Как компании выстроить систему управления благополучием сотрудников и зачем это нужно бизнесу

Мир стал еще более изменчивым и небезопасным. Не только пандемия, но и экономическая ситуация в мире очень сильно повлияли на все сферы бизнеса, на компании с государственным участием и на каждого отдельно взятого человека. Поэтому потребность в стабильности, безопасности и заботе о комфорте на работе растет с каждым днем.
Как компании выстроить систему управления благополучием сотрудников и зачем это нужно бизнесу
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Несмотря на текущие сложные реалии, у руководства компаний сохраняются амбициозные задачи: обеспечить высокую производительность и продуктивность сотрудников,  мотивацию на достижение бизнес-результата в кратчайшие сроки,  быструю адаптацию к постоянно меняющимся условиям.

Однако малому и среднему бизнесу становится все сложнее решать эти задачи. Как правило, в таких компаниях нет выстроенной системы управления благополучием сотрудников. А без нее вряд ли получится значительно усилить мотивацию и эффективность персонала.

Что такое благополучие сотрудников

Авторы многофакторной концепции благополучия Том Рад и Джим Хартер дают следующее определение.

Благополучие — это сочетание любви к тому, чем мы занимаемся каждый день, хороших отношений с окружающими, устойчивого материального положения, крепкого здоровья и гордости за свой вклад в жизнь общества.

Данная трактовка термина подтверждается результатами исследования благополучия людей более чем в 150 странах мира, проводимого Институтом Гэллапа на протяжении 50 лет. 

По данным Международного фонда обследования вознаграждений сотрудников в 66% компаний, внедривших программы благополучия отмечается значительное повышение производительности труда.

На форуме лидеров корпоративного обучения в России в 2022 году, лидеры более 60 корпоративных университетов, подтвердили, что комплексные программы благополучия, запущенные внутри их компаний, повышают продуктивность и результативность сотрудников, а значит положительно влияют на бизнес-эффективность компании в целом. 

Каким компаниям стоит заботиться о благополучии сотрудников

Это важно как для представителей малого и среднего бизнеса, так и для крупных компаний. Причем об этом важно помнить не только HR, но и руководителям организаций. 

В крупных компаниях (более 1000 человек) это проще организовать централизованно, так как там есть возможность запустить систему мероприятий для повышения благополучия (в некоторых из них, порой даже есть бюджет на привлечение внешних экспертов).

В компаниях численностью до 100 человек проще использовать индивидуальный подход и запустить отдельные мероприятия: сделать более гибкий график для сотрудников с маленькими детьми, частично компенсировать расходы на транспорт или обеды, предоставить возможность обучаться за счет компании или присоединиться к корпоративным закупкам и получать товары по оптовым ценам (например, канцтовары, цветы в праздничные дни и т.п.)

От чего зависит благополучие сотрудников

Все эксперты сходятся в том, что на благополучие влияет совокупность факторов, среди которых:

  • здоровье,

  • крепкие социальные связи,

  • баланс работы и отдыха,

  • любовь к делу,

  • устойчивое материальное положение,  

  • достижения.

Вот несколько примеров мероприятий, которые положительно влияют на благополучие работников компании:

  • спортивные команды;

  • регулярное участие в марафонах городского уровня;

  • тренинги и вебинары «Жизнестойкость и сохранение баланса», персональная программа обучения «Управление стрессом»;

  • отдельная полка в электронных библиотеках с тематикой ЗОЖ;

  • выделение конкретной суммы денег для оплаты любого спортивного занятия / спортивной секции;

  • внутренний шахматный клуб и т.п.;

  • кофе-бот;

  • пятничная видеоконференция для неформального общения всех сотрудников;

  • тематические чаты: английский клуб, чат для любителей животных;

  • синемалогия;

  • чат-клуб для руководителей с возможностью обсуждать насущные проблемы руководителей, делиться опытом и запрашивать советы;

  • вовлечение в социальную активность (экскурсии в государственные учреждения, правоохранительные органы и т.д.);

  • создание отряда дружинников;

  • командные игры (квесты, квизы, и т.п.) и настольные игры;

  • банк идей по созданию комфорта и благополучной среды на работе;

  • ДМС;

  • регулярные лекции и семинары по финансовой грамотности;

  • подкаст;

  • семейные мероприятия (праздники, выездные мероприятия, совместное чтение сказок, просмотры фильмов);

  • регулярные мероприятия для детей сотрудников (экскурсии на рабочее место родителей, лагеря дневного пребывания, клубы самоуправления);

  • трек по развитию коммуникативных навыков;

  • особые скидки и льготы для родственников сотрудников;

  • гибкий график;

  • возможность работать удаленно;

  • возможность работать из другого города для части сотрудников;

  • возможность выбрать собственную траекторию развития навыков с поддержкой тьютора, коуча, психолога;

  • кадровый резерв.

Если вы можете организовать в вашей организации хотя бы несколько из перечисленных вариантов, — самое время приступать к внедрению.

Как выстроить в компании систему управления благополучием сотрудников

1. Измерить текущий уровень благополучия.  

Если внутри организации проводятся опросы вовлеченности, лояльности, диагностика уровня стрессонаполненности, стоит проанализировать данные этих опросов. Если нет, то можно воспользоваться открытыми методиками (например, диагностикой субъективного благополучия Р.М. Шамионова и Т.В. Бесковой или методикой Well-Being and Stress Survey).

2. Определить, как повысить уровень благополучия работников вашей компании.

Лучше всего спросить у людей, что для них важнее и что сделает их более благополучными.

Для этого можно запустить специальный опрос. Его можно разработать самостоятельно или привлечь компании, которые специализируются на разработке подобных опросов. 

В маленьких компаниях лучше давать короткий опросник, который состоит из 5–7 вопросов с выбором вариантов (например, какой график работы был бы для вас максимально комфортным) и 1–2 открытых вопроса (например, напишите общие рекомендации по изменению процессов или условий (кроме повышения з.п.), которые позволят вам чувствовать себя на работе более комфортно).

3. Проанализировать результаты

Определите топ–5 основных пунктов, с которым стоит поработать в первую очередь.

4. Создать рабочую группу по выработке программы мероприятий, основанной на результатах опроса

Даже если в организации нет HR, все равно стоит создать инициативную группу из 3–5 человек. В нее могут войти самые активные сотрудники, которые всегда готовы предлагать идеи по улучшению процессов. Либо те, кто очень сильно неудовлетворен текущей ситуацией (по результатам опроса) и при этом в опросе описывают здравые идеи по внедрению изменений. 

Договоритесь со всеми участниками рабочей группы о регулярных встречах на 1–1,5 часа (1–2 раза в неделю).

На встречах вы сможете обсудить результаты опросов, определить мероприятия, инициативы, нововведения, которые позволят повысить уровень благополучия в вашей организации, разработать план мероприятий на квартал, 6 месяцев или год (исходя из того, какое количество мероприятий планируется к внедрению).

5. Анонсировать программу мероприятий  для всех участников

Проведите общее собрание (если в компании до 100 человек) или отправьте рассылку (если в компании больше 100 человек) для анонсирования изменений.

Желательно, чтобы в рассылке был не только текст с описанием мероприятий и датами их запуска, но и видеообращение, в котором лидер (руководитель компании или значимый руководитель, мнение которого авторитетно для сотрудников) рассказывает о результатах опроса и выгодах, которые получат сотрудники и руководители после внедрения программы.

6. Запустить программу внутри компании

Проводите мероприятия и инициативы согласно утвержденному с рабочей группой плану.

7. Получить обратную связь

Соберите обратную связь через руководителей, чтобы понять, насколько запущенные мероприятия действительно, способствуют изменениям, о которых сотрудники и руководители писали в опросах.

8. Сделать контрольный замер уровня благополучия.

Не ранее чем через 1,5 месяца проведите повторный замер уровня благополучия сотрудников. В данном случае можно повторить опрос из пункта 1 или еще раз запустить опрос из пункта 2.

Вкладывая ресурсы в повышение благополучия ваших сотрудников и руководителей, вы сможете удержать таланты, повысить вовлеченность, а значит увеличить прибыль компании.

Комментарии

4
  • Микроклимат в коллективе вещь наиважнейшая. Это один из пунктов пристального контроля руководства. На практике редко встречается. К сожалению.

    Вот несколько примеров мероприятий, которые положительно влияют на благополучие работников компании:

    Интересные пункты. Некоторые не требуют финансовых вложений или они минимальны. Это важно.

    Спасибо за статью.

  • Ольга

    Неплохо бы интересоваться мнением сотрудников: нравятся ли им эти мероприятия, хотят ли они в нерабочее время проходить какие то квесты, экскурсии и т.д. А то очередной большой начальник прикажет "веселиться" на квестах под страхом увольнения, и работники "веселятся", но даёт ли это положительный эффект?

  • bogdanovv

    денег платить нормально и этого достаточно, в топку все эти мероприятия

УК РФ

На юрлиц стали чаще возбуждать уголовные дела за таможенные нарушения

Таможенные органы отчитались, что возбудили 641 уголовное дело в 1 квартале 2024 года.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Стартовал эксперимент с электронными студенческими билетами и зачетками: что дает

Электронные студенческие билеты и зачетные книжки появятся на Госуслугах. Их можно использовать наравне с бумажными.

Договор ГПХ: на какой срок можно заключить

Компании и предприниматели сотрудничают с внештатниками на основании договора ГПХ. Рассказываем, на какой срок можно составить договор гражданско-правового характера, и какие последствия могут быть, если указать срок неверно.

Договор ГПХ: на какой срок можно заключить
Лучшие спикеры, новый каждый день

До 17,5% от Абрамовича. Свежие облигации: Евраз на размещении

Горняки и металлурги пришли к нам за деньгами, а инвесторы и рады, что не только в лизинг и стройку можно инвестировать. Круто, но есть нюанс — отсутствует финансовая отчётность после 1П2022. Ни за весь 2022 год, ни за 2023 год отчётности нет. Посмотрим, как же так получается, и оценим необходимость участия в этом размещении.

До 17,5% от Абрамовича. Свежие облигации: Евраз на размещении

С Днём Победы!

9 мая, когда мы отмечаем День Победы, мы вспоминаем не только о тех, кто сражался на фронтах, но и о тех, кто с огромным мужеством выдерживал испытания в тылу. Среди них моя бабушка, Ольга Ефимовна, чья история наполнена не только горечью утраты, но и невероятной жизненной силой.

Путин: через 6 лет смертность от ДТП должна снизиться в 1,5 раза

В рамках достижения национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни» президент поставил задачу снизить смертность в результате дорожно-транспортных происшествий.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Инвестиции

Неприятие потери, или почему ты не можешь продать Сегежу с Газпромом

Ситуация: ты покупаешь акции компании, которая внезапно становится токсичной и месяц за месяцем нащупывает новое дно. Классический пример — ВТБ. Но это было всегда, а вот более свежие примеры — Сегежа или народное достояние. Газовая компания вообще держится в топ-3 по популярности среди акций, а её ближайшие перспективы не менее туманны, чем Альбион.

Неприятие потери, или почему ты не можешь продать Сегежу с Газпромом
Социальный вычет

Изменился состав документов для получения налогового вычета за обучение

По расходам на образование с 1 января 2024 года в налоговую нужно принести справку об оплате услуг. Раньше для получения социального налогового вычета по НДФЛ были нужны платежные документы и договор.

5

📕 💪 Акция «Не МАЙся — заниМАЙся»! Самые нужные курсы по 3 690 рублей!

Успейте купить топовые курсы «Клерка» за 3 690 рублей до 13 мая! Для акции мы выбрали нужные для бухгалтера онлайн-курсы: они помогут освоить востребованные навыки, актуализировать знания к лету, освоить новую нишу, чтобы вырасти в карьере и увеличить доход.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1

🔥 Акция «Не МАЙся — заниМАЙся!»: топовые онлайн-курсы по 3 690 рублей

До 13 мая вы можете купить лучшие онлайн-курсы «Клерка» по учету на маркетплейсах, финансовому моделированию, ВЭД, зарплате и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

Уважаемые коллеги! Поздравляем вас с Днем Победы!

Коллектив «Клерка» поздравляет всех с Днем Великой Победы!

Уважаемые коллеги! Поздравляем вас с Днем Победы!
3
Законопроекты

Губернаторам могут разрешить продлевать майские праздники

Госдума начинает рассматривать законопроект, который может разрешить региональным властям давать людям больше выходных в майские праздники. Но только если большинство жителей региона поддержит перенос выходных с новогодних праздников.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Инвестиции

8% в валюте на удобрениях. Свежие облигации: Акрон CNY на размещении

Нет ничего постыдного в том, чтобы инвестировать в навоз, даже если этот навоз берёт долги в юанях под 8%. Сегодня у нас в гостях Акрон — очередной эмитент, который позволяет инвесторам заработать в валюте. Крайне интересный выпуск, достойный находиться в портфелях всех любителей валюты.

8% в валюте на удобрениях. Свежие облигации: Акрон CNY на размещении

Проблема навигации на «Клерке». 20 лет мы искали решение и вот

Теперь навигационное меню можно свернуть и оно запомнит свое состояние.

Проблема навигации на «Клерке». 20 лет мы искали решение и вот

Сравнение сервисов для подачи отчетности. Обзор для бухгалтера

Статья представляет сравнительный обзор трех сервисов для подачи отчетности: 1С-Отчетность, СБИС и Контур Экстерн. Описаны их ключевые функции и ценовые предложения.

1

Правильно подобрали переводчиков и локализовали сайт: как за 2 месяца мы помогли торговой компании открыть филиалы в ОАЭ, Турции и Казахстане

Когда открываешь филиал компании за рубежом нужно заранее разобраться с требованиями местного законодательства: почитать гражданское и корпоративное право страны, в которой регистрируешь бизнес, и собрать правильный пакет документов. Все сертификаты, лицензии, разрешения должны быть профессионально переведены и заверены.

Правильно подобрали переводчиков и локализовали сайт: как за 2 месяца мы помогли торговой компании открыть филиалы в ОАЭ, Турции и Казахстане

Грядет очередной эксперимент по маркировке

C 1 сентября 2024 по 31 августа 2025 года Минпромторг планирует проведение эксперимента по маркировке отдельных видов смазочных материалов и специальных автомобильных жидкостей.

1

К 2036 году у 99% населения России будет интернет

Президент в качестве национальной цели обозначил увеличение доли домохозяйств, которым обеспечена возможность качественного высокоскоростного широкополосного доступа к интернету.

Зачем обращаются в Росреестр чаще всего: официальные данные

Росреестр отчитался, с какими вопросами чаще всего обращались заявители в 2023 году.

Интересные материалы

Ведение бизнеса

Выручка малых технологических компаний должны вырасти в 7 раз

Для достижения национальной цели «Технологическое лидерство» президент поставил целевой показатель по росту выручки малых технологических компаний (МТК).