Регистры учета

Строительные леса в регистрах бухучета и налоговом учете: что важно иметь ввиду

Оставив на потом порядок учета приобретения и дальнейшего расходования обоев, сегодня постараемся рассмотреть, как учитывать в регистрах бухгалтерского учета и для целей налогообложения прибыли строительные леса.
Строительные леса в регистрах бухучета и налоговом учете: что важно иметь ввиду
Фото Евгения Смирнова, ИА «Клерк.Ру»

Звонок в три часа ночи начальнику строительного участка:

  • Петр Иванович, у нас это... Крайняя секция нового дома рухнула.

  • Ё... В.... М....B...Н...!!! Сколько раз уже объяснял! Нельзя снимать леса раньше, чем обои поклеили!

Старый строительный анекдот. Возможно, что актуален и сегодня.

Это конечно, шутка. Но в каждой шутке есть доля шутки.

Оставив на потом порядок учета приобретения и дальнейшего расходования обоев, сегодня постараемся рассмотреть, как учитывать в регистрах бухгалтерского учета и для целей налогообложения прибыли строительные леса. Тем более, что на форуме нашего любимого «Клерка» этот вопрос несколько раз уже поднимался.

На курсе повышения квалификации «Учет в строительстве» мы учим правильно вести учет в строительных компаниях по правилам 2024 года и применять новые ФСБУ:

      •   даем экспертный взгляд на нормативную базу бухучета,

      •  помогаем понять запутанные разъяснения Минфина и ФНС РФ,

      •  сопровождаем материал практическими заданиями и тестами.

Записаться со скидкой 10%

Строительные леса предназначены для производства отделочных, ремонтных, монтажных и других работ на фасадах зданий снаружи и внутри помещений на высоте до 60 метров. Высота их, равно как и длина, регулируются за счёт настраивания дополнительных секций.

Леса представляют собой сборно-разборную конструкцию, состоящую из рам, диагональных и горизонтальных стяжек (связей), настилов, анкерных кронштейнов, опор и других элементов.

Отдельная секция, обычно длиной 3 м, высотой 2 м и шириной яруса 1 м, состоит из рамы с лестницей, проходной рамы, диагональной и горизонтальной стяжек (или связей), настилов.

Стоимость новой отдельной секции в настоящее время составляет где-то 5-7 тысяч рублей. Рамы можно приобрести в диапазоне от полутора до двух с половиной тысяч, связи стоят где-то до тысячи.

Как и отдельная секция, так и конструкция, состоящая из нескольких (или множества) таких секций довольно легко монтируются. После того, как надобность в их использовании минует, они также без больших проблем могут быть полностью или частично демонтированы.

Теперь переходим к вопросу, заданному на форуме (орфография и пунктуация авторские):

Приобрели леса. Общая стоимость приобретенных частей (рамы, связи, ригели, настилы) 10 миллионов. Собрали несколько лесов, думаем, как правильно собрать в учете. По факту, леса собраны в марте, а в сентябре этого же года будут разбираться и передаваться на следующий объект.. Итого в комплекте будут менее года, затем соберут новый комплект. Понимаю, что должны быть основные средства, но срок менее 1 года не стыкуется с определением основных средств по ПБУ действующему.

По нашему мнению, проблема решается несколько по-другому. При получении приходных документов от поставщика в них будет указана не только общая стоимость приобретенного комплекта (допустим, 9 800 000 руб. плюс 1 960 000 руб. налога на добавленную стоимость), но и (с вероятностью 99,99%) количество и стоимость за единицу всех входящих в этот комплект рам, связей, ригелей, настилов и т. д., и т. п., и пр.

Все эти элементы стандартны и взаимозаменяемы. И при монтаже необходимой конфигурации лесов совсем необязательно, чтобы, допустим, рамы, связи и ригели были взяты именно из одного комплекта. Рамы могут быть из одного, связи — из другого, ригели — из третьего и т. д.

Таким образом, у нас появится определенное количество элементов, из которых, как детишки при игре в Лего, можно будет смонтировать строительные леса потребной именно в данный момент конфигурации.

И на основании документов поставщика к учету следует принять не леса строительные 1 штука стоимостью 9 млн. 800 тыс. руб., а 500 (или 700, или там 1500) рам с лестницей стоимостью 1700 руб./ед., столько же рам проходных стоимостью 1400 руб./ед., ну и так далее, согласно имеющейся спецификации.

В итоге мы будем иметь, как в регистрах бухгалтерского учета (подп. «б» п. 3 ФСБУ 5/2019), так и для целей налогообложения прибыли (подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ) какое-то (достаточно большое) количество единиц хозяйственного инвентаря, стоимостью до 40 тыс. руб. за каждую единицу.

И они должны быть оприходованы записями:

  • Дебет счета 10-9 Кредит счета 60 — 9 800 000 руб. — оприходован хозяйственный инвентарь в количестве n единиц;

  • Дебет счета 19 Кредит счета 60 — 1 960 000 руб. — НДС, предъявленный поставщиком хозяйственного инвентаря;

  • Дебет счета 68.02 Кредит счета 19 — 1 960 000 руб. — предъявленный НДС принят к вычету.

Далее полученный инвентарь хранится на складе до того времени, пока в нем не появится потребность.

Спустя какое-то время (а может, и в этот же день) необходимо смонтировать леса необходимой длины и высоты.

Необходимое количество всех потребных на это элементов по оформленному первичному документу (накладной по форме М-11, акту произвольной формы, другому первичному документу) будет передано работником склада, который на документе этом распишется в графе «сдал», бригадиру (мастеру, прорабу, начальнику участка), который распишется в графе «принял», и под чьим чутким, строгим, но справедливым руководством и будет монтироваться это сооружение.

Стоимость отпущенных в производство элементов списывается на затраты в регистрах бухгалтерского учета (подп. «б» п. 43 ФСБУ 5/2019), равно как и для целей налогообложения прибыли (п. 8 ст. 254 НК РФ) на момент их передачи в монтаж.

Оптимальная проводка, по нашему мнению:

  • Дебет счета 25 Кредит счета 10-9.

Если в монтаж передан весь приобретенный комплект, то и на затраты будут списаны все 9 млн. 800 тыс. руб. Если в данный момент возникает необходимость в монтаже лесов меньшей протяженности (или высоты), то и на затраты уйдет меньшая сумма.

И еще, еще, и еще раз обращаем внимание, что списывается только стоимость переданных в монтаж элементов строительных лесов. Сами же они не изменяют своих физических свойств, технических характеристик и будут служить еще долгие годы в то или иной конфигурации. Но в регистрах бухгалтерского (и налогового) учета их стоимость будет равна нулю.

Все важные для бухгалтера вопросы по учету запасов согласно новым стандартам разберем на бесплатном вебинаре 20 августа. Не забудьте записаться.

После того, как данная конфигурация лесов будет больше не нужна, они полностью (или частично) демонтируются. Лишние элементы (уже с нулевой стоимостью) сдаются на склад, или передаются на другой участок, где в них возникла потребность.

Но это уже проблемы не бухгалтерского, а складского (материального) учета.

Заранее предвижу возражения ревнителей точнейшего ведения учета. Типа: — Затраты на приобретения лесов будут признаны расходами при сдаче самого первого объекта, где они были использованы. А при работе на следующих объектах уже учтены не будут. Тем самым мы искусственно завышаем себестоимость первого объекта, и занижаем — всех остальных.

Коллеги, а вы что-нибудь про принцип существенности слышали?

Если организация приобретает только леса на 10 млн. руб., то договорная стоимость работ, для выполнения которых они нужны, будет явно не 20, и даже не 120 млн. руб., а намного больше.

Руководство организации, которая может себе позволить такие разовые траты, оперирует не десятками, а сотнями миллионов рублей, а то и миллиардами.

И затраты на приобретение лесов, списанные на себестоимость того объекта, где они были в первый раз использованы, составят в лучшем случае 1-2%, а то и намного меньше, в его себестоимости.

Так что городить какую-то новую систему учета хозяйственного инвентаря ради какой-то его суперточности, которая по большому счету, никому и не нужна, смысла не вижу.

Рассмотренной системе учета строительных лесов уже не одно десятилетие, и заново изобретать велосипед с выходом новых федеральных стандартов...

Нет, можно, конечно. Но вот только зачем?

Комментарии

8
  • Вера

    При отнесении элементов лесов к хозяйственному инвентарю возникает другой вопрос: можно ли рамы, ригели, настилы и т.п. считать запасами, если они не одноразового применения, а с точки зрения физического состояния предназначены к использованию в течение периода более года. Тогда это не запасы, а основные средства, и их стоимость за единицу никакого значения по ФСБУ не имеет

  • Сергей Верещагин
    это не запасы, а основные средства, и их стоимость за единицу никакого значения по ФСБУ не имеет

    А откуда сделан такой вывод?

    И такое слышу уже не первый раз. Не могу понять, pourquoi?

    ПБУ 6/01, равно как и ФСБУ 6/2020, говорят прямо противоположное.

    п. 5 ПБУ 6/01:

    Активы, в отношении которых выполняются условия, предусмотренные в пункте 4 настоящего Положения, и стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 40 000 рублей за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов.

    П. 5 ФСБУ 6/2020:

    5. Организация может принять решение не применять настоящий Стандарт в отношении активов, характеризующихся одновременно признаками, установленными пунктом 4 настоящего Стандарта, но имеющих стоимость ниже лимита, установленного организацией с учетом существенности информации о таких активах. При этом затраты на приобретение, создание таких активов признаются расходами периода, в котором они понесены.

    • sabre

      Согласно п. 3 ФСБУ 5/2019 (который теперь уже обязателен к применению) для целей бухгалтерского учета запасами считаются активы, потребляемые или продаваемые в рамках обычного операционного цикла организации, либо используемые в течение периода не более 12 месяцев.

      ФСБУ 6/2020 допускает списывать стоимость малоценных ОС на расходы в том периоде, когда они приобретены (не амортизируя их), но от этого малоценные ОС запасами не становятся.

      Если применяете ПБУ 6/01, то даже малоценные ОС нужно амортизировать с момента начала применения ФСБУ 5/2019.

      • Сергей Верещагин

        А как же это:

        3. Для целей бухгалтерского учета запасами считаются активы, потребляемые или продаваемые в рамках обычного операционного цикла организации, либо используемые в течение периода не более 12 месяцев.

        Запасами, в частности, являются:

        б) инструменты, инвентарь, специальная одежда, специальная оснастка (специальные приспособления, специальные инструменты, специальное оборудование), тара и другие аналогичные объекты, используемые при производстве продукции, продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, за исключением случаев, когда указанные объекты считаются для целей бухгалтерского учета основными средствами;

        То есть все, как и раньше (см. мой предыдущий комментарий): Кроме срока полезного использования еще и стоимостной лимит.

        • Вера

          В приведенном пункте 3 ключевая фраза для квалификации активов в качестве запасов: "потребляемые или продаваемые в рамках обычного операционного цикла организации, либо используемые в течение периода не более 12 месяцев.". "В частности," - это частные случаи, то есть "в том числе". Конечно, инструменты, инвентарь, спецодежда и спецоснастка относятся к запасам, если планируемый срок их использования - 12 месяцев или один операционный цикл, который может быть и больше 12 месяцев. Для квалификации активов в качестве запасов или основных средств с введением ФСБУ 5/2019 (т.е. с 2021 года) стоимостной лимит не существует.

          Я говорю именно о квалификации активов: как нужно квалифицировать инструменты (например, молотки, пилы и т.п.), хозяйственный инвентарь (например, швабры) или элементы строительных лесов. Если они приобретены в 2021году и планируются к использованию более года, то должны квалифицироваться в качестве основных средств. Да, по ПБУ 6/01 их можно было бы до 2021 года относить к МПЗ. Но по ФСБУ 5/2019 - это не запасы. А если нормативные правовые акты относятся к одному иерархическому уровню, то в случае коллизии нормативный акт, вступивший в силу позже, имеет приоритет перед актом, вступившим в силу ранее (письмо Минфина России от 23.08.2001 № 16-00-12/15). Поэтому если даже копеечное основное средство приобретено в 2021 году - это основное средство. И тут не важно, будет видна на балансе его стоимость или вся сумма списывается сразу на расходы. Квалификация активов влияет не только на их место в балансе, но и на прочие формы отчетности (о прибыли и убытках, ДДС и др.).

          По моему мнению, для учета малоценных основных средств (в т.ч. элементов строительных лесов) на сегодня есть три (или четыре - как считать) варианта в зависимости от периода их приобретения и применения/не применения в 2021 году ФСБУ 6/2020:

          1. Если элементы строительных лесов (или инструменты и т.п.) были приобретены до 2021г. и оприходованы по прежним правилам в качестве МПЗ через счет 10, а затем их стоимость полностью или частично списана на расходы, то ничего в учете переделывать не нужно. В подкрепление данной позиции можем воспользоваться письмом Минфина от 12.03.2021 N 07-01-09/17431: если организация перешла к применению ФСБУ 5/2019 перспективным способом, то в отношении малоценных основных средств, которые до 01.01.2021 были отпущены в производство, но отражались в составе запасов, можно в 2021 году руководствоваться ПБУ 6/01 и применять прежние способы ведения бухгалтерского учета, в т.ч. порядок списания их стоимости.
          2. Если элементы строительных лесов (или инструменты и т.п.) приобретены в 2021 году, при этом организация применяет ПБУ 6/01, то это основные средства. Их оприходование нужно отразить через счет 01 (и соответственно, во всех видах отчетности они так или иначе пройдут в качестве основных средств). А затем возможны следующие подходы:

          а) в обычном порядке начислять амортизацию, поскольку отражение малоценных активов со сроком использования более 12 месяцев (абз. 4 п. 5 ПБУ 6/01) в составе МПЗ это право, а не обязанность организации (в ПБУ 6/01 используется формулировка "могут", а не "обязаны");

          б) Если информация о таких малоценных основных средствах (обо всех, относящихся к данной группе ОС, а не по штучно!) не существенна, то воспользоваться принципом рациональности (п. 7.4 ПБУ 1/2008, рекомендация Фонда "НРБУ "БМЦ" Р-100/2019-КпР). То есть вместо стоимостного лимита для отдельных объектов (п. 5 ПБУ 6/01), выделить группы ОС, информация о которых несущественна с точки зрения всех (!) видов отчетности, а не только баланса. Например, выделить группы ОС: временные строительные конструкции, хозяйственный инвентарь, инструменты и т.п. Да, напрямую в ПБУ 6/01 об этом не говорится, но принцип рациональности никто не отменял.

          3.Если организация в 2021 году уже перешла к применению ФСБУ 6/2020, то выделить в составе основных средств отдельные группы, установив для каждой стоимостной лимит, в пределах которого информация о всей группе является несущественной. При этом важно, что несущественна информация не об отдельном молотке, пиле или ригеле, а о годовой сумме затрат на приобретение и восстановление всех объектов этой группы. В случае приобретения объектов стоимостью меньше установленного лимита, они признаются основными средствами (т.е. делается проводка через счет 01), но сразу списываются на расходы, т.е. все дальнейшие нормы ФСБУ 6/2020 к ним не применяются. Но вся информация о таких приобретениях отражается в отчетности так же, как по основным средствам, т.е. расходы на приобретение включаются в ту статью отчета о финансовых результатах, в которую включалась бы амортизация ОС; платежи по приобретению представляются в отчете о ДДС в составе денежных потоков от инвестиционных операций.

          Могу привести такой пример (хоть и не из строительства): один стул стоит 1000 руб., один стол 5000 руб. Но если организация - это гостиница, и она приобретает 1000 стульев, 500 столов, а еще относительно дешевые кровати и т.п., то общая стоимость по данной группе малоценных ОС будет уже несколько миллионов рублей. И может быть, стоимость всех этих объектов и не так велика для оборота гостиницы, но вряд ли для заинтересованных лиц отчетность будет выглядеть привлекательно, если там вообще не видно приобретение основных средств.

  • Сергей Верещагин
    Для квалификации активов в качестве запасов или основных средств с введением ФСБУ 5/2019 (т.е. с 2021 года) стоимостной лимит не существует.

    А что, ПБУ 6/01 отменили?

    Подскажите, каким приказом это было сделано? Я что-то пропустил.

    ФСБУ и ПБУ существуют во взаимосвязи. И применяя ФСБУ 5/2019, нельзя игнорировать ПБУ 6/01 (или ФСБУ 6/2020, если его начали применять с 2021 года).

    Прихожу к выводу, что профессор Преображенский был прав.

    • sabre

      Вообще не понимаю, о чем спор. О том, что еще 5 месяцев можно найти повод относить ОС на материалы - ну относите, если так сильно хочется. С экономической точки зрения это какой-то сюр, с налоговой точки зрения, возможно, оправданно для тех, кто учитывает расходы в НУ.

      ФСБУ - это всего лишь стандарт, вы можете его в принципе вообще не придерживаться, только, во-первых, тогда ваша бухгалтерская отчетность станет несопоставимой (значит бесполезной), а во-вторых они достаточно хорошо написаны, чтобы что-то в них исправлять.

С сегодняшнего дня запретили вывозить отходы и лом драгоценных металлов

Правительство ввело временный запрет на вывоз отходов и лома драгметаллов с 20 мая по 20 ноября 2024 года.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
ВЭД

Грузы из Китая будут доставлять без отсрочки платежа

Бизнес не сможет получить отсрочку оплаты за перевозимые по железной дороге грузы из Китая. Товары не отправят в РФ до тех пора, пока деньги не поступят в КНР.

ФНС утвердила порядок налогового мониторинга для операторов лотерей

Налоговики будут контролировать выплаты выигрышей, а также проверять данные физлиц, которые получили меньше 15 000 рублей от операторов лотерей.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Оплата больничных 2024: СФР утвердил порядок подачи электронных сведений и документов для назначения пособий

3 мая 2024 года вступил в силу приказ СФР от 12.01.2024 № 9. Он утвердил единые правила электронного направления в Соцфонд России данных, необходимых для назначения и выплаты пособий. Рассказываем об изменениях и порядке представления данных в отделения СФР.

Оплата больничных 2024: СФР утвердил порядок подачи электронных сведений и документов для назначения пособий

Кабмин выделит деньги на развитие сельских территорий

Жители сел смогут оформить льготные кредиты на благоустройство домов по ставке 5%. Государство компенсирует банкам разницу с рыночной ставкой.

📝 Амнистия за дробление, возможно, будет после декларирования всех подконтрольных компаний. Экономическая суть здесь важнее самих критериев, считает юрист

Добровольный механизм декларирования взаимосвязанных юридических лиц позволит властям определить, кто подпадет под амнистию.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Налоги на бизнес: принципы учета расходов и учет процентов

Разбираем принципы учета расходов для целей налогобложения прибыли и особенности учета процентов.

Налоги на бизнес: принципы учета расходов и учет процентов
УСН

На УСН скидка от поставщика влияет на учет дохода

Некоторые поставщики компаний и ИП на УСН предоставляют им скидки на товар за выполнение объема закупок в счет снижения дебиторской задолженности.

Если чек аннулировали: инструкция для бухгалтера

Чек — самый главный документ для заказчика: он позволяет принять оплату внештатному исполнителю на расходы. Однако бывают случаи, когда чек аннулирован — это может вызвать дополнительные трудности. В этой статье разбираем почему такое может произойти и что в этом случае делать заказчику.  

Если чек аннулировали: инструкция для бухгалтера

СПБ Банк подает обращение в OFAC для разблокировки иностранных активов

Обратившись в OFAC, инвесторы смогут получить индивидуальную лицензию, чтобы перевести замороженные активы в организации, которые не попали под санкции, и вернуть доступ к заблокированным иностранным бумагам.

Госдума хочет отправить многодетных матерей на досрочную пенсию

Депутаты собираются дать право женщинам с тремя детьми выходить на пенсию с 54 лет, а кто родил четыре ребенка — с 52 лет.

Бесплатно с Блокировка счетов по 115-ФЗ

Как банки проверяют бизнес + образцы ответов на запросы

Банкам поручено проверять клиентов и их операции по антиотмывочному закону 115-ФЗ. Компании и ИП могут получить в любой момент запрос о предоставлении документов и пояснений. В разных случаях требования разные. Рассказываем, что, когда и зачем вправе просить банк и как составить ответы, чтобы избежать блокировки счетов.

Как банки проверяют бизнес + образцы ответов на запросы
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

У судов может появиться информационная система по работе с коллективными исками

С помощью новой информационной системы коллективных исков потенциальные участники процесса смогут присоединиться к делу, а также следить за его ходом и действиями своих представителей.

Как учесть доменное имя сайта в качестве НМА

По ГК сайт является программным продуктом и относится к результатам интеллектуальной деятельности (п. 1 ст. 1225). При соответствии установленным признакам они выступают нематериальными активами.

Покайся-сознайся. Новый механизм амнистии бизнеса за дробление

Аппарат бизнес-омбудсмена предложил механизм проведения амнистии бизнеса за дробление.

Власти хотят увеличить НДФЛ для тех, кто зарабатывает 1 млн руб. в год. Мнение властей и бухгалтеров

В России хотят изменить прогрессивную шкалу налогообложения. Президент Владимир Путин предложил подумать над увеличением налоговой нагрузки на людей с более высокими доходами. Власти планируют поднять ставку НДФЛ до 15% для россиян с годовым доходом от 1 млн руб., или примерно от 83,3 тыс. в месяц.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Алексей Иванов рассказал как блог на Клерке помог компании «Мое дело» выйти из кризиса. В костюме фирмы Adidas

Стратегии монетизации контента на платформе «Клерк» с использованием вебинаров, рассылок и лит-магнитов.

3

С серой зарплатой будут бороться комиссии

Как бы ни старалось государство снизить административную нагрузку и сделать незаметным для бизнеса необходимый для обеспечения безопасности контроль (для этого даже фразу придумали «регуляторная гильотина»), избежать комиссий не удаётся.

3

Криминальный электромобиль из Тольятти, а также крышесносная ИИ-ассистентка от OpenAI

Все самые важные и интересные финансовые новости в России и мире за неделю: Яндекс стал на две трети российским, банк Юникредит подготовили к ощипыванию, Ревущий котенок вернул мемность в акции, исход ИИ-безопасников из OpenAI, а также приговор разработчику Open Source кода для крипто-миксера Tornado Cash.

Интересные материалы

Минфин хочет, чтобы аудиторы страховали свою ответственность перед клиентами

Пока что аудиторские компании не обязаны страховать свою ответственность, они могут делать отчисления в компенсационный фонд СРО или обращаться добровольно за страховкой.