«Предпринимательские истории». Регистрация ИП в Москве: инструкция для тех, у кого не все получается с первого раза

Опыт регистрации ИП, которая в Москве проходит посложнее, чем в других регионах.
«Предпринимательские истории». Регистрация ИП в Москве: инструкция для тех, у кого не все получается с первого раза

В нашей новой рубрике «Предпринимательские истории» очередной рассказ. На этот раз от Антона Плескачева, который делится опытом регистрации ИП, которая в Москве проходит посложнее, чем в других регионах.

Несколько месяцев назад я решил распрощаться с наемной работой и стать редактором, который законно работает на аутсорсе. Процедура регистрации ИП у меня затянулась. Хотя на самом деле все можно сделать быстро и даже не ездить в налоговую. Рассказываю на своем опыте.

ИФНС № 46 и флагманские МФЦ

В столице регистратором ИП и юрлиц выступает только одна налоговая инспекция. Она находится на Походном проезде в Южном Тушино. До ближайшего метро больше 3 километров. Если регистрировать ИП по старинке — с двумя визитами в налоговую, придется потратить немало времени на эти поездки. Не лучший способ для тех, кто не может себе позволить дважды вырваться минимум на 4-5 часов.

Больше повезло жителям Центрального и Юго-Западного административных округов Москвы. Те, кто здесь прописан, могут все сделать во флагманских центрах госуслуг «Мои документы». Жителей ЦАО ждут в МФЦ в «Афимолл Сити», а обитателей юго-запада столицы — в ТРЦ «Спектр» в Ясенево. Кроме того, документы на регистрацию ИП от жителей Басманного района принимают в закрепленном за этой территорией МФЦ. Если задумка московских властей исполнится и флагманские центры госуслуг появятся во всех округах, то ездить в ИФНС № 46 на Походном проезде станет необязательно.

Заявка на регистрацию ИП через сайт ФНС

Как минимум одной поездки в инспекцию можно избежать. Для этого нужно зарегистрироваться на сайте ФНС в разделе «Электронные сервисы» и подать заявку на регистрацию ИП. Налоговая рассмотрит заявление и пригласит приехать с оригиналами документов, чтобы завершить процедуру.

Заявку заполнить несложно. Система на сайте ФНС дает подсказки. Сначала нужно выбрать местоположение — ИП регистрируют только по месту постоянной прописки. Потом вводим сведения о себе и паспортные данные. На следующем этапе система предложит вам выбрать коды деятельности, по которым вы будете работать. Один код указывается как основной, остальные — дополнительные, их может быть много.

Совет. В нынешнем ОКВЭД конкретики по многим видам работ убавилось. Например, больше нет редакторской деятельности. Поэтому для оказания услуг корректора, редактора, райтера интернет-форумы посоветовали выбрать:

  • 63.11 — деятельность по обработке данных, предоставление услуг по размещению информации и связанная с этим деятельность.
  • 74.30 — деятельность по письменному и устному переводу.
  • 90.03 — деятельность в области художественного творчества.

Затем выбираем способ получения документов. Для электронной заявки — это «Выдать заявителю».

После этого сведения из заявления проходят первичную проверку. Она длится несколько минут. Это очень полезно. Если сведения из заявления не совпадут с теми, что есть в базе ФНС, система сообщит об ошибке.

Дальше оплачиваем госпошлину — 800 рублей. Быстрее всего сразу сделать это через интернет-банк. После внесения денег вы получите индекс проведенного платежа. Его нужно ввести в соответствующее поле, и сформируется квитанция об оплате госпошлины. Она автоматически приложится к вашему заявлению в ФНС.

На последнем этапе нажимаем «Отправить», и заявление с квитанцией уходят в налоговую. На электронную почту придет уведомление о том, что заявка с таким-то номером получена.

Совет. Если вы планируете уезжать и надеялись успеть зарегистрировать ИП до отъезда, то лучше сделать это заранее. Дело в том, что обещанные три дня, в которые налоговая рассматривает заявление и выносит решение, на деле могут превратиться в неделю. Например, если заявка подана под конец рабочего дня вторника, то приглашение приехать в ИФНС № 46 на электронную почту придет только утром следующего вторника. При этом срок этого приглашения ограничен несколькими днями. Потом заявка аннулируется, и ее нужно подавать заново. Но есть и хорошая новость: при неявке в налоговую госпошлина не сгорает. Индекс платежа можно снова ввести при отправке нового заявления.

Регистрация ИП с помощью цифровой подписи

Если вы сомневаетесь, что вообще сможете вырваться в 46-ю налоговую, да еще и в заданные дни, лучше сразу перейти к этому этапу. Можно подать в налоговую пакет документов, подписанных квалифицированной электронной подписью (ЭЦП).

Электронную подпись выпускает удостоверяющий центр. Один из лидеров на этом рынке — СКБ «Контур». У них большая партнерская сеть. Можно найти сервисный центр, куда вы принесете оригиналы документов, в 10-15 минутах ходьбы от своего дома. Есть удостоверяющие центры, которые позволяют оформить ЭЦП с выездом специалиста на дом или в офис, например «Такском». Правда, это обойдется дороже.

Рассмотрим, как выглядит процесс на примере «Контура». Подаем онлайн-заявку, выбираем при этом конкретный сервисный центр. Оттуда присылают счет на оплату. После этого вам откроют доступ в личный кабинет, куда нужно загрузить сканы паспорта, свидетельств СНИЛС и ИНН.

Если все было сделано правильно, то уже на следующий день вас пригласят в сервисный центр. В итоге сутки и 1400 рублей. Сам сертификат стоит 1000 рублей в год, включая лицензию на специальное программное обеспечение, еще 400 рублей — это токен, флешка с защищенным хранилищем, на которой будет записан выпущенный сертификат. Его нужно выпустить самому через личный кабинет. Токен — не обязательная опция. Можно не покупать. Выпущенный сертификат может храниться и на жестком диске вашего компьютера. Но, во-первых, это небезопасно — теоретически данные могут выкрасть злоумышленники. А во-вторых, так вы сможете подписывать документы только на одном компьютере.

С помощью личного кабинета «Контура» нужно также установить на компьютер весь необходимый софт. В частности, это утилиты «КриптоПро CSP», плагины для браузеров и так далее. В личном кабинете есть возможность сразу автоматически установить все то, что рекомендовано для работы с ЭЦП.

Возвращаемся на сайт ФНС. Теперь на странице электронного сервиса регистрации ИП и юрлиц выбираем другой способ входа — учетная запись на сайте госуслуг. Без учетной записи на «Госуслугах» не обойтись.

Дальше поэтапно заполняем заявку на регистрацию ИП. После проверки сведений будет сформировано заявление. Система попросит вас приложить скан-копию паспорта и подписать документы электронной подписью.

Совет. Система не говорит, какие страницы паспорта надо сканировать. Нужны сканы основного разворота и того, где стоит штамп о регистрации. Именно поэтому требуемый формат файла — многостраничный TIF. Параметры сканирования и максимальный размер вы увидите в окне загрузки файла. Многостраничный TIF можно быстро сделать с помощью программы IrfanView. В разделе Options выберите Multipage images, а затем Create Multipage TIF. Потом нажмите Add images и добавьте файлы со сканами двух разворотов паспорта. Если вы отправите скан только одного разворота, налоговая не сообщит вам сразу, что документов не хватает. После 3-дневного рассмотрения заявления вы получите отказ в регистрации ИП, потому что не подтвердили документами свое место жительство. Придется все делать заново. В том числе и платить пошлину.

Прикладываем скан. И нажимаем кнопку «Подписать документы», чтобы добавить к ним электронную подпись. Если при установке ПО для работы с ЭЦП все было сделано правильно, то система справится сама. Документы подписаны.

Совет. Если подписать документы не получилось, то в случае ЭЦП от «Контура» идем сюда, проводим диагностику системы и выполняем рекомендованные действия. Опыт показывает, что лучше всего с ЭЦП работать в браузере Internet Explorer, но не ниже 8-й версии. А еще у «Контура» есть подробный гайд по работе на сайте Nalog.ru.

Следующий шаг — оплата госпошлины. Если вы уже ее платили, когда подавали заявку первым способом, но так и не доехали до инспекции лично, воспользоваться прошлой квитанцией не получится. При подаче электронных документов вы не найдете поля для индекса платежа. Придется платить заново. Но есть и приятный момент: при оплате через «Госуслуги» пошлина на 30% меньше. То есть 560 рублей.

После проведения платежа документы отправляются в налоговую. На электронную почту придет расписка о получении документов. А еще через три рабочих дня на этот ящик вы получите архив с выпиской из ЕГРИП и уведомлением о постановке на учет в налоговом органе в качестве ИП.

Совет. Если переживаете по поводу своевременного перехода на другую систему налогообложения, лучше, кроме скана паспорта, приложить к пакету документов соответствующее уведомление. Его бланк есть на сайте ФНС. Если вы этого не сделали, то подать уведомление о переходе можно не только лично. После регистрации ИП вы сможете пользоваться личным кабинетом индивидуального предпринимателя на сайте налоговой. Там можно подать уведомление о переходе на другой режим, подписав документ цифровой подписью, которая у вас уже есть. Обратите внимание, что налоговая может не реагировать больше двух недель. Но спустя какое-то время новый режим налогообложения отразится в личном кабинете ИП. Если этого не произошло, лучше обратиться лично — уже по месту жительства. Сменить систему налогообложения можно в течение 30 дней с момента регистрации ИП. Если позже — то только со следующего года.

То, о чем стоит позаботиться заранее

Если у вас в фамилии есть буква Ё, лучше достаньте из ящика свои свидетельства СНИЛС и ИНН и сверьте написание фамилии в них с тем, которое в паспорте.

Может оказаться, что в паспорте у вас одно написание, а в базах ФНС и ПФР — другое. Этого можно не замечать годами, ведь работодателя и указанные инстанции интересуют именно номера. По ним, а не по фамилии идут налоговые отчисления и платятся страховые взносы. Несовпадение написания фамилии в паспорте и базе ФНС может обнаружиться как раз в момент первичной проверки сведений при подаче заявки на регистрацию ИП.

В личном кабинете налогоплательщика — физлица есть возможность подать заявление на изменение личных данных и запросить повторное получение свидетельства о постановке на налоговый учет. Почти сразу приходит уведомление о том, что нужно явиться в ИФНС по месту жительства для подтверждения внесения изменений. На это отводится почти 2 недели. Актуализировать данные в базе ПФР можно, обратившись в любое отделение Пенсионного фонда. Там сразу же распечатают новое свидетельство СНИЛС.

Если делать это через МФЦ, сроки могут затянуться. Между центрами госуслуг и различными инстанциями своя логистика. Документы туда и обратно попадают не сразу. Их возят курьеры по определенному расписанию.

Комментарии

9
    • forest_imp

      Тоже регистрировал ИП не так давно в Москве. Но есть ли смысл об этом очередной материал делать?

      Не имею подобного опыта касательно регионов, но не понял утверждения

      делится опытом регистрации ИП, которая в Москве проходит посложнее, чем в других регионах

      Тема не раскрыта. В чем именно сложнее? Все документы и инструкции в интернете в изобилии, очередь в 46 налоговой постоянно, но окон много, и ждать более 10 минут (+10-15 на прием документов) не придется. Ехать далеко, конечно, но транспорта там на самом деле море, на крайняк такси всегда можно вызвать.

      • Антон

        Про "посложнее" - редакционная формулировка) Вообще я хотел показать, как все на самом деле происходит, как можно налажать, где ошибиться и т. д.) Ну и вообще дать актуальные сведения. Например, на VC.ru можно найти инструкцию, как подать документы, подписанные ЭЦП, но несколько лет назад. Когда приходилось пользоваться специальной утилитой от ФНС и с помощью нее собирать пакет документов. Сейчас всё проще стало.

  • Ирина Кочергина

    Вообще с регистрациями в Едином центре стало не очень-то удобно. У нас регистрирующая налоговая только в областном центре. МФЦ в неудобном районе города, да и принимающие документы сотрудники там не очень компетентны и не могут отконтролировать правильность заполнения документов ли придумывают то, чего не должны требовать. К тому же, через МФЦ требуют еще и копию паспорта и ИНН (и ни о каких ответственных за обработку персональных данных и о том, как сотрудник МФЦ запросто может и для своих нужд паспорт отксерокопировать речи вообще не идет). Кроме того, из МФЦ документы забирают два раза в неделю, сроки регистрации при этом считается от даты "попадания"в регистрирующую ФНС и до проведения документов там же, т.е. реальный срок регистрации ОТ недели и больше. Не нравится - езжай в областной центр.

    • Антон

      В общем, и в регионах, видимо, проще сходить в удостоверяющий центр за ЭЦП, чтобы потом уже все сделать дома?

      • Ирина Кочергина

        Удостоверяющие центры тоже только в областном городе

  • бух2007
    Если делать это через МФЦ, сроки могут затянуться. Между центрами госуслуг и различными инстанциями своя логистика. Документы туда и обратно попадают не сразу. Их возят курьеры по определенному расписанию.

    я по этому поводу писала жалобу в УФНС. Ибо заявленный по закону срок регистрации ИП в течение 3 рабочих дней, а на деле - регистрируют неделю. А документы вообще 2 недели ждать. Ответили, что периодичность курьерских рейсов между МФЦ и ИФНС (регцентром) в компетенции УФНС не входит.

Турецкий DenizBank ужесточил условия открытия счетов гражданам РФ

Без внушительного депозита и рабочего ВНЖ сделать это почти нереально по меньшей мере в двух банках: DenizBank и Emlak Katılım, — пишет РБК. С бизнес-платежами всё тоже непросто.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Пенсии

С лета на Госуслугах будут формы документов для распоряжения пенсионными накоплениями

Подать заявление о единовременном взносе по договору долгосрочных сбережений с 1 июля 2024 года можно будет на Госуслугах.

Что ест бухгалтер? Субботнее меню

Клерки, приятного аппетита!

Что ест бухгалтер? Субботнее меню
Лучшие спикеры, новый каждый день
Социальный вычет

110 тысяч руб. — это вычет на одного ребенка, но на обоих родителей

С 2024 года социальный налоговый вычет по НДФЛ на обучение детей составляет до 110 000 рублей.

Работодатели в панике: нет людей на работу!

В последние годы бизнес сталкивается с серьезным кадровым дефицитом, и это становится все более острым вопросом для всех отраслей — от ритейла до высоких технологий.

7

📕 💪 Новая акция «Не МАЙся — заниМАЙся»! Самые нужные курсы по 3 690 рублей!

До 6 мая включительно вы можете купить топовые курсы «Клерка» за 3 690 рублей. Это самые нужные для бухгалтера онлайн-курсы: они помогут освоить новые навыки, актуализировать знания к лету, освоить новую нишу, чтобы вырасти в карьере и увеличить доход.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

🔥 Новая акция «Не МАЙся — заниМАЙся!». Самые нужные курсы по 3 690 рублей

До 6 мая включительно вы можете купить топовые курсы «Клерка» за 3 690 рублей! Научитесь вести учет на маркетплейсах, строить финансовые модели, проводить сделки по ВЭД, вести компании на УСН, получите базовые знания в бухгалтерии и сделаете шаг навстречу новой профессии. Начните лето с новыми силами, знаниями и совсем другим уровнем дохода.

Нотариат

Доверенности на открытие счета в банке теперь под особым прицелом: почему и какие именно

Мошенники просят подставных лиц через доверенности открывать счета в банке, чтобы через них выводить похищенные средства. Нотариусы передают информацию о сомнительных операциях в Росфинмониторинг.

Государство достаточно помогает малому бизнесу: считает 34% предпринимателей

Выручка малого и среднего бизнеса достигла рекорда за 5 лет и составила 25,8 трлн рублей. 53% предпринимателей довольны отдачей от своего бизнеса.

Инвестиции

Пенсионный криптофонд. Месяц 12

Вот и прошёл первый год моего криптопутешествия на криптоостров, в ходе которого я ежемесячно вношу небольшую сумму и создаю личный криптовалютный пенсионный фонд. Не знаю, сколько будет стоить биткоин через 50 лет, но знаю, что произошло в моём криптопортфеле за апрель. Целый год позади, погнали смотреть.

Пенсионный криптофонд. Месяц 12

Как инвестор может потерять акции купленные на бирже

Даю свое мнение по недавнему судебному спору, при котором акции российской компании были изъяты судом у частных инвесторов по иску прокуратуры.

Актуальные правовые подходы при оспаривании кредитных договоров, оформленных мошенническим путем

В рамках настоящей статьи предметно рассмотрим формирующуюся судебную практику по вопросам, связанным с оспариванием кредитных договоров, оформленных мошенническим путем.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

На Госуслугах будут тестировать новую платформу коммерческих согласий

Участники финансового рынка запустят новый сервис на Госуслугах, который позволит клиентам не вводить одни и те же личные данные при оформлении продукта, а просто дать согласие организации на использование той информации, которая уже есть в другой.

Инвестиции

Росбанк и УК «Лидер» вернули средства со счета Euroclear

Суд встал на сторону инвесторов в деле о блокировке иностранных активов.

Ведение бизнеса

Силовики пришли на пивзавод «Афанасий» в Твери

О причинах визита правоохранительных органов пока что неизвестно.

Бесплатно с Первичные документы

Какие документы заменяет УПД. Новый формат УПД с 2025 года. Мини-курс

Универсальный передаточный документ используется в качестве замены части первичных документов. Какие документы он заменяет и какой формат УПД использовать с 2025 года рассказываем в мини-курсе.

Какие документы заменяет УПД. Новый формат УПД с 2025 года. Мини-курс

🌞 Хотят увеличить МРОТ и декретные. В мае надо пораньше выплатить зарплату. Топ новостей за неделю

Мы собрали для вас самые важные бухгалтерские новости последней недели, которые вы могли пропустить.

Бесплатно с Отпускные

Можно ли взыскать деньги с работника, который взял отпуск авансом, а потом уволился

Не всегда разумно идти навстречу пожеланиям трудящихся – предоставлять им отпуска авансом вне графика за еще не отработанный период. Но если такая ситуация произошла, как быть работодателю, можно ли удержать переплату?

Можно ли взыскать деньги с работника, который взял отпуск авансом, а потом уволился

👷‍♂️👨‍💻🔧 Кто должен проходить обучение по охране труда на предприятии

Согласно ст. 225 ТК, получить базовые знания по охране труда должны все сотрудники, однако существуют и специальные программы для разных категорий работников. Разбираемся, кто и по каким программам обязан проходить обучение в компании.

👷‍♂️👨‍💻🔧 Кто должен проходить обучение по охране труда на предприятии

Интересные материалы

Как защитить бизнес от необоснованных нападок потребителей

Разберем, как потребители злоупотребляют своими правами и как честным предпринимателям защитить свой бизнес.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру