Без выездных проверок, но с резервными счетами: как строится работа с фрилансерами в Европе и странах бывшего СНГ в сравнении с Россией. Интервью с EasyStaff

Как фрилансерам из СНГ работать с зарубежными заказчиками или иностранным компаниям нанимать фрилансеров из тех же регионов? Как платить за услуги, получать гонорары, если не доступны переводы на карты и другие инструменты? О том, как работать заказчикам и исполнителям без рисков рассказывает Виталий Михайлов, фаундер & CEO компании EasyStaff.
Без выездных проверок, но с резервными счетами: как строится работа с фрилансерами в Европе и странах бывшего СНГ в сравнении с Россией. Интервью с EasyStaff
Фото: личный архив Виталия Михайлова

Расскажите, исходя из вашего опыта, как часто российские компании сотрудничают с фрилансерами за рубежом?

По нашим данным уже достаточно много компаний работают с фрилансерами из стран как дальнего так и ближнего зарубежья, в том числе из СНГ. До последнего времени отечественные компании очень много нанимали белорусских и казахских исполнителей, т.к. они оказывались дешевле отечественных. Одной из причин было отсутствие налогов с ФОТ, т.к. они являются нерезидентами.

В большинстве случаев компании сотрудничают с русскоязычными фрилансерами —  гражданами СНГ и российскими релокантами, которые покинули страну. 

Иностранно-язычных фрилансеров нанимают для уникальных услуг, например, английской школе языка требуются реальные учителя и носители языка.

По релокантам компаниям нужно решать проблемы перечисления их зарплаты.

Одним из популярных направлений для релокации бизнеса сейчас являются ОАЭ. Они хотят нанимать русскоязычных фрилансеров не только из РФ, а из стран СНГ и ближнего зарубежья. Как будет происходить документооборот, взаиморасчеты между заказчиком и фрилансером?

У компаний не должно возникнуть проблем при перечислении на счет фрилансера в банки и страны, которые не находятся под санкциями. Для получения оплаты фрилансер должен предоставить инвойс. Компании же, которые находятся на территории РФ, с большими трудностями могут переводить оплату зарубежным фрилансерам, т.к. SWIFT и карточные переводы не работают. 

Единицы банков предлагают трансграничные переводы, устанавливая для них повышенные комиссии и многочисленные требования валютного контроля. Для осуществления расчетов с фрилансерами компании-релоканты могут использовать посредников, например, сервис EasyStaff.

Что из себя представляет инвойс в сфере международных расчетов, может ли он заменить договор оказания услуг и счет?

При выполнение международных расчетов инвойс заменяет собой счет и акт выполненных работ. Различают несколько типов инвойсов:

  • Funding invoice — это счет на пополнение, который выставляет фрилансер;

  • Tax invoice — это налоговый инвойс, который заменяет акт выполненных работ.

На практике можно использовать общий инвойс, который заменяет и то, и другое, но он не считается контрактом на выполнение работ. 

Теоретически можно работать без контракта, используя только инвойс, но в нем не будут прописаны ключевые положения и договоренности для выполнения услуг.

Российские налоговые инспекции и коммерческие банки с пристрастием и подозрением относятся к массовым выплатам  физическим лиц. Поэтому возникает вопрос, как они относятся к массовым выплатам за рубеж, и как относятся к массовым выплатам фрилансерам с помощью такого сервиса как EasyStaff?

Отношение проверяющих к массовым выплатам будет зависеть от специфики бизнеса и экономической обоснованности таких платежей. 

Например, к выплатам в пользу агентов-инфлюенсеров у банков достаточно мало вопросов. Если проблемой массовых выплат является сложность в получении закрывающих документов или определение статуса резидентства фрилансера, то решением является использование посредников. 

У нас не возникало проблем с налоговыми службами,  мы работаем в основном с зарубежными заказчиками и там система проверок построена по-другому. Банки да, могут запрашивать много документов, все предоставляем по запросу. 

Система сотрудничества с нами выглядит так — компания совершает только один платеж по одному договору и закрывающему акту, выплату фрилансерам выполняет EasyStaff.

Как выглядит этот единственный договор с EasyStaff, по нему вы оказываете услуги или выступаете посредником в сделке?

Ответ будет зависеть юрисдикции и страны регистрации заказчика. Условия и форма договора с российской компанией также будет зависеть от применяемой системы налогообложения. 

В целом наш контракт можно назвать договором подряда, по которому мы оказываем услуги, предоставляем все необходимые закрывающие документы. В контракт включается закрытый перечень услуг, которые могут оказывать нанятые уже нами для исполнения заключенного контракта фрилансеры.

Говоря простыми словами, если компании требуются исполнители, оказывающие услуги, например, разработки, то заказчик заключает договор с EasyStaff, который в свою заключает договоры непосредственно с фрилансерами? 

Так и есть. Фрилансеры становятся субподрядчиками.

И хочется вернуться к вопросу проверок. Приведу пример — на сайте Клерк.ру большое количество авторов-фрилансеров (самозанятых, ИП). Налоговая регулярно запрашивает у компании подтверждающие документы: договоры, акты, чеки. Бухгалтерия строго следит за наличием и получением от исполнителей этих документов. Поделитесь своим опытом, возникали ли ситуации, когда кроме запроса документов? налоговики приходили с выездной проверкой из-за использования массовых выплат фрилансерам?

С российской налоговой мы не пересекаемся, т.к. являемся резидентами другого государства. С европейской налоговой взаимоотношения строятся совершенно иначе, общение происходит в электронном виде и ни разу не возникало необходимости в проведении выездной проверки. Если проходить аудит, сдавать отчетность и платить налоги вовремя, то никаких запросов от налоговой не будет.

Спорные ситуации возникают при взаимодействии с банковским комплаенсом, т.е. с подразделениям финансового мониторинга. Периодически приходится отправлять массу документов, доказывать адекватность бизнес-модели. Чтобы деятельность не останавливалась из-за банковских запросов, приходится иметь несколько резервных банковских счетов.

Поговорим о выгодах для фрилансеров. Насколько им выгодно и удобно работать через посредника, а не напрямую с заказчиком?

Только через EasyStaff фрилансеры из РФ могут работать с зарубежными заказчиками, например, из США или из Европы. В целом любому фрилансеру удобнее работать через сервис, который автоматически за них сделает все требуемые заказчиком документы. 

Кроме этого, у исполнителя есть возможность выбрать удобный способ для получения вознаграждения. У фрилансера всегда есть возможность общаться с заказчиком внутри сервиса. Кроме банковских международных переводов, которые для российских исполнителей не работают, мы можем предложить карточные платежи, PayPal, Skrill, криптовалюту, СБП.

Какой статус должен быть у фрилансера, например, самозанятый или ИП, чтобы он мог работать через вашу платформу?

В сервисе EasyStaff нет требований к статусу. Фрилансер в любом случае получит причитающееся ему вознаграждение и закрывающие документы, которые подходят для любой системы налогообложения.

Раньше EasyStaff позиционировал себя в качестве платформы, которая ориентирована на расчеты и решала многие проблемы взаиморасчетов между заказчиком и фрилансерами. Расскажите, какие у вас появились новые возможности и инструменты?

Сервис EasyStaff, который вы знали по блогу на «Клерке», за последнее время очень сильно преобразился за счет появления новых продуктов. Цель компании сохранилась — это организация взаиморасчетов между подрядчиками и субподрядчиками. 

Среди новых проектов стоит отметить EasyStart — это сервис не для юридических лиц, а для фрилансеров. Здесь нашим клиентом является фрилансер, который регистрируется в сервисе, получает свой личный кабинет и возможность выставлять инвойс иностранным заказчикам. 

С помощью EasyStart исполнитель без проблем получает вознаграждение из-за рубежа на свой аккаунт личного кабинета. EasyStaff и EasyStart это абсолютно разные сервисы, которые работают на своих собственных платформах, их ведут отдельные команды разработчиков.

В сервисе EasyStaff фрилансер не может выбирать заказчика или диктовать условия, т.к. в первую очередь это платформа для юрлиц, которые сюда для своего удобства и автоматизации процессов приводят своих исполнителей. EasyStart позволяет фрилансеру стать главным в отношениях, выставлять европейские инвойсы заказчику из любой точки мира.

Скоро будет запущена биржа, которая позволит фрилансерам и заказчикам находить друг друга. Здесь вы сможете работать и производить расчеты не только с уже известным фрилансером, а находить новых контрагентов с помощью рейтингов, оценки портфолио и других инструментов.

Для российских фрилансеров наши сервисы имеют существенную ценность, т.к. им закрыты доступы на международные платформы Upwork, Fiverr. Наши новые проекты идеально ложатся в созданную экосистему, они позволяют нам развиваться не только на российском рынке.

Кто платит за услуги ваших сервисов?

В EasyStaff за услугу платит заказчик, фрилансер не платит ничего. В EasyStart комиссионные издержки несет фрилансер, а заказчик платит ровно ту сумму, которая указана в инвойсе.

Из каких стран чаще всего заказчики на ваших сервисах?

Здесь сложно перечислить список топ-стран, т.к. здесь есть два топ-региона — США и Европа. На таких заказчиков приходится 80% оборота. У США фрилансеры работают по всему миру, невозможно назвать лидирующую страну-поставщика фрилансеров или даже регион.

Какие сервисы и компании вы считаете своими конкурентами на рынке?

Конкурентов, естественно, много, но смотря по какому продукту. Для EasyStaff конкурентом является мировой лидер — Deel. Именно они являются первооткрывателями этого рынка и создателями бизнес-модели. Конкурировать с ними действительно тяжело. На российском рынке конкурентом является компания Solar Staff.

Как обстоят дела с безопасностью денежных переводов и передачей персональных данных в ваших сервисах?

Что касается какой-то страховки депозитов, то такого мы предложить не можем.

Если говорить про EasyStaff, то деньги с баланса заказчика списываются и перечисляются исполнителю, только после приемки работ. Ситуация взаиморасчетов на сто процентов подконтрольна заказчику, т.е. он решает, принимать работу или нет. Сервис будет стоять на стороне заказчика.

В EasyStart, наоборот, мы работаем только с фрилансером, про заказчика мы ничего не знаем. Если деньги пришли по инвойсу, то деньги автоматически зачисляются фрилансеру.

Третий продукт, который мы создаем в этом году — биржа. Здесь вопросы можно будет решать через арбитраж, где участие будут принимать две стороны. Сервис выступит судьей для разрешения конфликтов, будет осуществлять контроль за безопасностью сделки и валидностью выполненной работы фрилансером. На бирже будут одновременно защищены права как фрилансера, так и заказчика.

В России есть одна крупная биржа фрилансеров, но на ней общение сторон сделки вне платформы строго запрещается. Сообщения, содержащие любые контакты для связи, молниеносно блокируются, не приветствуется прямое общение между заказчиком и исполнителем. Как вы относитесь к тому, что ваши клиенты будут общаться вне платформы?

Вопрос о запрете прямого общения у нас не поднимался, при этом сервис способен обеспечить удобный интерфейс взаимодействия внутри платформы. Сейчас мы не запрещаем фрилансеру и заказчику общаться на стороне и одновременно работать на бирже. В будущем, возможно, что эта функция будет закрыта и мы будем ограничивать перевод общения из сервиса. Но пока есть много целей и задач, которые необходимо реализовать.

Как происходит обмен документами на платформе, ведь иногда они могут быть объемными, на много гигабайт?

В данный момент, мы не запрещаем обмен документами вне сервиса, например, через электронную почту.

Сколько переписка и документы хранятся в сервисе? Ведь с их помощью можно доказать реальность сделки.

У нас сейчас нет проблем с архивацией клиентской переписки и сохранением данных. В уже давно функционирующем продукте EasyStaff сохранена вся переписка и прикрепленная документация. Для архивных файлов существует отдельная вкладка «Архив», из которой при необходимости можно выгрузить требуемую информацию.

Какие виды электронных подписей вы используете в сервисах для заказчиков и фрилансеров?

Когда вы работаете с нерезидентом, любой вид российской ЭЦП не действует. В таких сделках будет действовать формулировка «использование общепринятых стандартов обмена документов». Когда стороны находятся в разных юрисдикциях, подписание документов осуществляется через сторонние сервисы, например, самый известных среди них — DocuSign.

Давайте подведем итог. Кто может стать клиентом EasyStaff? 

Клиентом EasyStaff может стать любая компания – нет ограничений по географии, размеру штата или количеству исполнителей на аутсорсе. Самый большой спрос на наш сервис видим среди компаний по разработке игр, приложений и ПО, IT дизайну, маркетингу и аутсорсинговых компаний.

Как правило, наш клиент – это владелец малого или среднего бизнеса, у которого есть распределенная команда. Должность клиента – это чаще всего либо CEO, либо CFO. Одни компании платят своим удаленным сотрудникам 1-2 раза в месяц, другие платят фрилансерам за разовые услуги.

Какие планы у EasyStaff на развитие? 

На основе EasyStaff пришли к сервису для фрилансеров EasyStart – это решение для исполнителей, которые работают преимущественно с зарубежными заказчиками. 

Сейчас также развиваем EasyBusy – биржу фрилансеров. В ней соединится все лучшее от обоих сервисов. 

Начать дискуссию

Офис Клерка номинирован на премию Best Office Awards 2024

Объявлены проекты-номинанты премии Best Office Awards 2024. Награждение победителей премии состоится 31 мая в MTC Live Hall финале форума

Офис Клерка номинирован на премию Best Office Awards 2024

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Алексей Иванов рассказал как блог на Клерке помог компании «Мое дело» выйти из кризиса. В костюме фирмы Adidas

Стратегии монетизации контента на платформе «Клерк» с использованием вебинаров, рассылок и лит-магнитов.

Банки

Покупка жилья в кредит станет более быстрой

Чтобы застройщики быстрее получали финансирование, а участники долевого строительства тратили меньше времени на посещение банков, депутаты предложили разрешить при покупке жилья открывать эскроу-счета удаленно.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Инвестиции

Инвестиции в недвижимость: новый ЗПИФ Рентал ПРО от создателей ПНК-Рентал. IPO в конце мая – начале июня

«Можем повторить!» — сказали ребята из «А класс капитал» и решили, что пора выводить на биржу новый фонд. С названием долго не думали. Был ПНК-Рентал для всех, а будет Рентал ПРО для квалифицированных инвесторов. Был фонд с пассивным управлением, а будет фонд с активным управлением. Собрал известную информацию и свои мысли по новому фонду.

Инвестиции в недвижимость: новый ЗПИФ Рентал ПРО от создателей ПНК-Рентал. IPO в конце мая – начале июня
Мошенничество

В сервис заказа такси встроили азартные игры

Злоумышленники использовали агрегатор такси и проводили через него незаконные операции, связанные с выигрышами на ставках и в онлайн-казино.

Криптовалюта

Как и где купить криптовалюту пошаговая инструкция

Биткоин, Эфир, USDT и другие криптовалюты – отличный способ инвестировать в 2024 году. Сегодня ими пользуются не только крипотрейдеры, но и новички. Многие считают, что купить криптовалюту сложно и непонятно, поэтому отказываются от вложений. К счастью, это не так, и сегодня купить криптовалюту в России так же просто, как обменять рубли на доллары или евро!

Как и где купить криптовалюту пошаговая инструкция
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Трудовое право

Роструд назвал основные правовые особенности сезонной работы

По Трудовому кодексу есть особенности регулирования труда работников, занятых на сезонных работах.

Банки

Исламский банкинг будет интересен 90 тысячам компаний

По оценкам Сбера, к 2030 году 30% населения будут составлять мусульмане. Услуги банка, которые не противоречат нормам шариата, заинтересуют 5 млн человек.

Вопросы официального трудоустройства иностранных специалистов. Общая методичка

В рамках указанной статьи вы сможете узнать об основных этапах и нюансах, связанных с официальным трудоустройством иностранных специалистов.

Кабмин направит на поддержку Запорожской и Херсонской областей 4,4 млрд рублей

Деньги пойдут на выплату зарплат сотрудников бюджетных учреждений.

Госзакупки

Самые интересные споры по госзакупкам за 1 квартал 2024 года

ФАС привела обзор судебной практики в сфере госзакупок за 1 квартал 2024 года.

🔥 Акция «Жаркие скидки в любую погоду»! Самые горячие онлайн-курсы «Клерка» за 4 290 рублей до 20 мая

Мы предлагаем самые выгодные цены на онлайн-курсы по учету на маркетплейсах, УСН, ВЭД, финмоделированию, ФСБУ и бухгалтерии с нуля. Только до 20 мая их можно купить за 4 290 рублей!

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Инвестиции

Святой рандом мая. PIKK — акции ПИК

Продолжаю третий сезон святого рандома с покупкой российских акций. Каждый месяц я выбираю одну рандомную акцию из индекса Мосбиржи. Ну как я, делает это святой рандом, он же генератор случайных чисел. Я её потом просто покупаю. Почему? Да потому что какой смысл ручками выбирать акции, если рынок ведет себя непредсказуемо ¯\_(ツ)_/¯

Святой рандом мая. PIKK — акции ПИК
Бесплатно с Трудовые отношения

Сверхурочные в 2024 году: как оплачивать по новым правилам

Порядок оплаты сверхурочных работ закреплен в обновленной ст. 152 ТК во исполнение поручения, которое дал законодателям КС в постановлении от 27.06.2023 № 35-П. Теперь при оплате сверхурочной работы необходим принимать во внимание все компенсационные и стимулирующие выплаты.

Сверхурочные в 2024 году: как оплачивать по новым правилам
Бесплатно с Налоговые проверки

Продажа авто учредителю по цене ниже рыночной: сколько доначислят налоговики

Если организация продает самортизированные активы по низкой цене взаимозависимым лицам, ей доначислят налоги. Разбираем судебную практику.

Продажа авто учредителю по цене ниже рыночной: сколько доначислят налоговики

Что будет с интернетом, мобильной связью, Почтой России, электронными услугами, ИТ: заявления Минцифры

Максут Шадаев перед утверждением на должность министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ назвал основные направления работы и какие вызовы стоят перед Минцифры.

Новое приложение «Ситидрайва» удалили из App Store

Уже установленные приложения будут работать на iOS. Пользователям рекомендуют отключить функцию «Сгружать неиспользуемые».

Платись, платись большая и маленькая: независимо от размера зарплату нужно платить два раза в месяц! 💰«Ночной бухгалтер» № 1684

Даже если ваш сотрудник на неполной ставке получает зарплату размером в несколько тысяч рублей, ее нельзя платить один раз. Даже сотрудник просит. Так Роструд сказал.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Расценки на техобслуживание газового оборудования, возможно, будет устанавливать государство

Регионы предлагают ввести государственное регулирование стоимости услуг по техобслуживанию газового оборудования.

Интересные материалы

Обменники крипты: как выбрать подходящий

Сегодня купить и продать криптовалюту* в России можно несколькими способами: через криптовалютные биржи, P2P-сервисы, криптоматы и обменники, работающие онлайн и офлайн. Последний вариант позволяет проводить сделки анонимно – без отправки своих персональных данных и платежных реквизитов.

Обменники крипты: как выбрать подходящий