Карьера бухгалтера

Советы экспертов: как избежать 7 распространенных ошибок начинающих продажников

Ошибки случаются, а у новичков особенно часто. Главное — учиться на этом и не застревать в чувстве вины. Рассказываем о самых частых просчетах начинающих специалистов по продажам. Вы узнаете, как избежать разных оплошностей или, если не удалось, извлечь из них пользу.
Советы экспертов: как избежать 7 распространенных ошибок начинающих продажников
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Оговоримся, что не будем рассматривать ситуативные промахи: ошибки в договоре, забывчивость и опоздания, перепутанные отчества собеседников. Сосредоточимся на принципиальных ошибках, которые могут повторяться из-за неопытности, недостатка информации, непонимания «внутренней кухни» продаж и технологии переговоров.

1. Не воспринимать процесс продажи всерьез

Как это бывает

«Ну подумаешь, что-то кому-то продать! Обычный диалог, на грани обмена любезностями. Покупателю нужен товар — он есть, а в цене сойдемся».

К чему может привести

Вы будете упускать одного клиента за другим, потому что не хотите вникать в технологию продаж, осваивать искусство переговоров. Так и не научитесь выявлять истинные боли и потребности клиента и в итоге рискуете разочароваться в профессии.

Как избежать

Специалист по продажам — одна из древнейших профессий. Как бы ни менялись времена, технологии и названия должностей, а также несмотря на легкий вход, спрос на грамотных продавцов остается высоким.

Учитесь продавать: по книгам, статьям, на мастер-классах и тренингах. Наблюдайте за коллегами и руководителями, ищите грамотных наставников.

«До работы в продажах у меня был опыт, который не был связан с коммуникациями, и мне казалось, в этом нет ничего сложного. Позвонил, рассказал, сделал продажу. Казалось, это только творчество и некий фарт. Безусловно, иногда везет. Творчество в профессии тоже есть: например, от вас зависит, какую роль вы выберете в процессе переговоров. Но важнее технология продаж, а именно соблюдение пяти этапов: установление контакта, выявление потребностей, презентация, работа с возражениями и выход на сделку», — Александра Бабенко.

2. Пренебрегать подготовкой

Как это бывает

Вы приходите на встречу с клиентом-ЛПР (ЛПР — лицо, принимающее решение) и не можете вспомнить ни имя помощника, который организовал вам встречу, ни даже имя самого собеседника. Когда клиент упоминает конкурента, товарами которого пользуется, не получается сходу провести аргументированное сравнение — потому что вы не знали заранее, что человек покупает именно этот товар. И далее по списку…

К чему может привести

Вероятно, вас сочтут новичком, что нехорошо. Или, того хуже, заподозрят в легкомыслии и пренебрежении подготовкой.

Совсем плохо — если ваше невежество наложит отпечаток на компанию, которую вы представляете, или на продукт, который предлагаете.

Как избежать

Назначайте встречи с запасом времени и готовьтесь. Собирайте информацию в интернете, на сайте, в соцсетях, у коллег, которые прежде ходили на встречи с этим клиентом.

Используйте приемы разведки: звоните, представляйтесь другим человеком и задавайте интересующие вас вопросы; устанавливайте приятельские, доверительные отношения с секретарями, администраторами, ассистентами и стажерами в компании клиента.

«Совершив пару ошибок, я начала лучше готовиться к любому звонку, любой встрече с клиентом. Чтобы продажи из случайных и разовых превращались в регулярные, а менеджер стал успешным, нужно готовиться, собирать информацию о том, чем живет клиент, чем он пользуется, в каких активностях участвует. Всё это помогает найти аргументы для отработки сомнений или просто вступить в диалог, вовлечь в него клиента», — Александра Бабенко.

Курс Бухгалтер маркетплейса научит вас не только вести бухгалтерию для селлера, но и читать отчеты с плозадок, учитывать особенности разных видов договоров, проводить операции в 1С.

Закрепить знания вы смжете с помощью тестов, а преподаватели ответят на ваши вопросы в чате курса.

3. Плохо владеть технологией продаж

Как это бывает

Все люди разные, все клиенты разные, и для вас каждая встреча — полет фантазии и импровизация. Иногда это работает, но чаще нет. Покупатели почему-то отказываются слушать про продукт, прикрываются отговоркой «дорого» или кормят обещаниями посмотреть и перезвонить.

К чему может привести

С каждой следующей встречей страх отказа будет усиливаться и вы будете испытывать всё больший стресс. Доход будет стоять на месте, как и ваш профессионализм, или вы и вовсе выгорите.

Как избежать

Учитесь и, что важнее, практикуйтесь. Отрабатывайте каждый этап продажи, не торопитесь переходить к следующему.

Консультируйтесь у более опытных коллег о подходах к покупателям и обязательно анализируйте возможные причины каждого отказа.

«Часто у новичков бывает так: вы завязали беседу с клиентом, установили контакт — и перескочили на презентацию продукта. Фактически вы не знаете, какая у клиента есть потребность, поэтому не можете прокомментировать его проблему, проявить заинтересованность в нем как в человеке — сразу начинаете «впаривать». Более того, вы сами не понимаете, чем можете быть ему полезны. Скорее всего, получите отказ. А причина — в том, что вы не прошли все этапы продаж, проигнорировали технологию», — Александра Бабенко.

4. Обманывать и преувеличивать ради закрытия сделки

Как это бывает

У конкурента товар обладает определенной характеристикой, а у вас — нет. Или ваш товар новый и пока не имеет отзывов. Или качественную техподдержку в компании еще не наладили.

Как продавать?

Менеджеру приходится «увиливать» и наигранно утверждать, что характеристика несущественная, что отзывы в процессе обработки, что техподдержка обязательно будет — причем эксклюзивная.

К чему может привести

Если обман вскроется после продажи, отношения с клиентом испортятся (он может даже расторгнуть сделку и потребовать возмещения убытков). Если клиент узнает правду до подписания договора, пострадает лично ваша репутация и довести переговоры до продажи будет в разы сложнее.

Как избежать

Мало кто продает безупречный товар на идеальных условиях и по самой низкой на рынке цене.

Можно умолчать о каких-то недостатках или расставить акценты так, чтобы ценность вашего предложения оказалась высокой. И всё же давайте честные ответы на прямые вопросы и не позволяйте себе преувеличивать, приводя аргументы в пользу покупки.

«Есть у нас отдел, который занимается ключевыми клиентами. Менеджер (опытный сотрудник, но в VIP-сегменте новичок) провел переговоры с компанией x, сделал коммерческое предложение. Клиент предложение принял, но почему-то без одного значимого пункта — сервиса лидогенерации. Вскоре на выставке я разговорилась с представителем компании x. Слово за слово — и выяснилось: во время переговоров менеджер упомянул, что сервисом лидогенерации успешно пользуется даже конкурент нашего клиента, компания y. Клиент на досуге позвонил коллеге из y, спросил, нравится ли использовать наш сервис, на что тот ответил: работать с ним только начали, успешных кейсов пока нет. И клиент засомневался! В чем была ошибка? Не стоит ради продажи идти даже на незначительный обман», — Александра Бабенко.

5. Сдаваться после первого же возражения

Как это бывает

Клиент говорит: «Ой, нет, слушайте, это очень дорого», или «Этот формат нам не интересен», или «Я подумаю» — и менеджер сразу смущается, неловко завершает беседу, кладет трубку… Контакта не случилось, и продажи не будет.

К чему может привести

Скорее всего, сомневающегося клиента возьмет в работу опытный коллега или даже более уверенный в себе и в продукте новичок.

Как избежать

Задавайте уточняющие вопросы — например, почему дорого и в сравнении с чем, какой формат человеку интересен и почему, сколько времени нужно на раздумья и какая информация требуется для принятия решения.

«Многие новички воспринимают возражения клиента как отказ, то есть не умеют работать с ними. Более опытные специалисты по продажам знают: возражения — это ни в коем случае не отказ, а озвученные сомнения (и это право клиента!). Задача менеджера — развеять сомнения, привести доводы», — Александра Бабенко.

6. Пренебрегать интересами клиента

Как это бывает

Есть задача продать одну услугу, а клиент почему-то интересуется другой. Мысли: «Что ж, наверняка и моя услуга будет ему полезна. Главное — убедить и продать».

К чему может привести

Один раз клиент купит, в следующий раз даже не спросит вашего мнения и сразу обратится туда, где ему предложат услугу, которая решает его задачи.

Как избежать

Продавайте клиенту не продукт или услугу, а доверие к вам как к эксперту.

Готовьтесь к встрече и уточняйте информацию во время переговоров, чтобы понимать потребности клиента. Честно рассказывайте о характеристиках, объясняйте, в чем они помогут.

Довольный общением клиент, возможно, не совершит покупку, но — и скорее всего — вернется к вам с другой задачей.

«Если клиент спрашивает вас, например, какой сервис ему лучше выбрать, идите в ответе не от цены на сайте и желанных бонусов, не от того, что стоит у вас в плане, а от своего понимания, что нужно клиенту. Порой приходится признать, что необходимого нет. Но упущенные деньги вернутся к вам в большем размере, ведь клиент почувствует вашу экспертизу — а действительно крупные продажи совершаются экспертами», — Александра Бабенко.

7. Отдавать предпочтение крупным клиентам

Как это бывает

Денег хочется всем, и кажется, что на клиентах из крупных компаний с неограниченными бюджетами можно заработать больше, чем на самозанятом фрилансере, которому почему-то понадобился товар.

К чему может привести

  • «Неинтересные» вам клиенты заметят различие в отношении, подходе к работе, манере общаться — и справедливо возмутятся. Позже об этом узнает руководство, и ваша репутация испортится.

  • В силу неопытности вы перепутаете потенциально выгодных клиентов с «однодневками» и упустите прибыль для компании и бонусы для себя.

  • Вы будете теряться при общении с разными клиентами, не сможете определять боли и потребности, упустите множество шансов профессионально вырасти.

Как избежать

Рассматривайте каждого клиента как возможность научиться новому. Не отменяйте встречи с «мелкими» клиентами по одному звонку от «крупного». Общайтесь уважительно и доброжелательно.

Будьте полезны всем — и однажды вдруг увидите: ваш клиент вырос и теперь хочет покупать больше именно у вас.

Начать дискуссию

Маркетплейсы

Продавцам стало проще сотрудничать с Wildberries. Не без помощи ФАС

Теперь продавцы на Wildberries смогут зафиксировать стоимость логистики и хранения товаров на 60 или 90 дней, им не придется платить штрафы «За другие нарушения».

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Российский суд арестовал активы Deutsche Bank, Commerzbank и UniCredit

Иски подала «дочка» «Газпрома».

ФНС: 95% льгот по налогам на имущество предоставляют без заявлений

Больше 5 лет ФНС применяет проактивный он же беззаявительный порядок предоставления налоговых льгот по налогам на имущество физических лиц.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Общество

СФР отчитался о бесплатных проездных билетах до места лечения

Социальный фонд предоставляет право бесплатного проезда до места лечения. Электронные проездные получили уже 41,1 тысяч человек.

Каким бизнесом лучше всего заниматься?

Как вы выбираете бизнес-нишу? Много лет работая с разными бизнесменами и опираясь на свой предпринимательский опыт, я пришел к таким выводам.

НДФЛ

Не получится полностью получить компенсацию за утечку персданных

Операторы персональных данных, которые допустили их утечку и компенсируют ущерб пострадавшим, обязаны исчислить, удержать и уплатить НДФЛ с таких выплат.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

🔥 Акция «Жаркие скидки в любую погоду»! Самые горячие онлайн-курсы «Клерка» за 4 290 рублей до 20 мая

Мы предлагаем самые выгодные цены на онлайн-курсы по учету на маркетплейсах, УСН, ВЭД, финмоделированию, ФСБУ и бухгалтерии с нуля. Только до 20 мая их можно купить за 4 290 рублей!

Криптовалюта

Лучшие платформы в спб для обмена наличных на USDT

Москва и Санкт-Петербург – города, где можно без проблем обменять USDT. Причем, многие обменники принимают как наличные рубли, доллары и евро, так и крипту*! Все лучшие криптообменники в СПБ имеют свои офисы и обслуживают клиентов в индивидуальном порядке – при личной встрече. Где находятся эти офисы, и как через них совершать крипто-сделки?

Лучшие платформы в спб для обмена наличных на USDT
Маркетплейсы

На Авито появляется новый функционал для продавцов, который ранее был у покупателей

Пока функция отзывов продавцов на покупателей работала в тестовом режиме, но до конца мая такая возможность появится у всех пользователей в категории «Товары».

Госзакупки

Расширят административную ответственность за предоставление недостоверных сведений в закупках

ФАС продолжает работу над инициативой введения в КоАП административной ответственности за предоставление недостоверных сведений в закупках.

Инвестиции

Бан микроквартир в Москве, годовой хай индекса, крипта растёт. Дивиденды, новые облигации, IPO и другие новости. Воскресный инвестдайджест

На бирже намечается реальная движуха, и я не про IPO Светофора. Доллар вплотную приблизился к желающим купить его по 90, индекс Мосбиржи обновил годовой максимум, а бедным московским инвесторам придётся богатеть, чтобы инвестировать в бетон. Квартиры меньше 28 метров под запретом!

Бан микроквартир в Москве, годовой хай индекса, крипта растёт. Дивиденды, новые облигации, IPO и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Офис Клерка номинирован на премию Best Office Awards 2024

Объявлены проекты-номинанты премии Best Office Awards 2024. Награждение победителей премии состоится 31 мая в MTC Live Hall финале форума

Офис Клерка номинирован на премию Best Office Awards 2024
3
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Алексей Иванов рассказал как блог на Клерке помог компании «Мое дело» выйти из кризиса. В костюме фирмы Adidas

Стратегии монетизации контента на платформе «Клерк» с использованием вебинаров, рассылок и лит-магнитов.

2
Банки

Покупка жилья в кредит станет более быстрой

Чтобы застройщики быстрее получали финансирование, а участники долевого строительства тратили меньше времени на посещение банков, депутаты предложили разрешить при покупке жилья открывать эскроу-счета удаленно.

Инвестиции

Инвестиции в недвижимость: новый ЗПИФ Рентал ПРО от создателей ПНК-Рентал. IPO в конце мая – начале июня

«Можем повторить!» — сказали ребята из «А класс капитал» и решили, что пора выводить на биржу новый фонд. С названием долго не думали. Был ПНК-Рентал для всех, а будет Рентал ПРО для квалифицированных инвесторов. Был фонд с пассивным управлением, а будет фонд с активным управлением. Собрал известную информацию и свои мысли по новому фонду.

Инвестиции в недвижимость: новый ЗПИФ Рентал ПРО от создателей ПНК-Рентал. IPO в конце мая – начале июня
Мошенничество

В сервис заказа такси встроили азартные игры

Злоумышленники использовали агрегатор такси и проводили через него незаконные операции, связанные с выигрышами на ставках и в онлайн-казино.

Криптовалюта

Как и где купить криптовалюту пошаговая инструкция

Биткоин, Эфир, USDT и другие криптовалюты – отличный способ инвестировать в 2024 году. Сегодня ими пользуются не только крипотрейдеры, но и новички. Многие считают, что купить криптовалюту сложно и непонятно, поэтому отказываются от вложений. К счастью, это не так, и сегодня купить криптовалюту в России так же просто, как обменять рубли на доллары или евро!

Как и где купить криптовалюту пошаговая инструкция
Трудовое право

Роструд назвал основные правовые особенности сезонной работы

По Трудовому кодексу есть особенности регулирования труда работников, занятых на сезонных работах.

Банки

Исламский банкинг будет интересен 90 тысячам компаний

По оценкам Сбера, к 2030 году 30% населения будут составлять мусульмане. Услуги банка, которые не противоречат нормам шариата, заинтересуют 5 млн человек.

Интересные материалы

Вопросы официального трудоустройства иностранных специалистов. Общая методичка

В рамках указанной статьи вы сможете узнать об основных этапах и нюансах, связанных с официальным трудоустройством иностранных специалистов.