платежей, а документы из банка с печатью.

Это вам понадобится для всех жалоб, включая обжалование в суд. Само требование я тоже советую по письменному заявлению в свободной форме истребовать в своей ИФНС в бумажном виде.

Шаг третий

Затребовать в своей ИФНС экземпляр решения, на основании которого взыскиваются платежи: пишем в ИФНС заявление в свободной форме с требованием выдать на бумажном носителе копию решения, в соответствии с которым производится взыскание страховых взносов за периоды до 01.01.2017 г. Решение — это как раз тот самый «ненормативный акт» налогового органа, который можно и нужно обжаловать в соответствии со ст. 138 НК РФ.

Решение принимается после выставления и неисполнения налогоплательщиком требования, и должно содержать ссылку на номер и дату этого предшествующего требования. В решение будет уже одна сумма целиком, поэтому перед этим я и советую проработать требование, в противном случае у вас не будет логической цепочки для доказывания своей правоты.

Шаг четвертый

В настоящее время ФНС и ПФР выпустило совместное письмо ПФР и ФНС РФ от 06.09.2017 № НП-30-26/13859/3Н-4-22/17710@, в котором сказано, что в случае несогласия налогоплательщика с переданным сальдо в ФНС оба контролирующих органа обязаны принять меры для корректировочных выгрузок.

Однако не обольщаемся: в пп. 4) пункта 1.2 и п. 2.2 раздела 1 письма говорится о том, что технического решения перегрузки еще нет — «разрабатывается».

Тем не менее, из этого письма следует, что необходимо подать заявление о несогласии в ПФР либо ФНС.

Я советую подать в оба адреса, причем в бумажном виде, с отметкой о получении на втором экземпляре. Итак, подаем в свое управление ПФ, и в свою ИФНС по месту учета. В шапке писать ФИО руководителей (должности) совсем не обязательно.

Далее пишем, что ИП Иванов не согласен с сальдо по состоянию на 01.01.2017 г. Срок ответа согласно п. 2 раздела 3 письма — 20 рабочих дней, плюс 7 рабочих дней на внесение изменений (п. 3 раздела 3). Обязательно указываем свой адрес, так как ответы они будут присылать по почте.

Скачайте образец заявления о несогласии в ПФР и в ИФНС.

Шаг пятый

Теперь приступаем к обжалованию. Согласно ст. 138 НК РФ ненормативный акт налогового органа (в нашей ситуации это решение о взыскании) должен быть обжалован сначала в вышестоящий орган, то есть для Москвы — это Управление ФНС по г. Москве.

Вот тут уже можно подавать как в бумажном виде, так и в электронном, так как электронная подача жалобы в ФНС отработана, и она не потеряется. Срок ответа — один месяц. Только после получения ответа на жалобу налогоплательщик вправе обращаться с заявлением в суд с требованием об отмене решения о взыскании, без соблюдения досудебного порядка урегулирования спора суд откажет в рассмотрении искового заявления (п. 2 ст. 138 НК РФ).

Обращаю внимание, что в случае обжалования в бумажном виде жалоба на свою ИФНС пишется в Управление ФНС по г. Москве, но подается в свою ИФНС в трех экземплярах (два — сдаем, третий — для отметки).

Скачайте образец жалобы в ФНС.

Я рекомендую все-таки подавать в бумажном виде, так как при подаче через сайт ФНС у вас не остается на руках самого текста жалобы, сайт не предусматривает возможности распечатать поданную жалобу, и в дальнейшем могут возникнуть трудности при доказывании того, что вы обжаловали действительно именно это решение, а не какое-то иное решение или действие или бездействие налоговой.

В том числе суду, который, повторяюсь, не примет исковое заявление без подтверждении факта обжалования в досудебном порядке. К жалобе прикладываем все документы, на которые вы ссылаетесь, пример в приложении.

Шаг шестой

Далее считаю не обязательным, но не лишним, подать жалобу в ПФР.

Скачайте образец жалобы в ПФР.

Вот тут уже жалобу нужно подавать не в свое территориальное управление по месту учета, а в Отделение Пенсионного фонда РФ по г. Москве и Московской области (115419, г. Москва, ул. Стасовой, д. 14, корп. 2). Жалоба похожа на ту, которую подаем в налоговую, только разные требования, поэтому лишнего труда это не составит, а папочку документов о несогласии пополнит.

Тем более, что пока не совсем понятно, как дальше будет разворачиваться ситуация, первично же фактически виноват ПФР, а не налоговая, и с кого требовать убытки, или хотя бы уплату процентов за незаконно списанные денежные средства, пока неясно. Возможно, нужно будет в качестве ответчиков в суде привлекать и ФНС, и ПФР.

В заключение скажу, что официальных возможностей приостановить взыскание денежных средств не существует. Можно пробовать писать заявления в ИФНС о приостановлении взыскания, в службу судебных приставов, но в моей практике ни одно заявление не удовлетворено. Обращение в суд также не приостановит исполнение решения. К сожалению, приостановление взыскания согласно п. 5 ст. 138 НК РФ возможно только при обжаловании решений налоговых органов о привлечении к ответственности за налоговые правонарушения (чего вам вообще не желаю), и то только при предоставлении банковской гарантии.

Единственное, в чем я абсолютно уверена, так это в том, что повторно взысканные денежные средства рано или поздно будут возвращены. Надеюсь, что данный материал поможет вам.

Кстати, недавно на «Клерке» мы разместили инструкцию по корректировке неверного сальдо, которая на практике совершенно нерабочая.

НДФЛ

Как продать бизнес и не попасть на большие налоги с 2025 г.? Инструкция, подробные примеры

Сегодня речь пойдет о важнейших изменениях законодательства с очень высокой ценой вопроса, которые касаются учредителей ООО. ⚡Помимо обзора изменений вы найдете информацию в статье о том, как можно сэкономить.

Как продать бизнес и не попасть на большие налоги с 2025 г.? Инструкция, подробные примеры
4

Комментарии

3
  • Olsama-3

    Спасибо за подробный план действий! Это ж надо такое устроить нам, а?! И ведь тот, кто устроил эту свистопляску, скорее всего, спит спокойно и не бегает между ПФР-ФНС и прочими...Дай Бог ему здоровья!!!

  • Фактура
    а как же обещанная амнистия, обещанная президентом по всем недоимкам в ПФР до 01.01.17? :)))) чисто поржать...
  • Клубничка Я
    У нас повторно сняли денежные средства. Не помогли наши мытарства(, единственное, что не сделали, так это не подали жалобу на ПФР. Все инстанции обошли, не помогло и обращение в Управление ИФНС