Управление персоналом

Как помочь сотрудникам и компании в простое

Компания может попасть в ситуацию, когда приходится вынужденно приостановить деятельность. Это решение «бьёт» не только по бизнесу, но и по каждому сотруднику: время, проведённое в простое, негативно влияет на их психологическое состояние, компетенции и финансовое состояние.
Как помочь сотрудникам и компании в простое
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Существует несколько способов, которые помогут поддержать работников в период простоя и даже снизить нагрузку на организацию. Спросили о них Татьяну Нечаеву, старшего юриста hh.ru.

Простой в организации: основные положения

Простой — это временная остановка работы организации по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера.

Приостановка работы может произойти по разным причинам: по вине работника, работодателя или из-за внешних факторов.

В законодательстве не указаны конкретные обстоятельства, в силу которых может быть введён простой, а также не регламентированы его сроки.

Основания для введения простоя должны быть зафиксированы документально.

Обычно на практике встречаются такие причины:

  • поломка оборудования,

  • модернизация линии производства,

  • реорганизация всего предприятия,

  • отсутствие сырья для производства,

  • перебои с энергоснабжением организации,

  • отзыв лицензии на деятельность,

  • погодные условия и другие.

Чтобы оформить простой, нужно:

  1. Издать приказ с указанием причин и продолжительности простоя (при известных сроках), порядка выплаты зарплаты и для кого из сотрудников вводится этот режим. В документе важно отметить, где должны находиться работники в это время — на рабочих местах или нет;

  2. Ознакомить сотрудников с приказом под роспись;

  3. Сообщить о простое в службу занятости в течение 3 дней после выхода приказа.

Время простоя должно быть оплачено в следующих размерах:

  • не менее ⅔ средней заработной платы работника, если в простое виноват работодатель;

  • не менее ⅔ тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя, если простой не зависит ни от работодателя, ни от работника.

Если в простое виноват работник, то время простоя не оплачивается.

Как поддержать сотрудников и помочь бизнесу

Переведите работников на другие должности

Если часть предприятия продолжает работать, вы можете договориться с работником о переводе на другую должность, но для этого необходимо согласие сторон.

Важный момент — работодатель может не спрашивать согласия сотрудника, но при условии, что:

  • работника переводят не более чем на один месяц;

  • работа соответствует квалификации и состоянию здоровья специалиста.

Некоторые работодатели передают часть задач сотрудников на аутсорс, на договоры ГПХ. Как после этого заполнять новый отчет ЕФС-1, читайте в нашем разборе.

Предложите бесплатно получить новую профессию

Бывает и так, что в организации есть свободные рабочие места, но сотрудники в простое не подходят на них, так как у них нет нужных навыков.

В таком случае порекомендуйте работникам пройти обучение новой профессии.

Сделать это можно бесплатно по государственной программе по переобучению для людей, попавших в затруднительную ситуацию на рабочем месте.

Перечень профессий достаточно широк: слесарь-сантехник, управляющий госзакупками, таргетолог, блогер, программист 1С и другие.

Отдельно правительство даёт скидки до 100% на обучение большинству ИТ-профессий для отдельных категорий граждан.

Устройте сотрудников на время к другому работодателю

В 2022 году компании имеют право временно перевести сотрудников к другому работодателю, не расторгая с ними трудовой договор.

Передайте информацию о простое в центр занятости, и служба будет сверять запросы на работников от других организаций и предлагать вакансии.

При согласии всех сторон — текущего и нового работодателей и сотрудника — с работником заключается срочный трудовой договор.

Срок трудового договора устанавливается при его заключении, но может быть продлён на любой период.

В законе не указано, как правильно оформить временный перевод, поэтому можно составить дополнительное соглашение и приказ по форме № Т-5.

Отчётность по переведённому работнику тоже имеет особенности:

  • в трудовую книжку вносится запись о временном переводе;

  • в статформе П-4 в списочной и среднесписочной численности переведённый сотрудник учитывается у обоих работодателей;

  • отчётность в ПФР по форме СЗВ-М сдают оба работодателя, но по форме СЗВ-ТД — только временный;

  • временная организация компенсирует первые 3 дня больничного сотрудника.

Правила оформления и учёта отпуска для переведённого работника на данный момент не установлены и чаще всего решаются по договорённости.

Так, временный перевод решает три проблемы — сокращает расходы организации, обеспечивает специалиста полноценной работой и закрывает рабочее место в другой компании.

Посоветуйте работникам устроиться по совместительству

Официальное трудоустройство не является препятствием для работы по совместительству. В качестве поддержки помогите сотрудникам найти подработку.

Для этого соберите предложения с частичной занятостью и сделайте рассылку по сотрудникам.

Глобально проблемы это не решит, но работники всё равно почувствуют заботу со стороны компании, что может повлиять на их лояльность к работодателю.

Начать дискуссию

Бесплатно с Трудовые отношения

Трудовые споры: обязан ли работодатель выдавать работнику характеристику

Характеристика может понадобиться не только для трудоустройства у нового работодателя, но и для суда, военкомата и для расследования происшествий внутри фирмы. Обязан ли работодатель давать характеристику? И если да, то что в ней должно быть?

Трудовые споры: обязан ли работодатель выдавать работнику характеристику

Курсы повышения
квалификации

21
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Основы предпринимательской экспертизы: как стать успешным предпринимателем

Каждая профессия предполагает наличие у человека определенных качеств. Одни считают, что их можно развить, другие называют это талантом и врожденным даром.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Как получить кредит на открытие бизнеса с нуля

Для открытия бизнеса нужен стартовый капитал, сумма которого может составлять до нескольких миллионов рублей. Если у начинающего предпринимателя нет своих накоплений, можно взять кредит. Рассказываем, как его получить и какие есть особенности у целевого кредита на бизнес. 

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Лучшие спикеры, новый каждый день

Резко выросло число самозанятых IT-специалистов: почему

Согласно прогнозам, к 2030 году число IT-специалистов вырастет на 56%. Работодатели предпочитают сотрудничать с самозанятыми, чтобы сохранить ставку НДФЛ 13% с работниками из других стран.

ИП с сотрудниками: налоги и отчетность

Если у предпринимателя есть сотрудники, он уплачивает те же налоги, что ИП без работников. Кроме того, он платит за работников страховые взносы, удерживает с их зарплат НДФЛ и перечисляет его в бюджет. Все нюансы изложены в нашей статье.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Бесплатное обслуживание банком счетов оказалось не таким уж и бесплатным

ПАО Банк Синара исполнил предупреждение ФАС с требованием разместить достоверную информацию о брокерских услугах на своем сайте.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Банки

Центробанк рекомендует усилить контроль за платежными агентами

Дабы исключить высокорисковые операции, регулятор просит следить, чтобы агенты не использовали персональные данные клиентов без их ведома.

Цифровизация в школах чрезмерна, показал опрос председателя Госдумы

Вячеслав Володин у себя в телеграм-канале провел анонимный опрос о чрезмерности цифровизации в школе.

Информация о компаниях будет храниться в открытом доступе 1 месяц

ФНС сократила срок хранения открытой информации об организациях с года до одного месяца.

Самозанятых и начинающий бизнес в новых регионах поддержат дополнительно

Правительство приняло решение дополнительно выделить из федерального бюджетам ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областям 3,75 млрд рублей.

Логика вышла из чата: за несданную декларацию по НДС ИП на патенте и самозанятым грозят блокировкой счета.✍«Ночной бухгалтер» № 1685

Бухгалтеры возмущены: их клиентам и работодателям летят требования сдать декларации по ОСНО, такие уведомления получают даже самозанятые. ФНС рекомендует не отвечать на сообщения, если они не касаются компании или ИП, но бухгалтеры опасаются блокировок.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

Создадут единую платформу по борьбе с киберпреступлениями

Замглавы Минцифры Александр Шойтов рассказал о планах в сфере информационной безопасности.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

⚡️ Итоги дня: садоводам предложили выдавать бесплатные семена, в Москве подорожал проезд в метро, а стоимость золота обновила рекорд

Подготовили обзор главных событий дня — 20 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Где безопасно обменять наличные на крипту

За 15 лет существования криптовалюты* не только не утратили своей актуальности, но наоборот — по популярности приблизились к фиатным деньгам и ценным металлам. Так, капитализация того же Биткоина сегодня превышает 1,4 триллиона долларов, что уже выше, чем у серебра! Неудивительно, что обмен крипты на наличные сегодня так востребован.

Где безопасно обменять наличные на крипту

Как загрузить отчеты о продажах с WB и OZON в 1С:Бухгалтерия

Начиная с релиза 1С:БП 3.0.114.23, в программе появился функционал, который позволяет загружать отчеты из маркетплейсов Ozon и Wildberries. Для WB загрузка данных доступна из табличного документа Excel, а также с помощью интеграции с личным кабинетом. Для площадки Ozon интеграцию с личным кабинетом добавили, начиная с релиза 3.0.126.

Как загрузить отчеты о продажах с WB и OZON в 1С:Бухгалтерия

Начался эксперимент по маркировке силовых кабелей

7 из 16 образцов кабелей и проводов не соответствуют требованиям ГОСТ по качеству и безопасности, поэтому власти проводят эксперимент по маркировке этой продукции.

Обязательная регистрация работодателя в системе ЕИСОТ

С принятием нового порядка обучения у работодателей появилась новая обязанность: помимо проведения внутреннего обучения еще и занесение сведений об обученных в реестр Минтруда.

Обязательная регистрация работодателя в системе ЕИСОТ

Свежая вакансия: «Союзмультфильм» ищет бухгалтера по производству

Компании нужен специалист, который знает основные положения бухгалтерского и налогового учета нематериальных активов.

Дарим топовый онлайн-курс «Бухгалтер маркетплейсов-2024» с подпиской «Клерк.Премиум»

При покупке подписки «Клерк.Премиум» от полугода вы получаете наш флагманский курс «Бухгалтер маркетплейсов-2024: учет, налоги, 1С» бесплатно!

Интересные материалы

Зарплата

Удержание из заработной платы неизрасходованных подотчётных сумм в 1С:ЗУП ред. 3.1

Сотрудник, получая денежные средства под отчет, обязан отчитаться по ним в течение установленного срока, либо должен вернуть средства обратно. Если этого не происходит, сумма неизрасходованного и вовремя невозвращенного аванса будет считаться долгом подотчетного лица.

 Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру