Аудит

Не так страшен аудит, если к нему грамотно подготовиться

Аудиторская проверка обязательна для целого перечня предприятий. Сюда входят компании, затрагивающие интересы большого числа людей, например, при долевом строительстве. Или предприятия, с доходом от 800 миллионов рублей, полный перечень указан в законе № 307-ФЗ. Но аудит бывает полезен и небольшим предприятиям для повышения эффективности работы.
Не так страшен аудит, если к нему грамотно подготовиться

Эксперты бухгалтерского консалтингового агентства «Простые решения» рассказали, как грамотно подготовится к аудиторской проверке.

Готовим документы

Первое, что запросит любой проверяющий — правоустанавливающие документы компании.

Сюда входят устав, свидетельства о регистрации и постановки на налоговый учет, различные лицензии, сертификаты, свидетельства прав собственности на имущество и интеллектуальную собственность. Кроме того, проверяющий может запросить протоколы общих годовых собраний акционеров и протокол о назначении генерального директора.

Важно заранее подготовить учетную политику бухгалтерского и налогового учета, правила внутреннего трудового распорядка и положение об оплате труда, а также положение о защите персональных данных работников, и, конечно штатное расписание. Дополнительно могут понадобиться данные по организации учета и внутреннему контролю.

Если предприятие заранее подготовит необходимый пакет документов, это поможет аудитору быстрее и эффективнее провести анализ деятельности предприятия.

Эти документы лягут в первую часть отчета аудитора, сформировав так называемую постоянную его часть. Он будет полезен и для последующих оценок.

Вторую часть называют текущей. В этот массив данных попадут все данные по конкретной проверке. В том числе аудиторские доказательства, подтверждающие документы предприятия.

Из текущих документов эксперты рекомендуют к началу аудиторской проверки подготовить материалы по итогам последней годовой инвентаризации имущества и обязательств компании. Они понадобятся аудитору с вероятностью 99,9%

Все вебинары бесплатные вместе с подпиской «Клерк.Премиум». Также с подпиской можно учиться и безлимитно консультироваться у экспертов по вопросам бухучета, кадрам и налогам.

Попробуйте подписку на месяц за 2499 руб.

Аудиторская проверка годовой отчетности

Ежегодная инвентаризация — основа ежегодной бухгалтерской отчетности и должна проводиться на любом предприятии.

Такая инвентаризация помогает выявить фактическое наличие того или иного имущества и сопоставить факт с данными бухучета. А также инвентаризация помогает контролировать правильность отражения в учете обязательств по расчетам с покупателями, поставщиками, бюджетом, банками и другими контрагентами.

Важно: нет данных о годовой инвентаризации — нет и положительного заключения аудитора. Это один из важнейших аспектов любого аудита. Эксперты уверяют, любой проверяющий перед началом анализа запросит приказ руководителя о проведении инвентаризации и создании инвентаризационной комиссии, для того чтобы проанализировать ее состав.

Обратите внимание, генеральному директору не желательно быть председателем инвентаризационной комиссии. По мнению аналитиков, это может снизить систему внутреннего контроля. Если же штат компании малочисленный, аналитики рекомендуют привлекать к инвентаризации сторонних экспертов.

Аудит ТМЦ

Аудиторы тщательно проверяют документы по инвентаризации товарно-материальных ценностей. Специалисты обращают внимание, как был проведен анализ, насколько добросовестно отнеслись к проверке члены комиссии.

Например, тревожным сигналом для проверяющего будет идеальное совпадение по всем данным.

Если инвентаризация проведена не формально, то с большой долей вероятности, на складах будет выявлены либо недостачи, либо излишки, либо пересортица. Кроме того, велика вероятность выявить испорченные ТМЦ и так далее. Реальная инвентаризация помогает приводить в соответствие документы и фактическое наличие.

Кроме того, большее доверие аудитора вызовет инвентаризация, проведенная в конце года, например, а не в середине.

Инвентаризация расчетов

В ходе аудиторской проверки аналитик обязательно проверит и состояние расчетов с контрагентами. Для этого он запросит инвентаризационные ведомости по расчетам со всеми дебиторами и кредиторами.

Важно: при заполнении описи по расчетам бухгалтеру необходимо заполнять все 6 граф, часто на предприятиях бухгалтера оставляют 5 и 6 графы пустыми. Это сигнал для проверяющего о формальном подходе к инвентаризации, что снижает доверие к документам.

Фактически при проведении инвентаризации в графе 4 необходимо отражать сумму дебиторской задолженности, которая подтверждена дебиторами.

При этом для проверяющего дебиторская задолженность будет подтвержденной только при наличии акта сверки расчетов, подписанного обеими сторонами. Однако на практике, в 4 графе часто пишут задолженность, не имея на руках актов сверки.

Идеально, если к началу аудита организация будет иметь не менее 80% подписанных актов сверки от общей суммы задолженности. В первую очередь проверяющий запросит акты сверок по самым крупным суммам.

Важно: в шестой графе описи указываются суммы дебиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности, который составляет три года. Эта сумма подлежит списанию на убытки.

Аналогично стоит действовать при подготовке проверки к аудиту кредиторской задолженности. По расчётам с ФНС также необходимо подписать акт сверки на конец года. Его аудитор также может захотеть изучить.

Если предприятие учет наиболее острые моменты и грамотно подготовится к аудитам, в том числе, подстраховавшись актами сверок, то с большой долей вероятности, получит положительное заключение об аудите. Если же результаты проверки не порадуют, предприятие сможет оперативно устранить все недочеты в работе.

Начать дискуссию

Давайте поможем ФНС придумать новые налоги в 2025 году

Мы люди отзывчивые, решили немного помочь ФНС. Потому что дальше увеличения ставки налога на прибыль до 25% мысль не идёт. А нужен креативный подход...

Давайте поможем ФНС придумать новые налоги в 2025 году

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Алексей Иванов. Сможет ли ученый методолог стать ведущим продуктологом?

Алексей Иванов - директор по продукту «Клерк.Премиум». Мои эмоции после интервью.

2

Правовое сопровождение сделок слияния и поглощения. Стандартный перечень документов, оформляемый при их заключении и исполнении

Целью данной статьи является предоставление информации о том пакете документов, которым (по нашему мнению) должна сопровождаться стандартная M&A сделка.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Елизавета Маркова. Универсальный солдат бизнес-сообществ или предприниматель?

Четвертый «ТоТ Еще разговор» вместе с Борисом Мальцевым в офисе Клерка мы провели в прекрасной компании основательницы «Молочное утро» Елизаветы Марковой. Пару слов после интервью.

3

Отмена ЕГЭ, мониторинг зарплат с 2025 года, помогать Минфину будет нейросеть: нет, это не новости из параллельной вселенной 🛸«Ночной бухгалтер» № 1698

Сегодня день богат на любопытные открытия. Минфин собирается привлечь ИИ для помощи с планированием бюджета (тут, наверное, без комментариев), сразу три партии подали в Госдуму проект закона об отмене ЕГЭ с 2025 года, из-за изменений в налоговой системе и в частности в ставках НДФЛ, за расчетами с физлицами будут пристально следить.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Ведение бизнеса

Фермеров призвали объединяться в кооперативы

В Госдуме рассказали, в каком случае фермеры смогут конкурировать с агрохолдингами.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Власти планируют создать абсолютно новую категорию бизнеса — МСП плюс

В категорию МСП+ войдут компании, где работает от 250 сотрудников и оборот больше 2 млрд рублей.

Подайте, кто сколько может...

Это я не побираюсь))) Просто хочу рассказать, что на «Клерке» появились донаты. Заходите в пост — расскажу подробности.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
5
Социальный вычет

ФНС в 2025 году будет предоставлять налоговые вычеты автоматически

Для получения социальных налоговых вычетов по НДФЛ больше не придется писать заявления и подавать декларацию. Средства зачислят автоматически на карту, которую пользователи укажут в личном кабинете налогоплательщика.

Обзоры новостей

💝 Зарабатывайте донаты на «Клерке»!

Мы сделали возможность зарабатывать пользователям на собственном контенте на «Клерке».

Экономика России

Глава Минфина: активы «Макфы» и Соликамского магниевого завода будут продавать

Государство не собирается держать активы национализированных компаний и заниматься управлением ими. Имущество предприятий будет продано.

Проверки

Число проверок бизнеса по индикаторам риска выросло в 14 раз

Контрольные органы проверили 88 тысяч проверок в 2023 году, во многих случаях поводом стало срабатывание индикаторов риска.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

На освоение земельного участка в законе наконец-то пропишут срок: какой

Госдума начала рассматривать законопроект Росреестра о сроке освоения земельных участков.

Роспатент и Корпорация МСП объявили о сотрудничестве

Малый и средний бизнес стал чаще интересоваться управлением нематериальными активами и работой с интеллектуальной собственностью. Соглашение с Роспатентом даст Корпорации МСП возможность обмениваться опытом в области защиты прав предпринимателей.

⚡️Что будет с налогами? Они все изменятся. Пора паниковать?

Минфин ошарашил всех налогоплательщиков законопроектом об изменениях в налоговой системе. А изменения просто революционные! Бухгалтерские интернет-сообщества гудят от обсуждений. Что будет, как это будет работать, что делать?

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
НДС

Вышел новый перечень товаров для НДС 10%

Есть перечень продовольственных и детских товаров для ставки НДС 10%. Теперь утвердили еще один – на семена.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: на ПМЭФ гуляют роботы и амурский тигр, Сбер повысил ставки по кредитам, а на заводе Mercedes будут выпускать автомобили Maxeed

Подготовили обзор главных событий дня — 6 июня 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

УНЭП в КЭДО: преимущества использования и особенности применения

Перевод кадрового документооборота в электронный формат решает как минимум две важные задачи: экономит время и помогает сохранять ресурсы. Причем ресурсы как финансовые (не надо тратиться на бумагу, отправку документов курьерами и хранение архивов), так и природные (меньше бумаги = меньше вырубленных деревьев).

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Госзакупки

Изменения в госзакупках, о которых нужно знать всем. Какие требования предъявляют к ИП для участия в тендере

В закон о госзакупках подготовлены изменения. Они коснутся всех участников без исключения. Расскажем, какие изменения вас ждут и как ИП подготовиться к участию в тендере и не допустить критических ошибок.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Интересные материалы

Инвестиции

Interactive Brokers закрывает счета российских инвесторов

Инвесторов с невысокой стоимостью активов американский брокер попросил закрыть счет или уменьшить его размер.