Управление персоналом

Как создать справедливую систему оплаты труда в компании

Расскажем, что такое грейдирование, когда оно нужно, как внедрить и какие методы использовать.
Как создать справедливую систему оплаты труда в компании
Иллюстрация: freepik/freepik

Основные факты о грейдах

«Вопрос не по окладу!» — это старое, известное, ставшее шуточным, высказывание, как правило, применяется руководителями в случаях, когда нижестоящие сотрудники могли бы решить вопрос сами, на своем уровне, не прибегая к помощи руководства.

В противоположность этому шуточному высказыванию, есть другое: «Эта задача выше моего уровня оплаты!» (изначально, по-английски: «That's above my paygrade!»). Оба этих шуточных выражения отражают одно и то же — уровень оплаты.

Грейды в организации создаются, в первую очередь, для системного подхода к оплате труда по уровням. Но помимо системы оплаты труда, грейды помогают построить систему обучения и развития.

Вот мы видим уже две системы, основанные на грейдировании должностей: система оплаты труда и система обучения и развития.  

Применение грейдов в организации — это всегда системный подход. Когда грейдирование должностей прошло успешно и правильно применяется, то как правило, система внутренних грейдов организации пользуется всеобщим уважением среди сотрудников и руководства.

Если же система внутренних грейдов применяется неправильно, например, в первую очередь, несправедливо или неаккуратно, то конечно, уважения к такой системе будет меньше.

Есть крупные организации, в которых не применяется и никогда не применялась система грейдов. И существуют небольшие компании, в которых очень методично применяется грейдинговый подход.

Организации самого разного масштаба могут вполне успешно существовать как с грейдами должностей, так и без них. 

Нет однозначного ответа на вопрос: «Необходимо ли внедрять систему грейдов?» Многое зависит от культуры организации, от фазы ее развития и от того, какие люди в моменте находятся в высшем руководстве.

Если на самом верху люди, которые тяготеют к внедрению методологий и «структурализму» и видят в моменте в этом смысл, то это — подходящее время для проекта по грейдированию должностей. Даже если в организации работает 50-100 человек. 

Надо ли грейдировать сотрудников, когда в организации меньше 50 человек?

При внедрении любой методологии необходимо всегда оценивать целесообразность и пользу от внедрения. Если польза будет очевидна, то почему бы и нет.

Только всегда надо помнить, что грейды — это выстраивание должностей по уровням, а уровни — это всегда иерархия. Чьи-то должности окажутся выше, чьи-то ниже, чьи-то посередине.

Для более крупных организаций, например, с численностью 1000 человек и более, внутреннее восприятие иерархии как таковой — дело естественное. Когда в организации 1000 человек, иерархия должностей там и так уже есть.

А вот для организаций небольших, привыкших к «горизонтальному» взаимодействию, восприятие дополнительного элемента иерархии, коим несомненно является грейдирование должностей, может пройти не так гладко, как хотелось бы внутренним спонсорам проекта грейдирования.

Освойте профессию маркетолога и научитесь продвигать продукты компаний всеми современными технологиями. Пройдите курс повышения квалификации и получите официальный диплом. Посмотреть бесплатный урок.

Когда нужно грейдировании

У системы грейдов есть свои преимущества и ограничения.

Первым и самым важным преимуществом является понимание значимости каждой должности (или группы одинаковых должностей) для организации. Можно сказать, что в этом содержится основной смысл грейдирования.

Другое важное преимущество системы грейдов — системный подход к мотивации сотрудников в целом, а в частности, удобство в выстраивании диапазонов заработных плат, системы премирования по показателям, системы дифференцированного подхода к корпоративным льготам. 

Система грейдов помогает найти «внутреннюю справедливость» в вознаграждении сотрудников. А также с ее помощью легче искать и «внешнюю справедливость», то есть сопоставлять свою организацию с рынком труда, участвовать в обзорах и так далее.

И обучение и развитие сотрудников также может опираться на систему грейдов: создание программ развития и кадрового резерва. Например, составление планов развития и определение бюджетов на обучение в соответствии с грейдом.

Но у системы грейдов есть и свои недостатки:

  • Если организация значительно отстает в оплате труда от рынка, и при этом взамен ничего не предлагает (например, профессиональное развитие или уникальный климат в коллективе), то система грейдов в таком контексте вряд ли будет восприниматься внутри организации как что-то значимое.

  • Система грейдов, как правило, имеет свои внутренние погрешности. Это неточность или неаккуратность в оценке должностей и в присвоении должности соответствующего грейда. Бывает так, что грейд должности занижен или наоборот завышен. Это нарушает принцип «внутренней справедливости», для которого в том числе применяется грейдирование. 

  • Внедрение системы грейдов в организации — это проект по внедрению изменений, и у него будут свои сложности с коммуникацией и с восприятием сотрудниками

Грейдирование — это сложно? Простые и сложные системы

В крупных организациях применяются системы грейдов, в которых бывает 20 и более уровней должностей.

Как правило, грейды (они же уровни должностей) выстраиваются снизу-вверх от 01 самого нижнего до, например, 20 самого верхнего. Где, 01 грейд — это, например, уровень, разнорабочего, а 20 — заместителя генерального директора. Уровень генерального директора (СЕО), как правило, не грейдируется. 

Бывает так, что значимость грейдов растет не снизу-вверх, как в данном примере, от 01 до 20, а наоборот, от 20 к 01, где 20 — самый низкий, а 01 — самый высокий грейд в организации.

Бывает так, что грейды обозначаются не цифрами, а буквами, либо комбинацией букв и цифр.

Принципиального значения это не имеет, но в общепризнанных универсальных международных методологиях применяются подходы от 01 грейда наверх.

Бывает так, что в крупных организациях, особенно в тех, которые росли посредством покупки и поглощения других бизнесов, «уживаются» вместе две и более не очень похожих системы грейдов. Логика происходящего простая.

Организация приобрела бизнес с уже внедренной системой грейдов и решила ничего не менять, следуя известному правилу, что если что-то хорошо работает, то лучше ничего не трогать и оставить как есть.

Но когда в организации две и более системы грейдов, то одна из них все-таки должна быть основной, а остальные иметь с ней порядок сопоставления уровней. 

Для организаций, в которых работает по несколько тысяч человек, количество грейдов 20 и более, выглядит вполне нормальным.

Для организаций с численностью в 100 человек в большинстве случаев вряд ли целесообразно внедрять систему грейдов с более чем 10 уровнями. При внедрении системы грейдов очень важно не усложнять на самом старте.  

Выбор методологии

Чаще всего используют две методологии грейдирования: метод ранжирования должностей (экспертный метод) и балльно-факторный метод оценки должностей (количественный метод). Они используются как по отдельности, так и вместе, дополняя друг друга.

Балльно-факторный метод может дополняться методом ранжирования (экспертным методом) во время сведения результатов оценки должностей.

Метод же ранжирования (экспертный метод) может эффективно использоваться сам по себе для создания систем грейдов для небольших организаций.

Метод ранжирования, он же экспертный метод, предполагает выстраивание должностей по уровням значимости сверху-вниз внутри каждого функционального «колодца».

Например, в продажах, это может выглядеть следующим образом (сверху-вниз): директор по продажам — менеджеры по продажам — торговые представители. А на производстве (сверху-вниз): директор по производству — начальники цехов — мастера — рабочие по разрядам. В IT-компании это может выглядеть, как CTO — руководители проектов — лиды — разработчики по уровням. 

Пройдите практикум по интернет-маркетингу, освойте новую профессию. Докажите работодателю свою ценность. Смотреть бесплатный урок.

После подобного довольно простого ранжирования сравнивается значимость должностей для организации также сверху-вниз.То есть сначала определяется значимость директоров для организации, далее значимость должностей на уровень ниже и так далее. 

Скорее всего, даже на уровне директоров не будет одинаковой значимости директорских должностей для организации. Даже для директоров возможно появление 2-3 директорских грейдов.

Также следует отметить, что смотреть надо на значимость должности, а не на значимость человека на ней. Хотя на самых верхних должностях, особенно на стадии роста организации, часто сам человек и его профессионально-личностный «масштаб» определяет калибр самой должности, и это справедливо.

Но, идя далее вниз по иерархии, следует все же оценивать значимость самой должности, а не человека на ней. Должности с одинаковой значимостью группируются в уровни должностей

Поскольку, метод ранжирования — это метод экспертный, он качественный, а не количественный, и предполагает достаточно большое количество встреч и обсуждений. Мозговые штурмы и фокус-группы хорошо подходят для этого метода.

Чаще всего метод ранжирования должностей используется в небольших организациях для выстраивания системы грейдов с не более, чем 10 уровнями.

Балльно-факторный метод оценки должностей — это метод количественный, и даже вполне математический. Ведь внутри создаваемой сетки грейдов данный метод предполагает шаг между грейдами в виде геометрической прогрессии.

Чаще всего выявляется около 8-10 факторов, важных для организации. У каждого из факторов есть удельный вес и количество баллов.

Такими факторами могут быть опыт и навыки, влияние на результат, принятие решений и так далее.

В классике чаще всего применяются факторы, которые можно вывести из трех следующих общих групп факторов: опыт и знания, решение проблем, уровень ответственности.

Естественно, перед проведением оценки должностей, каждый фактор должен быть хорошо определен и подробно описан, чтобы избежать разночтений. 

Создание системы грейдов с помощью балльно-факторного метода — это серьезный проект, чаще всего требующий привлечения консультантов или специалистов с опытом проведения подобных проектов.

Данный метод — математический, не терпит скорых выводов и общих суждений. А также требует достаточно серьезного методологического погружения. 

С помощью данного метода можно создавать системы для крупных, диверсифицированных организаций с применением 20 и более грейдов.

Небольшие компании тоже бывает используют данный метод, когда хотят доскональную точность в оценке значимости должностей для организации. 

Совмещая балльно-факторный метод с методом ранжирования, можно получить очень хороший результат при внедрении системы грейдов.

Комментарии

1
  • развлекались как-то лет семь назад с грейдами. Не пошло, хлопотно, да и непонятно, что в итоге получится. Поэтому, до внедрения не дошло

Бесплатно с Трудовые отношения

Трудовые споры: обязан ли работодатель выдавать работнику характеристику

Характеристика может понадобиться не только для трудоустройства у нового работодателя, но и для суда, военкомата и для расследования происшествий внутри фирмы. Обязан ли работодатель давать характеристику? И если да, то что в ней должно быть?

Трудовые споры: обязан ли работодатель выдавать работнику характеристику

Курсы повышения
квалификации

21
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Основы предпринимательской экспертизы: как стать успешным предпринимателем

Каждая профессия предполагает наличие у человека определенных качеств. Одни считают, что их можно развить, другие называют это талантом и врожденным даром.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Как получить кредит на открытие бизнеса с нуля

Для открытия бизнеса нужен стартовый капитал, сумма которого может составлять до нескольких миллионов рублей. Если у начинающего предпринимателя нет своих накоплений, можно взять кредит. Рассказываем, как его получить и какие есть особенности у целевого кредита на бизнес. 

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Лучшие спикеры, новый каждый день

Резко выросло число самозанятых IT-специалистов: почему

Согласно прогнозам, к 2030 году число IT-специалистов вырастет на 56%. Работодатели предпочитают сотрудничать с самозанятыми, чтобы сохранить ставку НДФЛ 13% с работниками из других стран.

ИП с сотрудниками: налоги и отчетность

Если у предпринимателя есть сотрудники, он уплачивает те же налоги, что ИП без работников. Кроме того, он платит за работников страховые взносы, удерживает с их зарплат НДФЛ и перечисляет его в бюджет. Все нюансы изложены в нашей статье.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Бесплатное обслуживание банком счетов оказалось не таким уж и бесплатным

ПАО Банк Синара исполнил предупреждение ФАС с требованием разместить достоверную информацию о брокерских услугах на своем сайте.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Банки

Центробанк рекомендует усилить контроль за платежными агентами

Дабы исключить высокорисковые операции, регулятор просит следить, чтобы агенты не использовали персональные данные клиентов без их ведома.

Цифровизация в школах чрезмерна, показал опрос председателя Госдумы

Вячеслав Володин у себя в телеграм-канале провел анонимный опрос о чрезмерности цифровизации в школе.

Информация о компаниях будет храниться в открытом доступе 1 месяц

ФНС сократила срок хранения открытой информации об организациях с года до одного месяца.

Самозанятых и начинающий бизнес в новых регионах поддержат дополнительно

Правительство приняло решение дополнительно выделить из федерального бюджетам ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областям 3,75 млрд рублей.

Логика вышла из чата: за несданную декларацию по НДС ИП на патенте и самозанятым грозят блокировкой счета.✍«Ночной бухгалтер» № 1685

Бухгалтеры возмущены: их клиентам и работодателям летят требования сдать декларации по ОСНО, такие уведомления получают даже самозанятые. ФНС рекомендует не отвечать на сообщения, если они не касаются компании или ИП, но бухгалтеры опасаются блокировок.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

Создадут единую платформу по борьбе с киберпреступлениями

Замглавы Минцифры Александр Шойтов рассказал о планах в сфере информационной безопасности.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

⚡️ Итоги дня: садоводам предложили выдавать бесплатные семена, в Москве подорожал проезд в метро, а стоимость золота обновила рекорд

Подготовили обзор главных событий дня — 20 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Где безопасно обменять наличные на крипту

За 15 лет существования криптовалюты* не только не утратили своей актуальности, но наоборот — по популярности приблизились к фиатным деньгам и ценным металлам. Так, капитализация того же Биткоина сегодня превышает 1,4 триллиона долларов, что уже выше, чем у серебра! Неудивительно, что обмен крипты на наличные сегодня так востребован.

Где безопасно обменять наличные на крипту

Как загрузить отчеты о продажах с WB и OZON в 1С:Бухгалтерия

Начиная с релиза 1С:БП 3.0.114.23, в программе появился функционал, который позволяет загружать отчеты из маркетплейсов Ozon и Wildberries. Для WB загрузка данных доступна из табличного документа Excel, а также с помощью интеграции с личным кабинетом. Для площадки Ozon интеграцию с личным кабинетом добавили, начиная с релиза 3.0.126.

Как загрузить отчеты о продажах с WB и OZON в 1С:Бухгалтерия

Начался эксперимент по маркировке силовых кабелей

7 из 16 образцов кабелей и проводов не соответствуют требованиям ГОСТ по качеству и безопасности, поэтому власти проводят эксперимент по маркировке этой продукции.

Обязательная регистрация работодателя в системе ЕИСОТ

С принятием нового порядка обучения у работодателей появилась новая обязанность: помимо проведения внутреннего обучения еще и занесение сведений об обученных в реестр Минтруда.

Обязательная регистрация работодателя в системе ЕИСОТ

Свежая вакансия: «Союзмультфильм» ищет бухгалтера по производству

Компании нужен специалист, который знает основные положения бухгалтерского и налогового учета нематериальных активов.

Дарим топовый онлайн-курс «Бухгалтер маркетплейсов-2024» с подпиской «Клерк.Премиум»

При покупке подписки «Клерк.Премиум» от полугода вы получаете наш флагманский курс «Бухгалтер маркетплейсов-2024: учет, налоги, 1С» бесплатно!

Интересные материалы

Зарплата

Удержание из заработной платы неизрасходованных подотчётных сумм в 1С:ЗУП ред. 3.1

Сотрудник, получая денежные средства под отчет, обязан отчитаться по ним в течение установленного срока, либо должен вернуть средства обратно. Если этого не происходит, сумма неизрасходованного и вовремя невозвращенного аванса будет считаться долгом подотчетного лица.

 Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру