Товарный знак

Как выбрать «правильный» товарный знак

Реальная действительность постпандемийного периода навсегда изменила общественное сознание и российскую экономическую ситуацию. В особенности это касается последних 2 лет. В ответ на многие вызовы современности, в том числе беспрецедентные западные санкции, российский бизнес доказал свою приспосабливаемость к любым жизненным переменам. 
Как выбрать «правильный» товарный знак
Иллюстрация: DS stories/pexels

На встрече с руководителями компаний по вопросам развития промышленности президент Путин 3 августа 2023 года заявил, что рост производства в России в годовом измерении может составить 12%.

Рост производства способствует появлению на рынке новых российских товаров, соответственно, можно ожидать и пропорционального увеличения количества новых товарных знаков российских заявителей с выводом на рынок новой продукции.

При создании нового товара и его продвижении на рынке производителю следует задаться вопросом, почему потребитель должен купить именно этот товар или воспользоваться именно данной услугой? Что их выделяет из множества аналогичных предложений на рынке?

Узнаваемость любому предлагаемому на рынке товару или услуге обеспечивает товарный знак, поскольку товарный знак является лицом, визитной карточкой товара.

Товарный знак — это лаконичный визуальный сигнал покупателю, и чем выше степень его узнаваемости, тем выше вероятность, что потенциальный покупатель приобретет маркированный им товар.

По этой причине товарный знак — не просто средство индивидуализации, а очень эффективный маркетинговый инструмент, который способен оказать существенное влияние на продвижение товара на рынке при условии, что товарный знак будут символизировать положительный, привлекательный, надежный и вызывающий доверие образ товара. 

При этом недостаточно создать привлекательный товарный знак, важно своевременно обеспечить его правовую охрану.

Согласно статистике, ежегодно публикуемой в отчетах «Роспатент в цифрах и фактах», за последние 5 лет в России было зарегистрировано следующее количество товарных знаков:

Год

Поданные на регистрацию товарные знаки

Зарегистрированные товарные знаки / в % от поданных

2018

76 062

66 056 / 86,84%

2019

87 509

66 707 / 76,23%

2020

93 926

68 048 / 72,45%

2021

107 030

70 860 / 66,21%

2022

112 041

81 137 / 72,42%

Очевидно, что не каждое заявленное в качестве товарного знака обозначение достигает регистрации.

Причиной того, что практически каждому третьему поданному на регистрацию обозначению Роспатент отказывает в регистрации, является его несоответствие требованиям законодательства, и в большей части вследствие несоответствия заявленного обозначения критериям охраноспособности товарного знака.

Критерии охраноспособности товарного знака отражены в основаниях для отказа в регистрации, изложенных в основном в статье 1483 ГК, которые в обобщенном виде можно сформулировать следующим образом: 

Товарный знак:

  • должен обладать различительной способностью и не должен порождать в сознании потребителя ложное представление о товаре, его изготовителе или месте производства,

  • не должен нарушать публичных, общественных интересов, а также права третьих лиц на различные объекты интеллектуальной собственности.

В свою очередь, охраноспособность товарного знака оценивается применительно к товарам (услугам), в отношении которых предполагается использование и регистрация товарного знака.

Различительная способность товарного знака — критерий, напрямую вытекающий из природы (существа) товарного знака, образующий его основную функцию: отличать товары одного производителя от аналогичных товаров другого производителя.

Не обладают различительной способностью и являются неохраноспособными следующие обозначения:

  • простые геометрические фигуры, линии, цифры, числа;

  • отдельные буквы или их сочетание, не обладающие словесным характером и не имеющие оригинального графического исполнения;

  • общепринятые наименования, термины и символы;

  • реалистические или схематические изображения товаров, заявляемые на регистрацию для обозначения этих товаров;

  • сведения, касающиеся изготовителя товаров или характеризующие товар, весовые соотношения, материал, сырье, из которого изготовлен товар, в том числе простые указания товара, иные описательные обозначения;

  • обозначения, ставшие видовыми (номенклатурными) наименованиями товаров в результате их длительного использования разными производителями в отношении идентичных или однородных товаров;

  • условные обозначения, применяемые в науке и технике.

  • форма товаров, обусловленная свойством или назначением товаров.

Отсутствие различительной способности заявленного обозначения в целом или отдельных его элементов, занимающих в составе обозначения доминирующее положение, в большинстве случаев ведет к отказу в его регистрации.

Исключения:

  • регистрация обозначений, не обладающих различительной способностью допускается при условии, если такие обозначения приобрели различительную способность в результате их длительного использования до даты подачи заявки (приобретенная различительная способность);

  • неохраноспособные элементы могут быть включены в состав товарного знака в качестве неохраняемых, если они не занимают в его составе доминирующего положения;

  • обозначения, состоящие только из неохраноспособных элементов, могут быть предметом правовой охраны в случае, если такие элементы образуют комбинацию, обладающую качественно иным уровнем восприятия по сравнению с восприятием отдельно взятых элементов, то есть если комбинация таких элементов является в достаточной степени оригинальной и в целом обладает различительной способностью.

Далее, не предоставляется охрана элементам / обозначениям, способным породить в сознании потребителя ложное представление о товаре, его изготовителе или месте производства, а также нарушающим публичные, общественные интересы, в том числе:

1. Представляющих собой или содержащих элементы (п. 3. ст. 1483 ГК):

  • являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя;

  • противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали;

2. Тождественным или сходным до степени смешения с (п. 4. ст. 1483 ГК):

  • с официальными наименованиями и изображениями особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации либо объектов всемирного культурного или природного наследия;

  • с изображениями культурных ценностей, хранящихся в коллекциях, собраниях и фондах.

К элементам / обозначениям, нарушающим публичные, общественные интересы, относятся, в том числе, следующие объекты, включающие, воспроизводящие или имитирующие официальные символы, наименования, отличительные знаки либо их узнаваемые части (п. 2 ст. 1483 ГК):

  • официальные символы, наименования, отличительные знаки,

  • наименования (сокращенные или полные) международных и межправительственных организаций, их флаги, гербы, другие символы и знаки,

  • официальные контрольные, гарантийные или пробирные клейма, печати, награды и другие знаки отличия. 

Исключение: 

  • такие объекты, их узнаваемые части или имитации могут быть включены в товарный знак в качестве неохраняемого элемента при наличии согласия соответствующего компетентного государственного органа, органа международной или межправительственной организации.

Основания для отказа в регистрации товарных знаков, которые нарушают права третьих лиц, регламентированы пунктами 6-10 статьи 1483 ГК, согласно которым не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений, тождественных или сходных со следующими более ранними объектами третьих лиц:

  • с товарными знаками других лиц, в том числе общеизвестными;

  • с географическим указанием или наименованием места происхождения товаров;

  • с фирменным наименованием или коммерческим обозначением (их отдельными элементами), наименованием селекционного достижения;

  • с объектами авторского права;

  • с промышленным образцом, знаком соответствия;

Также не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, элементами которых являются охраняемые средства индивидуализации других лиц или сходные с ними до степени смешения.

Вышеуказанные ограничения установлены, как правило, в отношении однородных товаров, то есть товаров близких по своей природе и назначению. 

При разработке и выборе товарного знака важно:

  • проверить охраноспособность товарного знака;

  • усилить различительную способность (фантазийные товарные знаки менее уязвимы для отказа в регистрации);

  • проверить наличие / отсутствие более ранних прав на тождественные и сходные товарные знаки третьих лиц в отношении однородных товаров;

  • проверить наличие используемых товарных знаков и обозначений без регистрации;

  • избегать включение элементов, способных ввести в заблуждение в отношении товара, производителя, места производства;

  • избегать имитации и ассоциирования с товарными знаками других лиц, наименованиями известных компаний.

Таким образом, при создании товарного знака следует учитывать основное требование — наличие различительной способности и отсутствие предпосылок к возникновению конфликтных ситуаций с правами третьих лиц на сходные объекты.

Усилить различительную способность обозначения можно путем добавления словесных и/или изобразительных элементов, выполнения буквенной/словесной части с использованием оригинального шрифта или их графической стилизации.

Следует также избегать использования в товарном знаке описательных характеристик, реальных или вводящих в заблуждение географических указаний, общепринятых терминов, символов или графических заимствований.

В случае, если производитель планирует длительное время использовать неохраноспособное обозначение, необходимо учесть риски параллельного использования аналогичного обозначения иными лицами, что может привести к столкновению интересов разных лиц в отношении подобных объектов.

Одна из проблем, с которой сталкивается часть заявителей при регистрации товарных знаков, обусловлена стремлением соответствовать формату современных трендов в области дизайна товарных знаков. Это относится как к графической составляющей создаваемых товарных знаков, например, использование геометрических фигур вместо букв в словесной части товарного знака, так и к словесной. 

Включение в состав товарных знаков, например, элементов БИО, ЭКО, НАНО и т.п. увеличивает количество потенциальных препятствий в регистрации и создает лишний информационный шум при проведении поиска по товарному знаку и экспертизе заявленного обозначения.

Использование товарных знаков на экранах смартфонов создало тенденцию в дизайне, связанную с включением в состав товарных знаков простых и максимально минимизированных графических элементов.

С одной стороны, это увеличивает узнаваемость товарного знака, однако, с другой стороны, при регистрации товарных знаков с такими графическими элементами появляются риски сходства с товарными знаками третьих лиц, а именно, с их графическими элементами.

Применение нестандартных шрифтовых и графических решений увеличивает степень отличия товарного знака от иных товарных знаков третьих лиц. Следует также более тщательно прорабатывать шрифтовую часть словесного элемента товарного знака, избегая копирования нестандартных авторских шрифтов.

Еще одной тенденцией при создании дизайна товарных знаков является использование цветовых градиентов. Оригинальный градиент формирует магию восприятия товарного знака, однако точно такой же градиент, использованный в графической или словесной частях товарного знака другим лицом, способен создать предпосылку для столкновения интересов в случае, если велика вероятность смешения товарных знаков.

Зачастую дизайнеры, преследуя задачу ухода от потенциального препятствия в регистрации, стилизуют буквенную часть товарного знака настолько оригинальным образом, что утрачивается словесный характер товарного знака в целом или появляется возможность свободно его интерпретировать. Решение проблем, связанных с регистрацией товарного знака, не должно приводить к ослаблению уровня восприятия товарного знака потенциальными потребителями.

Баланс между стремлением идти в ногу с современными тенденциями в дизайне товарных знаков и пониманием сути товарного знака как, прежде всего, средства индивидуализации вашего товара — ключ к успеху в меняющееся непростое для всех и одновременно открывающее окно новых возможностей и способов реализации идей время. 

Начать дискуссию

ОСАГО

Как страховые компании манипулируют с ОСАГО + каско

Финансовый уполномоченный Светлана Максимова выявила недобросовестные практики по смешиванию договоров ОСАГО и каско.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Бухгалтеры обсуждают «отмазки» от ведения кадров и воинского учета. 👩‍💼«Ночной бухгалтер» № 1681

Бухгалтерам нередко навязывают дополнительные обязанности, вроде ведения воинского учета. Клиенты и руководители понимают только слово «учет» и не вникают в специфику. Как отказаться от ненужных забот или... подзаработать на этом.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Инвестиции

Акции «Яндекса» начнут продаваться на Мосбирже с 10 июля

Ценные бумаги МКПАО «Яндекс» допустят к торгам с 8 июля, а 10 июля Мосбиржа проведет делистинг акций нидерландской компании Yandex N.V.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Отпуска

Неожиданно: отпуск может официально длиться несколько часов

Роструд разъяснил возможность предоставления по ТК отпуска без сохранения заработной платы на несколько часов.

Кадры

Названы регионы — лидеры по числу сезонных вакансий

Весной работодатели разместили более 14 тысяч различных предложений трудоустройства и вакансий с сезонной занятостью на портале «Работа России».

Готовим пояснения для налоговой инспекции по отчётной кампании

После отчётной кампании проверяющие могут потребовать дать пояснение. У них могут появиться любые вопросы, и, возможно, на них придётся отвечать. А от ответов будет зависеть исход отчётного периода. Разбираемся на практике и примерах, как составлять пояснения.

Готовим пояснения для налоговой инспекции по отчётной кампании
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Антон Силуанов остался министром финансов

Силуанов возглавляет Минфин с 16 декабря 2011 года.

ОСАГО

Автоюристам могут сократить поле для деятельности

Финансовый уполномоченный Светлана Максимова на конференции «Claims&Pays 2024. Урегулирование убытков в страховании» предложила меры по снижению случаев вовлечения автоюристов в урегулирование споров по ОСАГО.

НДФЛ

Стало известно, когда налоговые вычеты станут автоматическими

Для получения вычетов по НДФЛ больше не понадобится собирать справки и другие подтверждающие документы. Налоговая с 2026 года сама рассчитает размер вычета и автоматически переведет нужную сумму.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: Вышла новая версия нейросети GPT-4o, депутаты подрались в парламенте Грузии, а Почта России быстрее отправляет посылки

Подготовили обзор главных событий дня — 14 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Счетная палата: компании задолжали больше 30 млрд рублей по земельному налогу

Главной проблемой для аудиторов стали земельные участки, которые принадлежат фирмам, исключенным из ЕГРЮЛ.

Криптовалюта

Криптообменники в Москва Сити: где обменять криптовалюту на наличные рубли

Международный деловой центр «Москва-Сити», расположенный на Пресненской набережной, объединяет в себе зоны отдыха и деловой активности, и именно здесь расположено большинство офисов, в которых можно обменять крипту на наличные, и наоборот.

Криптообменники в Москва Сити: где обменять криптовалюту на наличные рубли
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Бесплатно с Трудовые отношения

Дополнительное соглашение к трудовому договору: как его правильно оформить — примеры

При приеме на работу все существенные условия, на которых человек будет трудиться, указывают в трудовом договоре. В процессе работы может возникнуть необходимость их изменить. Разберем, какие условия можно скорректировать, как корректно оформить дополнительное соглашение к трудовому договору.

Дополнительное соглашение к трудовому договору: как его правильно оформить — примеры

Госдума готовит закон о маркировке контента от нейросетей

Изображения, тексты, аудио и видео, созданные искусственным интеллектом, могут ввести пользователей в заблуждение. Поэтому депутаты предложили маркировать сгенерированный контент. А если он будет распространяться без маркировки, то материалы заблокируют.

Выпуск КЭП с использованием ЕБС: что это такое, как получить, и зачем нужно

Раньше выпустить квалифицированную электронную подпись удаленно могли только те, у кого был действующий сертификат ЭП. Теперь такая услуга стала доступна новым пользователям — подтвердить свою личность удаленно можно с помощью государственной Единой биометрической системы (ЕБС).

Выпуск КЭП с использованием ЕБС: что это такое, как получить, и зачем нужно
Зарплата

В 2025 году бюджетникам будут платить по-новому. Минтруд запустит пилотный проект

Чтобы фиксированные выплаты бюджетникам были не ниже МРОТ, Минтруд запустит пилотный проект с новой системой оплаты труда. В первую очередь изменения затронут работников из сферы образования и здравоохранения.

Как работодателю законно отказаться от обучения по охране труда

Абсолютно все работодатели обязаны организовать и провести обучение своих работников по охране труда. Это реализуется посредством внутреннего и внешнего обучения, инструктажей нескольких видов и стажировки на рабочем месте.

Как работодателю законно отказаться 
от обучения по охране труда
Интернет и IT

💡 Большинство компаний из электронной коммерции пользуются искусственным интеллектом. Но не все технологии приживутся, говорит эксперт

Представители сферы e-commerce инвестируют в новые технологии на базе искусственного интеллекта примерно 5% бюджета.

Цифра дня. Про мотивацию

Самым эффективным способом мотивации сотрудников работодатели считают регулярный пересмотр зарплаты.

Цифра дня. Про мотивацию

Интересные материалы

Над чем будет работать Минтруд ближайшие 6 лет: программа

Антон Котяков выступил перед депутатами Госдумы и представил программу работы Минтруда на ближайшие 6 лет, до 2030 года.