Бизнес-психология

Как защитить личные границы на работе

На часах 11 вечера, а вы в очередной раз не успели вернуться домой с офиса вовремя. Начальник попросил «по-дружески» доделать задачи вашего коллеги, который сегодня отпросился пораньше. Подобные ситуации повторяются из раза в раз, вы не можете отказать никому, но и вопрос о финансовой компенсации вы не открываете.
Как защитить личные границы на работе
Создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина, Клерк

Как отказаться от выполнения ненужных задач и защитить свои личные границы на рабочем месте, разберем вместе с основателем направления ценностно-ориентированной психологии (ЦОП) Олегом Гадецким.

Культура организации

Прежде всего, личные границы обеспечивают нам ощущение контроля над нашей жизнью и окружающей средой. Когда мы имеем возможность определять, какие аспекты нашей личности и жизни мы разделяем с коллегами, а какие оставляем вне рабочего пространства, мы сохраняем свое личное достоинство и интегритет. Человек с высоким уровнем интегритета считается надёжным и последовательным, согласующим свои действия с заявленными ценностями и принципами. В конечном итоге это способствует повышению производительности и эффективности работы.

Личные границы способствуют поддержанию здоровых отношений на рабочем месте. Каждый член команды выполняет свою определенную функцию.

Если мы сравним организацию с машиной, а сотрудников – с деталями, то можем провести ясную аналогию: поршни, сцепление, шасси и аккумуляторная батарея не заменяют функции друг друга, но только совместная работа может привести автомобиль в движение. 

Представьте, что ваши личные границы – это невидимая линия, за которой начинается ваше личное пространство, ваша индивидуальность и ваше эмоциональное благополучие. Когда эти границы соблюдаются, мы чувствуем себя уверенными, защищенными и способными эффективно выполнять свои рабочие обязанности.

Соблюдение личных границ на рабочем месте – это не только способ защиты нашего эмоционального состояния, но и гарант успеха в нашей профессиональной деятельности. Когда мы устанавливаем ясные границы, мы снижаем вероятность конфликтов, повышаем уровень доверия в коллективе и создаем здоровую рабочую обстановку, способствующую качественной работе и достижению целей.

Когда мы умеем грамотно расставлять приоритеты и отделять рабочее время от личного, мы сохраняем энергию и мотивацию для достижения своих целей, не допуская излишнего истощения.

Нарушение личных границ может привести к чувству перегрузки, беспокойства и эмоционального истощения, что в конечном итоге может привести к выгоранию и снижению производительности.

Постоянное нарушение правил корпоративной культуры приводит к нарушению доверия и отношений между сотрудниками, что может осложнить решение поставленных задач и тормозить командную работу.

Стратегии защиты личных границ на рабочем месте

Пока вы занимаете позицию «хорошего безотказного сотрудника», думая, что этот труд будет оценен по достоинству и приведет к росту показателей компании, вы все ближе к точке невозврата и большого разочарования.

Часто мы строим в своей голове иллюзии, которые не имеют ничего общего с реальностью. Вы оставляете свои задачи, окунаетесь с головой в помощь коллеге, а по итогу остаетесь с выговором от начальства за невыполнение своих обязанностей, а коллега получает повышение или премию. На работе всегда есть место взаимопомощи, но здесь работает принцип «сначала кислородную маску на себя». 

Определите свои предпочтения, потребности и комфортные зоны на рабочем месте. Будьте честными с собой и окружающими о своих личных границах и не бойтесь их выражать.

Данные вопросы можно обсудить с HR, корпоративным психологом или вышестоящим руководителем. Открытое обсуждение в open-space (прилюдно) приведет к ненужной суете, разбирательствам и конфликтам.

Важно, чтобы вы сами четко понимали, как вести коммуникацию и управлять ожиданиями. Общайтесь с коллегами и руководством о своих границах и ожиданиях относительно рабочего времени, задач и коммуникации. Предложите альтернативные варианты взаимодействия, которые соответствуют вашим личным границам, например, использование электронной почты вместо непосредственного общения. Либо вместо долгих голосовых аудиосообщений просите ответить в письменном формате. 

Научитесь говорить «нет» навязчивым запросам или задачам, которые вы чувствуете себя неспособными выполнить. Будьте четки и решительны в том, что касается вашего времени и личного пространства. Вежливо, но твердо, откажитесь от дополнительных задач или бесполезных разговоров, когда это не соответствует вашим текущим обязанностям или приоритетам.

Обращайтесь за поддержкой к доверенным коллегам или руководству, если вам трудно соблюдать свои личные границы или если вы столкнулись с ситуацией нарушения границ со стороны других сотрудников.

Почему на вас можно «ездить»

Если вы ловите себя на мысли, что не можете сказать нет, когда вас обесценивают, но при этом нагружают дополнительной неоплачиваемой работой, когда регулярно нарушаются правила общения, это сигнал к действию.

В жизни должен быть баланс. В вашей – сектор «работа» занимает большую часть, поэтому вы так остро воспринимаете все проблемы и вызовы на рабочем месте. Уделите время для заботы о себе вне рабочего времени, включая время для отдыха, релаксации, хобби и личных отношений. Не забывайте о своих физических и эмоциональных потребностях, уделяйте внимание своему здоровью и хорошему самочувствию. Помните, что защита личных границ на рабочем месте помогает не только вам самим, но и вашим коллегам создать здоровую и продуктивную рабочую среду.

Проанализируйте свой список задач и определите, какие из них действительно не являются приоритетными или не соответствуют вашим текущим целям и обязанностям. Если задача была назначена вашим руководителем или коллегой, обсудите с ними свои текущие обязанности и объясните, почему вы считаете, что не можете взяться за эту задачу. Предложите альтернативные решения или возможности делегирования.

Что делать сотруднику, если происходит конфликт с коллегой 

Когда сотрудник сталкивается с конфликтом с коллегой, важно принять несколько шагов для эффективного разрешения ситуации:

  • Спокойно обсудите проблему. По возможности, разговор должен происходить в присутствии обоих сотрудников. Позвольте каждому из них высказать свою точку зрения без прерываний.

  • При обсуждении конфликта старайтесь избегать обвинений и оценок. Вместо этого сосредоточьтесь на фактах и конкретных проблемах.

  • Попытайтесь найти взаимоприемлемое решение, которое удовлетворит обе стороны. 

  • Разработайте совместно с участниками конфликта стратегии предотвращения подобных ситуаций в будущем. Это может включать в себя улучшение коммуникации, установление четких правил и регулярные обсуждения проблем.

Если конфликт не удается разрешить самостоятельно, руководство может обратиться за помощью к специалистам по урегулированию конфликтов или другим ресурсам, таким как отдел по управлению персоналом или внешние консультанты.

Комментарии

1

Глава Минфина: изменения в налоговой системе сократят неравенство

Прогрессивное налогообложение коснется только тех, у кого высокие доходы. Для семей с двумя и более детьми предложат дополнительные вычеты по НДФЛ.

Курсы повышения
квалификации

21
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Цифра дня. Про обеды на работе

Аналитики выяснили, что в среднем работающие россияне тратят на один обед около 438,5 рублей.

Цифра дня. Про обеды на работе
Кадры

30% работодателей привлекают сотрудников на аутсорсе

Чаще всего внешних специалистов привлекают представители микробизнеса. Это позволяет большинству работодателей сосредоточиться на основной деятельности и не искать персонал в штат.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Полезные фишки в Excel, которые пригодятся каждому бухгалтеру

Собрали для вас полезные советы, которые помогут упростить и ускорить работу в программе Excel.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

У «Тинькофф Капитал» появился биржевой фонд для инвестиций в IT

Впервые на рынке «Тинькофф Капитал» запустил фонд, инвестирующий в акции публичных технологических компаний России.

Не будь мелочным! ЦБ запустил акцию по обмену железной мелочи на бумажные деньги

Банк России решил избавить россиян от железной мелочи. Он запустил акцию «Монетная неделя». Все желающие смогут принести мелочь в банк и без комиссии обменять ее на бумажные купюры или зачислить средства на свой счет.

Не будь мелочным! ЦБ запустил акцию по обмену железной мелочи на бумажные деньги
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

С сегодняшнего дня запретили вывозить отходы и лом драгоценных металлов

Правительство ввело временный запрет на вывоз отходов и лома драгметаллов с 20 мая по 20 ноября 2024 года.

ВЭД

Грузы из Китая будут доставлять без отсрочки платежа

Бизнес не сможет получить отсрочку оплаты за перевозимые по железной дороге грузы из Китая. Товары не отправят в РФ до тех пора, пока деньги не поступят в КНР.

ФНС утвердила порядок налогового мониторинга для операторов лотерей

Налоговики будут контролировать выплаты выигрышей, а также проверять данные физлиц, которые получили меньше 15 000 рублей от операторов лотерей.

Оплата больничных 2024: СФР утвердил порядок подачи электронных сведений и документов для назначения пособий

3 мая 2024 года вступил в силу приказ СФР от 12.01.2024 № 9. Он утвердил единые правила электронного направления в Соцфонд России данных, необходимых для назначения и выплаты пособий. Рассказываем об изменениях и порядке представления данных в отделения СФР.

Оплата больничных 2024: СФР утвердил порядок подачи электронных сведений и документов для назначения пособий

Кабмин выделит деньги на развитие сельских территорий

Жители сел смогут оформить льготные кредиты на благоустройство домов по ставке 5%. Государство компенсирует банкам разницу с рыночной ставкой.

📝 Амнистия за дробление, возможно, будет после декларирования всех подконтрольных компаний. Экономическая суть здесь важнее самих критериев, считает юрист

Добровольный механизм декларирования взаимосвязанных юридических лиц позволит властям определить, кто подпадет под амнистию.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Налоги на бизнес: принципы учета расходов и учет процентов

Разбираем принципы учета расходов для целей налогобложения прибыли и особенности учета процентов.

Налоги на бизнес: принципы учета расходов и учет процентов
УСН

На УСН скидка от поставщика влияет на учет дохода

Некоторые поставщики компаний и ИП на УСН предоставляют им скидки на товар за выполнение объема закупок в счет снижения дебиторской задолженности.

Если чек аннулировали: инструкция для бухгалтера

Чек — самый главный документ для заказчика: он позволяет принять оплату внештатному исполнителю на расходы. Однако бывают случаи, когда чек аннулирован — это может вызвать дополнительные трудности. В этой статье разбираем почему такое может произойти и что в этом случае делать заказчику.  

Если чек аннулировали: инструкция для бухгалтера

СПБ Банк подает обращение в OFAC для разблокировки иностранных активов

Обратившись в OFAC, инвесторы смогут получить индивидуальную лицензию, чтобы перевести замороженные активы в организации, которые не попали под санкции, и вернуть доступ к заблокированным иностранным бумагам.

Госдума хочет отправить многодетных матерей на досрочную пенсию

Депутаты собираются дать право женщинам с тремя детьми выходить на пенсию с 54 лет, а кто родил четыре ребенка — с 52 лет.

Бесплатно с Блокировка счетов по 115-ФЗ

Как банки проверяют бизнес + образцы ответов на запросы

Банкам поручено проверять клиентов и их операции по антиотмывочному закону 115-ФЗ. Компании и ИП могут получить в любой момент запрос о предоставлении документов и пояснений. В разных случаях требования разные. Рассказываем, что, когда и зачем вправе просить банк и как составить ответы, чтобы избежать блокировки счетов.

Как банки проверяют бизнес + образцы ответов на запросы

У судов может появиться информационная система по работе с коллективными исками

С помощью новой информационной системы коллективных исков потенциальные участники процесса смогут присоединиться к делу, а также следить за его ходом и действиями своих представителей.

Интересные материалы

Как учесть доменное имя сайта в качестве НМА

По ГК сайт является программным продуктом и относится к результатам интеллектуальной деятельности (п. 1 ст. 1225). При соответствии установленным признакам они выступают нематериальными активами.