Отчетность

Печать: как много в этом штампе...

В период сдачи отчетности в налоговой инспекции можно часто встретить расстроенного бухгалтера, которому «завернули» бумаги, потому что на декларации или расчете нет печати фирмы. Не расстраивайтесь по пустякам! Не всегда инспектор прав, требуя, чтобы на всех документах были проставлены оттиски.

К.В. Лунякин, заместитель генерального директора ЗАО «Консалтинговая группа «Зеркало»

В период сдачи отчетности в налоговой инспекции можно часто встретить расстроенного бухгалтера, которому «завернули» бумаги, потому что на декларации или расчете нет печати фирмы. Не расстраивайтесь по пустякам! Не всегда инспектор прав, требуя, чтобы на всех документах были проставлены оттиски.

Завизируйте декларации

На титульных листах деклараций стоят буквы «МП». Значит, здесь должна быть печать. А на других страницах? Часто, если инспектор не находит оттиска на каждой, он переносит прием документов на другой день. В итоге фирма может пропустить срок сдачи отчетности. А за это ей выписывают штраф по статье 119 Налогового кодекса, который составляет 5–30 процентов от задекларированной суммы налога.

Если листы декларации не «украшены» оттиском, имеет ли право инспектор не принимать бумаги? Представители ИФНС разъясняют, что все зависит от того, упоминает ли инструкция по заполнению данной декларации печать в качестве обязательного реквизита. Когда оттиск печати предусмотрен, инспектор вправе не принимать отчет; если такого требования нет, налоговику придется забрать документ. Например, в форме декларации по НДС (форма и порядок заполнения утверждены приказом Минфина от 28 декабря 2005 г. № 163н) «МП» стоит только на титульном листе, на остальных такой пометки нет. Более того, в порядке заполнения декларации указано, что печать нужно ставить только там. Соответственно «отмечаться» на других страницах необязательно.

Есть и судебные решения, свидетельствующие о том, что налоговые инспекторы не вправе отказывать в приеме декларации, если на каждой ее странице нет печати. Примерами могут послужить постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 9 декабря 2003 г. № Ф09- 4165/03-АК и от 6 мая 2003 г. № Ф09-1228/03-АК. Каждый раз судьи отмечали, что подобные решения чиновников не соответствуют статьям 23 и 80 Налогового кодекса.

Печать для доверенности

Каждый бухгалтер знает: если при продаже товара его получает материально ответственное лицо покупателя, то необходима доверенность. Документ составляют по определенным формам (М-2 и М-2а). Порядок заполнения утвержден постановлением Госкомстата от 30 октября 1997 г. № 71а. В нем определено, что доверенность нужна для подтверждения права представителя получать материальные ценности, отпускаемые поставщиком по счету, договору, заказу или соглашению. Документ фирмы должен быть подписан руководителем, печать на нем обязательна (п. 5 ст. 185 ГК).

Кстати, эту позицию уже давно озвучили судьи в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда от 13 августа 1996 г. № 1792/96. Они указали, что с момента введения в действие части первой Гражданского кодекса (с 1 января 1995 года) доверенности от имени юридического лица нужно оформлять в порядке, установленном именно в кодексе.

Таким образом, чтобы доверенность была действительной, на ней должна стоять подпись руководителя или иного лица, уполномоченного на это учредительными документами. Плюс ко всему обязательно наличие печати организации.

Особо обратим внимание на доверенность, которую выдают на право представления интересов. Иногда фирмы, имеющие филиалы, ее оформляют неправильно. Вместо печати головной компании они ставят штамп подразделения. Такая доверенность недействительна. Этот же вывод сделал суд. Он признал, что регистратор правомерно отказал представителю организации в открытии лицевого счета для учета ценных бумаг, так как один из представленных документов был скреплен печатью филиала (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 16 апреля 2004 г. № А43-10946/2003-25-340).

Договор вне формы

Многие налоговые инспекторы считают, что сделка недействительна, если на договоре нет печати. При этом они ссылаются на статью 162 Гражданского кодекса. Однако в ней указано только то, что обязательна «простая письменная форма» сделки, о печатях же – ничего.

Что по этому поводу думают суды? Они как раз занимают позицию фирм. Примером может послужить постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 26 февраля 2004 г. № КА-А40/799-04. В нем сказано, что «требование ИФНС о предоставлении копий договоров с подписями и печатями сторон не основано на законе».

Компании спорят о печатях на договорах не только с чиновниками, но и между собой. Так, фирма-арендатор обратилась по такому поводу: владелец недвижимости, не сообщая ей, подал документы на государственную регистрацию договора. Арендатор решил, что это незаконно, так как на договоре аренды не стоит его печать. В данном случае суд фирму не поддержал, ведь с заявлением на государственную регистрацию может обратиться любая из сторон (ст. 26 Закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»). Что касается печати, то она не является необходимым реквизитом формы сделки, совершенной в простой письменной форме (постановление ФАС Московского округа от 15 февраля 2002 г. № КГ-А40/384-02).

Еще один пример: бывший арендатор хотел добиться, чтобы соглашение о передаче прав и обязанностей новому арендатору признали недействительным. На том основании, что одна из сторон не поставила на договоре печать. Такой аргумент судей не впечатлил. В результате они заявили, что «скрепление соглашения печатью не является обязательным условием для соблюдения простой письменной формы сделки» (постановления ФАС Московского округа от 9 марта 2004 г. № КГ-А40/945-04 и от 19 января 2004 г. № КГ-А40/10923-03-П). Следовательно, если печати на договоре нет, то это не нарушение.

Возместить НДС без печати

В числе документов, подтверждающих право на нулевую ставку НДС и налоговый вычет, есть выписки банка. Они свидетельствуют о том, что на счет экспортера поступила выручка от иностранного покупателя. Так вот инспекторы считают, что на таких выписках должен быть банковский штамп. В противном случае возместить НДС нельзя.

В подобных ситуациях суды также становятся сторонниками предприятий, что вполне обоснованно. В Налоговом кодексе данного требования нет. Кроме того, это не предусмотрено и банковскими правилами. Выписки из лицевых счетов банк может выдавать клиентам без своих штампов и подписей сотрудников (п. 2.1 ч. III Положения Центробанка от 5 декабря 2002 г. № 205-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации»). Все это учел Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в постановлении от 11 июня 2004 г. № А56-34443/03.

Но налоговики используют не только этот повод, чтобы придраться к документам экспортеров. Они отказывают в вычете, если на договоре нет отметки и печати банка, которые подтверждают, что контракт принят на расчетное обслуживание. Но опять же такое требование в Налоговом кодексе отсутствует. Поэтому действия инспекторов неправомерны (постановления ФАС Северо-Западного округа от 31 мая 2004 г. № А56-29111/03 и от 17 мая 2004 г. № А56-29782/03).

Печать для первички

Печать не включена в обязательные реквизиты первичных документов (ст. 9 закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ). Из этого следует, что первичка будет недействительна без печати только в том случае, если та предусмотрена специальными требованиями. Например, «Товарная накладная» по форме ТОРГ-12 (утверждена постановлением Госкомстата от 25 декабря 1998 г. № 132 – далее Постановление) в разделе реквизитов грузополучателя содержит пометку «МП». То есть предусматривает печать организации-грузополучателя (покупателя).

Кстати, в указаниях по заполнению формы ТОРГ-12, изложенных в Постановлении, о печатях ничего не сказано. Прописано лишь, для чего накладная предназначена и в скольких экземплярах ее составлять. Таким образом, в общем случае печать грузополучателя на накладной не предусмотрена. Но будьте внимательны: форма содержит пометку «МП». Поэтому, если у вас будет проверка, налоговый инспектор может сослаться на статью 252 Налогового кодекса, где сказано, что расходы должны подтверждать документы, оформленные в соответствии с законодательством. То есть раз в унифицированной форме есть реквизит «МП», то синий штамп там должен стоять обязательно. Иначе контролеры исключат суммы, указанные в накладной, из состава расходов.

В Гражданском кодексе нет каких-либо правовых норм, которые регулировали бы вопросы изготовления, учета и общие правила использования печатей. При этом общей нормы, обязывающей все фирмы иметь оттиск, нет. Такое положение содержат отдельные нормативно-правовые акты. Ими же определены требования к печатям той или иной организации. Так, например, ООО необходимо иметь круглую печать, которая должна содержать полное фирменное наименование общества на русском языке и его местонахождение. Никаких иных требований к печати ООО закон не предъявляет (ст. 2 закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ). Точно такие же требования установлены к печати акционерных обществ (ст. 2 закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ). Обратите внимание на то, что при регистрации юридических лиц представлять в регистрирующие органы эскиз печати или иные сведения о ней не нужно (закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ).

Печать фирмы по форме, размерам и обязательной информации должна соответствовать только федеральному законодательству. Почему? Гражданское законодательство – это компетенция органов государственной власти Российской Федерации. Именно оно содержит нормы, регулирующие «печатный» вопрос. Требования иных правовых актов нельзя считать законными. Соответственно местные власти не могут обязать организацию регистрировать оттиск (эскиз) в специальном учреждении или подавать сведения в реестр печатей. Это можно сделать только на добровольных началах (то есть с согласия самой фирмы).

Другими словами, компании вправе не выполнять требования местных властей по этому поводу. Фирме, по нашему мнению, достаточно издать, например, приказ об изготовлении основной или дополнительной печати, в котором оговорить ее отличительные признаки и случаи использования.

В настоящее время в Москве регистрировать печать в ГУП «Московский реестр» не нужно, но многие компании делают это добровольно. Наличие регистрационного номера на оттиске лишний раз свидетельствует о добросовестности компании и ее серьезных намерениях в бизнесе.

 

Годовая отчетность — твой максимум уверенности

Новые правила 2025

Практика экспертов

Ноль ошибок

Сегодня: скидка 68%

5 490 ₽ 17 690 ₽

ЗАПИСАТЬСЯ НА КУРС

Начать дискуссию


Похожие материалы

Плата за поручительство перед банком облагается страховыми взносами

Если человек выступает поручителем перед банком по кредиту компании, то на вознаграждение за такое поручительство надо начислять страховые взносы.

За два дня самозапрет на оформление кредита подключили почти 2 млн человек

Средний возраст пользователей, которые установили самозапрет на Госуслугах, — 53 года.

НДФЛ

Ремонт в квартире не уменьшает базу по НДФЛ при ее продаже

При продаже квартиры для НДФЛ можно учесть расходы на ее покупку, но не на ремонт.

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
АУСН

5 марта лица, применяющие АУСН, должны представить сведения за февраль

До 5 марта лица, применяющие АУСН, должны представить в ИФНС сведения за февраль 2025 года.

5 марта лица, применяющие АУСН, должны представить сведения за февраль

За выращивание лососевых рыб будут давать государственные субсидии

Предпринимателям, которые выращивают красную рыбу, возместят расходы на питомники, помещения и оборудование.

УСН

Доход ИП от продажи имущества идет по УСН, если оно для бизнеса и в ЕГРИП есть нужные коды ОКВЭД

Доходы от деятельности, подпадающей под вид деятельности, заявленный ИП в ЕГРИП, признаются доходами, полученными от предпринимательской деятельности.

Покупка ОС у физического лица организацией

Добрый день!

ООО на ОСНО хочет купить гараж стоимостью 1 млн рублей у физического лица.

Гараж нужен для хранение и использования в рамках деятельности ООО, не для...

Читать полностью

Эксперт:

Надежда Камышева

Надежда Камышева
Эксперт

Добрый день.

Чек пробивать не нужно. Ничего тут не поменялось, в том числе и позиция чиновников.

Чеки пробивают в деятельности, связанной со скупкой...

Читать полностью

Елене Блиновской дали реальный срок за уклонение от уплаты налогов, отмывание денег и незаконный оборот средств платежей. 🙅‍♀️«Ночной бухгалтер» № 1882

Блогеру Елене Блиновской дали срок пять лет колонии общего режима и штраф в 1 млн рублей. В течение 4-х лет ей запретили заниматься коммерческой деятельностью.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

Кабмин начал реформировать процедуру банкротства

Правительство уточнит, когда должны появляться сведения в реестре о банкротстве, а также даст участникам СВО право обращаться за внесудебным банкротством.

⚡️ Итоги дня: ЦБ будет искать сообщник мошенников среди сотрудников банка, а по воскресеньям могут запретить продажу алкоголя

Подготовили обзор главных событий дня — 3 марта 2025 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

6

Какие новые КС нужно использовать для заполнения уведомления по НДФЛ

Сегодня, 3 марта, крайний срок сдачи уведомления по ЕНП на НДФЛ за период с 23.02.2025 по 28.02.2025. Рассказываем, какие изменения 2025 года надо учесть, чтобы сдать отчет без ошибок.

Какие новые КС нужно использовать для заполнения уведомления по НДФЛ

Весенняя акция к 8 марта! Онлайн-курсы по 4 200 рублей

Пока мужчины выбирают тюльпаны и мимозы, мы решили собрать букеты, которые никогда не завянут и будут всегда радовать. Составьте свой букет знаний из онлайн-курсов со скидкой! До 4 марта вы можете купить самые свежие онлайн-курсы по 4 200 рублей. Поторопитесь — букеты разбирают на глазах!

Для налога на имущество по объекту общепита учитывают всю его площадь

Налогом на имущество по кадастровой стоимости облагаются помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых по ЕГРН или документами технического учета предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общепита и бытового обслуживания либо которые фактически используются для этих целей.

Проверки

Отели должны получить свидетельство о классификации до 1 сентября

Сайты для туристов не смогут публиковать информацию о гостиницах и других средствах размещения, которые не получили классификацию.

Отпуска

Минтруд объяснил, потеряет ли сотрудник стаж для отпуска при смене должности

Отработанное время будут учитывать при переходе на новую должность, но только у того же самого работодателя. Если устроиться в другую компанию, то отпуск придется «заработать» заново.

Рестораторов пока что не будут наказывать за несоблюдение новых правил работы с ККТ

Чтобы кафе могли печатать чеки до расчета с клиентом, нужно перенастроить программу, но обновления еще не прошли тесты. Поэтому ФНС пока что не будет штрафовать предпринимателей за неправильную работу с кассой.

Судебная практика. Возмещение расходов на перелет в место командировки раньше ее начала не облагается взносами на травматизм

Сотрудник купил билет на субботу, при этом согласно приказу командировка начиналась с понедельника. Компания ему возместила расходы, но СФР стал настаивать на уплате взносов на травматизм. Суд встал на сторону компании и признал требование фонда необоснованным.

Судебная практика. Возмещение расходов на перелет в место командировки раньше ее начала не облагается взносами на травматизм

При возврате импортированного товара будет ставка НДС 0% как при экспорте

При ввозе товаров из стран ЕАЭС надо заплатить таможенный НДС. Но если товар оказался бракованным, после его возврата надо скорректировать декларацию и заявление о ввозе, убрав оттуда возвращенный товар. Для товара надлежащего качества это правило не работает.

Изменение данных ЕГРЮЛ по клиенту: появление сведений о недостоверности директора

Появление отметки о недостоверности директора в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) — что это значит, чем это грозит и какие шаги следует предпринять?

Изменение данных ЕГРЮЛ по клиенту: появление сведений о недостоверности директора

Владельцев квартир обяжут делиться информацией об арендаторах

Для безопасности жителей многоквартирного дома собственников могут обязать сообщать в МВД и управляющие компании о сдаче жилья в аренду.

2

Интересные материалы

ООО заключило договор с контрагентом из Казахстана: что будет с налогами

Если ООО заключает договор для предоставления услуг с помощью собственного ПО, то нужно учесть нюансы уплаты НДС при электронных услугах. Разбираемся, кто исчисляет и уплачивает НДС и что будет с налогом на доходы.

ООО заключило договор с контрагентом из Казахстана: что будет с налогами