Управление персоналом

Как выстроить систему обучения персонала в компании: системный подход против метода «Хаотичного увеличения идей»

Обучение сотрудников — одна из ключевых стратегических функций успешного бизнеса. Некоторые руководители видят в этом дань моде или процесс, который можно организовать в формате метода «Хаотичного увеличения идей». Однако, на самом деле, системное корпоративное обучение — это всегда решение организационных задач, а его основная цель — оптимизация процессов и повышение эффективности работы.
Как выстроить систему обучения персонала в компании: системный подход против метода «Хаотичного увеличения идей»
Иллюстрация: freepik/freepik

Система корпоративного обучения предполагает разработку и внедрение структурированных и управляемых образовательных программ, направленных на развитие профессиональных компетенций сотрудников.

В этом контексте, первым вопросом, который следует решить, является вопрос цели: что мы хотим получить в результате обучения? Каков образ желаемого результата?

Уровень развития организационного мышления

Важной составляющей эффективной системы корпоративного обучения является учет уровня квалификации и специализации сотрудников.

Часто сотрудники делятся на следующие категории: носитель алгоритмов, носитель технологий, коммерсант, руководитель и директор. У каждого из них свои задачи, и, соответственно, требуется разная стратегия обучения.

Для создания эффективной системы корпоративного обучения важно учитывать специфику каждого уровня работников. Следовательно, важным шагом будет разработка модели компетенций для каждого уровня.

Носитель алгоритмов: ключевые компетенции включают детальное знание рабочих процессов, а также способность к точному и последовательному выполнению задач. Программа обучения может включать технические навыки, основы управления временем и мастерство работы в команде.

Носитель технологий: требуется глубокое понимание рабочих технологий, способность к их применению и улучшению. Программа обучения может включать обучение передовым технологическим трендам, семинары по техническому совершенствованию и курсы по развитию системного  мышления.

Коммерсант: ключевые компетенции включают навыки продаж, общения и коммерческого мышления. Программа обучения может включать курсы по развитию навыков переговоров, маркетинговые семинары и тренинги по управлению продажами.

Руководитель: компетенции, которые необходимы на этом уровне, включают основные управленческие навыки и личностные компетенции: планирование, организация, мотивация, координация, контроль, самоменеджмент, коммуникация, лидерство, интеллект, бизнес.

Директор: на этом уровне требуются компетенции в области стратегического планирования, руководства и управления рисками. Программа обучения может включать курсы по управлению корпоративными финансами, персоналом, маркетингом, проектами и процессами. .

Разработка программ обучения, учитывающих уровень квалификации и специализацию сотрудников, позволяет более точно отвечать на потребности каждого из них, способствуя более эффективному применению полученных знаний на практике.

Создание модели компетенций для каждого уровня позволяет подобрать наиболее подходящее содержание учебных программ и эффективно развивать необходимые навыки сотрудников. Это гарантирует, что ваши сотрудники обладают правильным набором компетенций для выполнения своих рабочих обязанностей и для дальнейшего развития внутри организации

Процесс обучения

Применение системного подхода к планированию обучения в корпоративном контексте означает учет всех элементов и их взаимосвязей в контексте обучения.

Инструмент «системный оператор» ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) может служить основой для системного планирования обучения, включая этапы до обучения, самого обучения и постобучения.

К сожалению, существует распространенное заблуждение, что обучение может служить универсальным решением всех проблем. Наш товар не продается? Значит, продавцы не умеют продавать. Сотрудники постоянно отставают от графика? Наверное, им нужен тайм-менеджмент. Однако, во многих случаях проблемы лежат глубже и требуют более серьезных изменений, таких как перестройка маркетинговой стратегии или оптимизация операционных процессов.

Надсистема в этом контексте может быть представлена организационными изменениями или более широкими бизнес-целями, которые обучение должно поддерживать.

  • До обучения.

Этап планирования и подготовки. Определение целей обучения, аудитории и подходящего метода обучения. Составление обучающей программы и материалов. Этот этап также может включать проведение оценки потребностей в обучении для определения конкретных областей, которые требуют развития.

  • Обучение.

Этот этап включает непосредственное проведение обучающей программы. Он может включать различные методы, такие как прямое обучение, онлайн-обучение, самостоятельное обучение или комбинацию различных подходов.

  • Постобучение.

Этот этап включает оценку результатов обучения и применение полученных навыков на практике. Он может включать такие действия, как тестирование для проверки усвоения знаний, отслеживание применения новых навыков на рабочем месте, а также сбор обратной связи от участников для совершенствования будущих программ обучения.

Подсистема, с другой стороны, может включать отдельные элементы процесса обучения, такие как методы обучения, обучающие материалы, оценка эффективности обучения и так далее.

Интеграция в HR стратегию

Правильное формирование системы корпоративного обучения требует глубокой интеграции с другими аспектами управления персоналом.

Обучение не должно рассматриваться в вакууме, но в контексте широкого спектра деятельности по управлению персоналом. Ниже представлены основные аспекты этой интеграции.

  • Разработка моделей компетенций.

Обучение должно быть направлено на развитие тех навыков и знаний, которые считаются важными для организации.

Модели компетенций помогают определить эти требования и создают основу для разработки и оценки обучающих программ.

  • Оценочные мероприятия.

Система обучения должна быть тесно связана с системой оценки персонала. Это обеспечивает необходимую обратную связь для определения эффективности обучения и идентификации областей для дальнейшего развития.

  • Формирование корпоративной культуры.

Обучение является важным каналом для передачи корпоративной культуры и ценностей. Через обучение сотрудники узнают о ценностях, ожиданиях и стандартах организации, которые они затем внедряют в свою работу.

  • Организация, ориентированная на развитие.

В организациях, ориентированных на развитие, обучение играет ключевую роль в стимулировании профессионального и личного развития сотрудников.

Это помогает создать обучающуюся организацию, где постоянное обучение и развитие становятся частью корпоративной культуры.

Сегодня системы корпоративного обучения сочетают классические и инновационные подходы, чтобы предложить обучение, которое соответствует различным стилям обучения и уникальным потребностям сотрудников.

Корпоративная культура

Корпоративная культура оказывает значительное влияние на систему обучения в организации. Она влияет на восприятие сотрудниками целей обучения, методов преподавания и в целом на подход к обучению.

Американский писатель и футуролог Элвин Тоффлер описывает 3 волны общественного развития — сельскохозяйственную, индустриальную и информационную. Они могут служить аналогией для корпоративных культур.

Организация второй волны соответствует традиционной иерархической структуре с четкими правилами и процедурами. Обучение здесь часто формализовано, с акцентом на технических навыках и следовании установленным процессам.

Система корпоративного обучения в такой организации может включать в себя обучение новым процедурам, обучение навыкам, необходимым для выполнения конкретных задач, и усиление уровня профессиональной компетентности.

Организация третьей волны, в свою очередь, ориентирована на гибкость, инновации и креативность. В этом контексте обучение становится более динамичным и фокусируется на развитии навыков критического мышления, творчества и решения сложных проблем. Обучение в этой среде может быть неформальным, со смешением онлайн и оффлайн форматов, групповых обсуждений, мастер-классов и тренингов.

Понимание корпоративной культуры организации позволяет создать обучающую систему, которая в лучшем случае соответствует ее ценностям и потребностям.

Будьте готовы к тому, что, по мере изменения организационной культуры, система обучения также должна эволюционировать

Работа с кадровым резервом

Обучение — это не просто акт получения новых знаний или навыков, это процесс, который должен привести к преобразованию и развитию.

Подобно тому как истинный смысл любой деятельности проявляется вне ее пределов, истинная ценность обучения проявляется после его завершения. Это особенно важно при работе с кадровым резервом, где обучение служит в качестве важного инструмента для подготовки сотрудников к более высоким должностям.

Обучение кадрового резерва должно быть направлено на развитие лидерских навыков, стратегического мышления, управления изменениями и других ключевых компетенций, которые необходимы для успешного выполнения более сложных задач и ролей.

Вместе с тем, важно оценивать не только то, что сотрудники изучают в процессе обучения, но и как они применяют полученные знания и навыки на практике.

Отслеживание продвижения и результатов каждого сотрудника после окончания обучения важно для определения его эффективности и влияния на карьерное развитие. Это также позволяет отслеживать успешность программы обучения кадрового резерва в целом и адаптировать ее при необходимости.

Помните, что истинная цель обучения — помочь сотрудникам расти и развиваться, обеспечивая им инструменты и знания, которые они могут использовать для достижения своих карьерных амбиций и повышения результативности организации.

Оценка эффективности

Оценка эффективности обучения — это ключевой аспект успешной системы корпоративного обучения. Один из наиболее признанных методов оценки — это четырехуровневая модель Дональда Киркпатрика, которая включает следующие уровни:

Реакция: первый уровень фокусируется на отзывах участников. Здесь мы изучаем, как сотрудники отреагировали на обучение. Было ли оно интересно, полезно и мотивирующим? Это обычно измеряется с помощью опросов или анкет после обучения.

Обучение: второй уровень оценивает, что участники действительно изучили. Здесь мы измеряем, насколько улучшились знания, навыки или установки участников. Обычно это делается через тестирование до и после обучения.

Поведение: третий уровень сосредоточен на том, как обучение повлияло на поведение сотрудников на рабочем месте. Применяют ли они новые знания и навыки в своей работе? Это может быть оценено через наблюдение и обратную связь от руководителей или коллег.

Результаты: четвертый уровень оценивает влияние обучения на бизнес-показатели организации. Мы оцениваем, как обучение влияет на продуктивность, эффективность, качество работы или финансовые показатели. Это требует более долгосрочного и систематического подхода к оценке и анализу данных.

Применение модели Киркпатрика позволяет оценить обучение на разных уровнях, выявить его эффективность и области для улучшения. Она позволяет связать обучение с конечными бизнес-результатами, делая его действительно значимым для организации.

Выбор формата

Классическое обучение включает прямую передачу знаний от человека к человеку, что обычно происходит в формате лекций, семинаров и мастер-классов. Этот подход имеет свои преимущества, такие как возможность обратной связи в реальном времени, непосредственного взаимодействия и обмена идеями между участниками.

Однако, благодаря развитию технологий, возможности обучения расширились. Современные технологии обучения предлагают целый ряд новых форматов:

  • Онлайн-обучение: онлайн-курсы и вебинары позволяют сотрудникам учиться в удобное для них время и месте.

  • Обучение на основе мобильных приложений: мобильное обучение позволяет сотрудникам изучать материалы на своих мобильных устройствах, что увеличивает доступность обучения.

  • Обучение с использованием дополненной и виртуальной реальности: эти технологии создают иммерсивную обучающую среду, где сотрудники могут практиковать навыки в безопасной и контролируемой среде.

  • Микрообучение: этот подход предлагает короткие, конкретные уроки, которые легко усваиваются и применяются.

  • Обучение с использованием искусственного интеллекта и адаптивного обучения: эти технологии позволяют настраивать обучающие материалы в соответствии с уникальными потребностями каждого сотрудника.

Сочетание классического и современного обучения позволяет создать гибкую и эффективную систему обучения, которая может быть адаптирована под различные потребности и предпочтения сотрудников.

Вместо заключения

Итак, строительство системы корпоративного обучения — сложная, многоуровневая задача, требующая стратегического и системного подхода.

Важно помнить, что эффективное обучение и развитие персонала — это не просто «дань моде» или случайная активность, а основательно продуманная и внедренная в практику стратегия, которая должна соответствовать организационным целям и быть вписана в общую корпоративную культуру.

Решения в области обучения и развития персонала должны быть продуманы с разных сторон и учитывать различные аспекты: от индивидуальных потребностей и мотиваций сотрудников до организационных целей и ресурсов. Необходимо учитывать риски, такие как потенциальные проблемы с применением новых навыков на практике или возможность низкого уровня участия сотрудников.

Системное планирование обучения с учетом всех этих факторов позволит создать эффективную систему обучения, которая будет способствовать не только развитию навыков сотрудников, но и достижению стратегических целей организации.

Обучение должно быть не просто актом передачи знаний, но и механизмом для стимулирования инноваций, улучшения производительности и обеспечения долгосрочного успеха организации.

Используя системный подход, организации могут разработать и внедрить эффективные стратегии обучения и развития, которые будут решать текущие и будущие потребности в навыках, способствовать устойчивому развитию и готовить организацию к будущему.

Начать дискуссию

Бесплатно с Трудовые отношения

Трудовые споры: обязан ли работодатель выдавать работнику характеристику

Характеристика может понадобиться не только для трудоустройства у нового работодателя, но и для суда, военкомата и для расследования происшествий внутри фирмы. Обязан ли работодатель давать характеристику? И если да, то что в ней должно быть?

Трудовые споры: обязан ли работодатель выдавать работнику характеристику

Курсы повышения
квалификации

21
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Основы предпринимательской экспертизы: как стать успешным предпринимателем

Каждая профессия предполагает наличие у человека определенных качеств. Одни считают, что их можно развить, другие называют это талантом и врожденным даром.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Как получить кредит на открытие бизнеса с нуля

Для открытия бизнеса нужен стартовый капитал, сумма которого может составлять до нескольких миллионов рублей. Если у начинающего предпринимателя нет своих накоплений, можно взять кредит. Рассказываем, как его получить и какие есть особенности у целевого кредита на бизнес. 

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Лучшие спикеры, новый каждый день

Резко выросло число самозанятых IT-специалистов: почему

Согласно прогнозам, к 2030 году число IT-специалистов вырастет на 56%. Работодатели предпочитают сотрудничать с самозанятыми, чтобы сохранить ставку НДФЛ 13% с работниками из других стран.

ИП с сотрудниками: налоги и отчетность

Если у предпринимателя есть сотрудники, он уплачивает те же налоги, что ИП без работников. Кроме того, он платит за работников страховые взносы, удерживает с их зарплат НДФЛ и перечисляет его в бюджет. Все нюансы изложены в нашей статье.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Бесплатное обслуживание банком счетов оказалось не таким уж и бесплатным

ПАО Банк Синара исполнил предупреждение ФАС с требованием разместить достоверную информацию о брокерских услугах на своем сайте.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Банки

Центробанк рекомендует усилить контроль за платежными агентами

Дабы исключить высокорисковые операции, регулятор просит следить, чтобы агенты не использовали персональные данные клиентов без их ведома.

Цифровизация в школах чрезмерна, показал опрос председателя Госдумы

Вячеслав Володин у себя в телеграм-канале провел анонимный опрос о чрезмерности цифровизации в школе.

Информация о компаниях будет храниться в открытом доступе 1 месяц

ФНС сократила срок хранения открытой информации об организациях с года до одного месяца.

Самозанятых и начинающий бизнес в новых регионах поддержат дополнительно

Правительство приняло решение дополнительно выделить из федерального бюджетам ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областям 3,75 млрд рублей.

Логика вышла из чата: за несданную декларацию по НДС ИП на патенте и самозанятым грозят блокировкой счета.✍«Ночной бухгалтер» № 1685

Бухгалтеры возмущены: их клиентам и работодателям летят требования сдать декларации по ОСНО, такие уведомления получают даже самозанятые. ФНС рекомендует не отвечать на сообщения, если они не касаются компании или ИП, но бухгалтеры опасаются блокировок.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

Создадут единую платформу по борьбе с киберпреступлениями

Замглавы Минцифры Александр Шойтов рассказал о планах в сфере информационной безопасности.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

⚡️ Итоги дня: садоводам предложили выдавать бесплатные семена, в Москве подорожал проезд в метро, а стоимость золота обновила рекорд

Подготовили обзор главных событий дня — 20 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Где безопасно обменять наличные на крипту

За 15 лет существования криптовалюты* не только не утратили своей актуальности, но наоборот — по популярности приблизились к фиатным деньгам и ценным металлам. Так, капитализация того же Биткоина сегодня превышает 1,4 триллиона долларов, что уже выше, чем у серебра! Неудивительно, что обмен крипты на наличные сегодня так востребован.

Где безопасно обменять наличные на крипту

Как загрузить отчеты о продажах с WB и OZON в 1С:Бухгалтерия

Начиная с релиза 1С:БП 3.0.114.23, в программе появился функционал, который позволяет загружать отчеты из маркетплейсов Ozon и Wildberries. Для WB загрузка данных доступна из табличного документа Excel, а также с помощью интеграции с личным кабинетом. Для площадки Ozon интеграцию с личным кабинетом добавили, начиная с релиза 3.0.126.

Как загрузить отчеты о продажах с WB и OZON в 1С:Бухгалтерия

Начался эксперимент по маркировке силовых кабелей

7 из 16 образцов кабелей и проводов не соответствуют требованиям ГОСТ по качеству и безопасности, поэтому власти проводят эксперимент по маркировке этой продукции.

Обязательная регистрация работодателя в системе ЕИСОТ

С принятием нового порядка обучения у работодателей появилась новая обязанность: помимо проведения внутреннего обучения еще и занесение сведений об обученных в реестр Минтруда.

Обязательная регистрация работодателя в системе ЕИСОТ

Свежая вакансия: «Союзмультфильм» ищет бухгалтера по производству

Компании нужен специалист, который знает основные положения бухгалтерского и налогового учета нематериальных активов.

Бухгалтеры

Дарим топовый онлайн-курс «Бухгалтер маркетплейсов-2024» с подпиской «Клерк.Премиум»

При покупке подписки «Клерк.Премиум» от полугода вы получаете наш флагманский курс «Бухгалтер маркетплейсов-2024: учет, налоги, 1С» бесплатно!

Интересные материалы

Зарплата

Удержание из заработной платы неизрасходованных подотчётных сумм в 1С:ЗУП ред. 3.1

Сотрудник, получая денежные средства под отчет, обязан отчитаться по ним в течение установленного срока, либо должен вернуть средства обратно. Если этого не происходит, сумма неизрасходованного и вовремя невозвращенного аванса будет считаться долгом подотчетного лица.

 Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру