Интервью

Елена Пивоварова: «Эффективное управление закупками — основа роста объемов производства»

Как в условиях наращивания объемов производства, которые демонстрируют российские предприятия, оптимизировать систему работы с поставщиками и обеспечить бизнес всем необходимым, рассказала эксперт по управлению финансами, член Международного Союза экономистов Елена Пивоварова.
Елена Пивоварова: «Эффективное управление закупками — основа роста объемов производства»
Иллюстрация: Елена Пивоварова

Промышленное производство в России показывает значительный рост. По итогам 2023 года положительную динамику по этому критерию показали почти 60% регионов России. В январе — феврале 2024 года он, по данным Росстата, вновь показал увеличениена 6,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Внешним стимулом для роста объемов выпускаемой продукции специалисты называют курс на импортозамещение на фоне введения западных санкций. Однако успешность решения этой задачи лежит и в сфере организации производства, где одну из ключевых ролей играет закупочная деятельность компании.

О том, какие типичные ошибки совершают специалисты, какие этапы важно проанализировать и как выстроить грамотный подход к формированию закупочной деятельности мы поговорили с финансовым аналитиком, членом Вольного экономического общества России, заместителем главного экономиста всероссийского детского центра «Орленок» Еленой Пивоваровой.

— Елена, на протяжении уже нескольких лет вы ведете исследования в сфере оптимизации затрат в малом и среднем бизнесе. Вы являетесь автором методики финансовых расчетов, которая позволяет увеличить скорость работы и объем обработки данных в процессе государственных и муниципальных закупок. Почему вы взялись за эту тему?

— Сейчас многие предприятия показывают высокий темп роста, и в такой ситуации закупочная деятельность будет играть все более и более важную роль. Увеличение заказов, объемов — это все нужно обеспечивать. Но, к сожалению, многие предприниматели пока недооценивают значение организации эффективных закупочных технологий.

Управление закупками — самая важная часть материально-технического обеспечения, фактически сердце, главная мышца, которая дает организации все необходимое — сырье, инвентарь, услуги.

Я часто вижу устаревшие подходы к планированию, организации процесса формирования и отслеживания закупок, отсутствие закупочных стратегий и регламентов, недостаток мотивации и нужной компетенции у сотрудников, разграничения ответственности между подразделениями. Если предприятие поставило своей целью динамичный рост — первое, что стоит сделать — оптимизировать закупки.

— У вас есть практический опыт работы в этой сфере. В 2020 году вы  были назначены на должность специалиста экономического отдела по закупкам крупнейшего в стране детского центра и спустя три года в авторитетном издании «Экономика и жизнь»  опубликовали вашу работу «Оптимизация финансовых расчетов в сфере закупок». Как в  исследовании вам пригодился ваш опыт и какие аспекты вы анализировали для разработки своей методики?

— Получив место в отделе закупок я смогла на своем опыте досконально изучить, как работает структура закупок, из каких звеньев она состоит и выстроить систему ее оптимизации.

Конечно, у разных предприятий система будет работать чуть иначе — другой масштаб, другие товары, но формально закупочный процесс можно поделить на несколько этапов, и они составляют вполне универсальную модель, подходящую для любого бизнеса.

Ведь всем прежде всего нужно знать, что именно необходимо купить, каким требования должен соответствовать товар, сырье или услуга. С этого и нужно начинать. Далее идет поиск поставщиков, размещение заказа, контроль, оформление документов.

Так вот чтобы эффективно оптимизировать процесс закупок, нужно, чтобы каждый этап проходил максимально четко и быстро. Чтобы каждый специалист на своем этапе работы знал, что делать, на какие вопросы искать ответ, и не совершал ненужных ошибок.

И этого достаточно просто добиться, регламентируя закупочные бизнес-процессы, работу с запасами и с поставщиками. Когда у сотрудника любого отдела есть пошаговое руководство, работать вместе на единый результат гораздо проще. И важно эти регламенты периодически перенастраивать, чтобы соответствовать изменениям и в самой компании и в окружающей действительности.

К сожалению, иногда встречаются регламентированные процессы, но они в этом виде уже десятилетия. Это не оптимизация, а наоборот. 

— Ваша методика позволяет существенно экономить время, особенно если речь идет о закупках на крупных предприятиях. Что вы предлагаете специалистам, чтобы они  выполняли задачи оперативнее?

 — Я разработала таблицы с формулами, с помощью которых достаточно быстро можно собрать нужную информацию.

К примеру, произвести расчет начальной цены контракта. Это один из важных критериев при определении поставщика. Чтобы не тратить время на ручной просчет по каждой позиции, достаточно ввести цены поставщика и она сама автоматически выдаст результат. Еще одна вспомогательная таблица разработана мной для удобства сбора данных и автоматизированного свода итоговых данных по финансовым годам закупок, по статьям, по кодам видов расходов.

Эти таблицы можно подстроить под себя и свои потребности. Но они в любом случае помогут собрать данные быстрее. Крайне важно автоматизация процессов там, где это возможно.

Когда бизнес уже вышел на какую-то высоту, обязательно нужно оптимизировать и процесс закупок, тогда получится выйти на новый уровень. И для этого не нужны серьезные финансовые траты. Нужны перемены.

— Вы регулярно публикуете свои научные работы в профильных журналах. Одна из ваших статей в конце 2023 года была удостоена 1 места в международном конкурсе «Профессиональное управление». В своих исследованиях вы описываете оптимизацию финансовой деятельности в разных сферах — авиаперевозках, гостиничном бизнесе, бьюти-индустрии. Какие особенности есть в работе специалистов отдела закупок? 

— Здесь высочайшая степень ответственности и требования к специалистам. Помимо хорошей базы знаний, нужно обладать определенными личными качествами — быть коммуникабельным, пунктуальным, стрессоустойчивым, уметь быстро принимать решения. Потому что в сфере закупок необходимо работать с очень большим объемом данных.

И это не просто массив цифр — это общение с поставщиками, со всеми структурами внутри предприятия: логистами, складами, бухгалтерией, производством. Это поиск партнеров, мониторинг цен, переговоры, работа с документами и электронными таблицами.

Столь сложную систему крайне важно грамотно выстроить, иначе поддержание ее функционирования потребует очень много сил. При этом будут расти риски что-то упустить или что-то не просчитать.

Очень важно, чтобы закупки велись грамотными специалистами с хорошей мотивацией. Нужно активное взаимодействие между подразделениями, согласованность действий и разделение ответственности. Важно участие руководства и понимание им важности оперативных действий с его стороны. 

— Елена, недавно вы вошли в Международный Экономический союз. Это дает вам возможность оперативно получать информацию обо всех нововведениях в сфере экономических и бизнес процессов. Чтобы вы посоветовали руководителям, чтобы максимально эффективно использовать открывающиеся возможности в связи с глобальными изменениями на рынке. 

— Сейчас поиск возможностей для роста и структурно–технологической перестройки экономики России — одна из главных тем в повестке профессиональных дискуссий.

Лучшее, что могут делать руководители — быть открытыми для новых возможностей.

Нужно регулярно анализировать ситуацию, искать новые решения, внедрять современные информационные технологии. Важно не забывать о постоянном мониторинге рынка и анализе его изменений, чтобы оперативно реагировать на новые требования и возможности. Специалисты должны обладать навыками работы с цифровыми инструментами и в это нужно вкладывать ресурсы.

Современный мир требует большой мобильности и скоростей. Поэтому оптимизация бизнес процессов и закупочных, в том числе — главный ключ к успеху. 

Начать дискуссию

С Днём Победы!

9 мая, когда мы отмечаем День Победы, мы вспоминаем не только о тех, кто сражался на фронтах, но и о тех, кто с огромным мужеством выдерживал испытания в тылу. Среди них моя бабушка, Ольга Ефимовна, чья история наполнена не только горечью утраты, но и невероятной жизненной силой.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Путин: через 6 лет смертность от ДТП должна снизиться в 1,5 раза

В рамках достижения национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни» президент поставил задачу снизить смертность в результате дорожно-транспортных происшествий.

Инвестиции

Неприятие потери, или почему ты не можешь продать Сегежу с Газпромом

Ситуация: ты покупаешь акции компании, которая внезапно становится токсичной и месяц за месяцем нащупывает новое дно. Классический пример — ВТБ. Но это было всегда, а вот более свежие примеры — Сегежа или народное достояние. Газовая компания вообще держится в топ-3 по популярности среди акций, а её ближайшие перспективы не менее туманны, чем Альбион.

Неприятие потери, или почему ты не можешь продать Сегежу с Газпромом
Лучшие спикеры, новый каждый день
Социальный вычет

Изменился состав документов для получения налогового вычета за обучение

По расходам на образование с 1 января 2024 года в налоговую нужно принести справку об оплате услуг. Раньше для получения социального налогового вычета по НДФЛ были нужны платежные документы и договор.

5

📕 💪 Акция «Не МАЙся — заниМАЙся»! Самые нужные курсы по 3 690 рублей!

Успейте купить топовые курсы «Клерка» за 3 690 рублей до 13 мая! Для акции мы выбрали нужные для бухгалтера онлайн-курсы: они помогут освоить востребованные навыки, актуализировать знания к лету, освоить новую нишу, чтобы вырасти в карьере и увеличить доход.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1

🔥 Акция «Не МАЙся — заниМАЙся!»: топовые онлайн-курсы по 3 690 рублей

До 13 мая вы можете купить лучшие онлайн-курсы «Клерка» по учету на маркетплейсах, финансовому моделированию, ВЭД, зарплате и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Уважаемые коллеги! Поздравляем вас с Днем Победы!

Коллектив «Клерка» поздравляет всех с Днем Великой Победы!

Уважаемые коллеги! Поздравляем вас с Днем Победы!
3
Законопроекты

Губернаторам могут разрешить продлевать майские праздники

Госдума начинает рассматривать законопроект, который может разрешить региональным властям давать людям больше выходных в майские праздники. Но только если большинство жителей региона поддержит перенос выходных с новогодних праздников.

Инвестиции

8% в валюте на удобрениях. Свежие облигации: Акрон CNY на размещении

Нет ничего постыдного в том, чтобы инвестировать в навоз, даже если этот навоз берёт долги в юанях под 8%. Сегодня у нас в гостях Акрон — очередной эмитент, который позволяет инвесторам заработать в валюте. Крайне интересный выпуск, достойный находиться в портфелях всех любителей валюты.

8% в валюте на удобрениях. Свежие облигации: Акрон CNY на размещении

Проблема навигации на «Клерке». 20 лет мы искали решение и вот

Теперь навигационное меню можно свернуть и оно запомнит свое состояние.

Проблема навигации на «Клерке». 20 лет мы искали решение и вот

Сравнение сервисов для подачи отчетности. Обзор для бухгалтера

Статья представляет сравнительный обзор трех сервисов для подачи отчетности: 1С-Отчетность, СБИС и Контур Экстерн. Описаны их ключевые функции и ценовые предложения.

1

Правильно подобрали переводчиков и локализовали сайт: как за 2 месяца мы помогли торговой компании открыть филиалы в ОАЭ, Турции и Казахстане

Когда открываешь филиал компании за рубежом нужно заранее разобраться с требованиями местного законодательства: почитать гражданское и корпоративное право страны, в которой регистрируешь бизнес, и собрать правильный пакет документов. Все сертификаты, лицензии, разрешения должны быть профессионально переведены и заверены.

Правильно подобрали переводчиков и локализовали сайт: как за 2 месяца мы помогли торговой компании открыть филиалы в ОАЭ, Турции и Казахстане
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Грядет очередной эксперимент по маркировке

C 1 сентября 2024 по 31 августа 2025 года Минпромторг планирует проведение эксперимента по маркировке отдельных видов смазочных материалов и специальных автомобильных жидкостей.

1

К 2036 году у 99% населения России будет интернет

Президент в качестве национальной цели обозначил увеличение доли домохозяйств, которым обеспечена возможность качественного высокоскоростного широкополосного доступа к интернету.

Зачем обращаются в Росреестр чаще всего: официальные данные

Росреестр отчитался, с какими вопросами чаще всего обращались заявители в 2023 году.

Ведение бизнеса

Выручка малых технологических компаний должны вырасти в 7 раз

Для достижения национальной цели «Технологическое лидерство» президент поставил целевой показатель по росту выручки малых технологических компаний (МТК).

Названы приоритетные направления для развития новых технологий

Президент поставил задачу обеспечить технологическую независимость и формирование новых рынков по ряду направлений.

Все что вам нужно знать о штрафах за работу с самозанятыми. Реальный опыт юриста

Разберу на примере реальных  судебных дел, как предприниматели «попадают» на штрафы за работу с самозанятыми и теряют миллионы. Отвечу на 3 самых популярных вопроса и развею мифы.

1
Проверки ФАС

6 основных инструментов ФАС по борьбе с недобросовестной конкуренцией

Антимонопольная служба подвела итоги работы по противодействию недобросовестной конкуренции за 2023 год.

Интересные материалы

Бесплатно с Увольнение

Увольнение с отработкой: что такое, как правильно оформить, образец заявления

Увольнение с отработкой — это не нормативное, а обиходное выражение. Корректнее говорить об увольнении по собственному желанию или расторжении трудового договора по инициативе работника. Но важнее не термины, а правильное оформление.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру