Учет расходов

Мелкие расходы – большие проблемы. Или как пицца для сотрудников может съесть вашу маржу

Самая коварная штука в бизнесе — это мелкие бесполезные траты, которые, на первый взгляд, незаметны. Но именно они могут пробить в бюджете дыру и оказаться губительными для итоговой маржи. Как правильно сокращать расходы компании? Как отличить нужные траты от бесполезных?
Мелкие расходы – большие проблемы. Или как пицца для сотрудников может съесть вашу маржу
Иллюстрация: Ирина Григорьева / Клерк

Самая коварная штука в бизнесе — это мелкие бесполезные траты, которые, на первый взгляд, незаметны. Но именно они могут пробить в бюджете дыру и оказаться губительными для итоговой маржи. Как правильно сокращать расходы компании? Как отличить нужные траты от бесполезных? Давайте разбираться.

Расходы нужно сократить прямо сейчас

Если вы хотите увеличить маржу, будьте готовы принимать жесткие и непопулярные решения. Часто владелец компании стыдится завести разговор об экономии даже со своим бухгалтером, боясь показаться жмотом. Однако оптимизация не имеет со скупостью ничего общего. Чтобы развивать бизнес, нужны деньги. Не хватает финансов? Срочно ищите возможности уменьшать расходы.

Офис

Чем меньше вы тратите, тем больше у вас остается средств для развития компании. Поэтому прежде, чем покупать что-либо в офис, подумайте как следует, а действительно ли вашему бизнесу это необходимо. Бизнесу, а не лично вам, как руководителю, или вашим сотрудникам.

Так, деньги, вложенные в дорогую мебель и технику (PlayStation, TV, кофемашина), не принесут бизнесу прибыли. А, например, инвестиции в автоматизацию бизнес-процессов, покупку оборудования или наем необходимого персонала — не только окупятся, но и дадут возможность бизнесу расти дальше. Так может, лучше взять бюджетную мебель, а условную кофемашину в аренду? Или можно вообще обойтись без подобных покупок?

Персонал

Трезво оценивайте полезность того или иного сотрудника для продвижения и развития бизнеса. Каждый человек — это расходы на зарплату. Скажем, вы платите 30-40 тысяч офис-менеджеру, который, по большому счету, в вашей компании не нужен. 30-40 тысяч рублей в месяц — это 360-480 тысяч рублей в год. С таким бюджетом можно передать управление финансами малого бизнеса на аутсорс, наняв высококлассного специалиста. А на что вы тратите эти деньги? На зарплату человеку, который половину рабочего дня сидит в соцсетях?

«У нас большой бизнес, в нашей компании работает более 100 человек». Ну и что? Число работников — не критерий эффективности. Из двух компаний с одинаковым количеством персонала эффективнее всегда будет та, которая не нагружает бизнес ненужными расходами.

Тимбилдинг

Корпоративы, праздники и прочий тимбилдинг — хоть и приятная часть работы в команде, но жутко затратная. Допустим, каждую пятницу вы берете из прибыли 10 тысяч рублей, чтобы угостить всех своих сотрудников пиццей. Ведь что такое для вас, владельца успешного бизнеса, 40 тысяч в месяц? Казалось бы, мелочь.

Целый год вы кормите всех пиццей, а потом понимаете, чтобы развивать бизнес дальше, вам необходим новый сайт. Разработка которого будет стоить 300 тысяч. И еще 200 тысяч нужно вложить в его продвижение. То есть вам нужно где-то взять полмиллиона. А для вас это могут быть большие деньги. Вытащить из бизнеса такую сумму иногда не получается. В итоге вы пытаетесь сделать сайт за 100 или 150 тысяч и получаете результат, слепленный из [censored] и палок.

На чем нельзя экономить

Существуют вещи, на которых бизнесу экономить ни в коем случае нельзя. Речь идет о качестве вашего продукта и обслуживания клиентов. Это именно то, на чем держится ваш бизнес. Никогда не забывайте о этом.

Давайте вернемся к вашей пицце. 40 тысяч, которые вы «проедали» каждый месяц — это 480 тысяч в год. Как раз те полмиллиона, которых вам не хватило на новый сайт. Теперь сложите их с зарплатой того самого сотрудника, который сидит в соцсетях у вас на ресепшне. Добавьте сюда услуги клининговой компании, за которые вы отдаете 15 тысяч рублей каждый месяц вместо того, чтобы нанять приходящую уборщицу за 5 тысяч. И вы уже получите расходы в миллион рублей, которые ровным счетом ничего не дают вашему бизнесу.

Один миллион рублей ненужных расходов! Кстати, сколько вы заработали за прошлый год? Пять миллионов? А могли бы шесть.

Как сократить затраты без ущерба для бизнеса? Несколько советов

Совет 1. Следите за тем, куда уходят деньги

Первый шаг на пути к сокращению расходов — сбор и анализ информации. Заведите графу «непредвиденные расходы» в своей отчетности. В нее вносите затраты, не предусмотренные планами, бюджетами и сметами: новогодний корпоратив, подарки сотрудникам на 23 февраля и 8 марта, выезд шашлыки на майских праздниках и т. д.

Ежемесячно анализируйте, на что тратились деньги компании в предыдущем месяце. Руководителю, в распоряжении которого есть систематизированные данные, а не куча сумбурных документов, удобнее управлять расходами и контролировать «утечки» из бюджета.

Совет 2. Записывайте, чего вам не хватает для развития бизнеса

Давно задумываетесь о внедрении CRM-системы, но нет свободных денег? Запишите это в отдельную графу. Туда вы будете вносить все, что необходимо для развития вашего бизнеса. Посчитайте, что сколько будет стоить. А теперь посмотрите: сколько вы потратили на установку кондиционеров в прошлом месяце? 300 тысяч рублей. А могли бы закрыть этот вопрос за 20 тысяч, купив вентиляторы (это, конечно, менее пафосно, но речь идёт об эффективности бизнеса). И 280 тысяч, которые у вас «освободились», вложить, наконец, в автоматизацию продаж.

Понятно, что если ваш бизнес находится на старте и еще не приносит прибыли, вам следует думать не о сокращении расходов, а о том, как найти клиентов и заработать денег. На начальных порах важно акцентировать внимание на продажах и качестве услуг. Но когда вы уже кое-что зарабатываете, и из месяца в месяц ваши непредвиденные расходы «переваливают» за 100 тысяч, с этим надо что-то делать.

Совет 3. Прислушивайтесь к критике

В вашем окружении обязательно должен быть человек, который будет оценивать экономическую целесообразность расходов и критиковать вас за «расточительство». Он, например, вовремя напомнит вам, что, если ваша компания потратит на проведение новогоднего корпоратива 150 тысяч, она не получит никакой выгоды. И что с покупкой PlayStation и плазменного TV в офис можно подождать, а эти деньги целесообразнее вложить в обучение сотрудников.

Вы, в свою очередь, должны быть готовы воспринимать такую критику, иначе она не будет эффективной. Отличительная черта сильного управленца — способность правильно реагировать на критику и извлекать из нее максимум пользы.

Комментарии

42
  • Leonid Yakutovich

    Голодный сотрудник обязательно украдёт,а сытый не посмеет,если не дурак!Стабильность компании важнее взлётов и падений дохода,

    на ежедневный момент деятельности!Взял своё и радуйся!

  • geologov_12

    Практика показывает что сколько кадры не корми - не оценят.

    Лучше взять более дорогих эффективных чем привычных деевых, хоть и накормленных.

    Перестав покупать пиццу, потеряешь часть персонала. Вот и резерв для роста.

  • Ефимов Павел

    Обычная кофе машина всё-таки экономит и с той и с другой стороны, и может смотивировать задержаться.

    Смысл покупать приставку, начиная с XBOX начинка уже совпадает, если конечно у вас нет киберспортсменов. У монитора сидят- может в снукер?

Росаккредитация нашла 260 товарных сертификатов с нарушениями

Продукция с неподтвержденными разрешительными документами не успевает попасть в продажу, сертификаты блокируют в течение суток.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Стало ясно, продлят ли срок подачи заявок на получение экологического разрешения

Минприроды рассмотрело вопрос о переносе срока подачи заявки на получение комплексного экологического разрешения (КЭР).

Обвал крипты, укрепление рубля, вторичка дешевеет, но не везде. Дивиденды, газовое днище и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Федя, дичь! Газпром показал рекордный по убыточности отчёт, но всё равно был на дне и не упал сильнее, чем повалилась крипта. ИИ посчитал, где падает вторичка в России. Спойлер: не в Сочи.

Обвал крипты, укрепление рубля, вторичка дешевеет, но не везде. Дивиденды, газовое днище и другие новости. Воскресный инвестдайджест
Лучшие спикеры, новый каждый день

Турецкий DenizBank ужесточил условия открытия счетов гражданам РФ

Без внушительного депозита и рабочего ВНЖ сделать это почти нереально по меньшей мере в двух банках: DenizBank и Emlak Katılım, — пишет РБК. С бизнес-платежами всё тоже непросто.

Пенсии

С лета на Госуслугах будут формы документов для распоряжения пенсионными накоплениями

Подать заявление о единовременном взносе по договору долгосрочных сбережений с 1 июля 2024 года можно будет на Госуслугах.

Что ест бухгалтер? Субботнее меню

Клерки, приятного аппетита!

Что ест бухгалтер? Субботнее меню
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Социальный вычет

110 тысяч руб. — это вычет на одного ребенка, но на обоих родителей

С 2024 года социальный налоговый вычет по НДФЛ на обучение детей составляет до 110 000 рублей.

Работодатели в панике: нет людей на работу!

В последние годы бизнес сталкивается с серьезным кадровым дефицитом, и это становится все более острым вопросом для всех отраслей — от ритейла до высоких технологий.

7

📕 💪 Новая акция «Не МАЙся — заниМАЙся»! Самые нужные курсы по 3 690 рублей!

До 6 мая включительно вы можете купить топовые курсы «Клерка» за 3 690 рублей. Это самые нужные для бухгалтера онлайн-курсы: они помогут освоить новые навыки, актуализировать знания к лету, освоить новую нишу, чтобы вырасти в карьере и увеличить доход.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1

🔥 Новая акция «Не МАЙся — заниМАЙся!». Самые нужные курсы по 3 690 рублей

До 6 мая включительно вы можете купить топовые курсы «Клерка» за 3 690 рублей! Научитесь вести учет на маркетплейсах, строить финансовые модели, проводить сделки по ВЭД, вести компании на УСН, получите базовые знания в бухгалтерии и сделаете шаг навстречу новой профессии. Начните лето с новыми силами, знаниями и совсем другим уровнем дохода.

Нотариат

Доверенности на открытие счета в банке теперь под особым прицелом: почему и какие именно

Мошенники просят подставных лиц через доверенности открывать счета в банке, чтобы через них выводить похищенные средства. Нотариусы передают информацию о сомнительных операциях в Росфинмониторинг.

Государство достаточно помогает малому бизнесу: считает 34% предпринимателей

Выручка малого и среднего бизнеса достигла рекорда за 5 лет и составила 25,8 трлн рублей. 53% предпринимателей довольны отдачей от своего бизнеса.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Инвестиции

Пенсионный криптофонд. Месяц 12

Вот и прошёл первый год моего криптопутешествия на криптоостров, в ходе которого я ежемесячно вношу небольшую сумму и создаю личный криптовалютный пенсионный фонд. Не знаю, сколько будет стоить биткоин через 50 лет, но знаю, что произошло в моём криптопортфеле за апрель. Целый год позади, погнали смотреть.

Пенсионный криптофонд. Месяц 12

Как инвестор может потерять акции купленные на бирже

Даю свое мнение по недавнему судебному спору, при котором акции российской компании были изъяты судом у частных инвесторов по иску прокуратуры.

Актуальные правовые подходы при оспаривании кредитных договоров, оформленных мошенническим путем

В рамках настоящей статьи предметно рассмотрим формирующуюся судебную практику по вопросам, связанным с оспариванием кредитных договоров, оформленных мошенническим путем.

На Госуслугах будут тестировать новую платформу коммерческих согласий

Участники финансового рынка запустят новый сервис на Госуслугах, который позволит клиентам не вводить одни и те же личные данные при оформлении продукта, а просто дать согласие организации на использование той информации, которая уже есть в другой.

Инвестиции

Росбанк и УК «Лидер» вернули средства со счета Euroclear

Суд встал на сторону инвесторов в деле о блокировке иностранных активов.

Ведение бизнеса

Силовики пришли на пивзавод «Афанасий» в Твери

О причинах визита правоохранительных органов пока что неизвестно.

Бесплатно с Первичные документы

Какие документы заменяет УПД. Новый формат УПД с 2025 года. Мини-курс

Универсальный передаточный документ используется в качестве замены части первичных документов. Какие документы он заменяет и какой формат УПД использовать с 2025 года рассказываем в мини-курсе.

Какие документы заменяет УПД. Новый формат УПД с 2025 года. Мини-курс

Интересные материалы

🌞 Хотят увеличить МРОТ и декретные. В мае надо пораньше выплатить зарплату. Топ новостей за неделю

Мы собрали для вас самые важные бухгалтерские новости последней недели, которые вы могли пропустить.